1 мотивационно потребностная сфера человека. Потребностно-мотивационная сфера человека. Понятие о потребностях личности

Потребность -- это состояние объективной нужды человече-ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо-димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не-обходимых для его существования и развития, как раз и выступа-ет источником активности человека. Потребность как динами-ческая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совер-шенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Считается, что специфика человеческих потребностей опреде-ляется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

Естественные;

Культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость че-ловека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

Материальные;

Духовные;

Социальные

К материальным относятся физиологические (например, по-требность в пище) и общественно обусловленные (например, по-требность в одежде). К духовным потребностям относятся эсте-тические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классифика-ции X. Мюррея их гораздо больше. X. Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка -- стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия -- забвение собственных интере-сов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью от-четливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Вле-чение -- это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение -- установка. Установка -- неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации ка-ких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направ-ленность.

Мотивы -- это то, ради чего совершается деятельность. В ши-роком значении под мотивом понимается любое внутреннее по-буждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определен-ным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы -- это мотивы, побуждающие челове-ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов -- большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив -- это осознанная потребность, обогащенная представ-лениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы -- это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже ког-да мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея-тельность, они выступают в своем косвенном выражении -- в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслооб-разования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол-няют роль побудительных факторов (положительных или отри-цательных) -- порой остро эмоциональных, аффективных, ли-шенных смыслообразующей функции. Это -- мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выпол-нять смыслообразующую функцию, а в другой -- функцию до-полнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива -- побуждающей и смыслообразующей -- придает деятельности че-ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятель-ность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на лич-ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде-ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазви-тия (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не-сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Сово-купность всех мотивов к данной деятельности называется моти-вацией деятельности данного индивида.

Мотивация -- это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на-правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ-ления определенного предметного отношения личности к окружаю-щей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятель-ности, но и об общей мотивации, характерной для данного чело-века, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствую-щих направленности его личности и определяющих виды его ос-новных деятельностей.

В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать.

Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда.

Потребности личности. Как отмечает Е. П. Ильин, проблема потребностей в качестве самостоятельной научной проблемы стала обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти XX века. До этого потребности рассматривались среди различных эмоциональных проявлений, а иногда и как инстинкты (например, инстинкты смерти и жизни у Фрейда).

Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Потребность как отношение . В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адаптации . Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния.

Потребность как состояние (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых , само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием» [цит. по 10].

Этапы формирования и функции потребностей. Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Например, в психосексуальной теории личности стадиальность представлена следующм образом.

1-я стадия – латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Классификация и виды потребностей. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста).

Первый класс включает в себя:

    физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

    потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

    изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

    биологические (по П. В. Симонову),

    материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей это:

    потребности в уважении и любви,

    самоуважении,

    самоактуализации (по А. Маслоу),

    познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

    потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

    социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в деятельности.

Потребность в аффиляции (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффиляции.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Потребность в познании. Познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться. У студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Однако познавательная потребность обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Вероятность учиться на «отлично» под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза [цит. по: 10].

Мотивы личности. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. Мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность.

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой, очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение.

Структура, характеристики и функции мотива. Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е. П. Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:

    потребностный блок , включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;

    блок внутреннего фильтра , который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценка своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;

    целевой блок , куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.

Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.

Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентаций, намерений.

В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

    побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

    направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

    регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Классификация мотивов. Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований может бытьсодержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных, значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления : постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые , а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые .

Мотивационные образования и мотивационные черты личности. По мнению Е. П. Ильина мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели). Поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.

К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения, желания и хотения, а также разнообразные интересы личности.

«Мотивационная установка – это запланированное но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода». По сути – это «латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности, реализации намерения» (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки совпадает с намерением.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «влечение –это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение – это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании.

По мере осознания субъектом своей потребности, она переходит в желание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности. Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.

Хотение – это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое к ней приводит.

Одним из мотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Б. И. Додонов выделяет процессуальные и процессуально-целевые интересы. В процессуальных интересах подчеркивается наслаждение переживаниями от определенных видов деятельности. В процессуально-целевых интересах происходит одновременное удовлетворение значимых для человека потребностей и наслаждение от переживаемых при этом приятных эмоций [цит. по: 10].

Мотивационные свойства (черты) личности. Под мотивационными свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (активность, уверенность в себе, инициативность в общении, тревожность, агрессивность и сопротивляемость фрустрации и др.)

Мотивация личности. В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.

Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа). Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.

«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности ,– пишет В. Н. Куницына.

По мнению В. И. Ковалева процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом. Возникновение потребности => осознание потребности => встреча потребности со стимулом => трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив => осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие – менее значимое положение.

Е.П.Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса (когда стимулом является нужда организма), результатом которого оказывается мотив.

1 стадия – это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.

Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.

Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

2 стадия – это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадает незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией он вынужден заняться поиском реального объекта во внешней среде («что подвернется, то и съем»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии – в определении субъективной вероятности достижения успеха.

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура – это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности потребностью достижения или избегания неудачи.

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

Таким образом, в представлении Е.П.Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.

Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое – мотивация – это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры – сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие – множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности безопасности, потребности и любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации [цит. по: 10].

Мотивационная сфера личности. Анализ литературы позволяет определить основные подходы к изучению структуры мотивационной сферы личности в виде следующих положений: мотивационная сфера личности как сложное по мотивационным компонентам и механизмам структурное образование; основные компоненты мотивационной сферы личности определяются активностью (побудительной энергией), склонностями; адекватностью, осмысленностью, целевым поведением, оригинальностью, творчеством, человеколюбием, ответственностью, жалостью.

В психологической концепции природы мотивационной сферы в психологии мотивации рассматриваются как сознательные стремления к цели (Э. Торндайк), как ценности, но не все, что ценное, переживается как ценность (Э.Шпрангер), как динамическое единство внешнего и внутреннего. Познать природу мотивационной сферы личности возможно наиболее успешно при глубоком понимании ее внутренней структуры. В концептуальном построении модели развития МС личности интересны позиции З. Фрейда, обосновавшего направленность человеческого развития; А. Маслоу, открывшего мотивацию роста как стремление личности актуализировать свой потенциал; Э. Фромма – основателя гуманистического подхода к личности с ориентацией личности на мотивационную модель власти над собой; К. Хорни, рассматривающей развитие мотивационной сферы личности в зависимости от переживания чувств быть любимым, желанным, защищенным от опасности враждебного мира.

В психологических концепциях А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.И. Ковалева и других мотивационная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, потребностных, системных образований. Природамотивационной сферы личности обусловлена побуждениями, желаниями, мотивами. В рамках психологически сущностного подхода к мотивации и мотивационной сфере личности, а именно раскрытию понятия природы и структуры, было установлено, что "мотивация" используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детер­минирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления,) и как характеристи­ка процесса, который поддерживает поведенческую актив­ность на определенном уровне .

В первом случае, с позиции С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова и др., мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта, как инварианта системы. Наличие многообразия функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах. В.Г. Асеев, содержательно исследуя истоки мотивации, выделил биосоциальный, психологический, динамический, содержательный, личностный ее аспекты . В.К. Вилюнас рассматривает мотивацию с позиции онтогенетического развития. Под феноменом мотивации он понимает особый пласт «образа мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему, что происходит в некоторый момент его жизни. Психологические истоки мотивации находятся во взаимосвязи активности и осознания ее реализации в жизни, преобразования и управления своей активностью. Подчеркивается, что мотивация - это глубинные образования, пронизывающие направленность личности, характер, эмоции и ценности, способы и деятельность, психические процессы [цит. по: 10].

Психологические факторы

Психологические условия

Психологические средства

Блоки

факторов

Системо-

образую-

щие факторы

Необходи-мые

условия

Достаточ-ные

условия

Деятель-

ностные средства

Комму-никатив-ные

средства

Эмоцио-нально-чувствен-ные средства

Гуманис-тический

Направ-ленность

Активность личности

Удовлет-ворен-ность

Активная

деятель-ность

Взаимоот-ношения

Удоволь-ствие

Активная

самостоя-тельность

Стимулиро-вание позна вательной

потребности

Успеш-ность

Субъекти

вная активность

Намерения

Наслаж-дения

Общен-ческий

Отноше-ния

Развитие мотивов

Идентифи-кация

Диалоги-ческое

понимание

Понимание

в общении

Адаптация

Аналити-ческий

потреб-ность в знаниях

Аналитико-

синтетичес-кая деятель

успеха и

Понимание в усвоении

Речемысли-тельная дея-тельность

Интеллек-туальные

пережи-вания

Эмоцио-нально-

Самореа-лизация

Творчество

Эмоцио-нальная

удовлет-ворен-ность

Уверен-ность

вания во

взаимоот-ношениях

Душевные

волнения

Самосоз-нания

Рефлексия

Самомоти-вация

Личност-ный смысл

Стиль самостоя-тельности

Саморегу-ляция

Самоуспо-коение

Рис. 5. Модель мотивационной сферы личности

Во втором случае подходы к изучению мотивационной сферы личности, ее понятий, структуры и содержательной стороны мотивов представлены в исследованиях В.С. Мерлина, К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, А.В. Петровского, Р.С. Немова, В.Г. Леонтьева и др.

К.А. Абульханова-Славская в структуре мотивационной сферы выделяет основные компоненты: ценности деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова в структуру мотивационной сферы включает побуждения, идеалы и ценностные ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интересы (рис.5).

Основываясь на принципах организации психологических систем, изложенных в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.С. Мухиной и др., Р.М.Цветковой была выделена система мотивационных блоков, представляющих скоординированность и цельность психологических образований как существенной характеристики мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности представляет собой систему факторов, условий и средств, мотивов, потребностей, установок и других социально-психологических явлений, где в основу были положены системы факторов, воздействующие на личность. К основным блокам отнесены: блок факторов гуманных отношений к человеку, потребностный, блок общения, блок аналитической деятельности и мыслительных способностей, эмоционально-волевой и блок самосознания. Данные блоки факторов находятся в неразрывном единстве и обусловливают мотивационное отношение человека к окружающей действительности [цит. по: 10].

Функционирование мотивационной сферы личности определяется психологическими условиями и средствами, которые, как правило, гарантируют ее существование. В понятие «психологические условия» мы включаем совокупность внешних и внутренних причин, определяющих формирование мотивационной сферы личности, субъективные и объективные требования к мотивируемой деятельности. Условия подразделяются на необходимые и достаточные. К необходимым психологическим условиям формирования МС личности мы относим включение личности в ситуацию проявления активности; стимулирование потребностей, развитие мотивов, аналитико-синтетическую деятельность и творчество. К достаточным психологическим условиям относятся: успешность и удовлетворенность поведением и деятельностью.

Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.

Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь [цит. по: 10].

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Психические процессы, свойства и состояния, рассмотренные нами ранее, обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с мотивацией и мотивами .

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двух смыслах: 1) мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.; 2) мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами – мотивирование. Таким образом, мотивация –это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними , так и внешними причинами. В первом случае речь идет о психологических свойствах субъекта поведения (о его мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п.), а во втором – о внешних условиях и обстоятельствах его деятельности (о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации). Все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Потребности и желания человека могут стать актуальными под влиянием определенной ситуации, а активизация потребностей приводит, в свою очередь, к изменению восприятия человеком данной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому, сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс, в котором человек и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого взаимного влияния является реально наблюдаемое поведение.

Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простая классификация по отношению мотивов к деятельности . Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними мотивами по отношению к этой деятельности (например, стремление получить хорошую оценку своей работы). Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутреннимимотивами (например, интерес к решению задачи).


Есть и другие основания для классификации мотивов. Например, по уровню осознания мотивы делятся наосознаваемые и неосознаваемые . То есть, человек может сознательно двигаться к цели, но может и не знать, что побуждает его поступать и действовать определенным образом. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

Потребности физиологические (органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) – это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;

Социальные потребности (потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.

Потребности в самоактуализации (в самовыражении) – это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы». Кроме того, всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а)первичные потребности , связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности , связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности. Она определяет направленность человеческого поведения на поиск смысла, истины, красоты, самопознания и самосовершенствования. По Маслоу, такого рода мотивация присуща только самоактуализирующимся личностям, которые стремятся к всесторонней самореализации

Мотив является причиной, побудителем деятельности человека. Поскольку мотивы у каждого человека индивидуальны, определяются особенностями его личности, сложившейся системой ценностей и ценностных ориентаций, социальным окружением и т.д., то и пути удовлетворения потребностей различны. Мотивоционно-потребностная сфера человека динамична и зависит от многих обстоятельств, но существуют некоторые мотивы относительно устойчивые, подчиняющие себе остальные мотивы, т.е. они становятся «стержнем» всей мотивационно-потребностной сферы личности.

Нами выделены отличительные характеристики мотивации человека:

1) имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива, воспитуема (произведена обществом);

2) опосредована интеллектом, речью, сознанием;

3) обладает функциональной автономностью, независимостью от состояния организма;

5) имеет иерархический характер;

6) полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).

Но эти отличия не отрицают сохранения биологической мотивации в структуре высшей мотивации человека.

Мотивация определяет выбор между различными возможными действиями, регулирующий действием на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.

В психологии сложилось следующее определение мотива: мотив - это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.

По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации - Р.Г.Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение.

Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, тогда, завершив ее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда - напротив - отстает - и то и другое сказывается на ее результате.

Все сказанное позволяет заключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).

Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных. Та же самая концепция А.Маслоу не может ответить на этот вопрос: как известно, он строит «пирамиду» потребностей, которые являются основой мотивов, - биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), аф-филиативные потребности, потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении^ самоактуализации. Но Маслоу берет потребности абстрактного индивида, вырывая его из системы общественных отношений, рассматривая их вне связи с обществом, причем, последнее лишь среда, в которой развивается индивид.

Отечественные психологи исходят из того, как конкретный действительный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании. Б.ФЛомов считает, что для понимания мотивационной сущности сферы (ее состава, строения, динамики) и развития этой сферы необходимо рассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучая зависимости мотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеют многомерный и многоуровневый характер, не только непосредственные, но и опосредствованные контакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии, политики, этики и т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играют общественные институты. На эмпирическом уровне психологического анализа речь должна идти прежде всего о тех общностях людей, к которым принадлежит данный конкретный индивид. Принадлежность к общности является одной из важнейших"детерминант мотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежит ряду общностей, а в процессе его развития число общностей, в которые он включается, изменяется, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс «изнутри» индивида, а в плане развития его связей с различными общностями людей. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другими людьми, с обществом в целом.

Во множестве мотивов индивида отражаются потребности, свойственные различными общностям, в которые он включен.

Этим определяется сложнейшая картина динамической системы мотивов; их согласованность или противоречия, дифференциация и интеграция, взаимопревращения и т.д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, не всегда. Если бы это было так, человек обладал бы идеальным самосознанием, в совершенстве знал себя, давал бы точную самооценку. Между тем нередко окружающие люди лучше знают, вернее оценивают человека, чем он сам. Разумеется, человек всегда осознает ту непосредственную цель, которой подчинено его поведение в текущий момент. Он лучше знает фактическую сторону своей жизни, но парадокс в том, что человек часто не осознает (или осознает неполно) истинные причины или побуждения к совершению определенных поступков или поведенческих актов. Немаловажную область мотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения, к рассмотрению которых мы переходим.

Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка - это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.

Ставшие классическими исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников показали процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение личности. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых факторов личного опыта человека, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления - стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (от лат. cogito - «познание») подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура - готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

К неосознаваемым мотивам относятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.

Одной из важнейших составляющих личности является мотивационно-потребностная сфера.

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Термин «мотивация понимается двояко. С одной стороны она понимается как система факторов, направляющих поведение человека (потребности, мотивы, стремления), с другой стороны – процесс, регулирующий и направляющий поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация имеет свою структуру:

Расшифруем каждое из звеньев более подробно.

Потребность – нужда человека в чем-либо.

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. По­требности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от нежи­вой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избиратель­ность реагирования живого именнона то, что составляет предмет потребностей,т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Существуют различные классификации потребностей, часть из которых приведены ниже:

1. В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности.

2. В зависимости от объекта потребностей: духовные, социальные, материальные потребности.



3. В зависимости от содержания: биологические (витальные) и информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивы делятся на внешние и внутренние, внешние мотивы в свою очередь подразделяются на мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Внутрениие мотивы - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внешние мотивы - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешние мотивы:

Мотив достижения успеха. Человек, которому свойственен этот мотив направлен на достижение цели, активен, инициативен, склонен планировать свою деятельность на длительный срок, в меньшей степени зависит от внешнего контроля, деятельность продуктивная и творческая. При дефиците времени результат улучшается, продуктивность растет. Привлекают сложные задания.

Мотив избегания неудач. Индивид, руководствующийся данным мотивом малоинициативен, избегает ответственности, ставят завышенные цели, плохо оценивают свои возможности, переоценивают свои успехи, не переносят дефицита времени, неудачи ведут к потере интереса.

Выясним, какой ведущий мотив у Вас, пройдя Тест «Мотивация успеха, боязнь неудачи».

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Я всегда ориентируюсь только на успех.

2. Активность свойственна мне во всем.

3. Я инициативный человек.

4. Отказываясь от чего­-либо, я всегда мотивирую свой отказ.

5. Я часто неправильно оцениваю себя в деятельности: завышаю или занижаю свои возможности.

6. Перед трудностями, как правило, не отступаю, а пытаюсь с ними бороться.

7. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои успехи.

8. Моя деятельность зависит главным образом от меня, и я сам несу ответственность за результат.

9. Если я должен решить трудную задачу за ограниченное время, результативность моей работы ухудшается.

10. Упорство и настойчивость – характерные для меня качества.

11. Я строю планы на далекое будущее.

12. Я склонен взвешивать все за и против при принятии опасных решений.

13. Для достижения хорошего результата в работе мне нужен внешний контроль.

14. У меня средний уровень притязаний и адекватная самооценка.

15. При неудачах у меня опускаются руки.

16. При чередовании успехов и неудач обычно я переоцениваю свои неудачи.

17. Я что­либо планирую только на ближайшее будущее.

18. Ограничение времени выполнения сложного задания способствуют мобилизации моих внутренних ресурсов.

19. Неудачи не выбивают меня из колеи.

20. Собственный выбор повышает интерес к задаче, даже если она слишком трудна.

Обработка результатов: 1 балл получают ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20: ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8­9 баллов – ближе к боязни неудачи, а 12­13 баллов – ближе к мотивации успеха.

Поведение – совокупность действий, предпринятых для достижения цели.

Часто поведение зависят от актуальности потребности, уровня ее неудовлетворенности, а также силе мотивации.

Цель – то желаемое к чему стремиться человек.

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Результат – полное, или частичное удовлетворение (или неудовлетворение) потребности.

Результат – это то, что индивид получает, предприняв те или иные действия. Не всегда результат совпадает с намеченной целью. Но как говорит народная мудрость: «Отрицательный результат – тоже результат». Сложно научится принимать свои поражения, неуспехи. Но многие из наших промахов и неудач служат сильнее, чем успехи для развития нашей личности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: