Характеристика духовно-культурных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации. Культурные права и свободы граждан Культурные права и свободы граждан рф

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • – право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • – свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Культурные права и свободы гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право на свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Остановимся на таком фундаментальном праве в сфере культуры, как образование, в статье 43 Конституции РФ, закрепляющей право на образование, содержится следующая конституционная норма: «Каждый имеет право на образование». Российская газета. 1993. 25 декабря.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, который сопровождается достижением определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом).

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Причем основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Все это хорошо, если бы конституционные положения отвечали действительности. Между тем, в реальной жизни наша страна движется от бесплатного образования к платному, и примеров тому очень много.

В настоящее время предметом особого внимания является предотвращение коррупции, обеспечение законности, справедливости и фактического равенства при приеме в учреждение высшего и среднего профессионального образования. Многие политики, ученые считают, что с введением единого государственного экзамена по всем учебным дисциплинам разрешится проблема коррупции в ходе вступительных испытаний.

Принципы государственной политики РФ и государственные гарантии права граждан на образование конкретизируются в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 150., Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 3519.

Бесспорно, что одним из достижений нашей действительности является свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44 Конституции РФ). Естественно, что предусмотренная Конституцией свобода наличествует в жизни. Однако, как и в других случаях, одной свободой сыт, не будешь. Поэтому, видимо, не случайно из страны выехало за границу более трехсот тысяч дипломированных специалистов, в том числе крупных ученых. Между тем, советская наука еще недавно процветала. Вот наглядные данные: 34% всех открытий в СССР было сделано в 50-е года, 40% - в 60-е, 18% - в 70-е и 2% - в 80-е. Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 219. Были, видимо, какие-то внутренние пороки во всей системе производства знания, которые из года в год вели к деградации. Быть может, причина в том, что финансирование социальной сферы, науки и культуры по-прежнему осуществляется по «остаточному принципу».

Согласно части 2 статьи 44 Конституции РФ «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Российская газета. 1993. 25 декабря. Право каждого на участие в культурной жизни нашей страны носит реальный характер, так как каждый человек имеет доступ к музеям, театрам, библиотекам, картинным галереям. Однако большинство молодых людей, подростков не интересуют ни балеты, ни спектакли, ни оперы. Свободное время они предпочитают провести в барах, попивая пиво, или в дискоклубах, танцуя под непонятную музыку. Их больше интересуют наркотики, чем художественные произведения русских классиков. Все это ведет к деградации общества. Политика государства должна быть направлена на воспитание в молодом поколении любви и уважения к Родине и ее культурным ценностям. Каждый человек должен заботиться о сохранении исторического культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

30. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

  1. соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
  2. уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
  3. обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
  4. обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
  5. заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);
  6. платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
  7. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
  8. обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
  • во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
  • в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

31. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод , которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту . Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Лицо, назначаемое на должность Уполномоченного по правам человека, должно отвечать определенным требованиям: быть гражданином России, в возрасте не моложе 35 лет, иметь познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность (сроком на пять лет) Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан России и находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Жалоба может стать предметом рассмотрения со стороны Уполномоченного, если, во-первых, заявитель ранее обжаловал указанные решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по жалобе; во-вторых, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в законодательстве.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

Ежегодно Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, высшим органам судебной власти РФ, Генеральному прокурору. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете».

32. Конституционные гарантии правосудия.

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом.

33. Федеративное устройство Российской Федерации. Принципы российского федерализма.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

Государственная целостность;

Единство системы государственной власти;

Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Культурные правомочия граждан в РФ – это специфическая система правомочий и свобод, образующих собой обеспеченные конституцией или законом возможности индивида в области культурной и научной жизни.

Культурные правомочия и свободы формируют условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня индивида, способствуют его всестороннему и гармоничному становлению.

В Конституции страны закреплены следующие ключевые культурные правомочия и свободы:

– правомочие на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

Основы международных стандартов правомочия на образование определены в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В данных источниках оговариваются условия полной реализации правомочия на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально ‒ технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Конкретные личности и учреждения правомочны формировать частные учебные заведения и руководить ими исключительно при условии соответствия образования в них минимуму предписаний, предусмотренных государством.

Международно ‒ правовые положения закрепляют также приоритетные цели образования:

Полное развитие человеческой личности и ее достоинства;

Уважение к правомочиям и свободам личности;

Обязательность образования;

Формирование возможностей быть полезными субъектами свободного социума;

Способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в сфере образования ориентирована на предоставление всем равенства возможностей в приобретение образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по свойству расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются:

а) предусмотреть начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на базе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;

б) гарантировать во всех государственных учреждениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять приобретение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии .

Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности»

На основании с ч. 1 ст. 43 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на образование. Представленное правомочие выступает комплексным и гарантируется предусмотренной в ст. 43 Основного Закона страны группой более частных правомочий и гарантий, к которым относятся:

а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2);

б) правомочие индивида на конкурсной основе бесплатно приобрести высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3);

в) обязательность основного общего образования, приобретение которого обеспечивают государство и родители или субъекты, их заменяющие (ч. 4);

г) закрепление в государстве федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством отдельных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детализирует предписания Основного Закона страны, устанавливает механизм осуществления указанного правомочия.

На основании ч. 1 ст. 44 Основного Закона страны каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым комплексом более частных правомочий и обязанностей: правомочием на охрану интеллектуальной собственности; правомочием на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество конкретно взаимосвязано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. закрепляется, что каждый индивид имеет правомочие на все разновидности творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из существенных духовных свобод, означающая, что государство должно реализовывать минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны указанной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Основного Закона государства запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и иных разновидностей творчества.

Свобода творчества обеспечивается и тем, что на данную разновидность деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям конкретного рода. К примеру, согласно ч. 3 ст. 97 Основного Закона страны депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть безграничной, так как возможно злоупотребление ею. С целью охраны интересов и правомочий иных субъектов, обеспечения нравственности и безопасности социума, национальная Конституция и законодательство объединяют конкретные ограничения указанной свободы .

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ указываются определенные разновидности творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также предусматривается предписание о том, что интеллектуальная собственность защищается законом.

Интеллектуальная собственность – это итог интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально – материальную основы.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь проявляется в разной деятельности. Широкий комплекс форм культурной жизни обуславливает и разнообразие способов участия в ней, предполагающего осуществление возможностей каждого индивида приобщиться к культуре, приобрести определенное образование, вступить в какую – нибудь творческую группу, заниматься творческой деятельностью и другие.

Гражданам нашей страны гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа государства на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации». Каждый имеет правомочие на беспрепятственное приобретение сведений об объекте культурного наследия в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в границах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов страны.

К группе духовных свобод можно определить свободу совести и вероисповедания, специфической чертой которой выступает одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Осуществление свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному становлению личности, формированию ее как индивида с конкретной системой нравственно – религиозных воззрений.

Основной Закон государства в ст. 28 закрепляет несколько существенных компонентов, выражающих содержание сущности свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются только с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. При этом совесть в более широком представлении обозначает, что религиозная нравственность, хотя и образует ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания.

В философско – этическом представлении совесть представляет особое духовное качество каждого индивида, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. По данной причине сущность свободы совести в юридическом понимании выражается в том, что индивид в своей жизни свободен в выборе той или другой нравственно – духовной, в том числе религиозной, основы. Он правомочен сам устанавливать комплекс ценностей, образующий основу его жизнедеятельности (если она, безусловно, не наносит вреда иным лицам), может исповедовать или не исповедовать то или другое вероучение, придерживаться или не придерживаться той или другой религии.

Составной долей свободы совести выступает свобода вероисповедания. Категория «свобода вероисповедания» взаимосвязана с разнообразием религиозных взглядов, получающих свое проявление в принятии или непринятии тех или других учений, исторически сформировавшихся как на территории страны, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также разные секты указанных и других религий, имеющие своих приверженцев, выражают собой определенные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения индивида по своему добровольному выбору к какому – нибудь из них и образует сущность свободы вероисповедания .

Сущность исповедания любого вероучения закрепляется в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что обеспечено Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Существенным обстоятельством для правоприменительной деятельности выступает то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Таким образом, культурные правомочия обеспечивают духовное становление личности, помогают каждому субъекту стать полезным членом политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: правомочие на образование, правомочие на доступ к культурным ценностям, правомочие свободно участвовать в культурной жизни социума, правомочие на творчество, правомочие на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: