В рамках национального режима правительством рф устанавливается. Национальный режим при осуществлении закупок: перечень товаров

Национальный режим в госзакупках - это правила, которые применяются при осуществлении торгов к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Ранее мы писали о том, что важно знать о нацрежиме поставщику. В этой статье затронем моменты, важные для заказчика.

Цели национального режима

После того как мы разобрались с понятием, что такое национальный режим в госзакупках, нужно определиться, для чего его придумали.

Закон о контрактной системе обязывает заказчиков и поставщиков следовать при проведении закупок правилам нацрежима. Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

Довольно часто путают национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Отличаются они тем, что в силу наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а нацрежим обращен к продукции, которая произведена за рубежом. И это делает ее менее конкурентоспособной.

Если вы спросите: в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима? Наш ответ будет: во всех.

Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ устанавливает в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Какие товары запрещено закупать по 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 закреплен перечень товаров, работ и услуг, которые находятся под , при этом также оговорены случаи, когда запрет не применяется. Под запрет подпадают и те, которые относятся к категории:

  • продукты машиностроения;
  • продукты легкой промышленности;
  • товары, имеющие оборонное значение;
  • программное обеспечение;

Заказчику необходимо помнить, что в случае, если во время проведения торгов , которая содержит предложение о поставке подобной продукции иностранного происхождения, то она должна быть (за исключением той, которая произведена в странах ЕАЭС).

Какие товары ограничены к приобретению

Применять национальный режим 44-ФЗ предлагает в форме по торгам на поставку той или иной продукции и возможные условия, при соблюдении которых ее могут допустить.

Национальный режим по 44-ФЗ перечень товаров, которые подпадают под ограничения, не устанавливает. Для этого приняты отдельные Постановления Правительства.

Так, Постановлениями ограничены следующие категории продукции ( допускаются в том случае, если нет предложений от участников из РФ и стран ЕАЭС):

Какие товары находятся под преференциями

25.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован об условиях допуска иностранных товаров. Он заменил Приказ Минэкономразвития № 155 от 25.03.2014. Эти Приказы утверждают список товаров, при приобретении которых заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15 % поставщикам, которые предлагают продукцию отечественного производства или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

К примеру, заказчику необходимо закупить офисные стулья. При поданы две заявки: один участник предлагает офисные стулья российского производства с общей стоимостью 265 000 рублей, а второй — офисные стулья иностранного происхождения на общую сумму 261 000 рублей. Непосредственно в момент торгов участники снижают стоимость до 248 000 рублей и 240 000 рублей соответственно. Одерживает победу в данной ситуации участник, который предложил меньшую стоимость, хоть он и планирует поставить товар иностранного производства. Но к нему применится понижение цены на 15 %. Таким образом, заключается контракт на поставку импортной продукции по цене 204 000 рубля.

В пункте 5 Приказа установлено, что он действует с даты отмены Приказа 155. А он утратил силу согласно Приказу Минэкономразвития от 19.09.2018 № 499 Таким образом, заказчики обязаны применяют новый Приказ о преференциях с 05.11.2018.

Требования нацрежима в документации

Необходимо отметить, что заказчика применять национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ обязывает. Так, он обязательно указывает в закупочной документации о применении статьи 14 44-ФЗ, в частности, он обязан:

  • потребовать задекларировать участником (первая часть заявки);
  • предоставить документы по нацрежиму, которые подтверждают соответствие участника ст. 14 44-ФЗ;
  • указать на применение нацрежима.

Национальный режим по 223-ФЗ

В сфере торгов для нужд отдельных видов юридических лиц также введен приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения. По данному вопросу Правительством РФ принято

Важно указать, что данным Постановлением не установлен перечень товаров, которые подпадают под национальный режим. Поэтому заказчики должны установить такой приоритет к любой продукции.

Процедура предоставления приоритетов схожа с той, что установлена нормами 44-ФЗ. Точно так же необходимо указать в документации и извещении и применить понижающий коэффициент. Однако при осуществлении торгов в соответствии с 223-ФЗ отсутствуют запреты и ограничения, что дает возможность участникам, которые планируют поставлять товары иностранного происхождения, участвовать в любом тендере наравне с отечественными производителями.

Мы принимали участие в электронном аукционе, но нас отклонили, сославшись на ст. 14 ФЗ-44. Прошу разъяснить какие документы необходимо прикладывать к второй части заявки, если Заказчик требует в соответствии 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемой им работы условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или копии этих документов (если соблюдение таковых условий установлено в документации об аукционе).

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок (Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

В зависимости от специфики закупки применяется необходимая часть вышеназванной статьи. Чаще всего в данном случае речь будет идти о части 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Во исполнение данной части был издан Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (внимание! На сегодняшний день не вступил в силу). Согласно последнему определенным товарам из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь предоставляются преференции, а участники обязаны декларировать страну происхождения товара. Однако, в любом случае, заказчик в документации обязан был предусмотреть конкретный перечень документов и сведений которые было необходимо предоставить в заявке. Без конкретного перечня невозможно определить законность данных требований, а так же какими именно документами подтверждается соответствие данным требованиям.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

  • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
  • Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
  • Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
  • Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
  • Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).

2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.

Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств» (с 5 ноября 2018 — по риказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н ) .

Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй - вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе .

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если в рамках одного лота только часть товаров включена в перечень товаров из приказа;
  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров российского (других участников ЕвразЭС) происхождения;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
  • В рамках одного конкурса участник в заявке предлагает товары и российского, и иностранного происхождения.

Как подтвердить страну происхождения?

  1. Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России
  2. Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  3. Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения, или другой требуемый документ. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: