Примеры отказа от посредничества взятки. Посредничество во взяточничестве. Особенности преступления и сроки наказания. Что делать, если у вас вымогают взятку

Новеллой Уголовного кодекса РФ в 2011 году стало появление новой статьи - 291.1, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве.

Действия пособника выражаются, как в передаче материальных ценностей от взяткодателя взяткополучателю, так и в совершении других действий, которые способствуют реализации соглашения между сторонами преступления, предусмотренного ст. 290 и 291 УК РФ. Посредник может представлять интересы любой из сторон.

В зависимости от конкретных действий пособника преступление будет считаться оконченным в разные моменты. Так, если речь идет непосредственно о передаче денежных средств, то моментом окончания будет получение должностным лицом, хотя бы части материальных ценностей. В другой ситуации, когда преступник обещает договориться о даче/получении взятки, преступный замысел будет завершен в момент достижения договоренности, независимо от того произошла в последующем фактическая передача взятки или нет .

Обязательным условием наступления ответственности является размер взятки - он должен быть значительным, то есть не меньше двадцати пяти тысяч рублей.

Важно! Если сумма взятки составляет меньше 25 тысяч, то деяние не образует состава преступления, предусмотренного ст.291.1.

Преступление совершается только с прямым умыслом. В качестве мотива чаще всего выступает корысть, либо желание получить продвижение по службе. Ответственность за пособничество во взяточничестве наступает с 16 лет.

Ответственность за пособничество во взяточничестве

По ч.1 данной статьи Уголовный кодекс предусматривает такие виды наказания:

  1. штраф в размере от 10 до 20 кратной суммы взятки. В данном случае посреднику также запрещается в течение 3 лет занимать определенную должность или заниматься конкретной деятельностью.
  2. лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в 20 раз, превышающим сумму взятки.

Если посредник заведомо знал, что передаваемые средств передаются с целью совершения взяткополучателем незаконных действий, либо лицом с использованием служебного положения, то его действия образуют состав преступления, указанного в ч.2 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ.

За совершение данного преступления суд приговаривает виновного к штрафу, который в 30-60 раз превышает сумму взятки и лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать должность на срок до 3 лет. Также преступник может оказаться в местах лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. В данном случае он будет обязан также заплатить штраф в размере в 30 раз превышающим сумму взятки.

В качестве квалифицирующих признаков законодатель выделяет следующие составы преступления (ч.3 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ):

  1. совершение преступления группой лиц;
  2. крупный размер взятки;

Важно! В соответствии со ст.290 УК РФ крупный размер - это сумма больше 150 тысяч рублей.

Если лицо будет признано виновным с квалифицирующими признаками, то оно будет наказано, либо штрафом в 60-80 раз больше суммы взятки с лишением права заниматься деятельностью или занимать определенную должность в течение 3 лет, либо будет направлено в места лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. При лишении свободы на преступника также накладывается штрафная санкция в виде 60-кратной суммы взятки .

Ч.4 ст.291.1 предусматривает особо квалифицирующие составы посредничества по взяточничестве в особо крупном размере (сумма больше 1,5 миллиона рублей)

За совершение данного преступного деяния законодатель предусмотрел два наказания:

  1. штраф, в 70-90 раз, превышающий взятку с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать должность в течение 3 лет;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет со штрафом в 70 раз больше суммы взятки.

Ответственность за предложение посредничества во взяточничестве

В качестве отдельного состава в ч.5 ст.291.1 выделено обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Опасность данного деяния кроется в том, что лицо, которое ранее собиралось дать или получить взятку, но сомневалось и не знало, как практически осуществить свой преступный умысел, укрепляется в своих намерениях после получения от преступника такого предложения.

За обещание посредничества виновному грозит одно из 2 альтернативных видов наказания:

  1. штраф, превышающий сумму взятки от 15 до 70 раз или в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права в течении трех лет занимать конкретную должность или заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет со штрафом, который больше взятки в 10-60 раз.

Следует помнить, что добровольное сообщение правоохранительным органам, имеющим право возбудить уголовное дело о взяточничестве, о посредничестве во взяточничестве, либо активное действие следствие в раскрытии преступления является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Для того, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, для консультаций и выбора правильной линии поведения следует обратиться к профессиональным защитникам по уголовным делам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Во 2 части статьи 291.1 указан квалифицированный состав преступления - посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается, и ответственность наступает по части 1 данной статьи.

В части 3 статьи 291.1 предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

Группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

В крупном размере, когда сумма предмета взятки превышает 150 тысяч рублей.

Особо квалифицированным составом преступления является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, если сумма предмета взятки превышает 1 миллион рублей.

В части 5 статьи 291.1 предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них. В этом случае посредник заявляет взяткополучателю (взяткодателю) о своем согласии передать предмет взятки, что укрепляет уже созревшую у них решимость участвовать в преступлении.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействие) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц. 26

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Примечание к статье 291.1 содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

6. Освобождения от уголовной ответственности

К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 291, 291.1 и частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ, в силу примечаний к указанным статьям относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. 27

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

От передачи взятки или предмета коммерческого подкупа под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, подлежит возврату их владельцу.

Не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Кого закон считает посредником взяточника?

Законом предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве не только для взяткополучателя, но и для взяткодателя . В соответствии со ст.291.1 УК РФ) она наступает за непосредственную передачу предмета по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование в достижении или реализации соглашения о получении и даче взятки в значительном (крупном, особо крупном) размере, обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Посредник, выступая в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем, осуществляет одно из действий. Он может непосредственно передавать взятку соответствующему должностному лицу, либо способствовать достижению или реализации соглашения о получении и даче взятки между ними (например, о виде услуг имущественного характера или иных имущественных прав, времени и месте оформления документов об этом и т.д.) Посредник всегда действует по поручению одного из указанных лиц.

Посредник может понести ответственность за одно обещание «решить дело»

Абсолютно новым явилось введение в уголовный закон нормы об ответственности за обещание или предложение посредничества во взяточничестве - ч.5 ст.291.1 УК РФ. Данная норма устанавливает две формы преступного поведения, разница между которыми, заключается в том, кто из лиц выступает инициатором совершения посреднических действий. Если инициатива исходит от самого потенциального посредника, имеет место предложение посредничества , если от потенциального взяткодателя или взяткополучателя - обещание посредничества .

По смыслу закона, ответственность наступает за сам факт обещания или предложения посреднических действий. В момент, когда потенциальный посредник в словесной или иной форме высказал намерение (при предложении) или дал согласие (при обещании) совершить действия, составляющие объективную сторону преступления, предусмотренного ч.1 ст.291.1 УК РФ, преступление считается оконченным.

Какая ответственность предусмотрена для посредника?

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве наступает при условии, когда размер взятки является значительным (свыше 25 тыс. руб.).

Преступление наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Максимальное наказание (за посредничество во взяточничестве в особо крупном размере, то есть в сумме, превышающей 1 млн. рублей) - штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки (ч.4 ст.291.1 УК РФ).

Степень ответственности посредника зависит от размера взятки (значительный, крупный, особо крупный), а также от заведомой незаконности действий и использования посредником своего служебного положения. Влияет на нее в сторону отягчения и совершение преступления группой лиц.

За добровольное сообщение о взятке посредник может быть освобожден от ответственности

Уголовный закон предусматривает основания освобождения от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве, в случае если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Материал подготовлен старшим помощником прокурора Ленинского района г.Барнаула Гнётовой Ж.Н.

Наши пользователи смогут получать квалифицированные разъяснения сотрудников прокуратуры по поводу самых сложных правовых проблем. Задать вопрос в рубрику можно по электронной почте портала:[email protected]

Вряд ли найдется в современном мире взрослый человек, который никогда не слышал о взяточничестве и коррупции. С этим явлением сталкивается практически каждый гражданин, ведущий активную социальную жизнь.

К сожалению, довольно часто в современном обществе возникают ситуации, когда какое-либо важное решение в жизни человека зависит от некоего должностного лица. Это особенно актуально для сферы предпринимательства и экономики, торговли, строительства и т. д. Ограничения налогового законодательства, таможенные законы, Уголовный и Административный кодекс, ПДД касаются всех граждан страны, и порой неукоснительно соблюдать закон бывает проблематично. Кроме того, возникают ситуации, когда должностные лица сами вымогают взятки за те действия, которые они должны предпринимать по закону. Многим людям кажется, что во всех этих случаях взятка должностному лицу - норма, и благодаря этим факторам коррупция с каждым годом все больше расцветает. «Не подмажешь - не поедешь…» - со вздохом признают граждане и соглашаются с требованием должностного лица. Между тем дача и получение взятки - экономическое преступление, карающееся законом.

291 статья. Дача взятки

Уголовный кодекс, действующий в данный момент в был принят в 1996 году. В нем предусмотрено наказание за два вида правонарушений - дача взятки должностному лицу и получение взятки. Под взяткой понимают материальное вознаграждение для должностного лица, обещанное ему или полученное им за выполнение его непосредственных обязанностей. Взятка должностному лицу - это двустороннее преступление. Получатель взятки называется взяткополучателем, а тот, кто дает взятку - взяткодателем.

Как гласит дача взятки должностному лицу с использованием услуг посредника или лично - это уголовно наказуемое деяние, которое наказывается штрафом в сумме от пятнадцатикратной до девяностократной по отношению к взятке, или лишением свободы от двух до двенадцати лет в зависимости от обстоятельств преступления и от размеров взятки. считаются значительный размер взятки, дача взятки должностному лицу за то, чтобы он совершил заведомо противозаконные действия (бездействие). В этих случаях наказание за совершенное преступление будет значительно строже. Преступление - взятка должностному лицу - считается совершенным в момент получения взяткополучателем хотя бы части материальных ценностей от взяткодателя или его посредника. за дачу взятки наступает, начиная с 16 лет. Наказания за преступление и уголовного преследования можно избежать, если взяткодатель добровольно обратился за помощью в правоохранительные органы, способствовал раскрытию преступления или доказал, что взятку у него вымогали. В этом случае уголовное преследование распространяется только на взяткополучателя.

Получение взятки. Статья 290 УК РФ

Взятка, как мы выяснили, является уголовно наказуемым деянием. Получение взятки служащими считается одним из самых тяжких экономических преступлений. В этом случае госслужащий получает от граждан, пользуясь своим служебным положением, за выполнение или невыполнение непосредственных обязанностей в пользу взяткодателя. За этот вид преступления предусматривается наказание в виде штрафа, вплоть до девяностократного размера взятки, лишения свободы сроком до двенадцати лет или отстранение от должности, в зависимости от размеров взятки и других отягчающих обстоятельств преступления. Например, неоднократное получение взятки наказывается строже, чем единичный случай. Под неоднократным получением взятки понимают получение материальной выгоды более двух раз одним и тем же лицом. В любом случае, корыстное злоупотребление своими служебными полномочиями карается по закону.

Вымогательство взятки

Вымогательство взятки является отягчающим обстоятельство при расследовании взяточничества. Если факт вымогательства доказан, взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности при содействии и оказании помощи следственным органам. Вымогательство должностного лица означает, что требует вознаграждение за выполнение своих служебных обязанностей в интересах взяткодателя, или, напротив, за то, что он не предпримет необходимых мер, которые должен предпринять по закону. Угроза может выражаться в том, что должностное лицо ссылается на занятость, отсутствие необходимых документов или материалов, искусственно создает всевозможные препятствия для принятия решения, в котором заинтересован взяткодатель. Или должностное лицо предупреждает о том, что создаст условия, препятствующие деятельности заинтересованного лица, или условия, приносящие вред взяткодателю, которых можно избежать, если оплатить старания дополнительно. Оплата - это и есть взятка. УК РФ предусматривает наказание только для взяткополучателя при добровольном содействии взяткодателя.

История взяточничества

Термин "коррупция" происходит от слова corrumpire - злоупотреблять должностью, подкупать, портить. Это слово впервые стало использоваться в римском праве - еще Юлий Цезарь боролся со взяточничеством, запрещая чиновникам получать золотые венки от городов, которые им предлагали за покровительство. Во времена Средневековья в Европе чиновники не стеснялись получать материальную выгоду, используя свое служебное положение, взяточничество было распространено повсеместно. В России государственным служащим предоставлялось «кормление» - некоторая плата от заинтересованных в успехе своего дела граждан. Помимо этого, чиновники получали жалованье из государственной казны. За взяточничество наказывали цари Иван III, Иван Грозный, Петр Первый. Были годы, когда мздоимство каралось смертной казнью.

На Востоке взяточничество было повсеместно распространено, но там оно имело характер дароподношения. В средние века и Восток тоже начал бороться со взяточничеством, корыстные чиновники отстранялись от должностей и наказывались.

Начиная с конца XIX века, государственная власть получала все большие полномочия, контроль государства стал повсеместным и охватил все сферы жизни граждан. Это привело к разрастанию взяточничества, чиновники и политики всех уровней стали почти в открытую пользоваться своим служебным положением и не только брать, но и вымогать взятки у граждан. В некоторых странах такое вымогательство приняло вид партийных взносов - то есть взятку брали не отдельные чиновники и должностные лица, а представители партий.

Коррупция в последнее время занимает одно из первых мест в сфере экономических преступлений по всему миру. Коррумпированные чиновники и правительства представляют огромную угрозу для любого государства, так как тормозят развитие страны и подрывают авторитет власти, а иногда и угрожают безопасности своих граждан. Так, в 70-е годы прошлого века громкий скандал произошел из-за американской фирмы «Локхид», которая продавала некачественные самолеты ФРГ и Японии. Чиновники этих стран получали материальную выгоду от фирмы.

Явление коррупции во многом зависит от уровня жизни в отдельной стране и от ее национальной культуры. К примеру, доказано, что в Японии и Китае, где культивируется мудрость и преданность чиновников и руководителей своему государству, взяточничество распространено немного меньше, чем в других странах. Это связано также и с законами стран - там наказание за взятки строже.

Посредничество

Посредничество во взяточничестве - это действия третьих лиц, способствующие достижению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или сама передача взятки от одного участника преступления другому. Считается, что брать или давать взятку через посредника проще - взяткополучатель и взяткодатель не всегда знакомы между собой, и в этом случае посредник привлекается для большей безопасности и надежности. Чаще всего посредник тоже имеет некоторое материальное вознаграждение за свои услуги - иногда даже процент от общей суммы передаваемой взятки.

Посредничество во взяточничестве карается законом только при наличии взятки большого размера (статья 291.1 УК РФ). Значительным размером принято считать сумму свыше 25 000 рублей. За посредничество предусмотрено наказание в виде штрафа, вплоть до сорокакратного размера взятки, или лишением свободы сроком до пяти лет. Наказание также зависит от размера взятки и от других отягчающих обстоятельств - к примеру, использование служебного положения посредника или особо крупный размер материальной выгоды.

Причем содействие или соучастие в преступлении может караться по закону не только тогда, когда преступление уже совершено и окончено, но и в тот момент, когда посредник предложил свои услуги участникам взятки. Одно только обещание посредничества уже является экономическим преступлением.

Основные проблемы при расследовании взяточничества

Расследование взяточничества не всегда бывает легким. Самым важным моментом, препятствующим расследованию преступления, является тот факт, что в случае взяточничества нет так называемых пострадавших - все участники взятки заинтересованы в том, чтобы об этом факте не стало известно правоохранительным органам. Коррупция является обоюдовыгодным деянием, и взяткодатель также в большинстве случаев не заинтересован в том, чтобы преступление раскрылось - его заинтересованность объясняется личным участием в преступлении и преследованием своих собственных интересов. Особенно это важно в тех случаях, когда взяткодатель является нарушителем закона, налогового кодекса, правил дорожного движения, уголовного или административного кодекса РФ.

Одной из самых опасных, с точки зрения общества, является постоянная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем, которая возникает в случае покровительства должностного лица, планомерно оказываемого нарушителю закона.

Все большее распространение получают случаи, когда чиновники, помимо занимаемой должности, имеют свои экономические организации и предприятия. Материальная заинтересованность их удваивается и подкрепляется должностными полномочиями и возможностями.

Распространение взяточничества в различных сферах

По данным статистики, самое сильное распространение получило взяточничество в правоохранительных органах. Зачастую представители полиции и прокуратуры сами являются коррумпированными, так как воспринимают взятки как компенсацию за свой тяжелый труд, недостаточно высоко оплачиваемый государством. Взятка полицейскому, как и любому другому должностному лицу - уголовно наказуемое деяние. Сотрудники ГАИ довольно часто не только берут взятки, но и вымогают их. В последние годы это явление стало совсем привычным и почти нормальным - несмотря на все усилия со стороны государства, направленные на то, чтобы искоренить коррупцию. К сожалению, большинство граждан принимают условия должностных лиц и не препятствуют получению взятки.

Представители чиновничества, работники различных администраций и управлений также часто имеют возможность получения взятки. Чиновников много, и некоторые проблемы невозможно решить без их содействия и участия, а отдельные недобросовестные сотрудники этим пользуются.

Иногда возникают случаи взяточничества также и у медицинских работников. Подарки от благодарных пациентов зачастую принимают вид настоящей взятки, особенно в случаях взаимодействия с медицинскими работниками, занимающими высокие должности - главврачами, заведующими поликлиник и больниц, и т. д. Ни для кого не секрет, что при помощи небольшого подарка или вознаграждения можно получить более высокий уровень обслуживания, лечения и ухода практически в любой больнице или медицинском учреждении.

Представители сферы образования тоже бывают задействованы и замечены во взяточничестве. Получение зачетов и сессий, поступление в образовательное учреждение, успешное его окончание и просто процесс получения образования - все это имеет свои расценки в среде отдельных преподавательских коллективов.

Одним словом, практически не найдется ни одной сферы государственной службы, в которой не встречались бы сотрудники, практикующие взяточничество. К сожалению, меры, предпринимаемые государством по отношению к коррумпированным должностным лицам, не всегда дают ожидаемый результат.

Борьба с коррупцией

Согласно законодательству, обязаны вести все государственные комитеты и управления. Для предупреждения случаев взяточничества разрабатываются законы и правовые акты. Существуют специальные телефоны доверия, на которые можно позвонить анонимно и оставить информацию о коррумпированных должностных лицах или о случаях вымогательства. В целях борьбы с коррупцией государственным служащим постоянно прибавляют заработные платы, контроль над этими людьми ведется всеми возможными способами. Например, во многих автомобилях инспекторов ГАИ устанавливаются видеокамеры, которые помогают предотвратить получение взятки. Всячески поощряется обращение граждан в правоохранительные органы в связи с коррупцией. Год от года ужесточается отбор лиц, имеющих допуск к государственной службе, особенно на высокие должности. В некоторых государственных учреждениях строго пресекается возможность трудоустройства через родственников или знакомых, вплоть до отказа от вакансии из-за наличия родственных связей.

Все эти методы дают определенный результат, но все равно процветает во многих сферах коррупция. Взятка принимает более завуалированные формы. Доходы должностных лиц скрываются, и доказать факт преступления становится все труднее. Меняются способы, с помощью которых осуществляются дача и получение взятки.

Взаимосвязь коррупции с другими преступлениями

Как правило, взяточничество очень редко встречается само по себе - чаще всего, факт взятки тесно связан с другими преступлениями, которые совершает взяткополучатель. Взятка должностному лицу нередко сопутствует другим правонарушениям. Хищение предметов, имеющих особую ценность - статья 164 УК РФ, превышение должностных полномочий - ст. 286 УК РФ, злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289 УК РФ, коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ. Все эти статьи часто применяются к одному и тому же лицу при расследовании фактов взяточничества. Стоит понимать, что наказание за взяточничество не исключает уголовного наказания по каким-либо другим статьям из перечисленных, если правонарушение имело место.

Что делать, если у вас вымогают взятку?

На страже интересов каждого гражданина стоит Уголовный кодекс. Взятка для должностного лица не должна считаться обычным явлением. Если такая ситуация возникла, можно действовать тремя способами:

Если вы соглашаетесь на это, нужно помнить о том, что уголовная ответственность за взятку, в случае раскрытия данного факта, коснется не только получателя, но и вас лично.

Отказавшись дать взятку и предупредив недобросовестного служащего о своих намерениях, можно не только не решить свою проблему, но и усугубить плохие отношения - должностное лицо имеет определенную власть, иначе такой ситуации просто не возникло бы. Положительного решения в этом случае ждать не стоит, скорее наоборот - сотрудник сделает все возможное, чтобы решение вашего вопроса было максимально затруднено. Не исключено, что над вами просто посмеются и выпроводят восвояси.

Самое разумное - дать понять должностному лицу, что вы согласны дать взятку. Постарайтесь при этом полочить как можно больше гарантий в том, что ваша проблема будет решена и содействие оказано. После этого надо уточнить, о какой сумме идет речь, как именно вы должны оплатить услуги, кто берет у вас взятку, в какое время и где. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, написать заявление о факте вымогательства. Можно обратиться за помощью в ФСБ, МВД, Следственный комитет прокуратуры, таможенные органы и т. д. Согласно законодательству, такие обращения обязаны зафиксировать в любом государственном органе - вплоть до обращения в Правительство или к Президенту РФ. Заявление должно быть в письменной форме, один экземпляр остается у вас на руках. Лучше выяснить и запомнить, кто будет заниматься вашим заявлением и чего стоит ожидать. Чем более подробно ситуация будет описана, тем больше шансов на то, что вопрос решится в вашу пользу.

Коррупция - это болезнь современного общества. Бороться с ней необходимо не только государственным органам, но и простым гражданам, ведь страдают от коррумпированных чиновников обычные люди. По статистике, шансы победить коррупцию в отдельно взятой стране составляют 1:250, а если соответствующие меры принимаются во многих странах, шансы увеличиваются - 1:23. Таким образом, эту проблему лучше решать сообща, «всем миром».

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

Непосредственный объект данного преступления – нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет анализируемого преступления совпадает с предметами получения и дачи взятки.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ) выражается в посредничестве во взяточничестве, т.е. 1) в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Первая форма посредничества во взяточничестве внешне совпадает с одной из альтернативных форм получения или дачи взятки.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере может выражаться в различных действиях, например в организации встречи потенциальных взяткодателя и взяткополучателя в определенном месте (на даче, в ресторане и т.п.); согласовании между ними вида и размера взятки, которую должен получить взяткополучатель; ведении переговоров по поручению взяткополучателя или взяткодателя по поводу совершения этого преступления и т.д. При этом важно установить, что действия посредника были направлены именно на достижение либо реализацию соглашения между взяткодателем и взяткополучателем о получении и даче взятки.

Кроме того, надо помнить, что состав посредничества во взяточничестве имеет место, если речь идет о получении и даче взятки в значительном размере, т.е. когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 25 тыс. руб.

Преступление (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ) содержит формальный состав и признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. Если же посредничество во взяточничестве выражалось в ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю, то деяние должно считаться оконченным с момента совершения действий, составляющих данное способствование.

Если посредничество во взяточничестве не было доведено до конца, например вследствие отказа должностного лица принять взятку либо пресечения деятельности посредника в момент передачи предмета взятки сотрудниками правоохранительных органов, содеянное должно оцениваться как покушение на посредничество о взяточничестве.

Субъективная сторона преступления (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ) характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъектом преступления может быть любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Специфику имеет квалификация так называемого "мнимого посредничества", когда лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их. Судебная практика в таких случаях оценивает содеянное как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Если же в целях завладения материальными ценностями взяткодатель склоняется подобным "посредником" к даче взятки, то действия последнего помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в таких случаях образуют покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Часть 2 ст. 291.1 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за посредничество во взяточничестве: 1) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо 2) лицом с использованием своего служебного положения.

Трактовка незаконных действий совпадает здесь с аналогичным толкованием данного понятия применительно к ст. 290 и 291 УК РФ. При этом следует устанавливать, что виновный бесспорно осознает факт незаконности этих действий. В противном случае квалификация содеянного будет основываться на ч. 1 ст. 291.1 УК РФ.

Использование лицом своего служебного положения облегчает возможности посредника совершать свои преступные действия, что и обуславливает повышение уголовной ответственности. Нередко посредниками в этих случаях выступают сами должностные лица.

Согласно ч. 3 ст. 291.1 УК РФ квалифицированным преступлением признается посредничество во взяточничестве, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК РФ); б) в крупном размере (т.е. когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 250 тыс.руб.).

В соответствии с ч. 4 ст. 291.1 УК РФ еще более строгая ответственность наступает за посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (т.е. превышающем 1 млн руб.).

Часть 5 ст. 291.1 УК РФ предусматривает ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества во взяточничестве заключается в согласии лица в будущем выполнить полностью или частично действия посредника. Обычно такая позиция возникает, когда сам взяткодатель или взяткополучатель обращается к лицу, чтобы он стал посредником.

Предложение посредничества во взяточничестве предполагает ситуацию, когда само лицо доводит информацию лично или через посредника до взяткодателя или взяткополучателя о желании оказать содействие во взяточничестве.

Сам факт обещания или предложения посредничества во взяточничестве достаточен для признания содеянного оконченным преступлением.

Согласно примечанию к ст. 291.1 УК РФ лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. По сути, речь идет об аналогичных условиях освобождения от уголовной ответственности взяткодателя (различие заключается лишь в том, что в примечании к ст. 291.1 УК РФ не упоминается в качестве специального условия освобождения вымогательство взятки со стороны должностного лица, а также содержится указание, что лицо, освобождаемое от уголовной ответственности, должно активно способствовать раскрытию и (или) пресечению преступления, а не раскрытию и (или) расследованию преступления, о чем идет речь в примечании к ст. 291.1 УК РФ).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: