Философское понимание культуры и цивилизации. «российская академия государственной службы. Термин “цивилизация” используется в различных смыслах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Реферат

по философии

на тему: КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Выполнил: Иванов И.И.

Н. руководитель: к.ф.н. доцент кафедры ГОС Петров А.А.

Введение

Цивилизация и её сущность

Культура и её сущность

Развитие цивилизации и культуры

Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру

Сопоставление понятий «культура» и «цивилизация» Бердяевым

Конфликт культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для нашего времени нет более актуальной и острой темы для познания и для жизни, чем предмет культуры и цивилизации, об их сходствах, различиях и взаимоотношениях друг с другом. Данная тема - это тема о предстоящем нашем будущем. Ведь никто и ничто не беспокоит так сильно человека, как собственная его судьба. Выдающейся успех книги « Закат Европы», чьим автором является О. Шпенглер, объясняется тем, что философ смог так животрепещуще поставить перед людьми вопрос об их будущем, об их судьбах.

В периоды кризисов и катастроф доводится сильно размышлять над движением исторической судьбы народов и культур. Шпенглер понял, что цивилизация - эта судьба любой культуры. Цивилизация же заканчивается смертью. Данная тема давным-давно не является новой и является всем прекрасно знакомой. Она в особенности тесна с русской мыслью, с русской философской историей.

Но старая Европа предала своё прошлое, отказалась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация одержала верх в ней древнюю священную культуру. Борьба России и Европы, Востока и Запада изображалась борьбой духа с бездушием, религиозной культуры с безрелигиозной цивилизацией. Считали, что Россия не пойдет дорогой цивилизации, что у нее будет своя дорого, своё будущее, что в России только и допустима еще культура на религиозной основе, подлинная духовная культура. В русском сознании очень напряженно ставилась данная тема.

Но чужда ли она разуму западному, не возносилась ли и само европейское размышление до ее постановки; один ли Шпенглер подошел к ней? Явление Ницше объединено с острым сознанием этой роковой для западной культуры темы. Тоска Ницше по трагической культуре - эта тоска, которая возникает в период ликующей цивилизации. Лучшие люди запада чувствовали это смертельное уныние от торжества мамонизма в старой Европе, от кончины духовной культуры - священной и символической - в бездушной технической цивилизации. Все романтики Запада были раненными, можно сказать, что смертельно, торжествующей цивилизацией, столь далекой их духу. Карлейль был против угашающего духа цивилизации. Все французские католики - символисты и романтики мчались в средневековье, на далекую духовную отчизну, чтобы уцелеть от смертельной скуки радующейся цивилизации. Устремленность людей Запада к былым культурным эпохам или экзотическим культурам Востока обозначает возмущение духа против решительного перехода культуры в цивилизацию, но восстание слишком упадочного и ослабленного духа. От наступающего небытия цивилизации люди поздней, закатной культуры бессильны перейти к подлинному бытию.

Так и исчезают основы всем известной теории прогресса, благодаря которой надеялись, что будущее всегда совершеннее и идеальнее прошедшего, что человеческое общество поднимается по прямой линий к высшим формам жизни. Культура не прогрессирует бесконечно. Она несет в себе смерть. В культуре находятся начала, которые неминуемо тянут ее к цивилизации. Цивилизация - есть конец духа культуры, это явление совсем иного бытия или небытия. Но необходимо постигнуть этот феномен, настолько обыкновенный для философии истории. Философ Шпенглер ничего не дает для прохождения в смысл этого первофеномена истории.

Цивилизация и её сущность

Термин «цивилизация» произошёл от латинского слова, что в переводе означает «гражданский». Данное понятие многозначно. В настоящее время в определённый уровень развития человечества под термином «цивилизация» принято считать определённый этап в своем развитии.

По мнению просветителей, можно выделить 2 основных смысла данного понятия:

а) в первом случае «Культура» и «Цивилизация» уже не рассматриваются как синонимы, то есть эти понятия имеют разные значения.

б) под вторым значением «цивилизации» предполагается движение мира от расколотого и разделенного к единому и целому.

Во время цивилизации приобретается высокий уровень развития культуры, появляются величайшие ценности как духовной, так и материальной культуры.

Если говорить о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, то под цивилизацией подразумевается признание естественных прав всех людей, уважение прав и свобод личности, понимание верховной властью ответственности и обязательства перед людьми, открытия науки и философии и т.д.

Цивилизация это исход и завершение культурных поисков, последняя стадия развития. Для данного понятия характерно уменьшение влияния традиций, спад религиозности, увеличение численности городов, а также распространение причинно-следственных взглядов на мир.

Одним словом, для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучить крупные как социальные, так и культурные феномены, которые существуют в виде целостностей, т.е. провести макроисторическое исследование.

Культура и её сущность

Понятие «культура» в переводе с латинского языка означает культивировать, возделывать почву. Раньше данное понятие означало прогрессивный метод возделывания зерновых. Поэтому появился такой термин, как искусство земледелия.

Что же касается нынешнего времени, то под культурой подразумевается совокупность как материальных, так и духовных ценностей, умение применять эти ценности для прогресса человеческого общества, а также возможность передачи от поколения к поколению. Как известно, первоначальной формой и отправным источником развития культуры является труд человека, способы его реализации и конечные последствия.

О. Шпенглер под термином «культура» понимает набор тех качеств и структур, которые имеют во многом ценностную основу, которая привязана к какой-либо нации или стране и которая определяет ментальность входящих в нее людей. Философ утверждает, что культуры имеют локальный характер, что обозначает отсутствие общей направленности исторического процесса и отсутствие смысла человечества. По его словам, осознать и понять культуру и её смысл можно, раскрыв ее образ и манеру.

Немецкий философ анализирует культуру как надбиологическую особь, которая логично преодолевает определенные ступени своего формирования. Вместе с тем совершаются разыскивания средств осуществления основной идеи, обнаруживаются исторические конфигурации данной культуры.

Понятие «культура» представляет собой объединение всех тех духовных достижений человеческого общества, которые, представ как индивидуально-субъективные и исторически абстрактные, спустя некоторое время обрели состояние общественно-объективных и над временных духовных явлений, формируя непрестанную и неподвластную какому-либо индивиду общую культурную традицию. Данное понятие обхватывает не только прошлое и настоящее, но также и распростирается в будущее. Что же касается материальной культуры, то к ней можно отнести средства производства и предметы труда. Эта культура является показателем уровня практического освоения человечеством природы. Помимо материальной культуры существует и духовная культура. К духовной культуре следует отнести науку и степень внедрения ее результатов в производство и быт, уровень образования, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения людей, уровень развития как потребностей, так и интересов людей. Духовная культура запечатлевается в «вещной» форме. Все это существует и сотрудничает с нынешним поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.

Развитие цивилизации и культуры

В самом начале XXI века перед человеческим обществом все актуальнее становятся такие вопросы, как: куда мы идем, где мы теперь и каковы в принципе перспективы развития земной цивилизации. Сверхбыстрые темпы подъема и совершенствование новейших технологий и перспективы, которые открываются вследствие, развивающаяся «вестернизация» экономических и политических аспектов жизни большинство стран мира позволяют некоторым ожидать стремительное приближение человечества к совершенствам западной демократии.

Многие философы считают неправильным описание истории как прямолинейного поступательного движения к единому результату, в котором все человечество идёт только по одному курсу, опережая или же отставая друг от друга. Наоборот, история для них - это прогрессирование некоторых общественных сущностей взаимодействующих между собой, где смерть одних находится по соседству с рождением других. Немецкий философ начала ХХ века говорил, что «Вместо монотонной картины линейно образной всемирной истории... я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, ... и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». В учениях данного типа беспрерывное поступательное движение человечества как единого замещается на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций. К философам, которые придерживаются похожей точки зрения на предмет истории, относится также и английский историк XX века Арнольд Тойнби.

Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру

«Закат Европы», одна из книг Освальда Шпенглера, стала одним из самых важных и двойственных шедевров в области социологии культуры, философии истории, а также и философии культуры. Эта книга, которая содержит биологическую философию истории. Всемирная история представляет собой смену и симбиоз разных культур, каждая из которых имеет свою самобытную, уникальную душу. Название книги философа показывает ее пафос. Немецкий философ считает, что период процветания западноевропейской культуры окончился. Она вошла в этап цивилизации и не может дать ничего особого как ни в области духа, так и ни в области искусства.

История делится на ряд суверенных, особых замкнутых циклических культур, которые имеют сугубо индивидуальную судьбу, приговорены пережить период создания, формирования и закат.

Есть ли основание различать культуру и цивилизацию? Мыслители обычно причисляют к культуре все то, что возвышается над природой. Исследователи после Шпенглера, собрав этнографические материалы, доказывают то, что термин «культура» оказывается редкий и своеобразный творческий импульс. Это сфера духа, которая далеко не всегда воодушевляется потребностями практической пользы.

Но вслед за Шпенглером можно говорить, что любая культура неминуемо превращается в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Скачок от культуры к цивилизации - это рывок от творчества к бесплодию, от развития к окаменению, от героических «поступков» к «механическому занятию», то есть работе.

С давних пор политологи и историки расчленяют мир на следующие цивилизации:

1)западная

)конфуцианская

) японская

)исламская

) индуистская

) латиноамериканская

) славяно-православная.

Цивилизация, как считает Шпенглер, обычно заканчивается смертью, так как она есть начало смерти, исчерпание творческих сил культуры. Культура сплочена с предками, она неосуществима без священных преданий. Цивилизация же, по словам Шпенглера, есть воля к мировой силе. Таким образом, можно выделить основные различия между культурой и цивилизацией. Культура национальна, а цивилизация же интернациональна. Философия, искусство есть только в культуре, в цивилизации они неосуществимы и вообще не нужны. Культура органична, цивилизация же механична. Культура базируется на неравенстве, на качествах. Цивилизация же, наоборот, добивается равенства и равноправия, желает обосноваться в количествах. Культура аристократична, цивилизация демократична.

Любому культурному организму, по мнению немецкого философа Шпенглера, заблаговременно отмерен определенный срок, который зависит от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура преображается в цивилизацию.

Сопоставление понятий «культура» и «цивилизация» Бердяевым

Н.А.Бердяев считает, что культура все время была неудачницей жизни. По его мнению, не иначе, как цивилизация стремится реализовать бытие. В любой культуре, на том или ином уровне своего развития начинают открываться начала, подрывающие духовные основы культуры.

Любая культура, в том числе и материальная культура, являются культурой духа.

Цивилизация по своей природе является техничной, в ней каждая идеология, каждая духовная культура - это всего лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в отличие от культуры не религиозна уже по своей основе, в ней одерживает верх разум «просвещения». Цивилизация по сравнению с культурой не является ни символичной, не иерархичной и не органичной. Она стремится к «реалистическим» успехам жизни, пытается достичь самой реальной жизни.

По мнению философа, цивилизация имеет машинную основу. Цивилизация, главным образом, является техничной, в ней техника властвует над духом, над организмом. Современные мыслители приходят к мнению, что цивилизацию необходимо смыслить как среднюю стадию развития человеческого опыта. Этот период начался, как они утверждают, появлением сельского хозяйства, потом продолжалась в промышленной революции, после чего человеческое общество хочет того или нет начинает движение к постцивилизационному уровню развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.

При сравнении двух терминов «культура» и «цивилизация» культура расценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности.

Цивилизация же олицетворяет материальные формы существования.

Конфликт культуры

Профессор Э. Шиллз в своей книге «Массовое общество и его культура» говорит, что в индустриальном обществе культура делится на 3 степени качества, устанавливаются с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Первая ступень - это так называемая «высшая» или «изысканная», вторая - «средняя» или «посредственная», а третья - «низшая» или «вульгарная» культуры. Специфическая особенность высшей культуры - это серьезность избираемой темы и задеваемых проблем, полное освоение сущности явлений, ценность, изысканность и обилие выражаемых чувств. К данной культуре относятся лучшие образцы литературы и искусства, философия, научные теории и исследования естественного, технического и социального характера. Данная культура не соединена с социальным положение в обществе, и ее содержание определяется лишь совершенством их создания.

В отличие от «высокой», при сравнении «высокой» культуры» со «средней» культурой, вторая «посредственная» культура менее особенно и своеобразна и является более репродуктивной. Однако внешне использует те же жанры и формы, к которым прибегает «высокая» культура.

На третьей ступени расположена «низшая» культура, отличающаяся поверхностностью и грубостью, чрезвычайное оскудение символического содержания и форм.

Линия «высокой» культуры и значимость «средней» культуры, как фаворита нынешнего миры, не объяснимы в чисто социологизаторском ключе как совпадение интересов большого бизнеса и среднего класса. Этот факт лишь результат более фундаментальных сдвигов, требующие понимания в социокультурном измерении и важного термина, как «посредственность».

Культура Возрождения и Просвещения требовала ликвидировать феодальный провинциализм и самоволие высших слоев - и в итоге пришла к индустриальному обществу с его универсальной мерой купли-продажи и усредненным человеком-массой Рациональный разум желал видеть «народ свободный на земле свободной», и в самом деле освободил его от физической нищеты, сформировал общество потребления, однако ценой конвейерного варианта труда обезличенного, стандартизованного человека.

Этих причин вполне хватает для развития человека-массы.

Человек-масса - продукт нашей индустриально-демократической цивилизации, и в своем логическом окончании он тоталитарен и катастрофе как только для культуры, так и цивилизации. К сожалению, но в наше время человек-масса напоминает собаку в библиотеке: она все видит, но ничего не понимает.

Подлинная культура не может быть высшей, «высоколобой», средней, «посредственной» или тем более низшей, «низколобой» словно, как нельзя быть более или менее честным или влюбленным. Стремления установления степени культурности - это перенос методики оценки товара, имеющего цену, на феномены, которые по идее не поддаются такой оценке. Культура или есть, или ее совершенно нет. И это не максимализм автора, а категорический императив природы культуры, которая вечно - горняя духовная высота. На ее величавом и красивом фоне короли и пигмеи масс культа - одинаково голые. И это - не только упадок как сильное переживание и самовыражение кризиса культуры, которое дало по-своему великолепные творения - ее самокритику. «Массовая культура» - это вырождение и тупик культуры, насмешка над ней.

цивилизация культура качество индустриальный

Заключение

Тема культуры самим объективным ходом общественного развития все больше начала выдвигаться на передний план при реализации социальных изменений, приобретая невиданную остроту.

Сегодняшний век пропитан угрозами культуре. Все большую роль завоевывают такие слова, как взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания. Животрепещуще стоят проблемы «массовой культуры», духовности и бездуховности.

Не менее актуальной является и проблематика цивилизации. Она включает в себя переделанную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования. Цивилизация содержит человека, который усвоил культуру и который способен жить и действовать в окультуренной среде своего обитания.

Вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, иногда приобретая острый характер. Временами вполне уместно употребление их как синонимов. Но между ними есть не только сходство, но и различие, которое в некоторых моментах доходит даже до крайней противоположности.

Такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, потребительское и небрежное отношение к природе, нерациональное использование природы и т.п. вызвали противоречивую экологическую ситуацию, для решения которой необходимо объединение всех членов мирового сообщества. Перед всеми людьми стоит общая задача - сохранить цивилизацию, обеспечить себе и будущем поколениям светлую жизнь

Когда мы произносим «цивилизация», то мы имеем в виду всю взаимосвязь показателей данного общества. А когда мы говорим «культура», то мы можем подразумевать о материальной и духовной культуре, той или иной. Здесь необходимы специальные разъяснения - какую культуру мы имеем в виду. Во временном измерении культура является более объемной по сравнению с цивилизацией, так как она, культура, обхватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении лучше сказать, что цивилизация представляет собой соединение множества различных культур.


1. А. Тойнби - Цивилизация перед судом Истории. С-Пб. «Ювента», 2008 г.

О.Шпенглер «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность». Москва «Попурри», 2008 г.- 137с.

Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры, М.: Республика, 2009 г.

Взаимодействие общества и природы. Сборник статей. Под ред. Е. Т. Фаддеева.

А. А. Горелов. Человек - гармония - природа. Москва. Наука. 2010 г. - 295с.

Культура и цивилизация

1. Понятие культуры и цивилизации

Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э. Б. Тайлор (1832-1917). В понимании Тайлора, культура – это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т. п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры – это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым.

Теория единой линейной эволюции Тайлора была подвергнута критике в конце XIX в., с одной стороны, неокантианцами и М. Вебером, с другой стороны, представителями «философии жизни» – О. Шпенглером и А. Тойнби.

Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматривать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие ценности, как истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчеркивает, что культура – это сфера, в которой человек руководствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их пониманием и осознанием. Согласно неокантианству, мир ценностей – это мир долженствования: ценности находятся в сознании, их воплощение в действительность создает культурные блага.

Представители «философии жизни», как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. Как уже отмечалось (см. главу II), история, по Шпенглеру, – это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический процесс. Вся культура переживает те же возрасты, что и отдельный человек: детство, юность, возмужалость и старость. Судьба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти. Судьба, по Шпенглеру, – это понятие, которое невозможно объяснить, его надо чувствовать. Судьба направляет путь культуры, а ее конкретное содержание определяется душой народа.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности – через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т. п. Культура, по Шпенглеру, – это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в «безликую массу». Цивилизация, считает Шпенглер, – это эпоха духовного упадка.

Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.

Многие культурологические концепции доказывают невозможность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Мы указали на некоторые историко-философские подходы к исследованию культуры и цивилизации. Итак, что же такое культура?

Следует согласиться с многочисленными исследователями, что культура – это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем сказать и о человеческом обществе. Значит, уже в самом определении понятия «культура» должно содержаться и то, что отличает ее от понятия «общество». Выло замечено, что слитность культурного и социального существует лишь на очень низкой ступени развития общества. Как только начинается общественное разделение труда – отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия; торговли от земледелия, скотоводства и ремесла, так начинается нарастание собственно социальных проблем.

Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику: вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо разграничить, например, материальное производство от материальной культуры. Первое представляет сам процесс производства материальных благ и воспроизводства общественных отношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство. Конечно, культура и производство связаны друг с другом: в области производства культура характеризует достигнутый человеком технический и технологический уровень, степень внедрения достижений техники и науки в производство. В то время как собственно производство материальных благ – это процесс создания новых потребительных стоимостей.

Точно так же неправомерно отождествлять духовное производство с духовной культурой. Духовное производство – это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура – это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его, а духовное производство содействует развитию духовной культуры.

Как видим, стремление выяснить проблему соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его общественные отношения, общественное сознание, социальные институты и т. д. Система духовных ценностей – это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как готовым результатам. Она вбирает в себя степень развития самого человека. Без человека нет культуры, как нет культуры в статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носителем и творцом. Человек есть существо прежде всего культурно-историческое. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, ценностных ориентаций общества и той социальной или национальной общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и материальных ценностей, доставшихся от предшествующих поколений и создаваемых им самим.

Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

16.2. Культура и цивилизация О. ШПЕНГЛЕРДревний мир – Средние века – Новое время – вот невероятно скудная и бессмысленная схема, безоговорочное господство которой над нашим историческим мышлением без конца мешало нам воспринимать действительное место, ранг, гаштальт,

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

4. Культура и цивилизация Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Во-первых, развитие научно-технической революции в современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного,

Из книги Кризис современного мира автора Генон Рене

Глава 7. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Из всего вышесказанного ясно видно, что упреки людей Востока по отношению к западной цивилизации как к цивилизации исключительно материальной совершенно обоснованы. Эта цивилизация развивалась только в материальном смысле, и с какой бы

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Глава 4. Культура и цивилизация

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

50. Культура и цивилизация: сходство и различие На ранних этапах общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практический не разделялись: социальная жизнь

Из книги Восток и Запад автора Генон Рене

Глава I. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПРОГРЕСС Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого

Из книги Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Глава 9 Культура В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе.

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Из книги Цель и смысл жизни автора Тареев Михаил Михайлович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Естественное развитие - культура и цивилизация; Л.Н. Толстой и B.C. Соловьев IПо-видимому, весьма затруднительно указать значение естественного развития по смыслу названной цели человеческой жизни. По крайней мере, Л.Н.Толстой во имя идеалов христианской

Из книги Инстинкт и социальное поведение автора Фет Абрам Ильич

Глава 9. РЫНОК И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

Глава 20 Безальтернативная цивилизация: замыслы и воплощения Российский коммунистический проект не осознавался его творцами и исполнителями как цивилизационный. Это был проект движения не к новой цивилизации, а к новой общественно-экономической формации, которой, в

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности - для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Коренные различия России и Запада. Идея против закона автора Кожинов Вадим Валерьянович

Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.

Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

Культура -это совокупность ценностей, созданных человеком. Это определенный уровень развития общества, а также творческих способ­ностей и сил человека, которые воплощаются в исторических формах и типах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура охватывает жизнь и деятельность индивида, систему общественного производства, общественные связи и отношения, формируя общество в целом. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность.

Многомерная сущность культуры проявляется в следующих ее основных функциях, определяющих социальное и индивидуально-личностное бытие человека: социальной (гуманистической), познавательной, творческой, смыслообразующей, аксиологической, семиотической, нормативной, интегративной, эмоционально-психологической, компенсаторной, а также функции преемственности социально-значимого культурного опыта.

Цивилизация - это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни. Термин цивилизация впервые ввел французский мыслитель В.Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757г.). Французские философы-просветители стремись заменить понятие «культура» понятием «цивилизация», видя его смысл в совершенствовании естественных механизмов поведения людей, влияющих на историческое развитие обще­ства. Так, П.Гольбах писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», подразумевая под этим процесс совершенст­вования их образа жизни.

В современной литературе цивилизация, как правило, рассматривается с точки зрения уровня социальной организации общества, его обусловленности техникой и технологией, причем технологический прогресс выходит на первый план. Поэтому цивилизация понимается как аналог материальной культуры, особенно - современного модернизированного общества эпохи НТП. Она символизирует современный урбанизированный образ жизни, прагматизм и комфорт, вызванный технологическими достижениями.

В философии и социологии выделяются четыре подхода к пониманию цивилизации: 1) отождествление цивилизации и культуры, когда эти понятия считаются синонимами; 2) цивилизация истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества; 3) цивилизация выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; 4) цивилизации рассматриваются как качественно различные этнические (связанные с принадлежностью к какому-либо народу) общественные образования, характеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты.



Каждая цивилизация возникает на энергетическом поле культуры. Цивилизации в истории могли в разной степени приближаться или отдаляться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. Когда говорят о цивилизации, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры - использованием техники. В науке известно деление ранней истории человечества на дикость, варварство и цивилизацию. Начало последней связывают с умением применять металлы в производстве.

Билет 15

1. Общая характеристика философии Нового времени .

Под Новым временем понимается в широком смысле 17-19 вв. Что же делает это время Новым? В традиции распространено и другое название – модерн , или современное общество . Современное общество, в отличие от традиционного, является индустриальным . Происходит промышленный, продолжающееся ПНК создает основу для развития банковской сферы, фондовых и товарных бирж, т.е. общество втягивается в рыночные отношения. Т.е. современное общество – это союз науки, техники и капитала. В политическом отношении складывающиеся абсолютистские режимы заканчиваются буржуазными революциями, благодаря которым формируется конституционный строй и идея гражданского общества, правового государства.

Итак, выделим наиболее яркие особенности философского мышления Нового времени:

1. Самой главной установкой философии Нового времени является господство человеческого разума, приоритет разума над действительностью. Главная задача человека – познание, увеличивающее меру его власти над природой.



3. Сциентизм (представление о науке как высшей ценности), вера в разум, науку и общественный прогресс.

4. Механицизм (представление о мире как механизме, явления природы, процессы в обществе могут быть описаны законами механики) и деизм (идея Бога как первотолчка, давшего начало развитию мира (механическому движению)

5. Детерминизм – представление о жесткой причинно-следственной обусловленности всех явлений.

6. Финализм : убежденность в возможности достижения полной, неизменной и абсолютной истины о мире.

7. Исторический оптимизм : вера в прогресс истории. Новое время ощущало себя лучше предыдущих эпох.

8. Энциклопедизм: механистическое мышление, создающее универсальную картину мира, требовало всеохватного разума, отсюда характерное для «века гениев» совмещение ролей математика, физика, химика, литератора и философа в одном лице (Паскаль, Декарт, Лейбниц и т.д.).

9. Идея общественного договора : общество – результат разумного согласования прав и обязанностей. Отсюда следует идея гражданского общества : власть должна быть в руках граждан, наделяющих ею политические структуры, но они должны быть подготовлены к этому наукой, разъясняющей законы, и личной разумностью и ответственностью каждого.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» - одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.
С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:
Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);
особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).
Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.
Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.
Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.
Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.
Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин > обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности>>. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция природа - культура сменилась на оппозицию цивилизация - культура (О. Шпенглер).

Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация - к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура - э т о система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельного подхода культура - специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира__



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: