Интересные истории про вещего олега. Князь Олег. Краткая биография

Вещий Олег - одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи - на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии - Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было


Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище - «Вещий». Согласно "Повести временных лет", князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля - Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?


По преданию, описанному в "Повести временных лет", князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе - легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в "Повести временных лет" установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега - вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи - изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег - одно и то же лицо.

Персидская эпопея

"Повесть временных лет" является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное - конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега - «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе - Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии - смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

P.S. Не знаю, почему в материале так странно упомянуто про щит на "вратах Константинополя", но недавно была передача интересная по каналу "Культура". Группа наших исследователей находилась в Стамбуле и специально стала осматривать древние стены Константинополя. И нашли! Они нашли место, где находился тот самый ЩИТ ОЛЕГА! Сомнений не было: на этом щите был герб русского князя Олега. Поэтому все-таки считаю, что та легенда не лишена была истины.

Вещий Олег – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно "Повести временных лет", князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?


По преданию, описанному в "Повести временных лет", князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе – легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в "Повести временных лет" установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега – вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи – изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег – одно и то же лицо.

Персидская эпопея

"Повесть временных лет" является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

К нязь ОлегОлег, будучи князем, объединил племена славян в единую Киевскую Русь, а Киев стал при нём «матерью городов русских». Этот человек стал самой популярной и в то же время таинственной личностью в ранней истории.

Он не должен был править, поскольку был приставлен опекуном к сыну Рюрика Игорю. Предположительно, князь Олег был его родственником, но даже летописцы разошлись во мнениях, кем он приходился Игорю. Одна из самых древних русских летописей говорит, что он был воеводой, но не роднёй, а Раскольническая, Якимовская хроники утверждают, что родственником. Как бы то ни было, в роли опекуна он правил более 30 лет.

Впрочем, имеются предположения о насильном захвате власти Олегом и его дружинниками в 879 году. Уже через три года он пошёл на Киев с разношерстным войском, состоявшим из веси, кривичей, варягов, чуди и других народностей. По дороге ими были захвачены Любеч и Смоленск. Потом по Днепру спустился князь Олег к Киеву, где княжили два боярина, тоже варяги Аскольд и Дир, но не из племени Рюрика. Дир и Аскольд были выманены Олегом за стены города и убиты. Вся дружина Олега вместе с ним обосновались в Киеве, сделав его столицей. Таким образом были объединены южный и северный центры восточных славян

После этого был предпринят поход на племена словенов и кривичей на северо-западе. И на них и на новгородцев наложил он дань, тем самым показав себя как беспристрастного правителя.

Согласно «Повести временных лет» в течение трёх лет – с 883 по 885 год князь Олег обложил данью и племенные союзы восточных, северо-восточных славян, но освободил от необходимости платить хазарам. Но, скорее всего, походы на вятичей, радимичей, древлян, хорватов и многих ещё длились дольше, чем это описывается Нестором.

С VІІІ века Хазарский каганат со своим главным городом Итилем располагался в нижнем течении Волги, и страдало от его набегов всё местное население, а в то время там жили поляне, вятичи и северяне.

А что же произошло с Игорем? Княжич изучал науку управления, «сопровождал Олега и слушал его». В Пскове для Игоря была найдена невеста Ольга. Когда князь шёл войной на Константинополь, то в стольном граде остался, судя по всему, как раз его соправитель Игорь.

В 907 году, собрав рать из более, чем 80000 тысяч воинов, и это только на море, как утверждает Нестор, Олег пошёл и морскими и сухопутными путями на столицу Византии Царьград. Причинами нападения историки считают нарушение условий соглашения, принятого ещё Аскольдом. Византийцы посчитали, что уже нет нужды платить Руси, и отказали русским купцам в льготах. Морская часть воинства приблизилась к бухте Золотой Рог, а сухопутные войска прошли через владения болгарского правителя Симеона. Заметив чужеземные корабли, византийцы перекрыли вход в бухту при помощи натянутой железной цепи. Но ратники князя переместили корабли в обход цепи, установив их на деревянные повозки и протащив мимо порогов.

Тогда русичам вынесли богатые угощения и вино. Но Олег словно почуял неладное, почему и запретил притрагиваться к яствам. А кушанья и питьё действительно были отравлены. После чего византийцам пришлось пойти на примирение и удовлетворить всё, потребованное князем.

Согласно летописи Олег своим оцеплением вынудил императора Льва VI и его брата-соправителя Александра согласиться на его условия. Те выдали по 12 гривен серебра(2400 граммов) на каждого ратника. Выкуп этот был огромным по тем временам богатством. На вратах Царьграда был водружён щит. И плюс к этому были даны «уклады» на Киев, Чернигов, Ростов, Переяславль, Любеч и другие города, «где властвуют князья, Олеговы подданные». Это было доказательство того, что Русь признана политической и территориальной единицей.

Это серьёзное ратное достижение Руси к тому же принесло ещё ряд преимуществ государству. Византия стала постоянным данником Руси в обмен на постоянную военную помощь. Тогда же было подписано предварительно соглашение между ними, а в 911 году – подробный русско-византийский договор с оговариванием всех условий.

Имя Вещий Олег князь получил от народа, вернувшись из византийского похода. Оно значит видящий будущее или провидец. Точной даты смерти Олега история не донесла – то ли 912 год, то ли 922 год.

Летописец утверждает, что Олег погиб от укуса змеи и похоронен на киевской горе Щековице. Ряд исследователей считает, ссылаясь на Новгородскую летопись, что Олег мог погибнуть в бою с хазарами. После 912 года согласно другим хроникам русский флот из 500 ладей вошёл в Керченский пролив. Из арабского источника, написанного Аль-Масуди, Хазарский каган разрешил русскому флоту пройти через Дон на Волгу, где они решили нанести удар по подвластным Персии землям. Хазарский правитель потребовал половину добычи себе. Поход русичей был успешен, они возвращались с большим количеством добра. Хазарский каган получил долю, но договор они нарушили. Пока русичи вели бои на Каспийском море, хазары успели собрать войско. Битва шла три дня и более половины славян погибло. Некоторая часть прорвалась выше по реке, но была уничтожена буртасами и волжскими булгарами - союзниками хазар.

Князь Олег - первый правитель Древнерусского государства. После смерти Рюрика с 879 г. властвовал на территории Северной Руси, захватил в 882 г. Киев и объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство - Киевскую Русь.

Олег - биография (жизнеописание)

Политическая деятельность Олега оказалась удачной: он расширил территорию Киевского княжества, подчинив многие народы Восточной Европы, а также совершил успешный поход на Константинополь в 907 г., после которого заключил выгодный торговый договор с греками.

Образ князя Олега, прозванного русским летописцем Вещим, стал чрезвычайно популярным в русской культуре - поэзии, литературе и изобразительном искусстве, но вместе с тем эта историческая фигура является одной из самых спорных и сложных для научного исследования. Даже считающиеся наиболее достоверными самые ранние русские летописи, составленные на рубеже XI - XII вв., некоторые основные факты биографии Олега сообщают противоречиво. Многие летописные сюжеты, связанные с этим князем, отражают исторические предания устного, фольклорного и даже мифоэпического характера, имеющие параллели в культуре других народов.

Князь или воевода?

Как заметил В. Я. Петрухин, наиболее полно жизнь Олега освещена в летописи Повесть временных лет (нач. XII в.). В 879 г. в связи со смертью в этой хронике впервые сообщается об этом князе. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над - малолетним сыном северорусского правителя. О степени их родства в большей мере, видимо, позволяет судить Иоакимовская летопись (XVII в.), на основании сведений которой считал, что Олег был шурином Рюрика, «урманским князем» из Швеции.

В Новгородской первой летописи, наиболее близкой к Начальному своду 1090-х гг., лежащему в основе самых древних русских хроник, Олег - не князь, а воевода при уже вполне взрослом князе Игоре. Соответственно, и захват Киева - совместное мероприятие Игоря и Олега.

Хронология событий, в которых участвует Олег, в новгородском летописании «запаздывает» по отношению к той, которую отражает Повесть временных лет. Так, знаменитый поход Олега на Константинополь 907 г. здесь датируется 922 г. Впрочем, исследователями давно признана условность ранних летописных датировок и их «зависимость» от дат греческих хронографов, с которыми «сверялись» древнерусские авторы.

Первая «столица» Олега?

Этот вопрос напрямую связан со статусом Олега и возрастом . Так, крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов полагал, что Олег и Игорь независимо друг от друга правили: один в Киеве, другой - в . Предания об обоих соединил автор Начального свода, который и «сделал» Олега воеводой при Игоре. Составитель же Повести временных лет «вернул» ему княжеский титул. Для того чтобы объяснить одновременность двух князей, летописец и показал Игоря младенцем на руках Олега.

Но где же «сидел» Олег до захвата Киева? Летописи об этом прямо не говорят. Подразумевается, что после смерти Рюрика там же, где находился последний, то есть в Новгороде. Но ведь есть источники, например, Ипатьевская летопись, которые указывают и на , как первую резиденцию . Да и «одна из могил» Олега летописным рассказом приурочена к Ладоге.

Известный польский ученый Х. Ловмяньский предположил, что первой резиденцией Олега была Ладога, а затем он сделал местом своего пребывания , учитывая его роль как важного торгового центра. Правда, сам же историк и указал на слабое место в своей гипотезе: Смоленск не был упомянут летописью в списке важнейших городов, подвластных Киеву (907 г.). Да и подчинил себе Олег Смоленск незадолго до киевских событий.

Как Киев стал «матерью городам русским»

По сообщению Повести временных лет Олег в 882 г., собрав воинов от многих народов, проживавших на севере Руси, выступил в поход на юг. «Приняв власть» в и «посадив в нем своего мужа», захватил далее Любеч. Теперь путь Олега лежал на Киев. В Киеве правили и Дир, бывшие дружинники Рюрика, отпущенные им в 866 г. в поход на Византию и осевшие здесь после возвращения из похода. Олег спрятал своих воинов в ладьях и на берегу, а сам послал за варягами, велев им передать, что они, мол, купцы, идут к грекам от Олега и княжича Игоря, «придите к нам, к родичам своим». В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.) для убедительности добавлено, что Олег сказался больным и, видимо, поэтому приглашает к себе правителей Киева.

Когда и Дир явились на место встречи, Олег, обвинил их в том, что они не имеют прав на княжение в Киеве, в отличие, как раз, от него и Игоря - сына Рюрика. По его знаку выбежавшие из засады воины убили Аскольда и Дира. Далее, судя по всему, уже бескровно Олег утвердил свою власть над Киевом.

Военная хитрость Олега, а именно западня, устроенная «лжекупцами», находит аналогии в эпосе других народов (египетские, иранские, античные, западноевропейские параллели), что позволило некоторым исследователям видеть не историческую достоверность, а фольклорный характер соответствующего предания о взятии Киева Олегом.

Оценив выгодное стратегическое положение Киева и на пути «из варяг в греки», и в центре нового объединенного государства, Олег сделал этот город столицей. Стольных городов на Руси было немало, но именно Киев с легкой руки князя стал «матерью городам русским». Как показал известный исследователь А. В. Назаренко, это летописное выражение было калькой с греческого эпитета Константинополя и его использование «указывало на значение цареградской парадигмы для столичного статуса Киева».

Последующие годы (883-885) Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на правом и левом берегах Днепра - полян, древлян, северян, радимичей, забирая их из под дани «неразумных хазар» и включая в состав Древнерусского государства. Но для честолюбивого русского правителя главным соперником и самой желанной добычей, конечно же, был Константинополь.

Щит на вратах Царьграда

В 907 г. по сообщениям Повести временных лет Олег, собрав огромное, 80-тысячное, войско из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград.

Греки перекрыли цепью доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя. Тогда изобретательный Олег приказал водрузить корабли на колеса. Попутный ветер погнал неисчислимую армаду к стенам византийской столицы по суше. Греки испугались и запросили мира. Коварные ромеи вынесли Олегу угощение - вино и яства, но русский князь отказался от них, подозревая, что они отравлены. Он потребовал большую дань - по 12 гривен на каждого воина и в знак победы повесил свой щит на вратах Царьграда. После этого похода прозвали Олега Вещим.

Но состоялся ли поход Олега?

В историографии издавна утвердились кардинально противоположные мнения по поводу того, состоялся ли в действительности поход Олега на Константинополь. Приверженцы идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 г. Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода:

  • О походе 907 г. говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь византийские авторы часто и красочно описывали многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, в том числе и нападения Руси в 860 и 941 гг.
  • Но и русские источники, описывающие поход Олега, содержат противоречия. Это и разные даты события, и различающийся состав участников войска Олега.
  • Описание похода 907 г. по многим деталям и стилю напоминает описание русской летописью похода князя Игоря на греков в 941 г., а они оба обнаруживают «зависимость» от текста греческой хроники Амартола, рассказывающей о нападении русских 941 г. на Византию.
  • В изложении русского летописца о походе Олега в 907 г. содержатся элементы, признающиеся рядом исследователей фольклорно-эпическими. Например, щит победителя на вратах византийской столицы - эпизод, содержащийся в древнем эпосе других народов, но не встречающийся больше в русских источниках. Большие «подозрения» ученых в искусственности описания похода вызывает сюжет кораблей на колесах, и об этом нужно сказать особо.

Корабли на колесах: метафора или средство передвижения?

Уже на самых древних памятниках искусства - египетских, вавилонских, античных, дальневосточных, можно встретить изображения кораблей на колесницах. Присутствуют они и в эпосе многих народов. Ближайшая по времени аналогия сюжету о кораблях на колесах Олега встречается в произведении Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (XII в.), рассказывающем о легендарном датском конунге Рагнаре Лодброке. Многие исследователи сближают два этих сказания.

Но у Саксона вместо кораблей упомянуты медные кони на колесах. О том, что автор метафорически подразумевал корабли, говорят исследователи. В изложении Саксона весь эпизод выглядит неопределенно и туманно, в отличие от ясного и понятного рассказа русского летописца.

Безусловно, права Е. А. Рыдзевская в том, что предание о походе Олега сложилось на Руси, а не в скандинавском мире, его использовал летописец для эффектного рассказа о нападении Олега на Царьград. Другое дело, что предание могло быть занесено варягами в Скандинавию и отразиться в соответствующем эпизоде с Рагнаром у Саксона Грамматика. Но этой же исследовательнице принадлежит мысль о том, что появление кораблей на колесах в летописном сюжете - не дань эпической культовой традиции, а отражение вполне реальной практики в описываемую эпоху. И викинги, и славяне могли рассматривать корабли на колесах как усовершенствованный способ передвижения судов волоком.

Вещий, потому что Олег?

Среди загадок, заданных русскими летописями в отношении Олега, одна из главных - его прозвище. Вещий - предвидящий будущие события! Но если Повесть временных лет дает некоторое основание полагать, что Олег так назван, потому что провидел смертельную угрозу в угощении греков, то новгородская летопись не указывает даже и этого мотива. Читатель летописи не может не задаться вопросом: Как случилось, что Олег, будучи Вещим, свою смерть от коня своего, к тому же предсказанную волхвами, не предотвратил? Что стоит за словом Вещий? Способности? Так он, получается, их не проявил. А может имя?

Древнескандинавская этимология имени Олег - Helgi, не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Оно восходит к слову, общее значение которого - «священный, сакральный» и которое отражало в языческую эпоху сакральность верховной власти. В древнегерманском именослове оно встречается нечасто, потому что давалось только представителям знатных родов. Семантическим ядром корня *hail были понятия телесной целостности и личной удачи. То есть, те качества, которыми должен был обладать конунг, правитель.

Попав в славянскую языковую среду, скандинавское имя неизбежно переосмысливалось. В условиях славянского языческого мировоззрения, для которого представления о личной удаче и судьбе не характерны, на первый план выступили колдовские способности правителя, умение провидеть, предсказывать. Таким образом, по мнению Е. А. Мельниковой, скандинавское имя князя Helgi в восточнославянском мире приобрело двойное отражение: и как фонетическое - в виде имени Ольгъ/Олегъ, и как смысловое - в виде прозвища «Вещий».

Интерпретации прозвища Вещий неминуемо приводили ученых к исследованию обстоятельств смерти князя Олега.

Несчастный случай?

Пожалуй, рассказ о смерти Вещего Олега - это самая интригующая часть летописной биографии русского князя и по сравнению с остальными сведениями в наибольшей степени носит мифоэпический характер.

В Повести временных лет под 912 г. помещен пространный рассказ о том, что еще до византийского похода волхвы предрекли смерть князю от его собственного любимого коня. Олег поверил волхвам, приказал лошадь кормить, но к себе уже не подпускал. Вернувшись из похода, князь узнает, что его конь умер и велел привести себя на место его захоронения. Олег толкнул конский череп ногой, из него выползла змея и смертельно ужалила князя.

По Новгородской первой летописи Олег также умирает от укуса змеи (без упоминания коня), но это происходит в 922 г. и не в Киеве, а в . Эта же летопись, по реконструкции А. А. Шахматова, сообщает, что Олег «ушел за море» и умер там. Данные известия летописцы подтверждают и упоминанием о захоронениях Олега - соответственно, в Киеве и Ладоге. Похожий сюжет (смерть от змеи, прятавшейся среди останков любимого коня) существует и в скандинавской саге о норвежце Орвар-Одде. Е. А. Рыдзевская аргументировано показала, что русское летописное повествование о смерти Олега первично по отношению к рассказу саги.

Любопытен лишенный эпических «наслоений» рассказ о смерти русского князя Олега в булгарской летописи Гази-Бараджа (1229-1246 гг.), помещенной в свод «Джагфар тарихы» Бахши Имана (XVII в.). Салахби (так передает восточный источник имя Олега) купил боевого «тюркменского коня по кличке Джилан». При покупке он выронил под ноги коня монету и необдуманно нагнулся за ней. Ахалтекинец, обученный в условиях боя топтать пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал.

В исследованиях летописного рассказа о смерти Олега в последние годы наметилась перспективная тенденция рассматривать его мифоэпические истоки сквозь призму распределения властных функций первых русских князей.

Месть Велеса и волхвов

Появление варягов в Восточной Европе внесло серьезные изменения в религиозную жизнь местного восточнославянского населения. Скандинавское общество в этот период исповедовало культ воинской силы и сильной светской власти. Жречество было слабым, а функции жрецов, колдунов и даже знахарей часто брали на себя военные предводители, которые свою власть ни с кем не хотели делить. Известно, что чем больше успех военного вождя, тем больше он стремится узурпировать функции «духовного» сословия. В сагах часто присутствуют мотивы колдовства и знахарства конунгов.

Варяжские князья на Руси также стали брать на себя функции «колдовского» сословия. Судя по прозвищу, первым на роль князя-жреца претендовал уже Олег. Возможно, что он, как и князь Владимир семь десятилетий позднее, руководил жертвоприношениями языческим идолам. Ведь о Владимире «Повесть временных лет» рассказывает под 983 г., что он «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».

Придя к славянам, где сильным было влияние волхвов, варяжские «князья-колдуны» должны были неминуемо вступить с последними в конфликт. Но, нуждаясь в привлечении местных словен, кривичей и чуди в качестве военной силы для решения внешнеполитических задач собирания новых земель, Олег, как пишет Д. А. Мачинский, «принял вместе с «пришлой Русью» местную славяно-русскую религию, основанную на культе Перуна и Велеса». И клятвы Руси в русско-византийских договорах и другие многочисленные источники указывают, что элита древнерусского общества - князь и его окружение, дружина, бояре, отдавала предпочтение «громовержцу» Перуну, покровителю светской воинской власти.

В то же время «остальная Русь», славяне находились в большей мере под влиянием «скотьего бога» Велеса (Волоса). Культ Велеса, бога подземного мира, покровителя сакральной власти, имевшего змееподобный вид, осуществляли на Руси волхвы.

Ответ на вопрос, почему в эпическом предании о смерти Олега, последний умирает от укуса змеи, а саму смерть предвещают русскому князю волхвы, содержится в иллюстрированной Радзивиловской летописи. Миниатюры последней скопированы с миниатюр Владимирского свода 1212 г. Присутствие змеи на миниатюре, когда она выползает из черепа коня и жалит князя, можно при желании понимать только в буквальном смысле. Но присутствие змеи на миниатюре, на которой воспроизведена клятва мужей Олега, позволяет считать, что змея на обеих миниатюрах символизирует змееподобного Велеса (Волоса).

«Несомненно, летописец и художник начала XIII в. были уверены в антропоморфности кумира Перуна и змееобразности Волоса, - пишет Д.А. Мачинский, - Вероятно, миниатюрист также полагал, что Волос-змей, покровитель скота и особенно коней, и змея, жившая в черепе коня и ужалившая Олега, - существа тождественные или родственные». Видимо прав был гениальный

Князь Олег – биография

Откуда мы знаем о князе Олеге, прозванном Вещим?

Из двух летописей:

  • Повесть временных лет,
  • Новгородская Первая летопись.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика , как регент его малолетнего сына Игоря , Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Умер в 912 году.

Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Говорится только, что он был родичем (соплеменником) Рюрика.

А что говорит об Олеге Новгородская Первая летопись?

В Новгородской Первой летописи Олег изображается не князем, а воеводой при Игоре. Это Игорь убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию. А Олег вернулся обратно на север, в Ладогу , где умер не в 912, а в 922 году. Новгородская летопись сообщает ещё одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Две летописи изображают события совершенно по-разному.

Какой летописи верить?

Начнем с того, что Повесть временных лет признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Но этот не значит, что все сведения, которые она излагает, считаются абсолютно достоверными. За доверие к информации об Олеге из этой летописи говорит русско-византийский договор 911 года, где Олег назван великим князем русским, который заключает договор от своего имени.

А что же Новгородская летопись? Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, на котором базируется и «Повесть временных лет», поэтому тоже заслуживает определенного доверия. По мнению ряда исследователей, эта летопись даже старше ПВЛ. Её сведения лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

И что же делать историкам? Пока что историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют сведения, взятые из Повести временных лет.

Правление князя Олега

Князь Олег представляется по версии Повести временных лет умелым полководцем и предусмотрительным политиком. Впервые в этой хронике сообщается о нём в 879 году в связи со смертью Рюрика. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – его малолетним сыном. Таким образом, Олег правил в 879-882 гг. на восточнославянском Севере у ильменских словен, кривичей и окрестных финно-угров (племена веси, мери, чуди).

В 882 году, собрав воинов от многих проживавших на севере Руси народов, Олег выступил в поход на юг. Он захватил Смоленск , Любеч, далее путь лежал на Киев. В Киеве правили бывшие дружинники Рюрика Аскольд и Дир. В 866 году они были отпущены Рюриком в поход на Византию. После возвращения из похода Аскольд и Дир осели в Киеве.

Добравшись до Киева, Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду».

Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он - сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось князю Олегу весьма удобным. Город находился примерно на середине важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Он обосновался там с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

Таким образом, в 882 году киевский князь Олег объединил под своей властью два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен: Киевщину («Куябу» – в зарубежных источниках) и «Новгород» («Славию»). Земли Северной и Южной Руси стали единым государством – Киевская Русь. Дату 882 год многие современные историки принимают за условную дату рождения Древнерусского государства, а князя Олега считают его основателем и первым правителем.

Годы правления князя Олега в Киеве – 882-912. Согласно Повести временных лет, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

Последующие годы князь Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на левом и правом берегах Днепра – древлян, северян, полян, радимичей, многие народы до этого находились в зависимости от хазар и платили им дань.

Поход князя Олега на Византию

Об этом походе мы узнаем из Повести временных лет, которая сообщает, что в 907 году князь Олег, собрав огромное войско, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград. По подсчетам, количество воинов достигало 80 тысяч, и состояла рать из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов.

Доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя греки перекрыли цепью. Однако князь Олег придумал, как обойти это препятствие. Он приказал поставить корабли на колеса. Неисчислимую армаду попутный ветер погнал по суше к стенам византийской столицы. Испугались греки и запросили мира. Князь Олег потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина. Свой щит в знак победы он повесил на вратах Царьграда. Князя Олега после этого похода прозвали Вещим.

Однако, не все исследователи уверены, что такой поход вообще был.

Сторонники идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 года. А договор был исключительно удачным. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе, полгода могли жить в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, за счет византийской стороны получать продовольствие и производить ремонт своих ладей. Такому договору вполне могла предшествовать блестящая победа князя Олега.

Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода, поскольку о таком значительном событии говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, византийские авторы описывали часто и красочно. Так были описаны и нападения Руси в 860 и 941 гг. А про этот поход и взятие Царьграда – ни слова.

Смерть князя Олега

Погиб князь в 912 году. Легенда рассказывает, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного любимого коня. Князь приказал увести его и о зловещем пророчестве вспомнил лишь через несколько лет, когда конь давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и произнес, встав одной ногой на череп: «Его ли мне бояться?». Из черепа в тот же миг выползла змея, и нанесла смертельный укус князю.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная несколько веков спустя после смерти Олега. Легендарному князю – легендарная смерть.

Итоги правления князя Олега

Подведем итоги правления первого руководителя Древнерусского государства.

Внутренняя политика князя Олега

Ученые связывают с княжением Олега в Киеве значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусского государства. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусской державы. Верховным правителем Олега признали племена ильменских словен, кривичей, полян, северян, древлян, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить основы государственного управления молодой страной. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу судебной и налоговой систем.

Внешняя политика князя Олега

Вел князь Олег и активную внешнюю политику. До него в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. Олег воевал с хазарами, и освободил славян от дани каганату. У границ державы Олега в 898 году появились венгры, переселяющиеся в Европу из Азии. Князь сумел наладить мирные отношения с этим воинственным народом. Поход Олега в 907 году на столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) увенчался блестящей победой. В 909 году Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе. Но особенно удачным был торговый договор 911 года, по которому русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: