3 кл чтобы путь был счастливым. Презентация на тему "чтобы путь был счастливым". Тема: «Чтобы путь был счастливым»

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ТЕМА: ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ

ПОДГОТОВИЛА КОШЛЯК Ж. И.

Слайд 2

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ.

Слайд 3

Из истории автомобиля.

На заре рождения автомобиля у него было много врагов - одним мешал шум, другим грязь, летевшая из-под шин. Уже тогда на автомобиль смотрели как на источник повышенной опасности, хотя скорость в те далекие времена была минимальной - от 6 до 30 километров в час. Сейчас скорость автомобилей увеличилась, поэтому часто автомобиль остановить сразу невозможно.

Слайд 4

Остановочный и тормозной путь.

Что вам надо об этом знать? Почему машину нельзя остановить сразу и сколько времени и метров ей нужно для остановки? Как определить безопасное расстояние между человеком, собирающимся перейти дорогу, и ближайшим к нему транспортным средством? Водителям часто приходится делать экстренную остановку. Время от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение, - это время реакции водителя. В среднем оно составляет 1 секунду. Путь, который проехал автомобиль с начала торможения до полной остановки - тормозной путь. А путь с момента, когда водитель заметил опасность до полной остановки машины - остановочный путь. Чем больше скорость, тем больше остановочный путь. Это опасная зона.

Слайд 5

Пешеходу важно определить, с какой скоростью движется автомобиль, чтобы правильно рассчитать свои действия на дороге. Пешеходы часто переоценивают свои возможности и силы. Тормозной путь зависит от массы автомобиля. Трудно, например, остановить автобус. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывают метеорологические условия. Машина тормозит, цепляясь за неровное дорожное покрытие, но когда асфальт мокрый, площадь соприкосновения уменьшается. Машине нужно 75-80 метров для остановки.

Слайд 6

Немного истории.

В Англии был издан закон о "человеке с красным флагом", который должен был бежать перед автомобилем и предупреждать об опасности.

Слайд 7

В Риме автомобилисты не могли ездить по улицам после девяти вечера, в Германии должны были при встрече с лошадью не только останавливать автомобиль, но и заглушать двигатель, чтобы не "пугать животных". Было много сторонников и защитников автомобиля, как и противников, но в конце концов вопрос был решен в пользу этого вида транспорта. И тогда встала проблема - обеспечить безопасность дорожного движения.

Слайд 8

ДТП преобладают среди несчастных случаев на улице. Из общего числа пострадавших детей в возрасте от 7 до 14 лет более 30% становятся инвалидами. Ежегодно из-за ДТП число инвалидов возрастает примерно на 3000 человек. Зачастую виновником ДТП является пешеход, не умеющий оценивать ситуацию на дороге, совершающий ошибки при выходе на проезжую часть, нарушающий правила поведения на дорогах.

Слайд 9

Опасными считаются:

места, где происходит резкое изменение режимов движения транспорта; меняющиеся элементы дороги (сужение, спуск, радиус поворота); места слияния и пересечения транспортных потоков на одном уровне; перекрёстки, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, мосты, тоннели.

Слайд 10

Причиной опасных ситуаций на дорогах могут стать:

стоящее транспортное средство и внезапно выезжающая из-за него машина; мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения (кусты, деревья и т.д.) и машина, выезжающая из-за них; движущийся транспорт и обгоняющий его автомобиль.

Слайд 11

Началом опасной ситуации являются:

момент схода пешехода на проезжую часть; выход пешехода к осевой линии.

Слайд 12

Взаимоотношения водителя и пешехода регулируются правилами дорожного движения:

водитель на перекрёстках и дорожных переходах при включении для него зелёного сигнала светофора должен дать возможность пешеходам закончить переход; при повороте направо и налево или съезде с проезжей части водитель должен уступить дорогу пешеходам.

Слайд 13

Пешеходу необходимо иметь в виду, что:

наиболее опасными являются зоны ограниченной видимости, перекрёстки, участки скоростного движения транспорта; переходить улицу безопаснее всего по пешеходному переходу; пересекать дорогу или улицу необходимо, посмотрев в обе стороны и убедившись в возможности безопасного перехода;

Слайд 14

передвигаться надо по тротуарам, а если тротуара нет, то по обочине той стороны дороги, по которой машины едут к вам навстречу; нельзя выбегать на дорогу из зоны ограниченной видимости; нельзя рассчитывать только на реакцию водителя, надеяться нужно только на свои собственные безопасные действия.

Слайд 15

Попытки регулировать движение предпринимались давно. В нашей стране с восемнадцатого века нарушителей (кучеров и пешеходов) ждало наказание - от плетей и каторги до смертной казни.

Слайд 16

В 1812 году ввели правостороннее движение, ограничение скорости в городах, техническое соответствие экипажей, номерные знаки. С тех пор правила дорожного движения корректировались и изменялись, но некоторые сохранились до сих пор и их необходимо всем выполнять.

Слайд 17

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Слайд 18

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Слайд 19

Почему именно правостороннее движение у нас введено? Всегда ли так было? Как возникло? Это пришло к нам из древности. Тысячи лет назад люди всегда ходили вооруженные до зубов. При них находились меч, кинжал, топор, булава. Путешествовать в те времена было опасно. По дорогам скитались бездомные разбойники, шайки бродяг. Едет человек - в правой руке оружие, в левой - щит. Видит встречного. Как выгоднее разминуться? А вдруг он нападет? Чтобы быть на всякий случай прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, встречного было удобно объезжать с правой стороны. Вот и появилась привычка всегда расходиться и разъезжаться правой стороной. Правостороннее движение существует почти во всех странах.

Слайд 20

Нет абсолютно безопасного транспорта. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации:

столкновения с автотранспортом; пожар; экстренное торможение; криминальные конфликты.

Слайд 21

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения на всей территории РФ устанавливают единые правила дорожного движения. В них установлены:

Слайд 22

единый порядок дорожного движения; обязанности и права участников дорожного движения (водитель транспортного средства, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД); сигналы светофора и регулировщика; дорожная разметка и её характеристика; дорожные знаки и их значение; уголовная административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Слайд 23

Что надо знать о правилах дорожного движения?

В первую очередь СВЕТОФОР. Что обозначают его сигналы?

Слайд 24

Светофору более 300 лет. Он начал свой путь на железной дороге. Сначала около светофоров должен был стоять человек, который менял стекла. Желтого стекла тогда еще не было, а вместо него сигналом к переключению цвета у светофора служил свисток человека, который менял стекла. Были светофоры со стрелками, похожие на часы. Там тоже были все цвета светофора, а стрелка перебегала и показывала определенный цвет. Сейчас светофоры на электронике, некоторые даже имеют счетчики и, учитывая количество машин, сами определяют, на каком перекрестке быстрее включить тот или иной цвет.

Слайд 26

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ

Слайд 27

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ СЕРВИСА.

Слайд 28

ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ.

Слайд 29

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. К водителю приравнивается обучающийся вождению

1. С помощью учебника заполни пропуски в формулировках правил.

Три главных правила пешехода

  1. Ходить только по тротуару , пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам или в пределах пешеходных зон .
  2. Переходить дорогу по пешеходным переходам , в том числе и по подземным и наземным.
  3. Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора и никогда не переходить на красный .

Постарайся запомнить эти правила. Попроси соседа по парте проверить тебя.

2. Проанализируй ситуации, изображённые на рисунках (с. 6-7). Сравни рисунки в каждой паре. Оцени поведение ребят. Если они поступают правильно, закрась кружок зелёным карандашом, если неправильно - красным.

3. Мудрая Черепаха приготовила для тебя мини-экзамен. Что запрещено, а что разрешено? Обведи «Да» или «Нет». Если сомневаешься, посоветуйся с соседом по парте.

4. Муравей Вопросик хочет знать, кто из этих мальчиков поступает правильно. Закрась кружок зелёным карандашом.

5. Как вести себя, если ты пассажир? Выбери правильные ответы и отметь их знаком «+».

Садиться в автомобиль и выходить из него безопаснее:

  • а) со стороны проезжей части;
  • б) со стороны тротуара.

В общественном транспорте нужно:

  • а) держаться за поручень;
  • б) прислоняться к дверям.

Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо:

  • а) сказать об этом водителю;
  • в) отнести их водителю.

В метро нужно ждать поезда:

  • а) у самого края платформы;
  • б) не заходя за ограничительную линию.

6. Здесь запиши текст торжественного обещания пешехода.

Обязуюсь: быть примерным пешеходом, всегда и везде соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу только в установленном месте, не играть вблизи дорог, идти строго по тротуару с правой стороны или по обочине дороги слева, знать дорожные знаки.

Урок

Тема : Чтобы путь был счастливым.

Класс: 3

Время: 45 мин.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: работа в творческих группах.

Цели:

    Образовательные: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать в группах, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

    Развивающие: развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, развивать умение следовать заданному алгоритму действий, развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

    Воспитательные:
    воспитание аккуратности, прилежания, любознательности, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, конверты с заданиями, диск с записью песни.

Структура урока

    Организация детей на занятие.

Здравствуйте, садитесь.

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в кино. Кто из вас любит ходить в кинотеатр? А с кем вы ходите? А кто из вас уже самостоятельно, без родителей ходил в кино? Какие же знания нам пригодятся для того, чтоб наш путь был счастливым? Каким образом мы с вами можем добраться до кинотеатра? Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждая группа будет добираться до кинотеатра особым способом. А вот каким вы узнаете, отгадав загадки.

Тот, кто дружит с светофором,

Ходит через пешеходный переход.

Тот хороший ..(Пешеход)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

Руль держи, крути педали и езжай в любые дали (Велосипед)

Весь день домой и на работу

Возить людей его забота (Автобус)

Садясь в него мы едим все

На нашу дачу по шоссе (Автомобиль)

Кто так сильно тарахтит и быстрее ветра мчит?

Скорость – просто чудеса!

А всего два колеса? (Мотоцикл).

Молодцы, умеете отгадывать загадки. Хорошо, вот мы и отправимся с вами в путешествие. Мы разделились на 5 групп. 1-я группа пойдет в кино пешком, 2-я поедет на метро, 3-я на велосипеде, 4-я на автобусе, 5 на автомобиле или мотоцикле.

Но мы с вами не попадем ни в какое кино ни пешком, ни в метро, ни на автобусе и автомобиле, если не будем знать правила поведения на дороге или при поездке на транспорте.

3. Актуализация опорных знаний.

Вот сейчас я раздам каждой группе конверт с заданием. Ваша задача через 7 минут попробовать сформулировать, какие правила вы должны соблюдать, добираясь до кинотеатра предложенным вам способом. В подсказку вам даются наводящие вопросы и слайды на интерактивной доске.

А) Работа в творческих группах: «Мозговой штурм»

Конверт для группы «Пешеход»

    По какой части дороги будем двигаться.

    Где переходим улицу, какой знак показывает на место, где переходим дорогу.

    Сигналы светофора.

Дополнительные вопросы:

Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным). Слайды №1-3

Конверт для группы «Велосипедист»

    Где можно кататься на велосипеде?

    Как узнать, что данное место предназначено для езды на велосипеде? Какой знак указывает на это?

    Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде.

    Как защитить себя от травм? Слайды № 4-5

Дополнительные вопросы:

Скажите, а с какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги? (с 14 лет). Как можно ездить по отношению к движущемуся транспорту (на встречу или по ходу движения?)

Конверт для группы «Пассажир автобуса»

    Правила посадки в автобус

    Нужно ли платить за проезд?

    Как вести себя в автобусе?

    Если видишь подозрительный предмет, правила поведения. Слайды № 6-7

Конверт для группы «Пассажир мотоцикла и автомобиля»

    Где может сидеть ребенок в мотоцикле с коляской? Может ли он сидеть за водителем? Почему?

    Где пассажир может осуществлять посадку или высадку в автомобиль? (со стороны дороги или тротуара). Почему?

    Какие правила перевозки детей в автомобиле? Слайды № 8-10

Конверт для группы «Пассажир метро»

    Как определить, где нам спуститься в метро?

    Правила спуска на эскалаторе.

    Правила ожидания электропоезда

    Правила поведения при посадке и высадки из электропоезда.

Слайды № 11-14

Б) Обобщение знаний

После ответов каждой группы учитель обобщает ответы учеников.

(слайды № 1-14)

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнем. Вы все любите кроссворды. Я приготовила вам не простой кроссворд, а живой. Как? Сейчас узнаете.

1. Человек, идущий пешком

2. Вид транспорта

3. Двухколесный транспорт

4. Вид транспорта на колесах.

5. Место, где пассажиры делают посадку и высадку из маршрутного транспорта.

6. Место для движения пешеходов.

7. Устройство, регулирующее движение.

Слайд №15

    Проверка знаний

Ну а теперь я хочу проверить на сколько вы внимательно слушали друг друга.

Слайд №16 Правильно ли поступает пешеход переходя дорогу по заданной траектории?

Слайд № 17 Скажите, кто здесь нарушитель, почему?

Слайд № 18 Правильно ли ведет себя пассажир в автобусе? Что нельзя делать?

Слайд № 19 Как вы думаете, полиция остановит данное транспортное средство? Почему?

Слайд №20 Выберите нужный шлем.

Слайд №21. Правильно ли едет велосипедист?

    Итог урока

Ну вот наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались целы и невредимы до кинотеатра и смотрим мультфильм.

    Рефлексия

Понравилось наше путешествие? Как считаете, вы хорошо усвоили правила пешехода и пассажира. Нарисуйте лестницу. Кто считает, что усвоил отлично- нарисуйте человечка на верхней ступени, кто хорошо – на 3, кто не усвоил на самой нижней ступени.

    Домашнее задание

МБОУ- СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева г. Орла

Конспект открытого урока

Окружающего мира

на тему:

«Чтобы путь был счастливым»

3 класс

Учитель начальных классов

Мальцева Ю.А.

2016 уч. год

Т.П. Рындина

с. Верхние Поляны, Пензенская область

Урок окружающего мира

А.А. Плешаков

Чтобы быть счастливым.

Цель: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Оборудование: дорожные знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», запрещающий знак «Запрещён пешеходный переход».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2 Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти (светофор).

Тема нашего урока: «Чтобы путь был счастливым». Сегодня мы будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.

А сейчас давайте посмотрим, что вы знаете уже о правилах дорожного движения?

Дети получают карточки, где записаны утверждения по изученной теме, среди которых есть как верные, так и неверные.

Где допущены ошибки? Найдите их:

Ходить разрешается по проезжей части.

Переходить улицу только там, где положено.

Переходить только на жёлтый сигнал светофора.

Можно кататься там, где ездят автомобили.

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

Дети выбирают верные утверждения (работа ведётся в группах), ищут ошибки. Таким образом выясняется степень готовности детей к достижению целей урока.

Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик».

Говорит беспечный Петя:

Мне опасность не грозит.

Как шофёр меня заметит –

В тот же миг и тормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я – грузовика!

Он смеётся:

Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступать ученику?

Каждый, кто машиной правит

Скажет вам наверняка,

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но, добавим мы серьёзно,

Что растяпа – ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому, всегда,

Чтобы не случилась беда,

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть на чеку!

3. Работа с учебником.

Читаем текст в учебнике «Если ты пешеход» страница 8.

Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным).

Вам нужно составить торжественное обещание пешехода, которое вы дадите своим родным.

Торжественное обещание :

Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не ходить на красный.

Задание учебника страница 12 : продолжи историю про Асю и Нину.

Что значит быть собранным? (уверенность в себе, способность за секунды найти верное решение).

Задание 1 страница 12. раздел «Подумай »

Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?

Ученики рецензируют ответы друг друга, дополняют их.

4.Самостоятельная работа.

Чтение статьи «Если ты велосипедист, страница 10.

Назовите правила для велосипедистов.

1.Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипедах.

2. По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах.

3. Не катай никого на раме или багажнике своего велосипеда.

Чтение статьи «Если ты пассажир», страница 11.

Назовите правила пассажира.

1.Садится в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

2. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.

3. Не высовывай голову или руку из транспорта.

5. Нельзя прислоняться к дверям.

5. Проверка знаний.

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

з) правой.

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует

н) пассажир;

м) водитель.

3. Место, отведённое для ходьбы пешеходов, называется…

а) тротуар;

4 Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

д) красный треугольник с изображением человека.

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть….

а) направо;

о) налево.

6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

г) с 10 лет;

к) с 14 лет.

У нас получилось слово «Знаток».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: