Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
Введение
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество) включенные в казну составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны) принадлежащее Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Имущество казны России составляющее основу национального богатства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.
Следует отметить что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней на которые возложены функции приобретения инвентаризации учета оценки хранения контроля передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление приватизации ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций) которые в свою очередь группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования.
1. Понятие сущность цели и задачи государственной казны
В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны - «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями составляют государственную казну Российской Федерации казну республики в составе Российской Федерации казну края области города федерального значения автономной области автономного округа».
В казну поступают налоги пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ республикой в составе РФ автономной областью автономным округом краем областью в соответствии с законом.
Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий отраслей экономики публично-правового образования образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта государственных унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления в реализации которых она должна участвовать:
Рост социально-экономического уровня жизни населения;
Пополнение бюджетов соответствующих уровней;
Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;
Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;
Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.
Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства
Должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:
Четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества в том числе общественно-правовыми образованиями;
Учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.
2. Структура государственной казны России
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.
Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество в том числе:
Здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
Объекты инженерного и коммунального назначения;
Бесхозное имущество (на период установления собственника);
Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.
При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.
В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.
3. Источники формирования государственной казны России
Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформления банкротства имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности природные ресурсы земля шельф вода. Указанные элементы казны могут использоваться расходоваться приватизироваться передаваться на возмездной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организациям ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти ответственных за формирование и (или) использование казны.
Диаграмма 1. Состав объектов казны в процентном соотношении по состоянию на 01.02.2013 (в разбивке по категориям).
Наличие таких элементов, обеспечивающих органы управления страны полной точной своевременной и надежной информацией о состоянии экономической обстановки в том числе о состоянии казны Российской Федерации снижает риск неопределенности при принятии управленческих решений на всех уровнях системы государственного регулирования.
Основная масса объектов, относящихся к имуществу казны формируется за счет имущества не вошедшего в состав подлежащих приватизации активов государственных предприятий и изымаемого собственником в соответствии с законодательством.
В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284) в том числе не подлежали приватизации: недра лесной фонд водные ресурсы воздушное пространство ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации частотный и орбитальный ресурс космических систем в том числе: охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости; движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения; портовые гидротехнические сооружения и объекты обслуживающие Северный морской путь атомный учебный гидрографический ледокольный флот имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море объекты и сооружения входящие в системы управления движением судов; объекты предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов; объекты системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения; защищенные объекты органов государственного управления защитные сооружения гражданской обороны материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.
Источниками формирования федеральной казны также является имущество:
Созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета;
Переданное в федеральную собственность с другого публично-правового уровня;
Переданное юридическими или физическими лицами безвозмездно в собственность Российской Федерации;
Конфискованное арестованное;
Залоговое бесхозяйное;
Выморочное и иное имущество, обращенное в федеральную собственность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таблица 1 Фактические поступления в федеральный бюджет по основным видам доходов, 2008 - 2013 годы (млн. руб.).
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ |
||||||||
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий |
||||||||
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности |
||||||||
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности |
||||||||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений |
||||||||
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну РФ |
||||||||
Прочие доходы |
||||||||
Кроме того, в соответствии с законодательством имущество может поступать в государственную казну не только общими (общегражданскими) но и специальными способами не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов сборов и пошлин, а также реприватизации реквизиции конфискации и национализации.
4. Проблемы функционирования государственной казны России
В настоящее время на федеральном уровне обозначены только генеральные цели и задачи управления комплексом государственной собственности. На региональном и муниципальном уровнях в большинстве обследованных субъектах существуют нормативные правовые акты определяющие порядок использования и распоряжения имуществом казны в подавляющем большинстве обследованных субъектах Российской Федерации.
На федеральном уровне нормативные правовые акты в полной мере определяющие единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны (за исключением средств федерального бюджета) отсутствуют.
По итогам проведенного анализа отечественного законодательства можно констатировать:
Отсутствие и недостаточность нормативно-правовой базы по закреплению прав и реализации полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества казны;
Отсутствие нормативных правовых актов в полной мере определяющих единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны;
Отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих управление имуществом федеральной казны с целью социально-экономического развития государства;
Отсутствие механизмов, обеспечивающих полноту и достоверность учета федерального имущества казны;
Отсутствие механизма, обосновывающего распоряжение федеральным имуществом казны;
Отсутствие порядка расходования средств на содержание федерального имущества казны.
Также законодательно не определен порядок списания имущества составляющего государственную казну в силу его непригодности.
В современных условиях совершенствование системы управления федеральным имуществом должно осуществляться в направлениях:
Совершенствования нормативно-правовой базы управления собственностью;
Совершенствования механизмов защиты и сохранения федерального имущества в том числе развитие системы контроля при управлении федеральным имуществом;
Развития системы учета федерального имущества анализа и методов управления повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений;
Структурирования федеральной собственности с целью формирования инфраструктуры отраслевого и территориального управления экономикой, а также управления имущественными комплексами в регионах;
Обеспечения обоснованного процесса адресной приватизации федерального имущества на основе четких критериев экономической и социальной целесообразности.
При этом современное состояние реестров федерального имущества можно охарактеризовать как переходный интеграционный этап от начального накопления и систематизации базовых информационных ресурсов и создания коммуникационной инфраструктуры к целенаправленному построению и промышленному использованию систем Единого реестра собственности Российской Федерации всех типов.
Существенным является влияние быстро меняющегося законодательства всех уровней в области реестрового и учетного дела электронного документооборота защиты информации и персональных данных. Возрастают требования к точности актуальности и достоверности информации в электронных базах данных.
Совершенствование системы учета анализа и методов управления государственным имуществом должно осуществляться в направлении:
Консолидации разрозненных баз данных на основе создания Единого реестра федерального имущества и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.
Управление федеральным имуществом в целом и его отдельными видами
Должно осуществляться в направлении оптимизации структуры имущества на основе перспективного планирования с использованием системы критериев (экономических и социальных) а также с внедрением экономико-математических методов пообъектного и комплексного анализа отдельных сегментов федерального имущества.
Основой функционирования имущества казны Российской Федерации должна являться действующая в настоящее время практика управления при которой управление объектами имущества федеральной казны осуществляется органами исполнительной власти уполномоченными управлять использовать и распоряжаться таким имуществом.
При управлении федеральным имуществом должно обеспечиваться:
Рациональное соотношение между реализуемыми и остающимися в федеральной собственности активами на основании системы критериев оценки эффективности управления природными ресурсами недвижимостью пакетами акций и государственными предприятиями;
Поддержка оптимального соотношения между нежилыми помещениями находящимися в аренде оперативном управлении и хозяйственном ведении направленного на постепенный отказ от использования института хозяйственного ведения;
При этом попытки дальнейшего развития существующей информационной системы наталкиваются на ряд объективных технологических и методологических ограничений что может привести к неоправданному увеличению ресурсов (как материальных, так и человеческих) необходимых для дальнейшей модернизации существующего программного обеспечения.
За 2013 год впервые удалось достичь значительного сокращения количества объектов недвижимого имущества государственной казны - этот показатель составляет 2,54% (2 136 объектов).
государственный казна бюджет россия
Динамика количества объектов казны с разбивкой по категориям (2013-2014 годы).
Заключение
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Отсутствует комплексная система федерального законодательства в отношении государственной собственности что существенно тормозит развитие института казны в России. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают потенциал ее использования так, как только единый собственник в лице государства способен обеспечить эффективность управления в масштабах страны.
Переходный период в экономике России характеризуется отсутствием в сфере государственной собственности сформированных организационно-экономических механизмов управления федеральным имуществом. Одним из основных элементов управления государственной собственностью в рыночных условиях должен стать институт государственной казны.
3. Практически половина объектов недвижимого имущества, относящегося к казне в 2006 году использовалась юридическими и физическими лицами в отсутствие правовых оснований. Средства от использования такого имущества в федеральный бюджет не поступают.
4. В безвозмездном пользовании находятся объекты, которые с максимальной эффективностью могли быть переданы в аренду в результате чего в федеральный бюджет ежегодно недопоступают значительные средства.
5. На договорных отношениях в аренду передано только 5 % зданий и помещений, относящихся к имуществу казны. В 2006 году по 65 % договоров поступление арендной платы в федеральный бюджет производилось на основании расчетов по методике Мингосимущества России занижающей рыночную стоимость аренды в 2 и более раза.
Список использованной литературы
1. Гринкевич Л.С. Сагайдачная Н. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие Издательство: "КНОРУС" 2013.
2. Карасева М.В. Финансовое право РФ. 2-е изд. перераб Издательство: "Юристъ" 20012.
3. Панова В.В. Особенности формирования и расходования средств государственной казны Свердловской области // Исследование проблем федерализма в России: междисциплинарный подход. Вып. 5. Российский федерализм: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН 2015 г.
4. Панова В.В. Экономическое содержание понятия "государственная казна" // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2012 г.
5. Финансы. 3-е изд. перераб. и доп. Под ред. Поляка Г.Б. Издательство: "Юнити" 2012.
6. http://www.rosim.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Размещено на Аllbest.ru
...Подобные документы
Федеральный бюджет как основа государственной казны. Доходы проекта федерального бюджета, анализ отчетов о его исполнении. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней. Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета.
курсовая работа , добавлен 27.10.2010
Состав, структура и динамика доходов государственного бюджета. Характеристика налогов, неналоговой прибыли и безвозмездных перечислений как основных видов пополнений державной казны. Разработка параметров федерального бюджета России на 2008-2010 гг.
курсовая работа , добавлен 13.11.2010
Понятие государственных расходов и доходов. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов. Анализ бюджета государства.
курсовая работа , добавлен 07.12.2008
Финансовый план государства. Потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны. Источники и размеры ожидаемых поступлений в государственный бюджет. Условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач.
презентация , добавлен 05.01.2014
Источники формирования государственной казны, основные причины широкого распространения акцизов, их ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость получения. Косвенные налоги и формирование бюджета, применение казенных монополий на подакцизные товары.
контрольная работа , добавлен 18.05.2010
История и предпосылки возникновения финансов, происхождение термина и его значение. Главные расходы и доходы государства. Выделение государственной казны и ее полное отделение от собственности монарха. Понятия государственных финансов, бюджета и кредита.
презентация , добавлен 06.05.2012
презентация , добавлен 11.05.2011
Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание, состав, структура и динамика. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета. Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %).
курсовая работа , добавлен 11.04.2008
Федеральный бюджет как главный финансовый план государства, его функции и источники формирования. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Понятие и виды расходов бюджета. Основные показатели федерального бюджета на 2016 г. Структура налоговых доходов.
презентация , добавлен 18.02.2016
Теоретические основы формирования доходной части бюджета государства. Сущность доходов и источники их формирования. Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении. Структура совершенствования доходов федерального бюджета России.
Казна Российской Федерации 1 аккумулирует финансовые средства государства и имущество, находящееся в государственной собственности и не распределенное между государственными предприятиями и учреждениями. ГК РФ предусматривает наделение и закрепление за федеральными унитарными предприятиями государственного имущества на правах владения, пользования, распоряжения (но без права отчуждения). Таким образом, их имущество, принадлежа государству, не входит в казну, так же как и сами предприятия в целом. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к имуществу государственных учреждений.
При анализе состава и характеристик казны в проводимых управленческих разработках необходимо обратить внимание на сложившееся разделение в понимании казны на ее денежную и вещественно-имущественную составляющие.
В состав денежной составляющей казны входят:
♦ бюджет,
♦ средства Центрального банка РФ,
♦ средства различных фондов Российской Федерации (Пенсионного, Социального развития, Резервного, Будущих поколений и иных внебюджетных фондов),
♦ золотовалютный и алмазный фонды.
В состав вещественно-имущественной составляющей казны включают основные виды недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности и относимого к казне как нераспределенные между унитарными предприятиями и учреждениями:
♦ объекты природно-ресурсной сферы (земельные участки и участки недр, лесные и водные объекты и др.);
♦ имущественные, в том числе производственно-технологические и иные комплексы предприятий и учреждений;
♦ нежилые здания и сооружения;
♦ объекты жилого фонда и социально-культурной сферы;
♦ объекты инженерной инфраструктуры, сети и коммуникации;
♦ иные материальные ценности.
1 Согласно законодательству различают казну Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Приводимые материалы, в основном, изложены применительно к федеральному уровню казны. Как и в рамках всей книги, будем исходить из того, что основные методологические положения, в частности, по регулированию, использованию и контролю казны в своей основе идентичны для всех названных уровней управления.
Определенная неполнота законодательства, регулирующего состав, формирование и управление казной в современных условиях развития рыночных реформ, стимулирует постановку и активные поиски управленческих решений. Основными при этом являются требования комплексности и соответствия главным целям государственного управления. Возможный механизм формирования и управления вещественно-имущественной составляющей казны можно представить следующим образом.
♦ Основанием для включения имущества в состав казны, зачисления в реестр казны и его исключения из него являются юридические факты, с которыми связано возникновение и прекращение права собственности на данное имущество.
♦ Имущество считается включенным в состав казны с даты подписания ответственной государственной структурой (департаментом, агентством, службой и т. д., на которые возложена ответственность за данный вид имущества) акта приема-передачи, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, или с даты перехода права собственности на имущество к Российской Федерации.
♦ Имущество считается исключенным из состава казны с
даты перехода права собственности на него к иным лицам
по гражданско-правовым сделкам или с даты подписания
ответственной государственной структурой акта приема-
передачи имущества.
♦ Имущество казны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и должно быть отражено в документах учета соответствующей ответственной государственной структуры (ОГС) по нормативам инструкций о бюджетном учете. Названные структуры обобщают сведения о подотчетном им имуществе казны в соответствии с установленными требованиями.
♦ Возможную передачу и перераспределение имущества казны между различными ОГС осуществляют на основании актов приема-передачи.
♦ Реестр имущества казны содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В Реестр включают также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих его исключение из состава имущества казны и его возврат.
♦ Порядок обобщения данных, предоставления документов, содержащих сведения для внесения их в Реестр, а также порядок выдачи информации определяется Положением о Реестре имущества казны.
♦ Оценку имущества казны проводят в установленном порядке с привлечением независимых оценщиков.
♦ Расходы по учету, сохранности, движению и управлению имуществом казны производят за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
♦ Контроль за содержанием, сохранностью и использованием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляют подразделения ОГС.
♦ Контроль за сохранностью, состоянием и целевым использованием имущества казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, по условиям заключенных договоров о передаче имущества осуществляют соответствующие ответственные государственные структуры.
♦ На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск случайной гибели ложится на пользователя в соответствии с заключенным договором.
♦ В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по его содержанию и сохранности такого имущества выполняют соответствующие ОГС за счет средств федерального бюджета.
♦ Инвентаризацию имущества казны и учет операций с ним ведет Федеральное казначейство Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими федеральными отраслевыми структурами с привлечением лиц, в пользовании которых находится имущество казны.
♦ Юридические и физические лица, а также должностные лица подразделений ОГС, совершившие действия (бездействия) или принявшие противоправные решения, причинившие ущерб имуществу казны, несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество, в том числе:
Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
Объекты инженерного и коммунального назначения;
Бесхозное имущество (на период установления собственника);
Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;
д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств федерального бюджета;
и) иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, выморочное имущество.
При этом на законодательном уровне перечень, устанавливающий исчерпывающий состав имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, и подлежащего государственному учету, ведению и распоряжению, не определен.
В отсутствие нормативных актов, устанавливающих перечень имущества казны, документами Росимущества имущество, составляющее казну, определено как недвижимое имущество (без земельных участков), не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, в состав которого входит имущество, ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий, включающее в себя объекты нежилого назначения, изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте), и объекты жилого фонда, подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения, помещения (жилые и нежилые), сооружения, в том числе: взлетно-посадочные полосы, дороги, причальные стенки, инженерно-технические коммуникации, объекты незавершенного строительства, выморочное имущество.
При этом в Росимуществе отсутствует единое мнение по этому вопросу. Так, в письме Росимущества от 15 июня 2005 года в адрес собственных территориальных управлений приведен исчерпывающий перечень «объектов учета реестра, составляющих государственную казну Российской Федерации, это: а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности; б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты, находящиеся в федеральной собственности; в) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ, а также имеющееся у них имущество, не вошедшее в уставный капитал; г) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям».
1.3. Правовые основы функционирования государственной казны России.
Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определены цели и содержание системы государственных прогнозов, а также общий порядок их разработок. В частности, данным Законом определена обязательность наличия показателей функционирования и развития государственного сектора экономики, в том числе оценки эффективности использования федеральной собственности, а также формирование программы повышения эффективности использования федеральной собственности, что в полной мере относится и к федеральному имуществу государственной казны Российской Федерации.
Двухуровневая система документов, определяющих показатели развития государственного сектора экономики в соответствии с нормами указанного закона, заключается в следующем. К первому уровню отнесены документы, определяющие стратегию развития (стратегический уровень), ко второму уровню - детализирующие тактику (тактический уровень).
Анализ действующей нормативно-правовой базы показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующая вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны; не определено понятие государственной казны России, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На уровне субъектов Российской Федерации законы о казне, как отдельного института, действуют в 7 регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и г. Москве. В нормативных правовых актах ряда субъектов Российской Федерации (Краснодарского и Красноярского краев) и муниципальных образований (в основном, Московской области) отражены основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о казне, определяющие казну путем перечисления объектов, не входящих в муниципальную казну. В указанных нормативных актах в составе имущества казны отсутствует исчерпывающий перечень видов имущества. Реальный состав казны можно определить только путем анализа реестра имущества, в котором не всегда есть раздел «имущество казны». Отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам.
При этом термин «муниципальная имущественная казна» в актах муниципальных органов власти зачастую четко не сформулирован. В то же время при регулировании вопросов, касающихся муниципальной казны, и законодательство, и практика идут по пути разделения средств бюджета и имущества, составляющих муниципальную казну. В большинстве муниципальных нормативных актов не указывается орган, принимающий принципиальное решение о совершении сделки. Указанные проблемы были рассмотрены в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации».
Нормативные правовые акты, определяющие порядок использования и распоряжения имуществом казны соответствующего уровня не только не увязаны между собой, но и не корреспондируют с документами федерального и муниципального уровней, в том числе в процедурах учета большинства видов активов. В частности, не обеспечен единый государственный учет месторождений полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным. Сведения о таких месторождениях должны предоставлять на федеральный уровень соответствующие органы субъекта Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным процедуры формирования казны на уровне субъектов и муниципальном уровне не рассматривались в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия.
На федеральном уровне казна рассматривается как хранилище имущества. В частности, статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Федерации.
Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая отдельные вопросы государственной казны, насчитывает свыше 30 различных документов, включая: Гражданский кодекс Российской Федерации; отраслевые кодексы; международные договоры и соглашения; Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024; федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, о федеральном бюджете на соответствующие годы; Федеральную адресную инвестиционную программу; прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующие годы, утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, и другие нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России и Росимущества.
Институциональными проблемами на федеральном уровне являются отсутствие государственного института казны, отсутствие закона, регламентирующего оборот федерального имущества казны, и, соответственно, отсутствие стратегий формирования казны в части большинства видов ее активов.
В Российской Федерации отсутствуют как обоснованная оценка текущего состояния, так и прогноз (на 15-20 лет) потребностей в ресурсах отраслей, регионов и социально-экономической системы в целом. Такая оценка, в частности, формируется на основе использования балансовых методов анализа экономики (межотраслевого, регионального, муниципального и других видов балансов), однако исходные данные для использования указанных методов в Российской Федерации отсутствуют. «Предполагается, что предварительные результаты балансовых методов по оценке состояния экономики России будут получены только в 2011 году» .
2. Оценка состояния государственной казны России в современных условиях.
2.1. Источники формирования государственной казны России.
Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, имущество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности, имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами, объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформления банкротства, имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности, природные ресурсы, земля, шельф, вода. Указанные элементы казны могут использоваться, расходоваться, приватизироваться, передаваться на возмездной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организациям, ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти, ответственных за формирование и (или) использование казны.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.
Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
- а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
- б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
- в) недвижимое имущество в том числе:
- - здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
- - объекты инженерного и коммунального назначения;
- - бесхозное имущество (на период установления собственника);
- - имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
- г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;
- д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;
- и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.
При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.
В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.
Введение.
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.
Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами государственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При формировании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состояния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, нормативно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и ведение баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве самостоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.
1. Теоретические аспекты государственной казны России.
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.
В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны – «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» .
В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.
Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством
расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция.Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации.Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция.Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция.Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта, государственных унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция.Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция.Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:
Рост социально-экономического уровня жизни населения;
Пополнение бюджетов соответствующих уровней;
Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;
Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;
Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.
Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства
должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:
Четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;
Учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.
Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социально-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным организациям социального блока.
При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:
Поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;
Переход к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
Качественное повышение эффективности управления федеральной собственностью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.
1.2. Структура государственной казны России.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)» .
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного резерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.