Парижская конвенция об охране промышленной собственности. Парижская конвенция по охране промышленной собственности Год принятия парижской конвенции

В области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г первоначально 11 государствами; к началу 90-х годов XX века участниками соглашения стали 99 стран). Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Она не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц или международным законом о товарных знаках и промышленных образцах; учитывает национальное , и поэтому присоединение той или иной страны к Конвенции не устраняет необходимости данного государства от патентования своих изобретений в других странах, а создает более льготные условия для такого патентования. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Такая охрана позволяет предприятиям и фирмам других стран не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена соответствующая охрана, но и ввозить туда подобные изделия.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ" в других словарях:

    Международное соглашение 1883г. с последующими поправками, регулирующее вопросы международной правовой охраны промышленной собственности. Конвенция: предоставляет для стран участниц преимущества в отношении охраны изобретений на выставках;… … Финансовый словарь

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г. первоначально 11 государствами; к 2004 году участниками соглашения стали 165 государств). Конвенция обеспечивает взаимное… … Юридическая энциклопедия

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - – подписана в 1883 11 ю государствами (в настоящее время – 99 стран участниц). Страны участницы образуют Союз для защиты промышленной собственности с постоянным Международным бюро в Берне. Конвенция предусматривает охрану промышленных образцов и… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности - Старейшее международное соглашение по вопросам охраны промышленной собственности (первая редакция подписана 20 марта 1883 г. 11 государствами). Основные положения Конвенции: а) положение о национальном режиме, т.е. взаимное предоставление… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

    См. в ст. Промышленная собственность … Большая советская энциклопедия

    Международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Конвенция учитывает национальное законодательство, и поэтому присоединение той… … Словарь бизнес-терминов

Парижская конвенция, подписанная в 1883 г., время от времени пересматривалась на конференциях, которые завершались принятием Акта пересмотра. В настоящее время конвенция действует в редакции Акта, подписанного в Стокгольме в 1967 г.

Основные положения конвенции сводятся к четырем категориям:

1) принцип национального режима для граждан стран-членов;

2) право приоритета;

3) общие нормы материального права, устанавливающие права и обязанности юридических и физических лиц либо требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения;

4) административные и финансовые положения.

Принцип национального режима означает, что каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам. Национальный режим распространяется также и на граждан стран, не являющихся членами Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие.

Право приоритета означает, что при условии подачи заявки на получение охраны объекта промышленной собственности в одной из стран-членов заявителю предоставляется возможность в течение определенного периода (12 месяцев для изобретений, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) испрашивать охрану во всех других странах Парижской конвенции. От заявителя, таким образом, не требуется подавать одновременно заявки во все страны, в которых предполагается получить охранные документы. В его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев, чтобы провести маркетинговые исследования и определить страны патентования.



Третий принцип касается положений, предусматриваемых в законодательных актах стран-членов по отношению к патентам на изобретения, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров, недобросовестной конкуренции. Так, положения, относящиеся к патентам, устанавливают:

а) независимость патентов, полученных в различных странах-членах на одно и то же изобретение;

б) право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте на изобретение;

в) принятие законодательных мер, предусматривающих выдачу принудительных лицензий в случае, например, неиспользования или недостаточного использования изобретения;

г) предоставление льготного срока для уплаты пошлин;

д) использования запатентованных объектов, используемых в конструкции или при эксплуатации транспортного средства в международных перевозках, без разрешения патентообладателя;

е) экспонирование изобретений на международных выставках - положения, касающиеся предоставления временной охраны патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам.

По отношению к товарным знакам положения касаются:

а) обязательности использования зарегистрированных товарных знаков в течение определенного времени;

б) принципа независимости товарных знаков в различных странах-членах;

в) установления льготного срока для уплаты пошлин за продление действия регистрации знака;

г) охраны общеизвестных знаков в силу факта приобретения репутации в стране-члене;

д) запрещения при определенных условиях или признания недействительной регистрации в качестве товарного знака государственных гербов, флагов, эмблем международных организаций, официальных клейм контроля;

е) регистрации коллективных знаков и другие.

Конвенция содержит обязательные требования охраны промышленных образцов, фирменных наименований, наименований мест происхождения и обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. При этом охрана может быть предоставлена по усмотрению национального законодательства.

Административные и финансовые положения устанавливают органы Парижского союза, образованного странами-членами Конвенции. В свою очередь союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое генеральным директором. Союз имеет свой собственный бюджет, наполняемый в основном за счет обязательных взносов стран-членов.

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности являлись 164 государства.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Конвенция основана на трех основных принципах:

1) принцип «национального режима» , в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

2) принцип автоматической охраны , в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.;

3) принцип независимости охраны , в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения.

Бернская конвенция определила срок охраны произведений, который включает все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Исключение составляют кинематографические произведения, для которых срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение стало доступным с согласия автора для всеобщего сведения или после создания произведения.

За законодательством стран союза сохранено право определять срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства при условии, что этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания произведения.

Членами Бернской конвенции являются 151 государство мира, в том числе Республика Беларусь с 1997 года.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к

Мадридскому соглашению

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в апреле 1891 г. и неоднократно пересматривалось. В настоящее время действует текст Стокгольмского акта, пересмотренный в 1967 г. и измененный в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в Мадриде в июне 1989 г. и вступил в действие 1 апреля 1996 г.

Цель Мадридского соглашения состояла в том, чтобы граждане каждой договаривающейся страны могли обеспечить во всех других странах-участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности.

Для получения охраны по процедуре международной регистрации, заявителю необходимо соблюсти формальные требования Международного бюро ВОИС, уплатить пошлину один раз и получить охрану на двадцать лет. Заявка подается на французском языке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в национальном ведомстве. Перед подачей заявки в Международное бюро национальное ведомство проверяет и удостоверяет, что знак внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и/или услуги, перечисленные в международной заявке, соответствуют национальной регистрации.

Международная регистрация может продлеваться неограниченное количество раз сроком на двадцать лет путем простой уплаты основной пошлины и, в случае необходимости, дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации свыше трех и добавочной пошлины за расширение охраны.

Протокол к Мадридскому соглашению был принят на Дипломатической конференции в Мадриде в целях внесения поправок в Мадридскую систему, приемлемых для стран, не участвующих в Мадридском соглашении (США, Великобритания, Япония и др.).

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Мадридского соглашения были 54 государства, а Протокол к Мадридскому соглашению подписало 61 государство.

  • 7.Предмет и методы правового регулирования мчп.
  • 8. Основные начала (принципы) международного частного права: международная вежливость, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, взаимность, реторсии.
  • 10. Основания применения иностранного права и порядок установления его содержания.
  • 11. Автономия воли в мчп: сфера применения, соотношение автономии воли и условий контракта, соглашение об автономной воли.
  • 12. Соглашение о применимом праве: классификация, содержание, действительность.
  • 13. Коллизионная норма: понятие, сфера применения, структура.
  • 14.Классификация коллизионных норм.
  • 15.Проблема квалификации коллизионных норм.
  • 16. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17. Режимы иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим недискриминации.
  • 19. Иностранные юридические лица в рф. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
  • 20. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • 21.Доктрины абсолютного и ограниченного иммунитета.
  • 22.Коллизионные нормы вещных прав.
  • 23. Международные договоры о защите прав собственности на культурные ценности.
  • 24. Национализация иностранной собственности. Действие актов о национализации за границей.
  • 25. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 26. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения: понятие, правовая и природа, особенности заключения и содержания.
  • 27. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма, порядок подписания.
  • 28.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в рф.
  • 29. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа, 2004 г.): сфера применения, основные принципы, заключение и расторжение договоров.
  • 31. Конвенция о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.): средства правовой защиты покупателя и продавца, убытки, проценты, освобождение от ответственности сторон по договору.
  • 32. . Базисные условия договора международной купли- продажи товаров. Международные правила толкования торговых терминов: сфера применения, характеристика базисных условий инкотермс 2010 г.
  • 33. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств- участников снг от 20 марта 1992 г.
  • 35. Коллизионное регулирование договора международной купли- продажи товаров.
  • 36. Принцип тесной связи. Презумпции при определении применимого права.
  • 37. Сфера действия Венской конвенции о договорах международной купли- продажи товаро 1980 г. Соотношение Венской конвенции 1980 г. С оуп сэв и оуп снг.
  • 38. Соглашение о международном грузовом и пассажирском сообщении. (смгс, смпс): сфера применения, форма договора, ответственность перевозчика, порядок заявления претензий и исков, коллизионные нормы.
  • 40. Формы международных морских перевозок, их правовое регулирование. Конвенция о кодексе поведения линейных конференциях 1974 г.: сфера применения, основные принципы.
  • 41. Брюссельская конвенция 1924 г. Об унификации некоторых правил о коносаменте (в ред 1968 г.): сфера применения, форма и виды коносамента, обязанности сторон, ответственность перевозчика.
  • 42. Конвенция оон о морской перевозке грузов 1978 г.: сфера применения, ответственность перевозчика, правила предъявления требований к перевозчику.
  • 43. Йорк- Антверпенские правила 1974 г. В редакции 1990 г.: сфера применения, правовая природа, правила о толковании.
  • 44. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (кдпг) 1956 г.: сфера применения, форма и содержание договора, ответственность перевозчика.
  • 45. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (в ред. 1955 г.): сфера применения, ответственность перевозчика.
  • 46. Международные смешанные перевозки груза.
  • 47. Понятие и формы международных расчетов.
  • 48. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах: понятие, виды.
  • 49. Вексель как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе, 1930 г.
  • 50. Конвенция юнситрал 1988 г. О международных простых и международных переводных векселях: сфера применения, понятие векселя, характеристика вексельного
  • Глава I. Сфера применения конвенции и форма векселя
  • 51. Чек как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках, 1931 г.
  • 52. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитов, 1993 г.: понятие и виды аккредитива, способ и порядок исполнения аккредитивного поручения, обязательства и ответственность банков.
  • 53. Унифицированные правила по инкассо, 1995 г.: понятие инкассо, инкассовые документы, порядок осуществления расчетов.
  • 54. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 1998 г.): сфера применения, виды лизинга, общая характеристика.
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.
  • 56. Конвенция о международном факторинге (Оттава, 1988 г.): сфера применения, предмет, исполнение и ответственность по договору.
  • Глава I
  • 57. Агентские соглашения в мчп: понятие, правовая природа, виды, коллизионные вопросы.
  • 58. Регулирование обязательств из причинения вреда в международном частном праве.
  • 59. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах рф (возмещение вреда иностранными воздушными перевозчиками, возмещение вреда от разлива нефти на море).
  • 61. Международно- правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.
  • 62. Понятие интеллектуальной собственности в мчп. Территориальный характер прав на объекты интеллектуальной собственности в мчп и способы его преодоления.
  • 63. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения. Союз по охране промышленной собственности, объекты правовой охраны.
  • Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

    Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» (секреты производства), знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

    Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция (Конвенция по охране промышленной собственности), принятая в Париже 20 марта 1883 г. При создании Парижской конвенции ее подписали 11 государств. На сегодняшний день ее участниками являются более 100 государств.

    Парижская конвенция состоит из 4 частей:

    а) национальный режим;

    б) право приоритета;

    в) общие правила в области материального права;

    г) правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил устанавливает, что граждане каждой страны - участницы пользуются во всех других странахучастницах теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам.

    Вторая группа правил – право приоритета– распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, имеет право требовать в течение определенного срока охраны в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки.

    Сроки для последующих заявок:

    а) для патентов и полезных моделей – 12 месяцев;

    б) для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев.

    К третьей группе правил (материальное право) , распространяющихся на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования, указания мест происхождения товаров, относятся положения об обязательстве каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции, обязательстве создать специальную службу по охране промышленной собственности.

    Четвертая группа правил касается административной структуры образованного странами-участницами Союза по охране промышленной собственности. Данный Союз имеет свои административные органы: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Ассамблея является главным органом Союза, собирается один раз в два года. В четвертую группу входит также решение финансовых вопросов: определение источников финансирования деятельности Союза, размера финансирования в зависимости от класса, к которому страна - участница сама себя относит, а также организационные вопросы (процедура подписания конвенции, ее пересмотра, разрешения споров, переходные положения).

  • Введение

    Под интеллектуальной собственностью (ИС) в российском законодательстве понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, такие как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, его интеллекта.

    Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом.

    Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения - это объекты промышленной собственности состоящего, в свою очередь, по российскому законодательству, из следующих компонентов: патентное право, право на коммерческую тайну и законодательство о средствах индивидуализации. Право на пресечение недобросовестной конкуренции также рассматривается как объект промышленной собственности.

    Авторское право (АП) в объективном смысле -- это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

    · установление режима использования произведений;

    · защита данных прав.

    В данном реферате рассмотрены наиболее значимые международные договоры РФ - Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву.

    Парижская конвенция об охране промышленной собственности

    Парижская конвенция стала одним из первых документов, заложивших юридическую основу защиты прав на интеллектуальную собственность . Принятая 11 государствами 20 марта 1883 года, она затем была пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств .

    В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

    Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности

    Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям.

    Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

    Конвенционный приоритет

    Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки . Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 месяцев. Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

    Отказ или изъятие первой заявки не являются препятствием для истребования по ней льготного конвенционного приоритета. Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно. Конвенцией допускается подача заявок с "множественным" и "частичным" приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

    Временная охрана объектов, экспонируемых на международных выставках

    В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

    Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

    Принцип независимости патентов

    Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

    Санкции за неиспользование изобретения

    В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения. Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

    Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее.

    Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам "общественных интересов", когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны.

    Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу.

    Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

    Принудительные лицензии могут быть выданы и в тех случаях, когда возникает зависимость патентов, т.е. если запатентованное изобретение не может быть использовано без использования изобретения, охраняемого патентом, выданным другому лицу, то владелец зависимого патента имеет право потребовать выдачи принудительной лицензии.

    В свою очередь его также можно обязать выдать лицензию владельцу основного изобретения.

    Использование охраняемых объектов на транспортных средствах

    Согласно Конвенции не считается нарушением патента использование охраняемых изобретений на водном, воздушном или сухопутном транспорте, если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

    Преждепользование

    Патент также не действует против преждепользователя.

    Использование товарных знаков

    В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

    Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия.

    Определение "достаточного периода" оставлено за национальным законодательством каждой страны или же его устанавливают соответствующие компетентные органы. Этот период предусмотрен для того, чтобы владелец товарного знака имел достаточно времени для подготовки к его использованию; при этом учитывается, что нередко владельцу приходится использовать этот знак в разных странах.

    Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

    Статьей 5С(2) конвенции устанавливается также, что использование товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Парижского союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает уровня охраны знака.

    Одновременное использование одинаковых товарных знаков различными предприятиями

    Статья 5С(3) предусматривает, что использование знака для идентичных или сходных товаров двумя и более промышленными или торговыми предприятиями, рассматриваемыми в качестве совладельцев знака в соответствии с положениями закона страны, где испрашивается охрана, не препятствует регистрации знака и никоим образом не ограничивает охрану, предоставленную указанному знаку в какой-либо стране союза, если только такое применение не вводит потребителя в заблуждение или не противоречит общественным интересам.

    Это положение, однако, не касается случая использования товарного знака предприятиями, когда одновременное его применение вводит потребителя в заблуждение или противоречит общественным интересам. Подобное возможно, если одновременное использование знака не вводит потребителя в заблуждение относительно происхождения изделия, проданного с таким же знаком, или если качество товаров, продаваемых примерно в одно время совладельцами знака, различно. Такие случаи оставлены для национального законодательства.

    Независимость товарных знаков

    Статья 6 конвенции устанавливает важный принцип независимости товарного знака в различных странах союза. В соответствии с этой статьей знак, должным образом зарегистрированный в одной из стран союза, рассматривается как независимый от других, зарегистрированных в прочих странах союза, включая страну происхождения знака. Это значит, что на зарегистрированный знак не будут автоматически распространяться решения, принятые относительно таких же знаков, зарегистрированных в других странах.

    Общеизвестные товарные знаки

    Статья 6bis обязывает страны -- участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже "общеизвестным" в этих странах.

    Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

    Статья 6ter требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций.

    Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати, а также любая имитация подобных знаков.

    Передача товарных знаков

    Статья 6quater устанавливает, что для признания передачи товарного знака в стране-участнице действительной достаточно, чтобы часть промышленного или торгового предприятия, расположенного в этой стране, была передана правопреемнику вместе с исключительным правом на производство или продажу в ней товаров, маркированных переданным знаком.

    В некоторых странах-участницах для признания передачи товарного знака действительной можно потребовать, чтобы одновременно было передано предприятие, которому принадлежит данный знак, но подобное требование не должно распространяться на филиалы предприятия, расположенные в других странах.

    Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах

    Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями. Последние оговариваются в ст. 64quinques и сводятся к целующим случаям: во-первых , когда товарный знак нарушает права третьей стороны, приобретенные в стране, где заявлена охрана. Это могут быть либо права на товарные знаки, уже охраняемые в рассматриваемой стране, либо другие права, например право на фирменное наименование или авторское право;

    во-вторых, когда товарный знак утратил свой отличительный характер или является чисто описательным, или состоит из родового названия;

    в-третьих , когда товарный знак противоречит морали или общественным установлениям, принятым в стране, где заявлена охрана. Это же относится к товарным знакам, специально предназначенным для обмана потребителя;

    в-четвертых , когда регистрация товарного знака приведет к недобросовестной конкуренции;

    в-пятых , когда товарный знак используется владельцем в форме, существенно отличной от той, в которой он зарегистрирован в стране происхождения. Несущественные отличия не могут служить основанием для отказа в охране или аннулирования.

    Знаки обслуживания

    Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания.

    Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.

    Характер маркированного товара

    Статья 7 конвенции утверждает, что характер товара, для которого предназначен товарный знак, не может служить причиной отказа в регистрации знака. Назначение этого правила, а также аналогичного ему, изложенного в ст. 4quater и относящегося к патентам на изобретения, в том, чтобы охрана промышленной собственности предоставлялась независимо от того, могут ли товары, на которые распространяется эта охрана, продаваться в стране, где она испрашивается.

    Коллективные знаки

    Статья 7bis конвенции посвящена коллективным знакам. Она обязывает страны-участницы осуществлять регистрацию и охрану коллективных знаков, принадлежащих ассоциациям, согласно принятым в стране правилам. Обычно это ассоциации производителей, оптовых, розничных и иных торговцев товарами, производящимися в той или иной стране, регионе или районе или имеющими другие общие характеристики. Коллективные знаки государств других общественных организаций не подпадают под это положение.

    Товарные знаки, используемые на международных выставках

    В статье 11 содержится правило, согласно которому страны-участницы обязаны гарантировать в соответствии со своим национальным законодательством временную охрану товарных знаков, которыми маркированы товары, выставляемые на официальных и официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой из стран-участниц .

    Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным соглашением в области охраны промышленной собственности.

    В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

    Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

    20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

    Более чем за 100-летний период существования парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения. В настоящее время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской (1900г.). Вашингтонской (1911г.). Гаагской (1925г.). Лондонской (1934г.). Лиссабонской (1958г.). Стокгольмской (1967г.). Каждая страна связана с другими условиями той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965г. и ратифицировал все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

    Подавляющее большинство стран ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют Лондонская и Лиссабонская редакции.

    Конвенция открыта для всех государств. Присоединение к Конвенции влечет за собой признание ряда ее положений и получение устанавливаемых ею преимуществ.

    Рассмотрим общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности.

    Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

    Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

    Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

    Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно. Конвенцией допускается подача заявок с «множественным» и «частичным» приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

    В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

    Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

    В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения. Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

    Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам «общественных интересов», когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны. Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу. Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

    Использование охраняемых объектов на транспортных средствах, согласно Конвенции не считается нарушением патента - на водном, воздушном или сухопутном транспорте, если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

    В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

    Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия. Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

    Статья 6bis обязывает страны - участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже «общеизвестным» в этих странах. Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

    Государственная символика, официальные названия и эмблемы международных организаций рассмотрена в статье 6ter, которая требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций. Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати, а также любая имитация подобных знаков.

    Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах также определена Конвенцией. Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями.

    Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания. Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: