К функциям счетной палаты рф относится. Контрольные функции Счётной палаты РФ. Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

Председатель Счетной палаты:

Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Председатель Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти РФ и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

По представлению Президента РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. В случае отклонения предложенной на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации, Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Постановление Совета Федерации о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Советом Федерации, могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Государственной Думой, могут вноситься Президенту РФ фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Аудиторы Счетной палаты не могут замещать иные государственные должности и должности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Аудиторы Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Законодатель определил ограничения, накладываемые на Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты, которые не вправе :

Получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты или аудитором Счетной палаты в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в Счетную палату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты или аудитор Счетной палаты, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

Выезжать в связи с выполнением служебных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц , за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

Разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются законодательством о государственной гражданской службе РФ, законодательством РФ о труде и иными нормативными правовыми актами.

Виды деятельности Счетной палаты : Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему конт-роля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, предусматривающую:

Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат парламента, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений палат парламента, по обращению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Заметим, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.

Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также представление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета конт-ролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в РФ вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством РФ по представлению Счетной палаты.

Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.

Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии/проверки и оформления ее результатов в виде акта или заключения. Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

Счетная палата осуществляет контроль :

За управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

От распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

От управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата осуществляет контроль :

За деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

Деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйст-венной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения :

По проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

Проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

Проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

Проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

Проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

Запросов Президента Российской Федерации;

Поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

Запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

Запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

Запросов Правительства Российской Федерации;

Запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти РФ по вопросам ее ведения.

Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых конт-рольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими конт-рольными органами РФ : Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, представлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения конт-рольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.

Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты особое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию совместно с ним. При представлении материалов проверок и ревизий палатам парламента особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право :

Беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения;

Опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.

Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

Они досрочно освобождаются от должности решением той палаты, которая их назначила, в случаях:

а) нарушения ими законодательства РФ или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

г) достижения ими возраста 65 лет.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты, которая их назначила, в случае формирования палаты Федерального Собрания РФ нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий должностных лиц и аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой не ранее чем через шесть месяцев после начала работы Государственной Думы нового созыва, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Решение о досрочном освобождении оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента РФ, постановлений Совета Федерации или постановлений Государственной Думы, которые принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Государство принимает необходимые меры по материальному и социальному обеспечению сотрудников Счетной палаты. Должностные оклады инспекторов Счетной палаты устанавливаются на 20 % выше соответствующих окладов работников Аппарата Правительства РФ. Должностные оклады других сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства РФ. Надбавки к должностным окладам сотрудников Счетной палаты устанавливаются в порядке и размерах, определенных для работников Аппарата Правительства РФ. Сотрудникам Счетной палаты, проработавшим в органах финансового контроля свыше десяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в десять календарных дней, а свыше 15 лет - 15 календарных дней.

Председателю Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Первого заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Заместителю Председателя Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Аудитору Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.

На сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установленный для работников Аппарата Правительства РФ. Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанавливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Правительства РФ.

Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания РФ на закрытых заседаниях.

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) - постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти . Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации . Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ - ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск - Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля - стратегический аудит , целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995-2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ. Веб-адрес документа.

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе - Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. "О Cчетной палате Российской Федерации". Согласно ему Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ - переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе - во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны - Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ "О Счетной палате" гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета.Кроме того, и Конституция и Федеральный закон "О Счетной палате" называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ, дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии.

Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности.

Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ, в случаях:

а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

г) достижения ими возраста 65 лет;

д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.

Статус Счётной Палаты также определяют другие нормативные акты. В ст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:

Законность - выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;

Объективности - характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;

Независимости - выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарование определённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, при котором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование только исключительно из средств федерального бюджета;

Гласности - характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетной палаты являются:

Представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работе Счетной палаты; оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие и за год; отчетов о результатах проведенных мероприятий; заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, запросов комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, запросов членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Направление информации по результатам мероприятий, проведенных Счетной палатой, в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов государственной власти;

Направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные органы;

Публикация материалов (информационных сообщений, отчетов и др.) по результатам мероприятий и иных сведений о деятельности Счетной палаты в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, а также в информационных изданиях Совета Федерации и Государственной Думы;

Пресс-конференции по итогам работы Счетной палаты за квартал, полугодие, год, а также в связи с завершением важнейших мероприятий. Пресс-конференции по поручению Коллегии проводят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты;

Брифинги Счетной палаты по важнейшим проблемам ее деятельности проводятся в том же порядке, что и пресс-конференции;

Направление от имени Счетной палаты для опубликования в СМИ пресс-релизов, информационных сообщений, текстов статей и иных материалов; по решению Коллегии упомянутые материалы подписываются уполномоченными членами Коллегии;

Публикация материалов о деятельности Счетной палаты в информационных изданиях ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, а также в печатных органах контрольных и счетных органов зарубежных стран.

Таким образом, что Счётная Палата является органом основывающимся в своей деятельности на определённые принципы и имеющий определённый законом статус высшего органа государственного финансового контроля, сотрудники Счётной Палаты имеют также специальный статус.

https://www.сайт/2018-05-14/kudrin_vozglavit_schetnuyu_palatu_rf_chto_eto_takoe

Главный ревизор страны

Кудрин возглавит Счетную палату РФ. Что он сможет делать?

Илья Питалев/РИА Новости

Сегодня стало известно, что бывший министр финансов РФ, председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин согласился на поступившее ему предложение возглавить Счетную палату РФ. Пока аналитики думают, хорошо это или плохо, мы решили подготовить краткую справку о том, что из себя представляет Счетная палата, чем она занимается и какие полномочия у ее руководителя.

Что это такое?

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита. Отчитывается этот орган перед Федеральным собранием, хотя, как сказано в законе, он «обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно».

Что входит в задачи Счетной палаты? Орган следит за целевым использованием средств федерального бюджета, а также бюджетов государственных и внебюджетных фондов, проверяет эффективность, с которой чиновники реализуют стратегические цели. Такие, например, как майские указы президента или другие большие федеральные программы.

Кроме эффективности, Счетная палата проверяет законность расходования средств. Если специалисты выявляют недостатки на этапе формирования и распоряжения федеральными ресурсами, то вносят предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса.

Помимо расходования средств, надзорный орган следит и за предоставлением налоговых и других льгот, а также бюджетных кредитов в сделках, которые совершаются предпринимателями за счет бюджетных средств.

Ну и, конечно, Счетная палата проверяет достоверность бюджетной отчетности на всех уровнях.

Счетная палата инспектирует движения средств в Центробанке и других кредитных организациях. Орган также должен принимать «в пределах своей компетенции» меры по противодействию коррупции.

Наталья Селиверстова/РИА Новости

Структура Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе председателя, его заместителя, аудиторов и аппарата. Глава Счетной палаты назначается Госдумой на шесть лет по представлению президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Для назначения на должность президенту Советом Госдумы по предложениям фракций в Госдуме вносятся не менее трех кандидатур, из которых президент выбирает одну. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур президенту не понравится, глава государства вправе выдвинуть своего человека и представить его в Госдуму для назначения.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Он должен иметь высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных связях с президентом, а также рядом других крупных чиновников, включая председателя Верховного суда, руководителя администрации президента и так далее.

Глава надзорного органа организует работу Счетной палаты в соответствии с законодательством, представляет Совфеду и Госдуме отчеты о работе органа. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, правительства РФ, президиума правительства, при этом он не может быть ни депутатом Госдумы, ни сенатором.

Заседание расширенной коллегии Счетной палаты. Один из участников — президент Владимир ПутинKremlin.Ru

От своих обязанностей глава Счетной палаты освобождается в случае нарушения им законодательства, злоупотреблений по службе, либо если за такое решение проголосует большинство депутатов Госдумы.

Непосредственно проверки Счетной палаты проводят аудиторы — должностные лица, возглавляющие направления деятельности органа. Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению президента.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев. Аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Функции и полномочия Счетной палаты

Счетная палата проводит экспертизу проектов федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, анализирует обоснованность их показателей, подготавливает свои заключения, осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств. СП также проверяет местные бюджеты в регионах, следит за тем, как тратятся деньги из федерального бюджета, готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей, определяющих уровень и качество социально-экономического развития, оценивает влияние внутренних и внешних условий на уровень достижений экономических целей.

Этот орган отслеживает сферу закупок товаров и услуг, осуществляемых на всех бюджетных уровнях.

СП готовит ежеквартальные оперативные доклады, анализируя, как расходуются средства налогоплательщиков, следит за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга страны, а также долгами иностранных государств перед Россией.

Орган проводит экспертизу международных договоров, документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует наша страна, и иных документов, затрагивающих вопросы распоряжения ресурсами.

Kremlin.Ru

Как счетная палата может наказывать нарушителей

Счетная палата — не силовая структура, она не может возбуждать уголовные дела или вести оперативно-разыскную деятельность. Но она по результатам контрольных мероприятий вправе направлять предписания, уведомления о применении «бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также передавать материалы в правоохранительные органы», если выявит серьезные нарушения. Ранее Счетная палата не раз делала громкие заявления о многомиллиардных нарушениях при расходовании бюджетных средств. Правда, далеко не всегда это заканчивалось возбуждением реальных уголовных дел и наказанием коррупционеров.

Также СП может запрашивать государственную и ведомственную статистическую и иную отчетность, получает постоянный доступ к федеральным информационным системам, необходимым для осуществления аудита. СП может привлекать к контрольным мероприятиям правоохранительные и другие органы и их представителей, а также экспертов из сторонних организаций.

Счетная палата оказывает контрольно-счетным органам субъектов и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи), либо от управления объектами федеральной собственности.

Ограничения и обязанности

На председателя Счетной палаты, как и на других членов этого органа, распространяются примерно такие же ограничения, как и на представителей других надзорных органов (например, прокуроров). Так, члены СП не могут замещать иные должности в органах госвласти или органах местного самоуправления, заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством.

Также члены надзорного органа не могут быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, использовать в неслужебных целях информацию и ресурсы, которые предназначены для их деятельности. Они не могут получать гонорары за публикации и выступления в качестве представителей СП, получать другие вознаграждения, не предусмотренные законом, включая подарки.

«Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Российской Федерации и передаются по акту в Счетную палату», — говорится в законе.

Представители Счетной палаты не могут выезжать в служебные командировки за рубеж за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.

Членам Счетной палаты запрещается вступать в политическую партию в период осуществления ими полномочий. При назначении они должны приостановить членство в политических объединениях.

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) предоставляет федеральным органам исполнительной власти рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";

(см. текст в предыдущей редакции)

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

7. Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: