Жилищные льготы детям сиротам. Очередь на получение жилья. Право на жилое помещение детей-сирот

В России дети, по той или иной причине оставшиеся без родительского попечения, относятся к наиболее уязвимому слою населения. Обеспечение жильем детей-сирот - одна из приоритетных социальных задач государства. Поскольку после ухода из детского дома большинство из них сталкивается с самой что ни на есть взрослой проблемой - где жить? Законодательством предусмотрен льготный порядок получения жилья детьми, оставшимися без попечительства родителями, сиротами и совершеннолетними до достижения ими 23 лет.

Условия для получения жилплощади сиротами

Чтобы получить жилую площадь на льготных условиях, недостаточно относится к одной из вышеозначенных категорий. Также необходимо одновременное соблюдение таких условий:

  1. Отсутствие у сироты закрепленной за ним жилой площади. Причем это касается и собственного жилья, и оформленного по договорам социального найма. Если за ребенком числится какое-то жилье, то получить другую квартиру он сможет только после представления неопровержимых доказательств о невозможности проживания в собственной жилплощади. К таким обстоятельствам относятся:
    • проживание родителей, лишенных прав на воспитание ребенка, или же лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями;
    • непригодное для проживания по санитарным и техническим нормам состояние жилья;
    • несоответствие метража установленной норме.
  2. Достижение совершеннолетия или наступление полной дееспособности до наступления 18 лет. К этому пункту могут вноситься региональные поправки.
  3. Окончание обучения в образовательном учреждении или организации социального обслуживания населения.

Как получить жилье сироте?

Чтобы попасть в перечень детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ребенок, проживающий без родительского попечения, должен составить и подать соответствующее заявление по завершении срока:

  1. Обучения в любом образовательном учреждении.
  2. Проживания в детском доме.
  3. Прохождения воинской службы.
  4. Отбывания срока в местах лишения свободы.

Из представляемых заявлений формируются специальные списки каждым субъектом федерации в отдельности. Очередность детей зависит от даты их рождения, а при совпадении - от даты вынесения решения о включении в очередь детей-сирот.

К заявлению прилагаются: справка о численности семьи, паспорт и свидетельства о рождении детей (при их наличии), а также документы, которые подтверждают:

  • место проживания и отсутствие жилой площади в собственности;
  • статус сироты;
  • факт вступления в брак;
  • окончание образовательного учреждения, прохождения службы в армии или пребывания в МЛС.

Данный перечень является приблизительным, поскольку каждый территориальный орган может потребовать дополнительно и другие документы. После рассмотрения заявления и приложенных документов представителями жилищной комиссии выносится решение о заключении с сиротой договора найма специализированного жилья. Только после решения жилищного вопроса, ребенок исключается из списка нуждающихся.

Жилье для сирот в 2015 году

До текущего периода льготное жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. Теперь же квартиры детям-сиротам с 2015 года предоставляются на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья. По прошествии этого периода квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Если же ответственной комиссией устанавливаются факты, подтверждающие необходимость оказания помощи сироте по преодолению непростой жизненной ситуации, договор на аренду специализированного жилья перезаключается еще раз на 5 лет. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с текущего года исключен.

Нововведения главным образом должны оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества со стороны заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом.

Качество социального жилья также должно улучшиться. Ранее были нередки случаи, когда сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года эта практика должна прекратиться, а выходцев из детских домов по законодательству должны заселять только в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Одно из нововведений этого года: ранее, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С этого года он может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет. Главное: ему надо стать на учет не позднее 23 лет. Если необходимые документы не будут поданы до этого возраста, то право на льготное жилье будет утрачено.

Что касается определения метража, положенного сироте, то никаких изменений по этому поводу законодательством не предусмотрено. Норма определяется каждым административным центром в отдельности. К примеру, для омских детей-сирот она составляет 33 м. кв. на одинокого человека.

Квартиры детям-сиротам в 2015 году, как и в прошлые периоды, полагаются только при наличии у них российского гражданства. Иностранные подданные и лица без гражданства не могут получить социальное жилье на льготных условиях.

Предоставление квартир детям-сиротам и оставшимся без родительской опеки, не сможет восполнить недостаток родительского внимания. Однако обеспеченность квадратными метрами позволит этим детям войти во взрослую жизнь, имея надежный тыл в виде отдельного, хорошо обустроенного жилья.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на помощь государства. Предоставлять жилье детям-сиротам должны согласно действующему законодательству, не нарушая права граждан.

Законодательная база

Право на собственное жилье сиротам гарантирует несколько нормативных актов:

В 2013 году в основной закон, регламентирующий социальную поддержку сиротам (№159-ФЗ) был немного изменен. Если раньше дети получали жилье на правах социального найма сразу после выпуска из детского дома, службы в армии и т.д., имея право приватизировать его, то сейчас такая возможность не предоставляется.

Изменения в законе о предоставлении жилья подразумевают передачу квартиры на правах специального найма. Он ограничивает права арендатора на недвижимость. Сирота не может приватизировать квартиру, продать, обменять или подарить. Срок действия специального найма – 5 лет. После его окончания жилье переходит в социальный найм и уже может быть приватизировано.

Прежний вариант часто приводил к тому, что сироты оставались без жилья по причине незнания законодательства и мошеннических действий. Сейчас эти риски практически исключены.

Кого обеспечивает жильем государство

Право на квартиру получают дети:

  • сироты – родители умерли до достижения ребенком 18 лет;
  • оставшиеся без попечения родителей.

Попечение детей отсутствует, если родители:

  • лишены прав;
  • определены в СИЗО;
  • без вести пропали или погибли;
  • признаны недееспособны;
  • отказываются забирать ребенка из медицинского или учебного заведения;
  • находятся в лечебных учреждениях.

На помощь от государства могут рассчитывать лица, оставшиеся без родителей по любой причине до достижения совершеннолетия.

Но жилье не предоставляется при условии, что у сироты уже есть квартира в собственности или арендована по социальному найму. Также социальная защита вправе отказать тем, кто прописан в жилом помещении. Но если сирота докажет, что проживание по месту регистрации невозможно по объективным причинам, то жилье ему будет выделено.

К этим причинам относится:

  • в квартире проживает человек с хроническими заболеваниями, ухудшающими качество жизни других лиц;
  • сирота прописан в квартире родителей, лишенных родительских прав;
  • жилье не соответствует санитарным нормам;
  • квартира признана неприспособленной для проживания.

До какого возраста предоставляется жилье

До внесения в законодательство поправок жилье детям-сиротам предоставлялось только до достижения ими 23-летнего возраста. С 2013 года действует новое правило.

Сирота может получить квартиру в любом возрасте, если ранее эта возможность не была реализована. Простыми словами, дети, оставшиеся без родителей, могут только один раз получить жилье от государства в любом возрасте.

Совет. Встать на очередь для получения квартиры сирота должен до достижения 23-летнего возраста. Если этого не сделать, то теряется право на обеспечение жильем.

К сожалению, очередь может на получение квартиры может затянуться надолго. На практике бывают случаи, когда сироте выделялась квартира только в 40-50 лет. Сейчас с этим все строже – жилье должно быть предоставлено сразу при достижении дееспособности (в 18 лет), после окончания учебного заведения или службы в армии. Но экономический кризис в стране повлиял и на формирование бюджета для нуждающихся в социальной поддержке граждан. Поэтому гарантировать быстрое получение жилых метров никто не сможет.

Требования к предоставляемому жилью

Предоставляемое сиротам жилье должно соответствовать нескольким требованиям:

  1. Квартира расположена в том же населенном пункте, где он проживает или находился в детском доме.
  2. Помещение не должно располагаться в ветхом, аварийном доме, где создана угроза жизни и здоровья сироты.
  3. В квартиру подведены все необходимые коммуникации.
  4. Сиротам предоставляется отдельная квартира (не комната в общежитии или коммуналка).

Сколько положено квадратных метров:

  • для одиноких сирот – от 33 кв.м.;
  • для семьи сироты, в которой два человека – от 42 кв.м.;
  • для семей с детьми – от 18 кв.м. на каждого человека.

Если выделенное жилье не соответствует перечисленным нормам, то сирота вправе отказаться от него и потребовать замены. Как правило, такие дела решаются в судебном порядке. Но отказ может привести к тому, что придется заново ждать своей очереди. Да и отказаться от предложенных метров можно только по веским причинам.

С чего начать

Первый шаг, который нужно сделать для получения жилья – встать на очередь. Для этого подается заявление в местный орган опеки и попечительства. Возраст сироты на момент обращения значения не имеет. Списки на социальную помощь формируются из сирот, которые уже достигли 14-летия.

Стоит еще раз отметить до скольки лет нужно заявить о своем праве – до достижения 23-летнего возраста. После этого обрести собственные квадратные метры за счет государства уже не получится.

Какие нужны документы

Для заявления о своем праве на квартиру потребуется приготовить пакет документ, в который входит:

  • гражданский паспорт;
  • справка из детского дома с указанием времени нахождения там;
  • справка из органов опеки о присвоении статуса сироты;
  • справка из ЕГРП об отсутствии жилья в собственности;
  • справка с места учебы или работы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей.

Совет. Заранее следует сделать копии всех перечисленных документов.

Перечисленные документы подаются вместе с заявлением. Оно составляется в свободной форме, но должно быть написано грамотным русским языком. По месту подачи документов обязательно есть образец, на который следует ориентироваться.

Срок рассмотрения заявления составляет 10 календарных дней. По результатам выдается справка о постановке в очередь или отказ. Второй вариант возможен по нескольким причинам:

  • неправильно оформленное заявление;
  • отсутствуют запрашиваемые документы;
  • указана не вся информация;
  • в заявлении указаны противоречивые или недостоверные сведения.

Заявитель может устранить ошибки и вновь обратиться в органы опеки.

Если у сироты есть прописка, то есть фактически присутствует место для проживания, но вселение невозможно по указанным выше причинам, то заявлять о своем праве придется через суд. Потребуется доказать, что квартира непригодна для проживания. Для этого используются документы:

  • справка о зарегистрированных лицах, что указывает на проживание биологических родителей сироты;
  • заключение комиссии о несоответствие в квартире норм санитарии;
  • справка из медицинского учреждения о болезни человека, проживающего в квартире.

Только в случае положительного решения суда можно обращаться в органы опеки, но уже с постановлением.

При обращении в суд сроки рассмотрения заявления увеличиваются и достигают 30 дней.

Как сироте получить квартиру: порядок действий

Что нужно сделать сироте для получения жилья:

  1. Подготовить все необходимые документы. Точный список лучше получить заранее, в органах опеки, поскольку каждый случай рассматривается индивидуально.
  2. Подать документы и заявление.
  3. Дождаться результата и получить справку с указанием номера очереди.
  4. Дождаться своей очереди и подписать договор найма.
  5. Через 5 лет подписать договор социального найма.

Порядок предоставления квадратных метров кажется достаточно простым. Но на практике у многих сирот возникают различные трудности. Например, органы опеки отказывают в предоставлении жилья по причине того, что сирота в браке, а у супруга имеется недвижимость в собственности. Такие действия неправомерны.

Отказать имеют право лишь при условии, что недвижимость оформлена на сироту, а не на ее родственников. Даже покупка квартиры за свои деньги станет причиной отказа в предоставлении квартиры. Стоит учитывать, что пока движется очередь, покупать недвижимость нельзя. Подтверждать свое право на квартиру придется перед подписанием договора найма, предоставив справку об отсутствии жилого имущества в собственности.

Сроки предоставления жилья

Конкретных сроков, когда сирота получит квартиру для проживания, законодательством не установлено. Единственное действующее ограничение – это совершеннолетие. Раньше достижения 18-летнего возраста стать обладателем жилья не получится. Но и в этом случае есть исключения. Например, сирота вступила в брак по причине ожидания ребенка. Также дополнительную льготу получают инвалиды.

Первоочередным правом на получение квартиры обладают именно семейные граждане. Вступление в брак и рождение детей поможет обрести квадратные метры немного раньше.

Что касается сроков получения квартиры в аренду, то они могут составлять как пару месяцев, так и десяток лет. И если раньше жилье предоставлялось всем сиротам до достижения ими 23-летнего возраста, то с введением новых поправок сроки увеличились.

Если срок ожидания превышает 15 лет, то можно заявить о своем праве в суде. Это поможет ускорить процесс передвижения очереди.

Почему же так сложно обеспечить сирот жильем? Ежегодно государство выделяет в специальный фонд несколько сотен квартир (в среднем, 600). Эта недвижимость и переходит на право аренды детьми, которые остались без родительского попечения. Сверх установленного лимита получить жилье не получится. Поэтому получается, что сироты ждут квартиры по несколько лет. Нередко очередь подходит только к пенсионному возрасту.

Можно ли приватизировать жилье

Оформление недвижимости в собственность возможно, но это право сиротам дается не сразу. Изначально заключается договор специализированного найма, который ставит запрет на продажу и приватизацию квартиры. Через 5 лет с арендатором оформляется новый договор – на бессрочную аренду.

Сирота может продолжить пользоваться имуществом на праве аренды, также ему предоставляется возможность приватизации недвижимости в собственность. Процедура оформления – стандартная.

Если органы местного самоуправления отказывают в приватизации квартиры, то вопрос решается в суде. Практически во всех случаях решение оказывается в пользу истца.

Можно ли получить жилье после 23 лет

После 23 лет квартиры сиротам предоставляются, если они встали на очередь. В остальных случаях органы опеки отказывают заявителям. Но и здесь есть исключения. Например, если сирота длительное время находился на лечение в клинике или отбывал наказание в тюрьме. Добиваться постановки на очередь придется через суд, предъявив весомые основания для несвоевременного истребования права на жилье.

Дети-сироты по закону в РФ имеют право на получение жилого помещения. Квартиры предоставляются на условиях найма, изначально без возможности приватизации и продажи. Заявить о своем праве на жилье необходимо до достижения 23-летнего возраста и при отсутствии недвижимость в собственности.

В целях реализации положений статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 1).

1.2. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (приложение 2).

1.3. Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 3).

1.4. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок (приложение 4).

1.5. Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (приложение 5).

1.6. Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение 6).

2. Определить, что Департамент городского имущества города Москвы предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Установить, что в отношении жилых помещений, ранее предоставленных в городе Москве детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам безвозмездного пользования, действуют порядок и условия, на которых указанные жилые помещения были предоставлены, до истечения срока действия указанных договоров. По истечении срока действия договоров безвозмездного пользования вопрос о заключении договора социального найма либо заключении договора найма специализированного жилого помещения рассматривается в порядке, предусмотренном приложением 4 к настоящему постановлению.

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от "О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве":

4.1. В названии постановления слова "лицам из их числа" заменить словами "лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,".

4.2. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:

"В целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", постановляет:".

4.3. В пункте 1.1 постановления слова "и лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

4.4. В пункте 1.2 постановления слова "и лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", слова "выдаваемая органами опеки и попечительства" заменить словами "выдаваемая уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа)", слова "руководителем учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в отношении детей, помещенных в государственные и негосударственные воспитательные учреждения" заменить словами "руководителями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении детей, помещенных под надзор в указанные организации".

4.5. В пункте 1.3 постановления слова "лиц из их числа" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,".

4.6. В пункте 1.4 постановления слова "и лиц из их числа, обучающихся по очной форме в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам", слова "образовательными учреждениями" заменить словами "образовательными организациями".

4.7. В пункте 1.5 постановления слова "лиц из их числа, выявленных и направленных в учреждения" заменить словами "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и направленных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", слова "распоряжения (постановления) органа опеки и попечительства" заменить словами "акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа".

4.8. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.

4.9. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.".

4.10. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению.

5. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от "О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции постановлений Правительства Москвы от , от , от , от , от , от , от ), изложив абзац первый пункта 1.10 приложения к постановлению в следующей редакции:

"1.10. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда либо являющимся собственниками жилых помещений, на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем):".

6. Признать утратившими силу:

6.1. Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 1993 г. N 303 "Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города".

6.2. Постановление Правительства Москвы от 13 августа 1996 г. N 686 "О внесении дополнения в постановление Правительства Москвы от 06.04.93 N 303 "Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города".

6.3. Постановление Правительства Москвы от 31 августа 1999 г. N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов".

6.4. Постановление Правительства Москвы от "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа".

6.8. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".

7. Определить, что информация об условиях и порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве размещается на информационных стендах в помещениях государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, информационных стендах управлений социальной защиты населения города Москвы, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и заместителя Мэра Москвы в по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Приложение 1

к постановлению Правительства

ФОРМИРОВАНИЯ СПИСКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

ГОРОДА МОСКВЫ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок), регулирует правоотношения, связанные с формированием списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список).

3. В список включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот:

3.1. Имеющие место жительства в городе Москве.

3.2. Не имеющие места жительства в городе Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания города Москвы.

3.3. Не имеющие места жительства в городе Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа).

4. С заявлением о включении в список в письменной форме в срок не позднее двух месяцев со дня достижения детьми возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа:

4.1. Законных представителей детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства, а в случае проживания с подопечным в другом субъекте Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, принявший акт о назначении опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя).

4.2. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы и зарегистрированных в установленном порядке в качестве налогоплательщиков в городе Москве, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения этой организации.

4.3. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность за пределами территории города Москвы, в которые эти дети помещены уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, определенный .

5. В случае возникновения предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами города Москвы оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении жилых помещений детям-сиротам после достижения ими возраста 14 лет законные представители детей-сирот в срок не позднее 30 календарных дней со дня возникновения таких оснований или со дня, когда им стало известно об их возникновении, обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Порядка.

6. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, либо не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в подведомственную уполномоченную организацию (далее - уполномоченная организация).

8. Одновременно с заявлением о включении в список представляются:

8.1. Свидетельство о рождении ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8.2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8.3. Документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением о включении в список законного представителя ребенка-сироты).

8.4. Документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет).

8.5. Документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот родительского попечения, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

8.6. Акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения о праве ребенка-сироты, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, на предоставление жилого помещения в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

8.7. Документ, подтверждающий, что ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

8.8. Решение об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом им жилом помещении, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является, вынесенное в установленном порядке (в случае обращения для включения в список ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

9. Документы, указанные в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Порядка, представляются законными представителями детей-сирот, лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка (далее также - заявители), в копиях с предъявлением подлинников документов.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 8.1, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8 настоящего Порядка, которые запрашиваются уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

10. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

11. При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление о включении в список и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.

12. При повторном обращении новое заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.

13. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.

14. При обращении заявителя, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, в уполномоченную организацию рассмотрение заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 10-12 настоящего Порядка.

15. Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в .

Приложение 2

к постановлению Правительства

УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, НАНИМАТЕЛЯМИ

ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ

ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ

КОТОРЫХ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ

1. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (далее - Порядок), регулирует правоотношения, связанные с установлением факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), в ранее занимаемых жилых помещениях, расположенных на территории города Москвы, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (далее также - ранее занимаемое жилое помещение).

2. Вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Формирование повестки заседания Комиссии и вынесение на ее рассмотрение вопросов об установлении факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет подведомственная уполномоченная организация (далее - уполномоченная организация).

4. Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются либо управлением социальной защиты населения города Москвы в случае возложения таких полномочий в установленном порядке.

5. С заявлением в письменной форме об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление об установлении факта невозможности проживания) в срок не позднее чем за шесть месяцев до достижения детьми-сиротами возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа:

5.1. Законных представителей детей-сирот, находящихся на воспитании в семье, - в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа) по месту своего жительства в городе Москве, а в случае проживания с подопечным в другом субъекте Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения жилого помещения в городе Москве.

5.2. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, зарегистрированных в установленном порядке в качестве налогоплательщиков в городе Москве, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту нахождения этой организации.

5.3. Законных представителей детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность за пределами территории города Москвы, в которые эти дети помещены уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа, - в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, определенный .

6. В случае возникновения предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами города Москвы оснований для установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях после достижения ими возраста 14 лет законные представители детей-сирот в срок не позднее 30 календарных дней со дня возникновения таких оснований или со дня, когда им стало известно об их возникновении, обращаются с заявлением об установлении факта невозможности проживания в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка.

7. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если в отношении них законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались с заявлением об установлении факта невозможности проживания, либо указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением об установлении факта невозможности проживания в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства в городе Москве либо в уполномоченную организацию.

9. Одновременно с заявлением об установлении факта невозможности проживания представляются:

9.1. Документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

9.2. Документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания законного представителя ребенка-сироты).

9.3. Документ, свидетельствующий о приобретении ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, приобретшего полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет).

9.4. Акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о назначении ребенку-сироте опекуна (попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя) либо о помещении его под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий сведения об установлении контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния ранее занимаемого жилого помещения (в случае обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот, являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения).

9.5. Документ, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот ранее занимаемым жилым помещением (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение или иной документ, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации).

9.6. Жилищный документ (единый жилищный документ, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета или иной документ), содержащий сведения о лицах, проживающих на законных основаниях совместно с ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, включая лиц, временно отсутствующих в жилом помещении, но имеющих право пользования (владения) жилым помещением.

9.7. Один из документов, подтверждающих факт невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, к которым относятся:

9.7.1. Вступившее в законную силу решение суда о лишении родительских прав лица (лиц), являвшегося (являвшихся) родителем (родителями) этого ребенка-сироты, проживающего (проживающих) на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.2. Вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления (удочерения) в отношении лица (лиц), являвшегося (являвшихся) усыновителем (усыновителями) этого ребенка-сироты, проживающего (проживающих) на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.3. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве (далее - медицинская организация), подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания, в соответствии с перечнем, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно.

9.7.4. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией и состоит на учете в наркологическом диспансере.

9.7.5. Справка установленной формы, выданная медицинской организацией, подтверждающая, что ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот страдает тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с перечнем, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно.

9.7.6. Вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что лица, проживающие на законных основаниях в жилом помещении, не являются членами семьи этого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

9.7.7. Вступившее в законную силу решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности лица, проживающего на законных основаниях в жилом помещении.

9.7.8. Документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы.

9.7.9. Документ, подтверждающий утрату ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот жилого помещения за время пребывания на воспитании в семье или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствия исполненного решения суда по фактическому возврату жилого помещения детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.

9.7.10. Документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилых помещений на праве собственности.

9.7.11. Иной документ, подтверждающий невозможность проживания в жилом помещении.

10. Документы, указанные в пунктах 9.7.3, 9.7.4, 9.7.5 настоящего Порядка, представляются законными представителями детей-сирот, лицами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка (далее также - заявители), в подлинниках, документ, указанный в пунктах 9.1, 9.2 настоящего Порядка, - в копии с предъявлением подлинника, документы, указанные в пунктах 9.7.6, 9.7.7, 9.7.9, 9.7.11 настоящего Порядка, - в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7.1, 9.7.2, 9.7.8, 9.7.10 настоящего Порядка, которые запрашиваются уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом документы, указанные в пунктах 9.6, 9.7.10 настоящего Порядка, представляются в подлинниках и они должны быть выданы не ранее чем за 6 месяцев до дня обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания, а документы, указанные в пунктах 9.3, 9.4, 9.5, 9.7.1, 9.7.2, 9.7.8 настоящего Порядка, - в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

11. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания и документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

12. При представлении неполного комплекта документов заявление об установлении факта невозможности проживания и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня их представления возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения, и такие заявители в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком, вправе повторно обратиться с новым заявлением об установлении факта невозможности проживания с приложением к нему документов.

При наличии в представленных документах неполных или неточных сведений заявление об установлении факта невозможности проживания и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата способом, обеспечивающим подтверждение их получения.

13. При повторном обращении новое заявление об установлении факта невозможности проживания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком.

14. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, направляет указанные документы в уполномоченную организацию.

15. При обращении заявителя, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, в уполномоченную организацию рассмотрение заявления об установлении факта невозможности проживания и прилагаемых к нему документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 11-13 настоящего Порядка.

16. Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления об установлении факта невозможности проживания и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, либо со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта заключения Комиссии по вопросу невозможности (возможности) проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях и выносит указанные документы на рассмотрение Комиссии.

17. Подготовленный проект заключения о невозможности (возможности) проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях выносится на заседании Комиссии в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, направленных в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

18. На заседании Комиссии рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:

18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации и срока их предоставления.

19. При вынесении Комиссией заключения, указанного в пункте 18.1 настоящего Порядка, в случае если в жилом помещении, в отношении которого ребенок-сирота является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка-сироты, Комиссия предлагает законному представителю ребенка-сироты рассмотреть вопрос об обмене жилыми помещениями в соответствии со статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Одновременно с заявлением заявителем представляются:

7.1. Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве.

7.2. Документ, свидетельствующий о приобретении обратившегося заявителя из числа детей-сирот полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет.

7.3. Договор найма специализированного жилого помещения.

7.4. Справка с места работы (службы, учебы) или иной документ, подтверждающий доход заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

7.5. Документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо о наличии такой задолженности.

7.6. Соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

7.7. Документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица, и документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, в случае обращения с заявлением уполномоченного лица ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот.

8. Документы, указанные в пункте 7.4 настоящего Порядка, представляются в подлинниках, документы, указанные в пунктах 7.1, 7.5, 7.7 настоящего Порядка, представляются в копиях с предъявлением подлинников документов, а документ, указанный в пункте 7.6 настоящего Порядка, - в копии, удостоверенной в установленном порядке, либо в копии с предъявлением подлинника.

От заявителей не требуется представления документов, указанных в пунктах 7.2, 7.3 настоящего Порядка, которые запрашиваются УСЗН города Москвы в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо в копиях с предъявлением подлинников документов.

9. В случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 7.4 настоящего Порядка в связи с неосуществлением им в течение трех последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, работы и (или) иной деятельности, в заявлении указываются сведения о данных обстоятельствах, а также представляются в подлинниках документы, подтверждающие отсутствие доходов по уважительным причинам, указанным в пунктах 12.4, 12.6 настоящего Порядка.

Для подтверждения наличия уважительных причин, указанных в пунктах 12.1, 12.2, 12.3, 12.5 настоящего Порядка, от заявителей представление документов не требуется и они запрашиваются УСЗН города Москвы в рамках межведомственного взаимодействия. Заявители вправе представить указанные документы по собственной инициативе. При этом данные документы представляются в подлинниках.

10. УСЗН города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления с приложением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение:

10.1. О признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

10.2. Об отказе в признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

11. Основаниями для отказа в признании малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) являются:

11.1. Отсутствие у заявителя места жительства в городе Москве.

11.2. Представление неполного комплекта документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

11.3. Превышение дохода заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного на дату обращения за признанием малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

11.4. Наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при условии отсутствия заключенного соглашения по погашению такой задолженности.

11.5. Отсутствие у заявителя доходов без уважительной причины.

11.6. Подача заявления от имени ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот не уполномоченным на то лицом.

12. К уважительным причинам отсутствия у заявителя доходов относятся:

12.1. Осуществление ухода за ребенком, не достигшим возраста трех лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет.

12.2. Осуществление ухода за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым членом семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации.

12.3. Нахождение на учете в органах службы занятости и осуществление поиска новой работы.

12.4. Нахождение в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех последовательных месяцев.

12.5. Наличие инвалидности (независимо от группы инвалидности).

12.6. Прохождение лечения (в том числе принудительное) в стационарном или ином отделении специализированного типа для принудительного лечения.

13. В решении УСЗН города Москвы об отказе в признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) указывается основание такого отказа, предусмотренное пунктом 11 настоящего Порядка.

14. Решения УСЗН города Москвы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решений направляются заявителям способом, обеспечивающим подтверждение получения таких решений.

15. Решение УСЗН города Москвы о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) действует в течение 180 календарных дней со дня принятия такого решения.

16. По истечении срока действия решения о признании малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) заявители вправе повторно обратиться в УСЗН города Москвы для признания малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в порядке, предусмотренном настоящим Порядком.

17. В случае изменения обстоятельств, послуживших основаниями для признания заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), заявитель в срок не позднее трех рабочих дней со дня изменения таких обстоятельств направляет соответствующую информацию в УСЗН города Москвы, принявшее решение о признании заявителя малоимущим.

18. УСЗН города Москвы, принявшее решение о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления информации, направленной в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, принимает решение:

18.1. Об оставлении без изменения решения о признании заявителя малоимущим в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Выдается уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СПРАВКА от "___" __________ N ______ Дана ____________________________________________ _______ года рождения (Ф.И.О.) о том, что он (она) относится к категории _________________________________ (категория) и на него (нее) распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные пунктами 12 и 16 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Место регистрации: ________________________________________________________ (указать адрес регистрации детей) ___________________________________________________________________________ Место проживания: _________________________________________________________ (указать адрес фактического проживания детей) Справка выдана для предоставления по месту требования на основании ___________________________________________________________________________ (указать дату и номер акта уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа) Справка выдана на срок действия опеки (попечительства) или пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с "__" __________ 20_ г. по "__" __________ 20_ г. Руководитель уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (организации для детей-сирот и детей, оставшихся _________ ___________________ без попечения родителей) (подпись) (фамилия, инициалы) М.П.

Все жители страны имеют право на жилье. Дети, выросшие в полной (или неполной) семье, при создании собственного отдельного домашнего очага проблему приобретения новой квартиры или строительства дома часто решают вместе с родителями. Если ребенок остался один, проблему обеспечения его достойным жильем при его вступлении во взрослую жизнь, берет на себя государство.

«Дееспособность» – так юристы на профессиональном языке называют взрослость. Дееспособный человек может и должен сам совершать юридически обоснованные поступки: покупать и продавать, работать и зарабатывать, заботиться о близких несовершеннолетних родственниках, платить налоги.

Обычно дееспособные граждане являются собственниками квартир, домов или их части. Иногда люди пользуются жильем на праве социального найма – особой формы бессрочного пользования жильем по договору с государством.

Право на получение отдельной квартиры имеет любой ребенок, который к 18 годам лишился родителей и не имеет собственного жилья либо не проживает в нем на праве .

При наступлении дееспособности органы государственной социальной защиты (опеки) обязаны ребенку-сироте предоставить квартиру или отдельный дом для проживания.

Категории сирот, имеющих право на жилье

Обычно состояние полной юридической дееспособности наступает с совершеннолетием. Фактически же возможность человека принимать полностью самостоятельные решения может быть ограничена по ряду причин. Он, например, может:

  • быть призван в ВС или ВМФ;
  • учиться на дневном отделении вуза или колледже (этом случае ребенок считается иждивенцем);
  • проходить длительное лечение в стационаре;
  • отбывать наказание в виде лишения свободы.

Во всех этих случаях право на получение жилья сохраняется за .

Изменения в законодательстве

В текущем 2015 году порядок предоставления квартир и домов детям сиротам несколько изменился. Причиной нововведений стали требования к повышению надежности сохранения права пользования помещением именно ребенком сиротой. Дополнения к закону, который регламентирует порядок обеспечения сирот жильем (Закон № 159-ФЗ), так и называются «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По новым нормам сирота становится нанимателем специализированного жилого помещения: с ним заключается соответствующий договор на пятилетний период. Таким образом, на протяжении всего срока с данным помещением невозможно провести никаких сделок. По истечении периода сирота пользуется предоставленной квартирой на праве социального найма, если заключит соответствующий договор.

Порядок действий для оформления жилого помещения для детей-сирот

Право на получение жилого помещения возникает у сироты после подачи заявления в уполномоченный государственный орган. В разных регионах России это могут быть различные учреждения – их определяет каждая область, край или автономная республика самостоятельно. Чаще всего такой организацией является орган опеки.

Заявление на получение жилья необходимо подать до 23-летнего возраста.

До наступления 18 лет оформить право сироты на внесение в список получателей жилья может опекун – лицо, на попечении которого ребенок находится в данный момент. С момента совершеннолетия сирота сам может подать заявление или уполномочить на это действие того же опекуна (попечителя) через нотариуса.

В каких случаях поселение в помещение признается невозможным

Поселению в помещение сироты может препятствовать лишь один фактор – наличие у него в собственности либо социальном найме другого помещения. Причем это помещение должно быть пригодно для проживания, а права сироты на владение или пользование им должны быть бесспорными.

Отказать ребенку сироте в праве предоставления жилого помещения не имеют права, если:

  • он вынужден проживать с лицами, лишенными родительских прав;
  • учетная площадь жилья ниже нормативной или она станет ниже нормативной при вселении сироты;
  • состояние помещения, в котором он вынужден ютиться, не отвечает нормам санитарии.

В каком возрасте детям-сиротам предоставляется жилое помещение

Право сироты на пользование жильем может быть реализовано после 18 лет. Если до 23-летнего возраста государственные учреждения не предоставили сироте жилье, они обязаны его дать после. В случае, когда ребенок сирота ведет самостоятельную трудовую жизнь – работает (о чем есть запись в трудовой) или при вступлении в брак, ему должно быть предоставлено жилье. Просьба сироты в этом случае должна быть оформлена письменно, в заявлении должны быть указаны соответствующие обстоятельства и основания.

Описание жилого помещения

Жилье, предоставляемое сироте должно быть:

  • отдельным (не являться частью коммунальной квартиры);
  • оборудовано водоснабжением и водоотведением, подключено к электросети;
  • в нем должна работать система обогрева, сантехнические приборы (туалет, душ, рукомойники);
  • площадь помещения должна соответствовать нормативам, установленным для жилья в данном регионе.
Помещение должно располагаться в том населенном пункте, где ребенок проживал до включения его в список нуждающихся.

Если у сироты отсутствовала регистрация, ему предоставляют помещение по месту пребывания под опекой.

К кому обращаться

Законодатели России не устанавливали перечень конкретных организаций, уполномоченных вести обеспечение сирот жильем. На уровне каждого субъекта федерации эти функции возложены на различные учреждения:

  • в столице за выполнение данных требований законодательства отвечает городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов;
  • в других областях эту деятельность ведут органы образования, социальной защиты населения или опеки.

Необходимые документы

Кроме заявления в органы, занимающиеся внесением детей сирот в список нуждающихся в жилом помещении требуются копии документов:

  1. свидетельства о рождении;
  2. паспорта гражданина федерации;
  3. свидетельства о смерти отца и матери или иных документов, подтверждающих статус сироты (судебных решений о признании их умершими, лишении родительских прав, нахождении в заключении и т. д.);
  4. документов, подтверждающих сведения о регистрации и проживании.

Точный перечень необходимых документов может зависеть от субъекта РФ. По месту приема заявления гражданину обязаны его предоставить. В ряде регионов действуют специальные программы помощи детям сиротам, которые позволяют местным властям вести самостоятельный учет несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительской опеки. Например, муниципальные власти Москвы самостоятельно формируют списки таких детей.

Однако нельзя решение такого важного вопроса, как получение жилья, пускать на самотек. Написать заявление о предоставлении помещения для проживания необходимо до 23 лет.

В столице действует план работы по предоставлению квартир детям-сиротам. Надо отметить, что Москва – один из немногих субъектов Федерации, в которых все дети данной категории обеспечиваются жильем и у нас нет понятия «очередь», - сказала заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) города Москвы Алла Дзугаева.

В соответствии с разработанным планом, все дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, включаются в список потенциальных получателей жилья. «Сегодня таких детей у нас более тысячи», - сообщила Алла Дзугаева.

За год до совершеннолетия уточняется список, собираются документы, проводится заседание межведомственной комиссии, которая рассматривает каждое дело персонально. В 18 лет каждый ребенок-сирота получает квартиру общей площадью не менее 39 кв м.

В 2012 году от Правительства Москвы жилье было предоставлено 450 детям-сиротам, в 2013 – 500, в 2014 – 599, а в 2015 году – 641 ребенку-сироте. «Идет тенденция на увеличение. Она связана с изменениями, принятыми на федеральном уровне», - сказала представитель ведомства.

Также она отметила, что на сегодняшний день «за кадром законодательства» остаются дети, которые родились и жили в других регионах страны, а потом были взяты под опеку москвичами. Если ранее ежегодно их количество составляло 500-600 человек, то в прошлом году - уже 854. Жизнь и законоприменительная практика свидетельствуют о том, что сироты из других регионов и их опекуны-москвичи отстаивают в суде право на получение жилья в столице.

– С подобной проблемой сталкиваются все города-миллионники, не только Москва. Может, стоит подумать о «цензе оседлости» и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, - предложила Алла Дзугаева.

Представитель ведомства остановилась и на других проблемах, требующих законодательного решения.

Есть родители, лишенные родительских прав, которые живут в квартирах по социальному найму площадью 50-60 квадратных метров. К ним подселить детей мы не можем, но и оснований для принудительного обмена их квартир у нас нет. Если появятся правовые основания, то мы сможем более эффективно использовать жилой фонд столицы, - сказала заместитель руководителя ДТиСЗН.

Актуальным остается вопрос уплаты алиментов родителями данной категории. В пример был приведен опыт Белоруссии, где предусмотрены принудительные работы для данной категории граждан. Предложено рассмотреть возможность внесения аналогичных изменений в российское законодательство.

Также Алла Дзугаева остановилась на вопросах, с которыми сталкивается ведомство при предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

– Еще один вопрос – целевое использование жилья. Мы вынуждены констатировать, что из 2 тыс. детей-сирот, которые получили благоустроенные квартиры, около 18% злоупотребляют своим правом, многие из них сдают квартиры. Выявляя такие случаи, мы направляем предупредительные письма, но никакого эффекта от этого нет, - сказала представитель ведомства.

Председатель комиссии Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ) предложил оформить все инициативы и направить их в комитет Совета Федерации по социальной политике. В ближайшее время в верхней палате российского парламента планируется проведение круглого стола на тему «Реализация жилищных прав детей-сирот: существующие проблемы и возможные пути решения». На нем будет проанализирован региональный опыт по данному вопросу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: