Причины школьных конфликтов. Конфликты детей в школе, как помочь ребенку решить конфликт

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.

Сентябрь и школа - слова-синонимы, и это нормально. Школа и труд - тоже нормально. А школа и неврозы , как вам такое сочетание? Увы, они уже давно топают рядышком. Это не новость и не открытие, каждый из нас видит на примере собственных детей и внуков - они, словно космонавты при выходе на орбиту, терпят в школе колоссальные перегрузки . У первоклассника пять уроков в день - обычное дело, старшеклассники проводят в классах 6–7 часов, гимназисты - и того больше. Чувствует ли кто-нибудь из вас, уважаемые взрослые, готовность и способность напряженно работать семь часов подряд? Нам такое не под силу, мы всегда имеем возможность размяться, перекурить, заварить кофейку, рассказать сослуживцам байку или анекдот. Такой возможности у детей нет, их переменки длятся 10 минут, до туалета добежать да из класса в класс перейти - все, что они успевают. И наступает недобрый день, когда что-то ломается, психика не выдерживает: ваш всегда послушный сын огрызается в ответ, беспокойно спит, жалуется на усталость, головную боль, мочится в постель... Да и вид у него такой, что сразу ясно: жизнь не в радость.

В школьной жизни детей психотерапевты отметили три пика обострения их проблем . Первая «волна» приходится уже на конец первого класса : еще осенью бежал в школу с цветами и улыбкой, а зимой слышать о ней не хочет. Вторая «волна» настигает ученика при переходе в пятый класс : начальная школа закончена вполне благополучно, но неожиданно встает множество вопросов. И третья «волна», прямо девятый вал, накрывает ребят 8–9-х классов : у этих вообще все очень сложно...

Можно ли избежать разрушительных школьных штормов, каковы их причины, как помочь ребенку благополучно и без потерь добраться в порт назначения?

Невротики из первого «А»

Нет мира под оливами, и уже в начальной школе могут возникнуть две серьезные проблемы : ребенок не «берет» школьную программу , отстает от сверстников, замыкается. Вторая беда - конфликт с учителем , превращающий его жизнь в постоянную муку.

Частенько бывает так: к школе малыша готовили, он радовался своему взрослению, охотно демонстрировал ранец и учебники. Но в школе все оказалось по-другому: надо говорить и молчать, ходить и сидеть не тогда, когда хочется, а когда можно и нужно. Новые условия смущают ребенка, он напуган. Бывают ребята с так называемым «психическим» или «психофизическим инфантилизмом» , которые приносят в школу свои игрушки и вместо уроков играют в куклы, машинки, они ходят по классу, когда им захочется, очень удивлены, если их за это наказывают. Опытные учителя обычно справляются с такими ребятами, но лучше все же обратиться к невропатологу за помощью, иногда таким детям даже дается отсрочка на год от школы .

Говорят, в начальной школе родители часто «учатся» вместе со своими детьми: вместе выполняют домашние задания, «подтягивают» его. Это понятно, ребенок еще нуждается и в помощи, и в контроле, но вот тащить в отличники или хорошисты того, кто слабоват, не надо. Нельзя программировать малыша только на высокие отметки , завышать требования к нему. Все знают - выше головы не прыгнешь, у каждого своя планка.

Если перегнуть палку, то у ребенка могут появиться реакции протеста (пропадает интерес к учебе, школе) и невротические реакции : плаксивость, раздражительность, истерика, как только речь заходит об учебе. Вот и решайте, что вам важнее: вырастить здорового ребенка со средним баллом в аттестате или больного отличника.

Особый случай - это дети с замедленным психическим развитием . Если они своевременно не попадают в класс выравнивания, учеба превращается для них в ад. А до интегрированного обучения в наших школах еще далеко...

Детей, у которых сложились напряженные отношения с учителями , немало. Но бывает так, что конфликт и вовсе выходит за рамки класса, за границы понятия «не сошлись характерами».

Директор проверял дневники старшеклассников, давая разнос за небрежность и неаккуратность. Обстановка в классе была нервозной, приближалось родительское собрание. Несколько дневников просмотреть не успел, прозвенел звонок. «А с вами завтра разберусь », - пообещал сурово. Ожидание расплаты, одно лишь предчувствие неизбежного наказания привело девчонку к тяжелейшему нервному срыву : она потеряла речь и 2 месяца не разговаривала, пока ею не занялись психотерапевты.

Девушка написала письмо учителю с признанием в любви . Решиться на такое ей было нелегко - нежная, мечтательна я, фантазерка, она жила в мире своих грез, долгое время была «влюблена» тайно - просто поджидала педагога, наблюдала за ним. Учитель не придумал ничего лучшего, чем прочесть любовное письмо перед классом . Дома девушка горстью выпила все бабушкины таблетки, попала в больницу и долго лечилась от депрессии.

Справедливости ради нужно признать, что приведенные примеры все-таки из ряда вон выходящие, обычно случаются конфликты попроще, не такой разрушительной силы, но все же очень болезненные для ребенка . В большинстве случаев, когда педагог повел себя не лучшим образом, он все-таки идет со временем на попятную, готов к миру, понимая бесперспективность борьбы с ребенком. Но родители, особенно мамы, очень часто к заключению мира не готовы, они оскорблены, возмущены несправедливостью. Так конфликт переходит в новую плоскость: педагог - родитель .

Второклассники катались на ледяной горке. Один упал, выбил передний зуб. Говорят, его толкнул дружок, но вины за собой не признает. На «хулигана» навалилась вся школа: учительница, педсовет, мама пострадавшего объявила перед классом: «Не дружите с ним, он и вас покалечит, бандит».

Виновный страшно переживал: отказался ходить в школу, но и дома оставаться один боялся, плохо спал, стал мочиться и пачкать трусы. Специалист определил - тяжелейший невроз , на месяц освободил ребенка от занятий в школе. Маме и педагогу, к сожалению, так и не удалось найти общего языка, при встрече они вновь обвинили и оскорбили друг друга. Мальчика пришлось переводить в другой класс , где он успокоился, признаки невроза отступили.

Старайтесь ладить с учителем , слышать его и понимать. Никогда не обостряйте мелких конфликтов и ссор, гасите их всеми средствами, ведь речь идет, в конце концов, о благополучии и комфорте вашего ребенка.

Не впадайте в амбиции . Замечено, что чаще всего конфликтуют родители образованные, интеллигентные, но с высоким уровнем притязаний.

Постоянно держите связь с учителем . Забирая ребенка из школы, интересуйтесь не только его успехами, но и тем, как он ладит с другими, как чувствует себя в классе. Обо всех особенностях своего маленького ученика расскажите обязательно: очень робкий, стесняется взрослых, тихо разговаривает или, наоборот, чересчур шумный, неуправляемый, непоседа. Пусть негодование и усталость учителя лучше выплеснутся на вас, чем на вашего ребенка . А вы твердо пообещайте учителю, что разберетесь с малышом. Ваша родительская интуиция вам обязательно подскажет, стоит ли наказывать ребенка за данный проступок или лучше промолчать.

Меры профилактики со стороны педагогов

Будьте осторожны с детьми, особенно с теми, которые «не как все». Не произносите злых слов, щадите их, умейте взять себя в руки . Дети, конечно, не ангелы, с ними бывает трудно ладить и родным, но жизнь сегодня у всех трудна, все мы вздернуты... Суицид и попытки суицида у детей случаются нередко, и причиной их часто становится грубое слово взрослого, не в последнюю очередь - педагога...

Конфликты в пятом классе

Переход в пятый класс - всегда тревожное время для ученика и родителей - все как бы начинается сначала: новые учителя, новые требования, растущие нагрузки. И вчерашний благополучный хорошист вдруг чувствует, что почва уходит из-под ног: не успевает, не справляется, четверки и пятерки вдруг сменяются тройками, вот уже и на собрании «склоняют», а классная подозрительно смотрит: как это ты был отличником?

Бороться с новой ситуацией ребенку трудно, и он отступает - прогуливает уроки, а то и прямо заявляет родителям, что в школу больше не пойдет. «Его словно подменили! » - плачет мама.

Ребенок, конечно, тот же, но обстоятельства стали иными. Учитель начальной школы все-таки особенный человек, почти мама своим детям, и, работая с маленькими учениками, наверняка дает им поблажку, тянет слабеньких, умудряется задержаться на трудной теме, чтобы втолковать непонятное каждому. У предметника такой возможности нет, он дал урок - и ушел, а что ученик не понял - его проблема, доходи своим умом. И родители не всегда помогут, математика в 5–6-х классах - это уже не работа со счетными палочками...

И опять появляются реакции протеста , но это уже не просто уход из школы, как в 1-м классе, чаще это уход из дома, связь с асоциальными компаниями, первые шаги к спиртному , наркотикам, неврозам, депрессивным расстройствам. Особо хочется остановиться на психосоматических заболеваниях . До 5-го класса ребенок был вполне здоров, а тут масса жалоб: боли в животе, в сердце, суставах; каждое утро вдруг среди полного здоровья поднимается высокая температура - до 39 градусов... Мамы бегают по врачам, те в свою очередь назначают обследования: УЗИ, кардиограммы. Но все эти проблемы вторичны, они вызваны ребенком на «защиту» себя, они - расплата за сверхвысокие нагрузки в школе и сверхвысокие задачи, которые ставят перед ребенком родители. «Падение с пьедестала» болезненно и для взрослого, но для ребенка - вдвойне. И здесь вам нужен не педиатр, а психоневролог .

Меры профилактики со стороны родителей

Нельзя ожидать от детей слишком многого только потому, что вам так хочется. Ваши требования к ребенку справедливы, если ему по силам. Что толку требовать от вас, чтобы вы пели, как Карузо? Если папа или мама были отличниками в школе и вуз закончили с «красным дипломом», это совсем не значит, что отпрыск должен повторить ваши успехи. Не понимая этого, давя и требуя, можно успешно превратить ребенка в невротика .

Есть хорошие, нормальные дети, чьи успехи в школе всегда колеблются между тройкой и четверкой. Повод ли это для истерик? В конце концов, тройка тоже оценка. Бывает полезно просто «отпустить вожжи»: время идет, ваш ученик взрослеет, как говорят, берется за ум.

Конфликты в девятом классе

И, наконец, третья «волна» - это подростковый возраст . Это сложное время и для ребят, и для родителей. Идет бурное половое созревание, эндокринная система напряжена.

Утром подросток часто пребывает в прекрасном настроении и ему хочется обнять весь мир; к обеду все становится мрачным, жить не хочется, а вечером как ни в чем не бывало он идет на дискотеку. Такие перепады настроения у подростков и создают почву для поведенческих проблем. Он грубит, огрызается, не терпит нравоучений, уходит с компанией, нередко пробует спиртное, наркотики. Чаще всего это происходит тогда, когда в школе, да и дома, ребенка унижают, оскорбляют или вообще перестают на него обращать внимание . В этом возрасте они нуждаются во внимании не меньше, чем в младшем: врачи отмечают возрастание процента суицидальных попыток , нередко завершенных.

Так что, взрослые, учителя и родители, будьте бдительны! Помните, если ваши отношения с ребенком зашли в тупик, обратитесь вовремя к детскому психоневрологу.

Есть в Минске телефон доверия, отделение пограничных состояний . И, наконец, есть Республиканская психоневрологическая больница в Новинках, где открыта школа, здесь лечат и обучают одновременно.

В западных странах психоаналитики и психотерапевты - самые популярные и посещаемые специалисты, а наш страх перед психиатрией - генетический, происходит из того времени, когда она была карающей. Если все-таки побаиваетесь идти на прием по месту жительства, а потребность такая есть, обращайтесь в коммерческие медицинские учреждения, где ребенка анонимно проконсультирует специалист высокого класса.

Валентина ДУБОВСКАЯ , психиатр, психотерапевт. Татьяна ШАРОВА , наш корр.
Журнал «Здоровье и успех», № 9 за 1997 год.

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Длясовременной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с обострением межличностных отношений: постоянные жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на них кричат, появились взаимные обиды, претензии друг к другу, прослеживались отдельные случаи драк, также на почве недопонимания. Все эти действия представляют собой цепочку (эскалацию) конфликтогенов, которые сыграли главную роль в возникновении конфликта. Присутствовали следующие типы конфликтогенов: это и стремление к превосходству (7 человек в статусе "крутых"), проявление агрессии (в некоторых случаях происходили драки) и проявление эгоизма (каждый считал, что не слушают именно его, хотя сам и не пытался прислушиваться к мнению окружающих). Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками возникновения конфликтных отношений явились потребности детей в безопасности, общении, контактах, взаимодействии, уважении, самовыражении и самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят находились на грани "психологического срыва", они не могли спокойно разговаривать друг с другом, кричали, а когда я начинала с ними беседовать с целью разобраться в ситуации (это происходило каждый день), то большинство из них "срывались", начинали плакать, а обиды друг на друга не проходили, а только усиливались. На данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить надвигающийся конфликт . С этой целью я каждый день проводила индивидуальные, групповые беседы, в которых использовала метод убеждения. Я старалась проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставила себя на его место, давала каждому выговориться, упор делала на его положительные качества. Но было время, когда я использовала авторитарные методы во время "разборок" с детьми. И, казалось бы, разрешили противоречие, но во время проведения следующего мероприятия, обязательно возникала ссора. Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно, что такими отношения оставлять дальше нельзя. "Последней каплей" моего терпения стал конкурс на "природе", который был просто "сорван" из-за разногласий между командами. Все ребята снова рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт , поскольку произошло столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом позиций в межличностных отношениях детей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт , так как он возник между учащимися класса из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (60% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово; командир класса, девочка, настолько принципиальна, что иногда это подталкивает других ребят к "враждебным" действиям, многим детям данного класса присуща излишняя прямолинейность в высказываниях, суждениях, стремление сказать правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти качества импонирует в ребятах), но это нравится далеко не всем, повышенная эмоциональность, недостаточно развитое качество личности - толерантность, неумение контролировать свое эмоциональное состояние бестактность отдельной группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины конфликта в этом изумительном классе. Пятый класс - это период адаптации к новым условиям обучения. Дети включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами. Кроме того, это ранний подростковый период. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии, начинается перестройка гармональной системы, что приводит к перепадам самочувствия, настроения. Становясь подростком, ребенок часто теряют психологическое равновесие. Эти факторы способствуют обострению межличностных отношений в коллективе. Доминирующим становится потребность в самоутверждении , которая может проявляться в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других, в повышенной потребности в признании, внимании уважении со стороны сверстников и взрослых. Более того, у подростка появляется неадекватная самооценка , комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведет к проявлению нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, а заниженная - рождает тревожность, неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий использования деструктивной стратегии, котораяпреобладала в их взаимоотношениях и важности использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный конфликт послужил способом выявления и разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении межличностных отношений в классе. Кроме наблюдения за детьми, беседы с каждым в отдельности, я провела социометрическое исследование, которое дополнило мое представление об эмоциональной структуре класса. Я провела анкету, которая включала в себя такие вопросы, как "Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе нравится в общении с одноклассниками? О каком общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?"

Для проведения классного часа мною была создана презентация, в которую вошел небольшой сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из родителей "снимал" на телефон отдельные моменты отдыха детей в том самом однодневном походе и небольшая часть конкурса, где произошла ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем не менее, данный сюжет явился удачным материалом для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ , отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на "золотой середине", то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же - улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были использованы приемы конструктивного взаимодействия : убеждение, аргументация, попытка договориться.

Использовала метод аргументативной дискуссии, ц ель которой содействовать разрешению конфликта во мнениях. Я использовала все положительные стороны такого известного приема в заимодействия, как конструктивный спор по С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось конкретное поведение ребят (конкретность ). Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность). Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация, где каждый говорил за себя и думал то, что говорил, была хорошая "обратная связь". Это была "честная игра".

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что, частным последствием конфликта явилось усиление группового взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные последствия, которые определили выход из сложной ситуации, конфликт привел к разрешению проблем, усилил групповую сплоченность, привел к взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С. Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то научился новому (информативность), исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили претензии (отреагирование), обсуждение ситуации привело к взаимопониманию, некоторому сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая проблема их волнует, было сохранено чувство собственного достоинства каждого участника беседы (сближение ). Ситуация была разрешена, проблема понята и практически разрешена, были извинения (совершенно неожиданно для всех в конце классного часа командир класса извинилась перед своей одноклассницей, оправдалась за свое поведение) и, наконец, были составлены правила взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в шуточной форме "проигрывали" разные "конфликтные ситуации из их жизни" и научились сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне было важно "донести" до них идею о том, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. (Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов - на Дону, 1997. - с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы проигрывали на классных часах. Все это было представлено в юмористической форме, причем, разные приемы поведения были детьми подготовлены заранее. Было смешно и весело. А дети обучались очень важным навыкам взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру " выпустить пар". Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете", а лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо". Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать:" устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как "Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься", только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были выработаны на классном часе, мы с детьми доработали и поместили их в наш классный уголок. (Кстати, название нашего класса - города "Волшебники". В форме звезд эти правила расположены над нашим "городом"). В конце каждой недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик "оценивает" свое поведение, учитывая то, как он выполнял "законы города "Волшебники", после своей оценки, идет обсуждение в "звездочках", если возникают разногласия, тогда "подключается" коллектив всего класса. Думаю, что это хороший опыт, т.к. такой прием "работает" на развитие толерантности, и, в результате, на предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не остается незамеченным. Мы "разбираемся" на месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас накоплен большой опыт по работе с детьми в данном направлении. (Так, например, книга под названием "Как научить детей сотрудничать?" (1998, автор - К. Фопель) содержит большое количество интерактивных игр, направленных на развитие "эмоционального" интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности. В нашей школе имеется сборник методических материалов "Организация работы школьной службы примирения" (г. Пермь, 2007), который содержит материалы по организации служб примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения (ШСП) является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. В скором времени, надеюсь, такая служба появится и в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин конфликтов может быть недостаточно развитое качество личности - толерантность. Авторы книги "Воспитание толерантности у школьников" предлагают программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности у детей. В своей работе я буду продолжать пользоваться материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование среди детей, которое показало, что конфликт разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе, дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им приятно, что появился запрет на фамилии (без имени) и клички. Дети стали более уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева и др.) - М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. "Школьные технологии" 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Academa, 2004.
  12. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13.
  13. "Школьный психолог".: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.

Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.

Что такое конфликт

Конфликты в школе, виды и решения

Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.

Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.

Конфликт «ученик – ученик»

Конфликты в школе

Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».

К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.

Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.

Конфликт «ученик – учитель»

Конфликты в школе

В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.

В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.

Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: