Историческое значение санкций. История экономических санкций

В последнее время нет темы актуальнее, чем введение экономических санкций . В то же время, немногие понимают формы, методы и цели этих санкций. Введенные ограничения всегда касаются, как одной, так и другой стороны, отражаясь на состоянии экономики, деловом климате и настроениях потребителей. Образно говоря, санкции – это оружие, которое стреляет в обе стороны.

Экономические санкции — понятие и цели

Представляют собой применяемые одной или несколькими странами меры экономического характера по отношению к другой стране или группе стран. Экономические санкции могут иметь форму полного или частичного запрета импорта товаров из страны, экспорта в страну, а также ограничения финансовых операций.

Целью санкций является принуждение правительства страны, на которую эти санкции наложены, изменить свою политику в разных сферах : вывод войск с оккупированной территории, прекращение нарушений прав человека, прекращение всех видов поддержки международного терроризма и прочее.

Как ни странно, в международном праве отсутствует точное определение экономических санкций: каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.

В одностороннем порядке санкции могут быть наложены решением президента страны, правительства или законодательного органа. Возможно применение санкций несколькими государствами. Тем не менее, официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН . В теории, они являются самыми действенными, поскольку обязательны для исполнения всеми странами-членами ООН. На практике, действенность таких санкций зависит от конкретных стран, являющихся торговыми партнерами «оштрафованного» государства, поскольку эффективных методов воздействия на нарушителей санкционного режима у Совбеза ООН нет.

История экономических санкций

Первое упоминание об экономических санкциях в письменных источниках встречается в 432 до н. э. Санкции были приняты Афинским морским союзом против города Мегара, с целью прекратить в этом городе укрывательство беглых рабов из Афин и распашки приграничных территорий, считавшихся священными. Стоит отметить, что введенные санкции произвели обратный эффект. Мегарские купцы были вынуждены обратиться за военной помощью к своему союзнику – Спарте, и в результате Пелопонесской войны Афины потерпели поражение

В Средневековье экономические санкции распространения не получили, из-за отсутствия постоянной конфигурации военных и торговых союзов. В 19 веке экономические санкции приняли форму морских блокад. За почти столетний период морские блокады осуществлялись: 12 раз Великобританией, 11 раз Францией, по 3 раза Германией и Италией, по 2 раза Россией и Австрией и 1 раз Чили.

В 20 веке, на фоне бурного развития международной торговли, экономические санкции получили широкое распространение. Самым ярким примером коллективных санкций является ограничение поставок стратегических технологий и товаров в страны социалистического блока . Для контроля за этими санкциями был организован специальный комитет, в который входили 17 стран.

Ярчайшим примером односторонних санкций является введенное США в 1960 году и продолжающееся до сих пор эмбарго в отношении Кубы. Ущерб Кубы от санкций США оценивается в 1 трлн. долларов. Тем не менее, основная цель эмбарго – установление на Кубе демократического режима, так и не достигнуто.

Начиная с 1990 года СБ ООН начинает более активное использование международных экономических санкций против различных стран: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006).

Наложенные ООН санкции, в основном, носят частичный характер и направлены на ограничение поставок военного оборудования и оружия в эти страны, а также замораживание активов, размещенных за рубежом.

Влияние экономических санкций на Россию

Рассмотрим совсем недавние примеры. США и ЕС введены санкции против ряда российских банков. Какое влияние это окажет на рядового гражданина?

Представьте, что вам снизили зарплату на 5 тысяч рублей. С голоду вы не умрете, уровень вашей жизни немного снизится, но образ жизни, в целом, вряд ли изменится. В краткосрочной перспективе, вроде бы ничего страшного нет. Однако, если взять более длительный временной промежуток, то получится, что за 10 лет вы лишились суммы, достаточной для покупки новой машины. Санкции несут ярко выраженный ущерб, но не чувствующий сразу. В итоге окажется, что десятилетний санкционный период можно было прожить гораздо лучше.

Возьмем ограничения на импорт продукции из ЕС и США, введенные Россией. Не касаясь политической подоплеки, рассмотрим их возможные последствия, как говорится, «на пальцах».

Представьте, что вместо того, чтобы купить какие-то определенные продукты, вам нужно их выращивать самостоятельно. Вроде бы и сложностей никаких нет. К примеру, картошку может растить всякий, кто располагает небольшим земельным участком. Но уровень вашей жизни от этого, несомненно, понизится. Судите сами, силы, которые раньше уходили на работу, вы будете вынуждены тратить на огород, хотя раньше покупали овощи, и деньги еще оставались. Продукты, которые раньше покупались в странах, где их производство было налажено лучше, теперь нужно будет производить самим. В итоге, самостоятельно производим продукт более низкого качества, дополнительно к этому тратя на это ресурсы, которые раньше были направлены на дело, которое получалось лучше, чем у остальных.

Или обратная ситуация все с тем же ограничением на импорт, только в этом случае – на экспорт. Вы имеете завод по производству молока и молочных продуктов. Объем вашего производства таков, что вы кормите жителей своей страны и парочки соседних. И вдруг один из ваших партнеров теряет интерес к вашему продукту, запрещая его распространение на своей территории. Что происходит?

Как вы знаете, товары производятся и продаются заранее, это значит, что вы имеете переизбыток молока на складах, которое некуда деть. Конечно, можно реализовать его на других рынках, но срок годности продуктов не вечен, а запасы значительны. Кроме того, нужно сократить производство, ведь теперь вам не нужно столько молока. А это увольнения, простой мощностей, не говоря уже о прямых убытках. А если и другие соседние страны отказывают в тех же объемах закупок, так как сами подпали под санкции?

В практике современных международных отношений считается, что наибольший эффект имеют экономические санкции, направленные не на страну в целом, а на ее руководство: замораживание их зарубежных активов, отказ в инвестировании, запрет на въезд в страну. Экономические санкции, имеющие жесткий характер и направленные на подрыв экономики государства, признаны негуманными, так как от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои.

Санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании "Аэрокомпозит", "Дайвтехносервис", Научно-производственное предприятие (НПП) "Гамма", научно-исследовательский институт "Вектор", компания Nilco Group, Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", научно-производственное предприятие подводных технологий "Океанос", конструкторское бюро "Авиадвигатель", группа компаний "Инфотекс", компании "Сайрус Системс", Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" и Воронежский НИИ "Вега". Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие "деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве", "поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России" и "поддержка российской военной аэрокосмической отрасли". Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон "о противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека "на оккупированной территории", в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 года, в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 года в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название "кремлевский". В него были внесены члены российского правительства, в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев, руководство президентской администрации, руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 года Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 году, а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с "агрессией на Украине".

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 года и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны "Калашников" и "Ижмаш", корпорация "МиГ", компании "Сухой" и "Вертолеты России", оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро "Новатор". В черный список занесены Олег Дерипаска и глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава ВТБ Андрей Костин, владелец "Реновы" Виктор Вексельберг, бизнесмены Игорь Ротенберг и Сулейман Керимов (многие фигуранты этих списков уже находятся под действием других видов санкций).

Последний раз санкционный список был расширен 20 сентября 2018 года. Госдепартамент внес в него еще 27 российских должностных лиц и 6 структур, которые якобы "действуют в интересах оборонных и разведывательных секторов России". Среди них "Частная военная компания Вагнера", OOO "Оборонлогистика", Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, бизнесмен Евгений Пригожин, ряд сотрудников ГРУ и начальник этой структуры Игорь Коробов.

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, - довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране.

Сначала наиболее часто инструмент санкций использовали британцы, которые, производя наибольший объем промышленных товаров, имели возможность экономически и политически давить на другие государства. Кстати, именно стремление британцев защитить свои экономические интересы стало одной из причин вступления страны в Первую мировую войну. Как и для США, если вспомнить их стремление противостоять Японии, против которой они ввели санкции на поставки энергоносителей. Это также объясняет, почему Япония сочла главным врагом именно США, а не СССР. Или вот другой пример, связанный с экономическими интересами: в 1973 году арабские страны - экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США, выступая против их поддержки Израиля, что вызвало затяжной энергетический кризис. В ответ США разорвали технологическое сотрудничество с этими государствами.

В дальнейшем США сменили британцев на полях санкционных войн и часто стали использовать инструмент санкций, особенно в период холодной войны. Но за последние годы этот инструмент используется ими намного чаще, нежели ранее. Да к тому же как минимум половина мира, если не большая его часть, была подвергнута тем или иным санкциям со стороны США. США также активно поддерживают международные санкции на поставки технологий, оружия или конкретных товаров в те или иные страны. Важно, что в 1990-е США признали, что под санкции, наложенные ими, могут попадать продукты питания и даже лекарства, и в таком случае санкции вполне можно рассматривать как инструмент войны. В целом США очень привержены институту санкций и считают себя вправе налагать их тогда, когда им заблагорассудится. При этом в США санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством, но и штатами, и местными властями - даже на уровне городских властей.

Россия традиционно часто сталкивалась и сталкивается с санкциями, введенными против нее, как правило, Британией и США. И в этом контексте сейчас это инструмент геополитической борьбы, направленной на сохранение однополярного мира во главе с США. Поэтому поддержка санкций, введенных странами англосаксонского мира против России, другими государствами – это лакмусовая бумажка позиционирования государств на мировой арене. Вообще же Россия имеет очень большой опыт жизнедеятельности в условиях санкционного режима. Важно отметить и тот факт, что ввод санкций, как правило, сопровождается негативной информационной пропагандой против страны, подвергнутой санкциям.

История антироссийских санкций

Как правило, когда говорят о первых санкциях против России, упоминают период правления Ивана Грозного, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя шквал информационного негатива, лившегося из соседних стран, а также экономические санкции. В частности, санкции коснулись поставок меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки влияния и давления были продолжены уже в XVII веке и имеют отголосок в событиях Смуты. Тем не менее реформы и создание огромного и мощного в военно-политическом плане государства обеспечили ему спокойствие. И фактически к целенаправленной войне с Россией посредством санкций некоторые европейские страны вернулись только в XIX веке. Тогда страны Европы, прежде всего Британия, стремились ограничить российское влияние в Европе, ослабить позиции России, что и случилось после Крымской войны. При этом именно события Крымской войны и послевоенного периода были отмечены масштабной информационной войной против России. С окончанием XIX века информационная война против России не закончилась. А Россию продолжали изображать в качестве того или иного чудовища (довольно часто на картах Россию изображали в виде осьминога-монстра, или огромного медведя, или даже катка), якобы угрожающего «цивилизованному миру».

После Великой Октябрьской революции и подписания договора Советской России с Германией последовали новые санкции. Их ввели в 1919 году США и страны Антанты. Притом что еще до ввода санкций эти государства осуществляли интервенцию на территории России. Данные санкции, по мысли указанных стран, должны были усилить проблему голода в новом государстве, дабы таким образом ослабить советскую власть. Более того, в 1925 году была введена «золотая блокада», когда государства Европы и США отказались торговать с СССР за золото, в результате чего СССР нарастил поставки зерна и нефти для покупки необходимого оборудования для возникающей индустрии. В 1930 году последовал запрет этих же стран на импорт из СССР всех товаров, кроме зерна. Эта ситуация привела к плачевным результатам, поскольку масштабный вывоз зерна усугубил ситуацию с обеспечением продовольствием в СССР. Так, период 1932-1933 годов был ознаменован масштабным голодом («голодомор»). Собственно, к нему, таким образом, также приложили руку «западные партнеры». Только в 1934 году золото снова стало средством платежа. Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году в связи с советско-финской войной. Тогда были запрещены поставки в СССР из США определенных металлов и компонентов для авиационной промышленности. Однако в этот же период 1920-1930-х годов из США прибывали в СССР автомобили, станки и некоторое другое оборудование.

Во время Второй мировой войны санкции против нашей страны, конечно, не вводились, так как СССР был союзником для США и Великобритании. Однако после ее окончания и речи У. Черчилля в Фултоне их можно было ожидать уже в скором времени. И это при том, что, казалось бы, после Второй мировой войны всем участникам международных отношений стало ясно, что торговать по оговоренным правилам выгоднее, нежели придерживаться политики изоляционизма и протекционизма. Но идеология возобладала. В 1948-1949 годы США ограничили экспорт оборудования в СССР. Они даже приняли закон об экспортном контроле. Для этой же цели США инициировали создание Координационного комитета по экспортному контролю для реализации задачи сохранения «технологического отставания СССР», что означало уже системный характер американской санкционной политики. В дальнейшем подобные ограничения продолжались и вводились новые. Например, в 1962 году был введен запрет продавать в СССР трубы большого диаметра. Нельзя также не сказать о поправке Джексона-Вэника, которую ввели в 1974 году и отменили лишь в 2012-м, хотя проблема взаимоотношений России и Израиля была уже давно разрешена. Благодаря этой поправке в отношении товаров, поступавших в США из СССР, вводились высокие тарифы.

В 1981 году США продолжили борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны. Они запретили своим компаниям поставлять в СССР оборудование для строительства нефте- и газопроводов (речь идет прежде всего о блокаде строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород), которые связывают Россию и страны Европы. Санкционная политика США позволила нашим европейским партнерам взвинтить цены, что заставило СССР значительно увеличить экспорт золота. Очередной виток санкционной войны случился после инцидента с корейским авиалайнером в 1983 году. Тогда США блокировали воздушное сообщение с СССР. После этого США сосредоточились на углеводородной сфере через влияние на ценообразование в торговле нефтью.

И даже после распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать - хотя бы в рамках запретительных мер. Более того, появились новые санкции, под которые попадали российские научные учреждения. Например, под американские санкции попали 10 научных учреждений России за сотрудничество с Ираном в ракетной области, хотя в 2010 году они были отменены. В это же время усилилось персональное давление через инструмент санкций. В 2012 году был принят «акт Магнитского», согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот акт позволил США заявить о том, что политическое руководство России в целом представляет собой авторитарный режим, с которым нет необходимости считаться.

Новый масштабный виток санкционной политики США начался в 2014 году.

Вторая часть статьи Н. Ереминой будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить.

Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй, введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны.

Например, страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи.

Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил "континентальную блокаду", запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем - и продавцам, и покупателям.

Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована на практике тогдашней супердержавой - Британской Империей - в конце 19 века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2% от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих в мире. Этот рекордный показатель более никогда и никем не был превзойден.

Торговые санкции были одним из наиболее часто применяемых Великобританией инструментов для давления на другие государства. Британский философ Томас Хаксли в 1890 году записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: "Наш народ - народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на их правителей".

Однако Первая Мировая Война возродила дух изоляционизма. Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института Экономической Демократии, одной из причин начала Первой и Второй Мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира.

К примеру, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией (1914) тогдашними политиками обосновывалось необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии".

Мировая экономическая депрессия 1920-х и, особенно, 1930-х годов привела к тому, что многие страны повысили таможенные тарифы и понизили квоты на ввоз импортных товаров. Это было одним из главных причин начала Второй Мировой Войны. К примеру, вступлению Японии во Вторую Мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.

Любопытно, что после начала Японией военных действий, США, тогда еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию. Япония, практически лишенная собственных источников нефти, сочла это актом экономической агрессии, что решающим образом повлияло на стратегический выбор "страны восходящего солнца". В 1941 году японцы атаковали США, а не СССР, главные силы которого вели бои с германскими нацистами.

После Второй Мировой Войны страны Запада решили, что кооперация поможет всем участникам мировой экономики больше, чем изоляция, тем более, что главный противник - СССР, фактически, проводил изоляционистскую политику. В конце 1940-х-1950-х годов международная торговля начала снова набирать обороты, кроме того были впервые созданы международные структуры, которые регулировали торговые отношения и боролись с изоляционизмом. Это кардинально изменило мировую экономику.

По данным Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, в 1913 году, перед началом Первой Мировой войны, доля экспорта в общем валовом национальном продукте (ВВП) страны Западной Европы составляла 8,8% (на долю стран этого региона приходилось более 60% мирового экспорта). В 1950 году она составила 8,8% (41% мирового экспорта), а к 1973 году достигла 18,7% (соответственно, почти 46%). Ныне она составляет, примерно, 42%.

Для сравнения, для Российской Империи в 1913 году этот показатель был равен 2,5% (4,1% мирового экспорта). Для СССР в 1950 году - 2,1% (5%), в 1973 году вырос до скромных 6,2% (7,5% мирового экспорта).

Тем не менее, институт экономических санкций не исчез. Санкции применяют международные организации, политические блоки, отдельные страны. Иногда санкции наносят колоссальный ущерб.

К примеру, 20 октября 1973 года арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США. Этот шаг был предпринят в знак протеста против американской поддержки Израиля. В результате, мировые цены на нефть выросли в несколько раз. В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Больше всего от этого, в стратегической перспективе, пострадали сами арабские государства.

После "нефтяной атаки", Запад кардинально изменил свою энергетическую политику: автомашины - главные потребители нефти стали более экономичными, страны-импортеры начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Кроме того, эмбарго 1973 года надолго ухудшило отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и технологиям.

Американский кнут

Санкции становятся все более популярным инструментом внешней политики США. Соединенные Штаты стали гораздо чаще применять санкции после окончания "холодной войны". Так, в период с 1918 по 1992 год (84 года) США применяли санкции 54 раз. В то время как после 1993 года по 2002 год (9 лет) они пользовались этим инструментом 61 раз.

Есть много причин, почему США вводят санкции. Главными причинами ныне являются поддержка тем или иным государством терроризма, нелегальная торговля наркотиками и алмазами, нарушения прав человека, нелегальная торговля оружием и военными технологиями, незаконное создание оружия массового уничтожения и так далее. При этом, санкции не всегда влияют на все аспекты торговли. Например, США ввели ряд финансовых санкций против Гамбии и Бурунди, но не запретили торговлю с ними.

По состоянию на 1997 год (более свежая статистика такого рода недоступна), 42% населения мира проживало в государствах, которые подвергались различного рода санкциям со стороны США. По данным Исследовательской Службы Конгресса США (Congressional Research Service), в этом году США поддерживали 197 различных видов международных санкций: это могли быть санкции на поставку тем или иным странам оружия, технологий, на приобретение товаров, произведенных в этих странах и так далее.

В 1990-е годы, Конгресс США пытался несколько раз изменить процедуру введения экономических санкций, чтобы сделать её более сложной и исключить возможность ее свободного использования администрацией США. В те же годы, США приняли принципиальное решение, что продовольствие и медицинские товары не могут быть предметом санкций.

При этом, институт санкций высоко оценивают представители обоих крупнейших партий США. К примеру, конгрессмены, принадлежащие к Демократической партии, в 1980-е годы активно настаивали на необходимости введения санкций против ЮАР. В 1990-е годы республиканцы настойчиво пытались установить санкции в отношении государств, где гонениям подвергаются христиане.

Как показали исследования Организации Международных Инвестиций, даже местные органы власти США подключились к этому процессу. Более 25 городов США установили санкции против других стран: более всего страдают от этого Мьянма (Бирма), Нигерия, Китай, Индонезия и Куба. Хотя такого рода санкции могут казаться бессмысленными, многие эксперты считают, что угроза введения санкций со стороны мегаполисов, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес против финансовых структур Швейцарии, заставила швейцарских банкиров признать финансовые претензии жертв Холокоста и рассекретить информацию о вкладах, сделанных нацистами.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2018 года министерство торговли США объявило о решении наложить санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании «Аэрокомпозит» , «Дайвтехносервис», Научно-производственное предприятие (НПП) «Гамма», научно-исследовательский институт «Вектор», компания Nilco Group ("Нилко груп"), Обнинское научно- производственное предприятие «Технология» , научно- производственное предприятие подводных технологий «Океанос», конструкторское бюро «Авиадвигатель» , группа компаний «Инфотекс», компании «Сайрус Системс», Научно- производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и Воронежский НИИ «Вега». Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие «деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве», «поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России» и «поддержка российской военной аэрокосмической отрасли». Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал закон «о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 г., в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 г.). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 г. в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название «кремлевский». В него были внесены члены российского правительства , в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев , руководство президентской администрации , руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 г. Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 г., а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с «агрессией на Украине».

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 г. и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны «Калашников» и "Ижмаш" , корпорация «МиГ» , компании «Сухой» и «Вертолеты России», оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро «Новатор» . В черный список занесены



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: