Основы, принципы и меры по противодействию коррупции. Принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции. Субъекты, осуществляющие противодействие коррупции Противодействие коррупции основывается на принципах

коррупция противодействие правонарушение

Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Принципы имеют системообразующее значение, формируя нормы и направляя правоприменение, обеспечивая его единообразие. Именно принципы должны служить ориентиром и при разрешении правовых коллизий. Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основоположение, исходная, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина является конституционным и, более того, универсальным. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 18 Конституции РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В комментируемом Законе данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явлении приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности также является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность - это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Режим законности - определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам. И все же в каждой сфере принцип законности имеет собственные нюансы и наполнение. Контекст комментируемого Закона позволяет выделить следующие направления его реализации:

1. точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;

2. точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;

3. точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому - и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ. (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации).

В Конституции РФ принцип открытости закреплен только по отношению к судебному разбирательству (ст. 123). Мы можем обнаружить этот принцип в некоторых отраслевых законах - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»). Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В целом вопросам информационной открытости власти посвящены Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, «О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Однако несмотря на предпринимаемые в этом направлении шаги, нельзя сказать, что в стране создан подлинный режим информационной открытости власти. Между тем именно публичность и открытость власти отвечает идее полноценного государственного управления, предполагающего подконтрольность власти обществу. Государства, в которых сформирован механизм информационной открытости власти, являются менее коррумпированными. В комментируемом контексте принцип публичности и открытости (транспарентности) несет и превентивную антикоррупционную нагрузку - во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.

Принцип неотвратимости ответственности как таковой из российских нормативных правовых актов исчез (напомним, что он являлся одним из основных принципов советского уголовного законодательства). Тем не менее Конституционный Суд РФ продолжает оперировать понятием неотвратимости ответственности, и даже назвал его по-прежнему принципом неотвратимости юридической ответственности, причем не только в сфере уголовного, но и налогового права. В современной России это понятие используется также в заявлениях по ратификации международных конвенций («Российская Федерация исходит из того понимания, что положения… Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции»). То, что комментируемый Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. Этот принцип раскрывается далее в ст. 13 и 14 комментируемого Закона.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования. Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, кампанейщины, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции.

Коррумпированность государства - проблема не только самого государственного аппарата, это вопрос и к самому обществу, состоящему из граждан, считающих это явление если не нормальным, то вполне терпимым. Разумеется, для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых не до конца сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Там, где речь идет о сотрудничестве, не может диктовать условия только один субъект. К сожалению, данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве. Еще только предстоит разработать способы и механизмы, ориентированные на население, способные поощрять общественность и отдельных граждан в таком сотрудничестве, собирать объективную информацию о масштабах и способах коррупции среди чиновников. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства.

Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие. Коррупция в России является системным явлением, поэтому эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических правовых, социальных и информационно-пропагандистских и иных мер.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться указанная деятельность. В связи с этим в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов и определение их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции . Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, "принцип - это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.д." .

Таким образом, можно утверждать, что принципы в данном случае это основополагающие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции.

Основные принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции":

  • 1) признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  • 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами .

Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. К сожалению, законом перечисленные принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по противодействию коррупции может основываться и на иных принципах в зависимости от субъектов и видов воздействия, а также интерпретации уже имеющихся.

В связи с этим нами предпринята попытка как раскрыть содержание перечисленных в Законе принципов, так и обсудить значение иных оснований в деятельности различных структур и формирований в борьбе с коррупционными проявлениями в обществе.

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблюдение законодательства с целью более эффективного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватывает развитие почти всей системы права. В связи с этим является актуальной идея Национального антикоррупционного комитета России о выработке законодательных стандартов антикоррупционного характера по каждой отрасли права, что позволит через сравнение действующего законодательства страны, региона или муниципального образования с названными стандартами давать оценку степени благоприятности юридического климата на этой территории для коррупции .

При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и других нормативных актов в сфере антикоррупционной политики. Кроме того, недопустимо установление антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами.

Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер: обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики; введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность; совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными; разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации; разработка и принятие этических кодексов поведения для всех ветвей и уровней власти в Российской Федерации (по примеру Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации ); поддержка и поощрение тех средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране; постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом; публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране .

Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений-несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к категории высоколатентных деяний, правоохранительным органам в своей деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.

С этой целью необходимо дальнейшее совершенствование оперативно- розыскной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества.

Принцип комплексности заключается в том, что:

  • · во-первых, при осуществлении антикоррупционных мероприятий необходимо комплексное использование политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • · во-вторых, вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции.

Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуждается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами борьбы с коррупцией - физическими лицами наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства , постоянно проживающие или временно пребывающие на территории нашей страны, либо осуществляющие борьбу с коррупцией в иных государствах.

Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово-программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе.

В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами необходимо ; ускорить имплементацию ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство; ускорить присоединение России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок; развивать двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией; организовать стажировки российских специалистов в странах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции (по ведомственной принадлежности); создать необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.

Реализация принципа научности предполагает создание системы регулярного мониторинга коррупционной ситуации в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Мониторинг должен осуществляться на нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы коррупции в обществе и ореола распространения данного явления в различных сферах жизнедеятельности.

Результаты анализа коррупционной "зараженности" в обществе должны рассматриваться как основание для разработки, корректировки и реализации предупредительно -профилактических программ, планов и мероприятий.

Принцип своевременности (оперативности) проявляется в следующем: чем быстрее соответствующие структуры среагируют на сигналы о коррупционных фактах в деятельности различных структур, тем адекватнее и эффективнее будут предупредительные меры.

Соблюдение принципа экономичности (социально-экономической обоснованности) важно в связи с тем, что разработанные к реализации меры борьбы с коррупцией должны принести существенные изменения криминогенной обстановки в указанной сфере, а объемы финансирования должны быть в рамках намеченных целей и задач.

При реализации указанного принципа необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминального популизма, сиюминутных политикоконъюнктурных подходов к решению задач противодействия коррупционной преступности.

Антикоррупционная политика должна осуществляться за счет целевого бюджетного финансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, нередко принимаемые такого рода программы, как на федеральном, так и региональном уровне, не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование таких программ обычно не превышает 60-70% денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но и компрометирует работников правоохранительных органов, занимающихся противодействием различным формам коррупции.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом играет важную роль в борьбе с коррупцией, так как в практике работы правоохранительных органов нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, а для других нет.

Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан, общественности; подача обращений в прокуратуру, суды, сообщение информации через СМИ и т. д.

Реализация принципа эффективности напрямую связана с объективными показателями результативности работы оперативных подразделений ОВД по количеству выявленных фактов коррупции с учетом высокой латентности таких преступлений. Следует учитывать и соотношение выявленных, расследованных и раскрытых коррупционных преступлений по обвинительному приговору суда, что характеризует качественную сторону проведенной работы. В зачет должно идти также количество выявленных коррумпированных должностных лиц, проведение мероприятий по нейтрализации их коррупционной деятельности. Такой показатель может оцениваться по количеству лиц, поставленных на оперативный учет, заведенных дел предварительной оперативной проверки и оперативных дел, завершенных производством.

Принцип равенства прав участников гражданско-правовых отношений связан, с одной стороны, с защитой государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни, а с другой-недопустимостью установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения. Действия по осуществлению антикоррупционной политики должны отвечать требованиям планомерности, последовательности и преемственности проводимых государственно -ведомственных мер с целью их упорядочивания и повышения эффективности деятельности конкретных субъектов.

Важность соблюдения принципа определения приоритетов заключается в том, что успех проводимых антикоррупционных мер зависит от правильного выбора последовательности действий; обеспечения прозрачности действий субъектов реализации поставленных задач; создания более эффективных механизмов контроля, а также условий для правового воспитания и привлечения общественного внимания к проблеме коррупции в стране.

Принцип широкого партнерства субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики заключается в создания широкого общественного антикоррупционного союза между правительством, неправительственными организациями, гражданами и сферой частного предпринимательства. Такой тип кооперации является абсолютно необходимым из-за общенационального масштаба начатой борьбы. Успех этой борьбы зависит от создания среды, в которой коррупция воспринималась бы в общественном сознании как серьёзное уголовное преступление.

Таким образом, сложившаяся криминологическая ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действенной нормативно- правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

Данная работа посвящена общей характеристике принципов противодействия коррупции и их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, принципы, антикоррупционное законодательство, коррупционное правонарушение .

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России остается достаточно высоким. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует поступательному развитию рыночной экономики, созданию и функционированию демократических институтов в стране и, как следствие, снижение доверия граждан и международной общественности к государственной власти.

Эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего, так как система мер является недостаточно совершенной, сложной и дорогостоящей в реализации, а принципами противодействия коррупции зачастую многие и пренебрегают.

Значительная распространенность коррупции, негативные последствия, к которым она приводит, недостижение целей минимизации коррупционных проявлений на современном этапе свидетельствуют об актуальности рассмотрения принципов противодействия коррупции и их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принци­пам, на которых должна строиться и осуществ­ляться указанная деятельность. В целях повышения эффективности антикоррупци­онной деятельности необходи­мо уточнение общей характеристики принци­пов и определения их роли в сфере предупреж­дения и пресечения коррупции .

Принципы - это основополагаю­щие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции .

Основные основополагающие принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона Российской федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2)законность;

3)публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5)комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами .

Но перечис­ленные принципы в законе лишь прописаны, их содержание не раскрывается. На практике, могут быть и иные принци­пы в зависимости от субъектов и видов воздей­ствия, а также различной интерпретации уже имеющихся принципов в законе.

Рассмотрим подробнее прописанные в законе принципы:

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключа­ется в том, что при осуществлении антикорруп­ционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздейст­вию, независимо от пола, национальности, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а так­же других обстоятельств. Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилак­тики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наибо­лее важных и универсальных принципов, имеющих суще­ственное значение для всех отраслей права. Его последовательное про­ведение в жизнь - непременное условие нормального функциониро­вания всего государственного механизма.

Содержание законности в государственном и муниципальном антикоррупционном управлении рассматривается с позиций нескольких находящихся в органическом единстве аспектов - прежде всего с точки зрения основных содержательных и процедурных составляющих законности: 1) правовой обоснованности принимаемых управленческих решений в целом и в плане противодействия коррупции в частности; 2) сложившихся в обществе традиций уважительного отношения к закону, обязательности исполнения его постановлений всеми субъектами управленческих отношений; 3) гарантированности прав, свобод и законных интересов граждан, их защиты от коррупционного унижения человеческого достоинства; 4) профессионализма и правовой культуры того, кто является «авто- ром» управленческого решения, и тех, кому поручена его реализация; 5) государственной и служебной дисциплины, строгости исполнения требований, предусмотренных законом процессуальных форм и методов разработки, принятия и реализации управленческого решения; 6) административных и должностных регламентов, создания комиссий по этике, контроля соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, перехода к работе по показателям эффективности служебной деятельности на основе личных заслуг и служебных достижений; 7) рациональности и юридической обоснованности использования материальных, политических, кадровых, информационных, духовно-нравственных и других ресурсов обеспечения законности.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватить развитие почти всей системы права. Государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и дру­гих нормативных актов в сфере антикоррупци­онной политики.

Реализация принципа публичности и от­крытости в деятельности государственных орга­нов и органов местного самоуправления, как принципа противодействия коррупции играет важную роль. Часть 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» закрепляет обязательность размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих корреспондирует с принципом публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, закрепленным ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". С развитием информационных сетей важное значение при реализации принципа доступности о деятельности муниципальных служащих приобретает размещение информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет на официальных сайтах органом местного самоуправления, а также в других источниках, размещенных в сети Интернет.

Данный принцип связан также с осуществлением следующих мер: обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информа­ции о фактах коррупции, коррупциогенных фак­торах и мерах антикоррупционной политики; введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых до­кументов на коррупциогенность; повыше­ния правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации; поддержка и поощрение тех средств массо­вой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропа­гандой, распространением идей законности и правопорядка в стране; постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в Рос­сии и за рубежом; публичное противостояние мифу о непобе­димости коррупции в стране .

Принцип неотвратимости ответственно­сти за совершение коррупционных правонару­шений - несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к кате­гории высоколатентных деяний, правоохрани­тельным органам в своей деятельности необходи­мо стремиться к тому, чтобы все участники кор­рупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия. Под неотвратимостью ответственности понимают: обязательное применение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия; обязательное воздействие на правонарушителя компетентных органов; негативную оценку правонарушения государством и обществом; реальность ее действия и осуществления. Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. С этой целью необходимо дальнейшее со­вершенствование оперативно-розыскной дея­тельности в целях выявления, раскрытия, пресе­чения и предупреждения преступлений, связан­ных с коррупцией .

Неотвратимость ответственности, будучи реально обеспеченной усилиями государства, демонстрирует его решимость реально проводить антикоррупционную политику, исключая безнаказанность коррупционеров. Данный принцип связан с таким руководящим началом антикоррупционного права, как признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией и иными законами государства. Речь идет о том, что государство относит коррупционные преступления к тяжким и устанавливает за их совершение суровые санкции, допускает возможность применения конфискации. И здесь уместно сказать о необходимости концентрации усилий на борьбу с верхушечной коррупцией (коррупция высших должностных лиц). Данная борьба должна распространяться на всех уровнях власти (федеральный, региональный, местный) и чем выше статус должностного лица, тем более кратным в отношении него должны быть применены санкции. К примеру, Н. В. Щедрин предлагает связать жесткость ограничений с классификацией государственных должностей, а также со статусом законодательного органа .

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования.

Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции - этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции .

Для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых ещё не сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве.

Можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Таким образом, сложившаяся криминологиче­ская ситуация предопределяет необходимость вы­работки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действен­ной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма. Одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований, формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция.

При четком и добросовестном выполнении всех перечисленных в работе принципов, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, появится шанс миновать криминализацию всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Правовая система «Консультант плюс»

2.Ожегов СИ., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.,
1998. - С. 397.

3. Коннов И.А., Зеленин Н.И. Проблемы коррупции в России и пути их решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 278

4. Противодействие коррупции: учебник и практикум для академического бакалав- риата / под общ. ред. Е. В. Охотского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 367 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

5. Годунов И.В. Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. Статья Н.Д. Никандров - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2013. - 302 с.

6. Противодействие коррупции: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. М. Е. Жихаревич, Т. Б. Пасман; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Американская ассоциация юристов, 2013. - 200 с. - (Из серии: Уголовное право).

7. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №1. - с.280-284.

Екимова Олеся Алексеевна – студент (ка) 3 курса группы 1103-02и (542) юридического факультета Псковского государственного Университета.


Под принципом в науке обычно понимается основное начало или фундаментальное положение того или иного явления или процесса. Изучая политические или правовые феномены исследователи в первую очередь стремятся выявить те общие закономерности, которые присущи этим явлениям и обычно выражаются в принципах. Зная эти принципы в дальнейшем значительно проще как изучать новые стороны явления, так и применять полученные знания на практике. Как говорил французский мыслитель К. Гельвеций знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов. Законодатель, часто устанавливая порядок регулирования в той или иной сфере вначале нормативного правового акта особое внимание уделяет именно принципам, поскольку они имеют большое значения не только для толкования нормативных конструкций в правоприменительной практике, но и для дальнейшего регулирования в подзаконных актах.

В статье 3 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливаются основные принципы этой деятельности. К ним законодатель относит:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Перечисленные принципы можно разделить на две группы: общие и специальные. Первые четыре принципа имеют общий характер для функционирования всей политико-правовой системы. Так принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина это конституционный принцип российской государственности. Принцип законности обычно отражает требование к функционированию всей системы государственной власти в части ее полного подчинения действующим законам. Одним из следствий реализации принципа законности является как неотвратимость ответственности для лиц, нарушающих законы, в частности совершающих коррупционные правонарушения. Конституционный принцип демократизма в качестве своего неотъемлемого основания имеет требование публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, можно сделать вывод, что специфическая деятельность по противодействию коррупцию в полном объеме строится на тех конституционных принципах, которые имманентно присущи современной российской государственности.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер говорит о системности в государственной антикоррупционной политике.

Президент России Д.А. Медведев на совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. сказал: "Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ".

Коррупция как системная угроза обществу и государству должна получить также системный отпор. Довольно часто в практике государственного управления наблюдается ситуация когда для решения тех или иных сложных проблем за «панацею» выдается одно средство которое по различным причинам мило для властей. Например, это ситуация когда в целях профилактики коррупции власти резко поднимают уровень оплаты труда государственных служащих. При этом забывается, что само по себе повышение социальной защищенности государственных служащих, без применения иных мер, в частности как минимум повышения их ответственности, проблему не решит, а скорее только усугубит.

В настоящий момент в стране разработано довольно много документов как стратегического, так и тактического уровня позволяющих вести комплексное противодействие коррупции. Прежде всего, на это направлена Стратегия противодействия коррупции утвержденная Президентом России. Само по себе обеспечение комплексности в данной работе дело совсем непростое, поскольку различные меры и мероприятия проводятся совершенно разными субъектами антикоррупционной деятельности: от высших органов государственной власти до структур гражданского общества. Скоординировать эту деятельность, обеспечить ее правовыми и материально-финансовыми средствами призваны органы власти различных уровней. Особо важна координация деятельности правоохранительных органов в процессе борьбы с коррупционными преступлениями. Здесь особое значение имеет деятельность органов прокуратуры призванными быть и организаторами и координаторами такой деятельности.

Исходя из такого важного значения принципа комплексности необходима система мониторинга или внешнего контроля за деятельности в сфере противодействия коррупции. В настоящее время как показывают независимые исследования, несмотря на большие усилия органов власти, очевидных реальных сдвигов в этой работе не видно. Вполне возможно, что причиной этого является как раз недостаточное внимание к вопросу комплексности и системности проводимой работы.

В аналитических работах по вопросу о противодействии коррупции постоянное внимание исследователей привлекает проблема практических мер. При этом все эти меры можно разделить примерно на две части. Одна группа исследователей отстаивает позиции всемерного ужесточения борьбы с коррупцией, что предполагает усиления контроля за поведением государственных и муниципальных служащих, вплоть до применения средств оперативно-розыскной деятельности и специально-технических средств (прослушивающих устройств, полиграфа и т.п.), увеличения мер уголовного наказания и т.п. Другая группа специалистов больший акцент делает на мерах профилактики. Законодатель, установив принцип приоритетного применение мер по предупреждению коррупции решил данный спор. Вместе с тем, как представляется при анализе этой проблемы нельзя противопоставлять эти подходы. Действительно с гуманистической или даже рационально-технической точки зрения профилактические меры более предпочтительны. Для общества и государства предпочтительнее не допустить правонарушения, чем быть вынужденными потом с ним бороться и устранять последствия. Однако необходимо иметь в виду, что сама по себе идея профилактики предполагает широчайший спектр форм и методов и само по себе ужесточение позиции государства по вопросу о противодействии коррупции, повышения его наказуемости является эффективнейшим профилактическим средством. Вообще, считается, что не столько важна жесткость наказания как его неотвратимость. Как мы видели законодатель этот принцип также учитывает в системе принципов противодействия коррупции.

Система профилактики коррупции является сложной системой, состоящей из огромного количества мер и мероприятий различного уровня и направленности. При этом нужно иметь в виду, что большая часть органов публичной власти может участвовать в противодействии коррупции как на форме профилактик. Также структуры гражданского общества могут внести свою лепту в эту деятельность, также участвуя только в предупреждении коррупционных проявлений. Федеральный закон, установив принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами как раз подчеркнул значение подобной деятельности.

Под структурами гражданского общества понимаются различные общественные формирования созданные гражданами для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть самых различных форм: от политических партий до самодеятельных клубов по интересам. И если одна часть их ставит перед собой цель участия в социально-политической жизни общества, то большая часть имеет неполитическую направленность. Вместе с тем, было бы неправильно говорить, что в антикоррупционной деятельности могут участвовать только те структуры, в уставных документах которых эта цель специально оговорена. Противодействие преступности, помощь и содействие государственным органам в этой работе это долг каждого гражданина государства. Поэтому если в деятельности того или иного общественного объединения появилась возможность участия в деятельности по противодействию коррупции оно может и морально обязано эту деятельность проводить. Например, если речь идет о просветительских организациях, то они могут выступить с серией акций по разъяснению населению основ антикоррупционной политики, основ законодательства. Ветеранские организации могут взять под контроль реализацию социальных услуг для ветеранов, выполняемых государственными и муниципальными учреждениями. Молодежные организации вправе проводить воспитательные мероприятия, направленные на привитии у своих членов идеи о недопустимости коррупционных и если шире правонарушающих проявлений и т.п.

От государственных и муниципальных органов противодействия коррупции имеющих даже совещательный характер следует отличать многообразные общественные организации среди уставных задач, которых содержатся и вопросы противодействия коррупции. В 2006 году в стране действовало 3,5 тыс. организаций, специализировавшихся на борьбе с коррупцией. После начала широкомасштабной борьбы с коррупцией количество подобного рода организаций выросло в разы. К сожалению, большая часть из них направляет свои усилия отнюдь не на борьбу с коррупцией, а для решения своих специфических проблем или проблем своих организаторов или руководителей. Есть примеры, когда подобного рода организации, которые рядятся под структуры «гражданского общества» сами нарушают закон.

Даже, несмотря на то, что часть подобного рода общественных объединений являются явными «пустышками» созданными для достижения далеко не законных целей, все же было бы неправильно на таких основаниях отвергать потенциал общественных формирований. Вообще проблема формирования структур гражданского общества в нашей стране в последние десятилетия имеет, к сожалению, далеко не радужную историю. Иногда властям даже приходится проявлять инициативу «сверху» для того, чтобы обеспечить выработку общественного мнения. Так, например, по инициативе В.В. Путина в бытность его президентом страны была создана Общественная палата России как структура представляющая интересы гражданского общества. В настоящее время сеть таких неполитических общественных палат создана как на уровне субъектов федерации, так и на уровне муниципальных образований.

Принцип всемерного сотрудничества государства с институтами гражданского общества подчеркивает еще одну известную истину, заключающуюся в том, что в таком важном деле как борьба с преступностью, в том числе и в форме коррупционной одних усилий государства мало, и обуздать ее невозможно. Более того, в отличие от иных видов преступности, коррупционная преступность зиждется в большей части в самом аппарате управления и у многих аналитиков вызывает скепсис сама мысль о том, что аппарат управления способен подавить болезнь коррупции в своем организме без посторонней помощи. И вот такую действенную помощь может оказать только общество, по современной терминологии – «гражданское общество, в лице своих структур.

Гражданское общество состоит из своих членов - граждан государства. Вместе с тем, на территории государства могут постоянно или временно проживать и иностранцы и лица с двойным гражданством. Согласно международному праву и национальному законодательству эти лица, как и граждане страны должны быть защищены от преступных коррупционных проявлений, а также иметь право противодействовать им. Следует иметь в виду, что в отличие от граждан государства иностранцы и лица без гражданства находятся в более уязвимом положении. Гражданин страны является членом различных структур гражданского общества, чувствует поддержку закона и общественных формирований и знает доступные формы и методы защиты от преступных посягательств. Иностранцы, например, иностранные рабочие, приехав в страну, как правило, не имеют ни юридической, ни информационной, ни финансовой поддержки, поэтому легко становятся добычей для коррумпированных чиновников, прежде всего, миграционных служб и органов внутренних дел. Поэтому для работы по противодействию коррупции важно не упускать эти вопросы, а четко следовать нормам международного права и оказывать повышенное внимание к такой категории физических лиц, как иностранцы и лица без гражданства.

Так же важно сотрудничество с международными организациями. Для проведения политики противодействия коррупции требуется колоссальная политическая воля, как со стороны национального руководства, так и со стороны всего государственного аппарата, той его части, которая не поражена коррупцией. Современная коррупционная преступность во многом срослась с обычной организованной преступностью, которая обеспечивает коррупционерам их физическую защиту. Поэтому эти организации не остановятся и перед крайними мерами по отношению к тем лицам, деятельность которых будет угрожать их существованию. В ход пойдут и запугивание, и шантаж, и другие жестокие меры. В такой ситуации действенная поддержка антикоррупционных инициатив власти поступает со стороны прогрессивной части мирового сообщества, которое накопило уже определенный опыт противодействия коррупции. Кроме того, в международном сообществе есть понимание опасности коррупции, которого зачастую нет на национальном уровне. Поэтому сотрудничество с международными организациями это не только источник необходимых знаний и опыта, но и еще и действенный стимул борьбы с коррупцией.

Нужно отметить, что перечисленные в статье 3 федерального закона о противодействии коррупции принципы нельзя рассматривать как закрытый перечень. К ним можно добавить еще ряд положений с различным уровнем обобщения. Так можно в ряду принципов назвать принцип научности. Очевидно, что без научного фундамента вряд ли можно ожидать эффекта от той или иной государственной деятельности. Только лишь на политико-публицистических воззрениях и здравом смысле государственных руководителей построить антикоррупционную политику государства невозможно. Здесь волюнтаризм, как говорится, неуместен. Таким же принципом противодействия коррупции должен быть принцип всемерного учета национальной специфики, менталитета населения. Это одна из сложнейших проблем, и вместе с тем, как показывает историческая практика многие реформаторские замыслы, совсем неплохие в теории разбивались, столкнувшись с особенностями российского менталитета. Поэтому если вспомнить, что одним из организационных конституционных принципов Российской Федерации является принцип федерализма, то следует более осторожно относиться к обычной практике наших управленческих структур регулировать однообразно тот или иной предмет «от Москвы, до самых до окраин». Дело в том, что федерализм у нас имеет сложную структуру. Он отражает не только территориальность государственности, но и национально-культурное своеобразие отдельных территорий или субъектов федерации. Так, например, выделяемый часто в теории «азиатский тип» коррупции, когда понимаемая в европейской терминологии коррупция в ряде азиатских стран является элементом бытовой и управленческой культуры может стать камнем преткновения для ряда российских территорий. Поэтому не учитывать принцип федерализма в стратегии антикоррупционной политики было бы неправильно.

Таким образом, список принципов политики противодействия коррупции может быть дополнен как общими положениями, касающимися вообще государственной политики как таковой, так и специальными положениями присущими именно антикоррупционной политике. Следует отметить, что чем больше таких принципов будет установлено, тем более четкой, квалифицированной и предсказуемой, а, следовательно, и эффективной будет сама эта политика.

Просмотры: 4 826

Основы

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции».

Принципы

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Меры

Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • антикоррупционное образование и воспитание;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов;
  • мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
  • принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы;
  • установление законодательных запретов для должностных лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
  • поощрение лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия;
  • развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
  • создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
  • формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
  • регламентация порядка работы государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций с физическими и юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом и федеральным законодательством о прохождении государственной и муниципальной службы для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 2 закона, а также лиц, занимающих эти должности, устанавливаются ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны в письменном виде предупреждаться о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также мерах ответственности в случае их невыполнения.

Статья 2 . Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)

1. За совершение коррупционных правонарушений (проступков) несут ответственность:

1) все лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;

2) лица, состоящие на государственных должностях и занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с установленным Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы;

3) лица, занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с перечнями и реестрами должностей государственной службы субъектов Российской Федерации;

4) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;

5) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;

6) должностные лица органов государственных контроля и надзора;

7) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;

8) должностные лица и иные сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации;

9) лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные, воинские звания и классные чины и выполняющие свои функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

10) мировые судьи;

11) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.

2. К иным лицам, приравненным к субъектам коррупционных правонарушений (проступков) указанным в части 1 настоящей статьи, относятся:

1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе политических партий и общественных объединений), выполняющие управленческие функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики;

6) нотариусы;

7) адвокаты;

8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и иным делам;

9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;

10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Субъектам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:

1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение и полученных при проведении протокольных мероприятий;

2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;

3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:

по приглашению близких родственников за их счет;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;

4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.

3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, но такая деятельность не должна наносить ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и использоваться как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.

5. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.

6. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не вправе принимать приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.

Нормативно-правовые акты

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7-54.

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

3. Уголовный кодекс РФ 1996 года(в ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. N 7.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(в ред. от 29 декабря 2012 года) // СЗ РФ, 25.12.2008 года, №273

7. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции// Электронный ресурс http://www.pravo.gov.ru

Вконтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: