Материальная ответственность водителей за jps

Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля представляет собой специальный документ, на основании которого на водителя грузового автомобиля возлагается обязанность по компенсации имущественного ущерба, причиненного его действиями компании (подобный пункт обычно не включается непосредственно в трудовой договор с водителем грузовика). Помимо этого, указанное лицо должно возместить также вред, причиненный третьим лицам. Такая материальная ответственность возникает только на основании договора (с типовой формой можно ознакомиться ). Оформление данного документа является единственным способом урегулировать отношения с работником. Данный вариант прямо предусмотрен в Трудовом кодексе РФ и широко используется работодателями.

Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля — образец 2018

Любое транспортное средство представляет собой источник повышенной опасности, а грузовой автомобиль имеет еще и высокую стоимость. Поэтому, возложение на водителя данного транспортного средства необходимости возместить ущерб, представляется совершенно обоснованным. Ведь должностная инструкция водителя грузового автомобиля предусматривает необходимость поддержания авто в должном техническом состоянии, соблюдение правил дорожного движения. Кроме того, водитель грузового автомобиля должен бережно относиться к данному имуществу и предотвращать его повреждения и поломки.

Предмет договора о материальной ответственности водителя грузового автомобиля

Предметом данного соглашения является обязанность работника и его ответственность за сохранность автотранспортного средства и все негативные последствия, которые могут произойти. Это можно выразить следующим образом:

  • повреждение автомобиля в результате аварии. При этом второго участника дорожно-транспортного происшествия может и не быть. В любом случае, работник должен будет отремонтировать машину за собственный счет. Возможно, что ремонт будет произведен и самой компанией, но тогда с зарплаты сотрудника будут взыскиваться деньги до тех пор, пока затраченные средства не будут компенсированы полностью;
  • если в результате действий водителя грузового автомобиля будет причинен вред другим лицам или их собственности. В этом случае, сотрудник также должен устранить такие последствия собственными силами.

Обязанности работодателя

Возложение на работника обязанностей и материальной ответственности предполагает наличие у работодателя соответствующих обязанностей. Перевозка груза предполагает соблюдение правил ПДД и представляет собой потенциальную опасность.

Поэтому, на работодателя возлагаются следующие обязанности :


  • он должен обеспечить должное техническое состояние автомобиля. К примеру, совершение дорожно-транспортного происшествия по причине того, что летняя резина не заменена на зимнюю. Это не повлечет ответственности водителя, если работодатель не выделил на это средства. Следовательно, организация должна создать условия для нормального и безопасного выполнения сотрудником своих функций;
  • работодатель должен обеспечить соблюдение должных условий работы. Это касается режима работы и отдыха. В противном случае, переутомление может обусловить совершение аварии;
  • работодатель не должен давать работнику заведомо незаконных или противоправных указаний. К таким случаям относятся факты движения с перегрузом. Если перегруз связан с исполнением приказа начальства, то ответственность по договору не может наступать для сотрудника.

Таким образом, руководство должно создать условия для соблюдения работником требований закона. Иначе, требовать от него компенсации вреда, невозможно.

Порядок заключения договора

Договор носит, как правило, индивидуальный характер и заключается с каждым сотрудником отдельно. Особенно это касается водителя экспедитора. В этом случае, работник будет нести ответственность не только за сам автомобиль и последствия управления им, но и за вверенный ему груз.

Поэтому, в договоре следует прописывать обязанность возместить вред в полном объеме. Это может быть стоимость перевозимого груза, стоимость машины и так далее. Порядок заключения данных соглашений предполагает ознакомление работника с текстом документа и обязательное его подписание. Без подписи, документ будет считаться недействительным и не может повлечь последствий.

За причиненный работодателю материальный ущерб работник несет ответственность, но только в пределах среднего месячного заработка. Если сотрудник компании работает с финансами, товарами, использует автомобиль компании, то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности или, например, договор материальной ответственности водителя за автомобиль.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя

Иногда встречаются ситуации, когда сотрудник одновременно выполняет трудовые обязанности, которые предполагают материальную ответственность, и обязанности, которые не предполагают ее. Например, это может касаться водителя организации. Вправе ли работодатель заключать договор материальной ответственности водителя за автомобиль или полной материальной ответственности, в каком случае это необходимо делать?

Должность водителя не включена в закрытый перечень профессий, утвержденный постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Однако в перечень включены работы, связанные с сопровождением грузов, что тоже часто включается в обязанности водителя. Так что же делать в такой ситуации?

В таком случае можно заключить, например, договор материальной ответственности с водителем, но только в отношении тех его должностных обязанностей, которые предполагают материальную ответственность, то есть непосредственно перевозку ценностей, финансовое обслуживание клиентов. При этом во избежание проблем в дальнейшем целесообразно корректно называть должность, например, «водитель-экспедитор».

Стоит заметить, что закрепить за работником ответственность за имущество можно и в случае, если работник не является материально ответственным лицом. Для этого стоит включить в трудовой договор или дополнительное соглашение пункт о том, что имущество передается работнику во временное пользование, оформить прием-передачу имущества, издать приказ о передаче имущества в пользование.

Приказ о материальной ответственности водителя (образец)

Приказ о материальной ответственности работника разрабатывается работодателем самостоятельно, в свободной форме, поскольку унифицированной формы для данного приказа не предусмотрено. В приказе целесообразно отразить следующую информацию:

  • Обоснование причины введения материальной ответственности для работника (например, для обеспечения сохранности ценного имущества компании);
  • Указать должность, имя работника;
  • Указать сотрудника, который контролирует исполнение данного приказа.

Приказ о материальной ответственности водителя (образец ниже) целесообразно сопроводить перечнем вверенного под ответственность имущества, акт о приеме-передаче имущества работнику. Приложенные документы стоит указать в приказе.

С приказом необходимо ознакомить под подпись «ответственного» сотрудника, а также работника, который контролирует исполнение приказа. Подписать приказ необходимо руководителю компании.

21.12.2018, Сашка Букашка

Гласит: договор о полной матответственности может быть заключен не со всеми, а только с определенными категориями работников.

В нашем случае такое соглашение заключат только с инкассатором, экспедитором или водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей, как правило, на грузовом автомобиле. В остальных случаях договор юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).

Какая ответственность бывает

Законодательство определяет, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб. При этом ответственность бывает:

  • ограниченная;
  • полная.

Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он должен полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).

Однако, законодатель исходит из того, что честный труженик чаще всего наносит вред в результате отсутствия предусмотрительности или небрежности. Случаи, когда работник несет полную материальную ответственность, предполагают некие исключительные обстоятельства, например, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение преступления и т.д. Работник при этом отвечает в полном объеме, даже если договор о полной материальной ответственности не заключен.

Если вы в “Перечне…”, значит материально ответственны

Также полная матответственность наступает у представителей тех должностей, которые непосредственно допущены к ценностям и денежным средствам. С ними соответствующее соглашение, образец которого скачаете ниже, заключается в обязательном порядке. Есть даже специальный перечень должностей, с представителями которых работодатель может заключать договор о полной матответственности. Он содержится в «Перечне должностей и работ… », утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Эти лица несут индивидуальную ответственность, что вполне логично, ведь им конкретно вверены ценные вещи. Каждый может представить, какие это профессии – кассир, бухгалтер, экспедитор.

Какой водитель автомобиля обязан скачать образец соглашения

  • должность сотрудника включена в указанный Перечень;
  • он допущен к материальным ценностям непосредственно.

Сразу скажем, что такая должность, как “водитель” не содержится в Перечне, в этом документе есть только указание на инкассатора. Таким образом, соглашение, предусматривающее, что водитель отвечает полностью за вред, причиненный автомобилю, по своей сути не соответствует законодательству и даже в случае его заключения будет являться незаконным, что соответствует судебной практике.

Водитель отвечает за груз или за грузовой транспорт?

Итак, в каких же случаях может быть заключен договор о полной матответственности с представителями этой профессии тогда, когда совмещаются функции по управлению автомобилем с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо также является инкассатором, экспедитором или просто занимается транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, а также их выдачей, хранением, учетом.

Однако, надо учесть, что отвечает сотрудник именно за груз, а не за грузовой транспорт. Грубо говоря, договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это не важно) не будет иметь силы, даже если происходит подобное совмещение.

Почему - обосновано выше: такой профессии в Перечне, утвержденном Правительством, не содержится. Поэтому, при причинении вреда грузовому транспорту, полностью возмещать вред водитель не будет - это риск нанявшей его компании. Исключение: работник создал ДТП намеренно в результате преступления.

Реквизиты соглашения и образец

Типовая форма подобного соглашения утверждена Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование ее желательно, так как некоторые проверяющие органы (Трудовая инспекция, например) настоятельно рекомендуют данный образец.

Договор с водителем экспедитором о материальной ответственности можно скачать, образец представлен ниже. Обязательные реквизиты вполне стандартны: наименования и данные стороны, время и место заключения. В этом случае о полной матответственности говорится отдельно.

Образец соглашения о полной матответственности экспедитора

Образец соглашения о матответственности при управлении грузовым автомобилем

Образец соглашения об ответственности за автомобиль

Трудовой кодекс (далее также – ТК РФ, Кодекс) определяет ответственность участников трудового контракта. В частности, ст. 232 Кодекса регламентирует, что сторона трудового контракта, нанесшая ущерб противоположной стороне, возмещает причиненные убытки в полном размере в соответствии с нормами трудового и гражданского законодательства.

Является ли водитель, заключивший договор с работодателем, материально ответственным лицом, и подлежит ли заключению с ним договор о материальной ответственности?

Аб. 2 ст. 232 Кодекса определяет, что ответственность участников трудовых правоотношений может быть общей и специальной . Общие меры наказания устанавливаются Кодексом и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, специальные же – договором сторон.

Соглашение сторон может конкретизировать меры ответственности в случае нанесения ущерба. Однако договорная ответственность сотрудника не может быть выше, чем это предусмотрено законодательством.

Материальная ответственность водителя, равно как и другого работника, наступает только в случае прямой взаимосвязи между виновными действиями сотрудника компании (или бездействием) и причиненным ущербом. При этом сторона, пострадавшая в результате виновных действий или бездействия, обязана привести доказательства размера причиненного вреда.

ТК РФ разделяет ответственность трудящихся по трудовому контракту на две разновидности : ограниченная и полная.

Ограниченная применяется в общем случае – если с трудящимся не был заключен отдельный договор о полной материальной ответственности (далее – ПМО). В этом случае работник обязан возместить ущерб любого вида только в пределах своего среднемесячного дохода.

Иначе, при ПМО, на работника накладывается обязанность по полной компенсации причиненных убытков, вне зависимости от размера среднемесячного заработка.

Ст. 242 Кодекса более подробно раскрывает нюансы компенсационной выплаты работодателю за нанесенный сотрудником материальный ущерб. Так, на основании аб. 1 указанной статьи при ПМО работник обязан компенсировать организации-работодателю только прямой действительный убыток.

Под прямым действительным убытком понимается:

  • уменьшение денежных наличных активов компании в результате противоправных действий сотрудника;
  • ухудшение состояния вверенного работнику имущества (в том числе, если оно находится во владении или пользовании у третьих лиц).

Может ли работодатель возложить на своего водителя ПМО и заключить соответствующий договор? Профессия водителя непосредственно связана с управлением служебным автомобилем, а значит – и с риском его повреждения/утраты в результате действий/бездействия (в том числе, и противоправных) со стороны работника.

Ответ на данный вопрос есть в Постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ…№ (далее – Постановление).

Аб. 2 настоящего Постановления регламентирует, что договор о ПМО может быть заключен с лицами, осуществляющими инкассаторские функции, в том числе, и перевозку (транспортировку) денежной наличности. Таким образом, к лицам, с которыми работодатель может заключить договор о ПМО, относятся водители-инкассаторы.

Аб. 12 Постановления гласит, что с работниками, осуществляющими доставку грузов, багажа, почтовых отправлений или прочих ценностей, работодатель имеет право заключить соглашение о ПМО. Значит, еще одна категория водителей подпадает под полную мат. ответственность – экспедиторы, дальнобойщики и др.

Наконец, аб. 13 Постановления устанавливает, что должности, предполагающие реализацию работ по перевозке драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, являются должностями с полной материальной ответственностью.

Особенности для экспедитора, при перевозке груза

На основании аб. 12 Постановления водители-экспедиторы могут быть полностью материально ответственными гражданами . Для этого работодателю необходимо заключить с такими лицами соответствующий договор.

В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю. Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.

Работодатель вправе заключить договор о ПМО с экспедитором за сохранность перевозимого груза как на основании ч. 1 ст. 243 ТК РФ , так и в силу положений ч. 2 этой же статьи.

Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за :

  • техническое состояние управляемого им транспортного средства;
  • комплектность и состояние перевозимого груза.

ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:

  • преднамеренном нанесении повреждения транспортному средству и/или грузу;
  • нанесении вреда при нахождении в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения;
  • использовании грузовика вне рабочего времени или в своих личных целях.

Ст. 244 ТК РФ определяет, что работодатели, решившие заключить со своими водителями контракты о ПМО, и проверившие, что выполняемые водителем работы включены в перечень Постановления, в отношении которых может быть наложена ПМО, обязаны заключать соглашение по унифицированной (типовой) форме .

Типовая форма состоит из двух разделов : особенная часть и общая.

В особенной части указываются следующие сведения:

  • наименование организации-работодателя;
  • руководитель организации или заместитель;
  • название документа, на основании которого работодатель осуществляет свою деятельность (Устав, Положение и др.);
  • ФИО работника или его должность.

В общей части приводятся условия договора о ПМО. Они могут различаться в зависимости от специфики выполняемых водителем работ, конкретной должности и др.

В типовой форме содержится перечень прав и обязанностей работника и работодателя по договору в общем случае. Контрагенты вправе вносить в типовую форму собственные коррективы. Заполнение может осуществляться от руки и при помощи машинописной техники.

В конце документа указываются адреса сторон, ставится дата заключения договора. Каждый из контрагентов расписывается. Работодатель дополнительно ставит свою печать (при наличии таковой).

Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании - диаметрально противоположные.

Для большинства работодателей водитель - лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина - это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.

Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».


Материальная ответственность - это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.


Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно , она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия ().

Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.

«Закрыто-открытый» перечень

Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).

Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой - у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.

Неприятный инцидент

Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.


С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.


По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.

А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.

Не «вверенное», а «используемое»

Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины ( и 242 ТК РФ).


На заметку

Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.


Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае - не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она - не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.

Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство - незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля - неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления () - например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, - поясняет адвокат Александр Павлов, - факт совершения преступления может быть установлен только судом.

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться - подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, - напоминает г-н Павлов, - в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя ».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать . Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис и Анна Мишина , для журнала «Расчет»

Правильный договор

Договор - обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: