Жилищный кодекс учетная норма жилья. Утверждение учетной нормы площади помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Применявшееся до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК 1983 г. употребляла понятие "норма жилой площади" для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в 2004 году составляла 12 кв. м на одного человека), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г.. а в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основы ввели еще одно понятие – "социальная норма площади жилья", обозначавшее размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществлялось предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1).

При этом было предусмотрено, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливался органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11).

Кодекс отказался от указанных понятий и различает норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения в зависимости от целевого назначения указанных нормативов. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Кодекса нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее также – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Нетрудно заметить, что содержание понятия "норма предоставления", установленного в ч. 1 ст. 50 Кодекса, в целом соответствует содержанию понятия "социальная норма площади жилья", предусмотренного Основами. Устанавливать норму предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие факторы (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса). Таким образом муниципальные органы наделены широкими полномочиями в этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения на низовые звенья так называемой "управленческой вертикали".

Интересно отметить , что согласно проекту Кодекса, прошедшему первое чтение в Государственной Думе, предполагалось непосредственно в Кодексе установить минимальный размер нормы предоставления – не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. К сожалению, принимая окончательный вариант Кодекса, законодатель отказался от этого положения, вероятно, учитывая проблематичность его реализации во всех регионах России. Между тем подобный федеральный норматив мог бы реально стимулировать

улучшение жилищных условии многих наших сограждан. Для отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами, установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом. Такие иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также указами Президента РФ.

Буквальное толкование положений ч. 3 ст. 50 Кодекса позволяет утверждать, что такие иные нормы предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм, принятых для соответствующих местностей. Необходимо обратить внимание на то, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. При этом гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади мог быть увеличен. Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным малоимущими в установленном порядке – см. ст. 49 Кодекса), могут быть установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово "иные" в данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан указанными законами и указами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади, установленных для данной местности соответствующими органами местного самоуправления. В некоторых федеральных законах, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, для отдельных категорий граждан установлены специальные нормы предоставления или закреплено их право на дополнительную жилую площадь.

Например, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(25)). Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817*(26).

Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (см. ст. 14 ФЗ от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"*(27)).

Некоторые категории военнослужащих обладают правом на дополнительную жилую площадь. Так, офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м. (см. ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"*(28)). Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на

дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации (см. ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 г. N3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"*(29)). Соответствующие положения предусмотрены также ФЗ от 09.01.1997 г. N 5- ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"*(30), Законом РФ от 15.01.1993 г. N4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"*(31), ФЗ от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции ФЗ от 17.11.1995 г. N 168-ФЗ*(32) и рядом других нормативных правовых актов. Учетной нормой площади жилого помещения (дале|е также – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обратим внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в 4. 4 ст. 50 Кодекса, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы (см. ч. 5-6 ст. 50 Кодекса). Как и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса), установление | конкретного размера учетной нормы Кодекс в качестве общего правила отнес к компетенции органов местного самоуправления. В качестве исключения из этого правила учетные нормы могут устанавливаться в соответствии с правилами ч. 6 указанной статьи. Максимальный размер учетной нормы может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для соответствующего населенного пункта, или

быть меньше указанного размера. Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 Кодекса.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Действующими нормами Жилищного кодекса РФ обозначено, что учетная норма площади жилого помещения является показателем, в соответствии с которым определяется, насколько семьи или отдельные граждане обеспечены необходимым жильем. И смогут ли претендовать на ее расширение за счет государственного фонда.

Установленный показатель площади квартиры считается минимально необходимым для нормального проживания . Его соответствие установленным законодательством нормативам площади влияет на право (или на отсутствие прав) получения большей площади для проживания семье. Эта норма определяется каждым местным органом самоуправления. То есть, она не является единой по всей стране, а зависит от конкретного региона. Учитывается показатель минимально установленной жилищной нормы от многих факторов, включая санитарные и технические нормы и стандарты.

Для чего нужна учтенная норма?

Размер жилья важен для решения вопроса о постановке на учет для получения жилья. Это право имеют граждане Российской Федерации в порядке очереди при наличии необходимых условий. Одним из них является несоответствие площади квартиры, комнаты минимально установленной законом норме.

Так, в Москве этот показатель разнится от количества членов семьи. Одиноким установлена норма в 33 кв.м. общей площади (нежилой), а для семьи, состоящей из двух человек (муж и жена без детей) - 42 кв.м. общей площади квартиры. Для полных семей от 3-х человек такая норма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи. Снова акцентируем внимание на том, что при учете минимально необходимой площади, во внимание принимается вся площадь, а не только жилая.

Чтобы иметь право встать на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с установленными нормами, семье нужно владеть:

  • Квартирой площадью до 10 квадратов на каждого члена семьи.
  • Коммуналкой или квартирой гостиничного типа площадью не более 15 квадратов на каждого зарегистрированного и проживающего члена семьи.

Если показатели выше - муниципальное жилье не предоставляется.


Кто и как может получить социальную льготу от государства

Отметим, что только граждане РФ, имеющие прописку в конкретном регионе, имеют право претендовать на социальное жилье от муниципалитета. Учетная норма площади жилого помещения в каждом регионе — отличается. Она рассчитывается из расчета на каждого человека, проживающего на территории одной квартиры, дома. Отдельно взятый субъект Российской Федерации, руководствуясь законодательством, предписаниями и рекомендациями Правительства РФ, принимает самостоятельные нормы.

Например, в Москве, органам самоуправления дано разъяснение относительно нормы, которой они должны придерживаться при установлении минимальных для обеспечения жилья малообеспеченных граждан страны.

Актами законодательства РФ об утверждении учетной нормы площади жилого помещения установлены нормы для социального договора о найме с малообеспеченными гражданами. За каждой семьей может быть закреплена общая площадь жилого помещения размером 18 кв.м. для каждого члена семьи. Семье из 3-х человек положено жилье общей площадью в 54 кв.м. Однако минимум для такой льготы не должен превышать 10 кв.м. на человека. Только в этом случае есть право встать на учет для получения муниципальной квартиры для пользования и проживания.

Такое требование связано с тем, что конструкторские решения каждого отдельно взятого многоэтажного дома могут отличаться, в частности, полезной жилой площадью. Поэтому учетной нормой площади жилого помещения может быть установлена такая минималка в 10 кв.м. Так, если в квартире площадью 30 кв.м. проживает семья из 5 человек, соответственно, они имеют право на муниципальное жилье. Имеют право встать в очередь для получения жилплощади.

В некоторых районах Московской области, минимум должен составлять девять квадратных метров для граждан, проживающих в квартире. И 10 кв.м. для тех семей, которые проживают в коммунальной квартире, не имея другого жилья. В расчет берется общая площадь, а не жилая - совокупность площадей всех комнат и помещений общего пользования.

Права и возможности для получения жилплощади

С целью предоставить равные возможности в соответствии с очередностью, малоимущие лица имеют право на социальные льготы. Для жителей Москвы и области они установлены в отдельном законе. Законодатель определил перечень прав, которыми могут воспользоваться заинтересованные в жилье лица, имеющие на него право:

  • заключение договоров - на условиях найма, либо безвозмездного пользования жилым помещением;
  • получение квартиры на основании социального найма;
  • оформление субсидий для того, чтобы приобрести или провести строительство жилья;
  • льготные условия кредитования приобретения в собственность муниципального жилья.

Если уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в постановке на учет, заявитель имеет право запросить письменный отказ. И обжаловать его в суде. Порядок обжалования отказа или бездействия должностного лица, установлен процессуальными нормами законодательства.

В утверждении учетной нормы площади жилого помещения существуют условия для граждан, по которым они имею право претендовать на квадратные метры муниципального жилья. Так как на практике законодательство не всегда соблюдается, в каждом отдельном случае рекомендуем обращаться за консультацией к юристу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: