Нормы программы в конституции рф. Конституционные нормы: особенности и виды

Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

2) по юридической силе . Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ , и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

НАЗОВИТЕ ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО РАЗЛИЧНЫМ КЛАССИФИКАЦИЯМ

· обычные (конкретные) нормы: закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные: определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Классификация норм конституционного права

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию

Санкция представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. Главная цель санкции - побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Конституционное право

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (к примеру, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определœенной правовой категории (к примеру, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»:«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека»).

28 Авг 2018 969

Понятие и предмет конституционного (государственного) права РФ.

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право может выражаться в следующих элементах:

2. Отрасль.

3. Учебная дисциплина.

Наука Конституционного права – это совокупность, система взглядов, идей, точек зрения о Конституционном праве как отрасли права и регулируемых этой отраслью общественных отношений.

Конституционное право как отрасль – это основополагающая отрасль права; совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, взаимоотношения между государством и личностью, государственно-территориальное устройство, порядок образования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Это фундаментальная отрасль Российского права.

Конституционное право как учебная дисциплина – это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:



3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Методы регулирования. В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом кодексе).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

1. формально-юридического анализа

2. сравнительно-правовой

3. системный

4. правового моделирования

5. статистический

6. конкретно-социологический

7. диалектический

Вывод: конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Нормы конституционного права: понятие, виды, особенности.

Конституционно-правовая норма установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм . Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

б) закрепляющие статус человека и гражданина;

в) федеративное устройство России;

г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IV. По территории действия:

а) федеральные конституционно-правовые нормы;

б) правовые нормы субъектов РФ.

V. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

VI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные (процедурные).

VII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие - неопределенный круг лиц;

б) специальные - определенный круг лиц.

Особенности конституционно-правовых норм . Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт:

1. В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация... есть демократическое..., правовое государство...»), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

2. Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всенародное голосование...» (ч. 3 ст. 135) и др.

3. Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

4. Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность , то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию , то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям , которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.


Конституционно – правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения, получившие юридическое закрепление в Конституции и иных конституционно – правовых актах, являющимися источниками конституционного права.
Конституционное право – это ведущая отрасль права в системе российского права.
Как и любая другая отрасль, Конституционное право представляет собой совокупности правовых норм, которые характеризуются с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.
Конституционно – правовые нормы имеют ряд особенностей, отличающих их от норм других отраслей права. Эти особенности определяются, прежде всего, предметом правового регулирования
Нормы конституционного права закрепляют:
а) основы конституционного строя РФ;
б) основы правового статуса человека и гражданина;
в) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии;
г) федеральное устройство РФ;
д) систему, а также основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
е) вопросы избирательного права и избирательной системы
ж) символы государства;
з) основания и порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ, и другие.
Таким образом, конституционное право как отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, т.е. свою особую область общественных отношений, регулируемую нормами именно этой отрасли права.
По сравнению с нормами других отраслей права нормы конституционного права отличаются:
а) своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Нормы данной отрасли права в отличие от норм других отраслей российского права регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической (Ст.8, 9, 34-36 Конституции РФ и др.); политической (Ст. 3, 10-13 Конституции РФ и др.,); социальной (Ст.7, 19, 37-41 Конституции РФ и др.); культурно-духовной (Ст.43, 44 Конституции РФ и др.);
б) источниками в которых они выражены. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и других нормативных правовых актах регулирующих конституционно-правовые отношения.
в) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Нормы конституционного права закрепляют (учреждают) в Конституции РФ, прежде всего, официальное наименование Российского государства (См. ст. 1 Конституции РФ), формы народовластия в РФ, закрепляют многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный и источник власти в РФ., (Ст.3 Конституции РФ), закрепляют основные принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (См. Ст. 10 – 12 и др.), наделяет их правом издавать общеобязательные акты и т.д.
д) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера, так называемые правовые состояния. Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ, состояние в браке и т.д..
е) специфическим характером субъектов. Ни одна отрасль российского права не имеет такого широкого круга субъектов права, как конституционное право. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать, как физические лица, так и юридические и коллективные. Например, народ, нация, само государство, народности, граждане, иностранные граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, депутаты, избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д.
ж) особенностями структуры. Для норм конституционного права не характерна трехчленная структура. Нормы конституционного права, в основном, состоят из диспозиции, т.е. из конкретного правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений (См, например, ч.1-3 Ст. 3, 4,5, 58 и т.д. Конституции РФ.).
Значительно меньше норм содержат гипотезу и диспозицию. (См. например, ч. 2, 4-5 Ст.105 Конституции. РФ).
И, как правило, в нормах конституционного права отсутствует санкции т. е. не указываются конкретный вид и размер неблагоприятных последствий в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения предписаний предусмотренных нормой права, как это имеет место в нормах уголовного или административного права.
Однако это не означает, что в конституционном праве санкции вообще отсутствуют.
Любая правовая норма всегда обеспечивается санкцией, или непосредственно, или косвенно. Что же касается норм конституционного права, то санкции носят, как правило, отсылочный характер, и содержаться в нормах административного, уголовного, гражданского или других отраслях права. (См. например ч.4 Ст.3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», ч.5 Ст.13 Основного закона РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Обратимся к статье 278 УК РФ. В ней прописано: «Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет».
Вместе с тем, отдельные нормы конституционного права содержат все три структурные элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Примером может служить ч.3 Ст.41. «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Однако, чтобы выявить все три элемента правовой нормы, необходимо применить при толковании, правила условного предложения: «если, то, иначе».
Гипотеза: Условие, если это должностное лицо (и не какое иное), и если оно скрывает факты и обстоятельства, которые (и только такие) создают угрозу для жизни и здоровья людей……
Диспозиция: запрещающая. Само правило данной нормы запрещает скрывать факты и обстоятельства создающие угрозу для жизни и здоровья….
Санкция: влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. См. Ст.237 УК РФ. «1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Необходимо иметь ввиду, что общественные отношения, регулируемые конституционным правом, не являются вполне однородными. Они в свою очередь могут быть классифицированы и разделы на группы. В каждую из этих групп входят наиболее близкие по содержанию общественные отношения.
Нормы конституционного права, которыми регулируются близкие по содержанию, однородные общественные отношения, образуют конституционно-правовой институт. Следовательно, конституционно-правовой институт - это часть отрасли права.
Таким образом, конституционно-правовой институт это часть отрасли права, система правовых норм, регулирующая наиболее близкие, родственные общественные отношения.
Например: Конституционно-правовыми институтами являются: институт Президентства, институт гражданства, институт судебной власти и т.д.
Существует много различных норм Конституционного права. Для удобства систематизации, изучения и применения принято подразделять их на виды, то есть на отдельные группы, обладающие одинаковыми признаками. Такое подразделение норм Конституционного права на виды называется – классификацией. В юридической литературе рассматривается немало оснований классификации правовых норм. Применяя юридические критерии для классификации норм конституционного права, можно разделить последние с точки зрения их связи с правоотношениями, на:
а) общие.
б) частные.
Так к общим нормам конституционного права относятся, прежде всего, нормы-принципы (Ст.10 Конституции РФ)
В конституционном праве встречаются нормы-цели, нормы-программы, нормы-декларации, нормы справки (не характерны для нашей Конституции)
Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы - разъяснения, нормы-справки. Такие нормы содержаться в преамбулах конституций и законодательных актах.
Можно ли рассматривать положения, содержащиеся в преамбуле Конституции РФ, как юридические нормы? Конституционная теория давно решила такой вопрос: все, что записано, в Конституции, имеет обязательную нормативную силу.
Ибо изменения или дополнения положений преамбулы Конституции возможно только в соответствии с законом определяющем порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Общие нормы имеют решающее, определяющее значение при толковании и применении частных норм.
Что представляют собой последние?
Частные нормы конституционного права – это нормы формулирующие права и обязанности возможных участников правоотношений.
С точки зрения их назначения и юридических особенностей, в системе правового регулирования общественных отношений, частные норм делятся, прежде всего, на:
а) материальные
б) процессуальные
Материальные нормы конституционного права непосредственно регулируют общественные отношения, наделяют участников этих отношения юридическими правомочиями (правами и обязанностями), а также устанавливают правовую ответственность. Например: Ст.105 ч. I Конституции РФ.
Процессуальные же нормы определяют порядок, процедуру применения норм материального права, т.е. определяют процессуальный порядок реализации норм материального права. См., например, Ст. 105 ч.2-5; Ст. 107 Конституции РФ.
Большинство процессуальных норм содержаться в текущем законодательстве. К примеру, в законе о выборах Президента РФ, о порядке формирования Совета Федерации и т.д.
Материальные же нормы преимущественно содержатся в Конституции РФ.
Нормы конституционного права могут классифицироваться и по иным основаниям.
Так, например, по методу правового регулирования нормы конституционного права делятся на:
а) императивные
б) диспозитивные
Императивные – это строго определение нормы, требующие точного соблюдения установленных ими правил и запрещающие отступления от них. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм носит именно такой характер. (См. Ст.Ст. 6, 8, 9, 10, и т. д.)
Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, допускают возможность альтернативы, то есть различные варианты поведения в зависимости от конкретных условий. (Ст. 100 ч. 2 Конституция РФ).
Диспозитивных норм в конституционном праве сравнительно мало.
По характеру содержащиеся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на:
а) Управомочивающие.
б) Обязывающие.
в) Запрещающие.
г) Дозволяющие.
Управомочивающие нормы конституционного права предоставляют субъектам Конституционно-правовых отношений правомочие на совершение тех или иных положительных действий. (Ст. 71 Конституции РФ). Такие нормы, как правило, содержат положении: управомочен, имеют право и т. д.
Обязывающие нормы конституционного права предписывают обязанность совершать субъектам определенные положительные действия. В них содержатся слова: должен, обязан и т.д. (Ст. 58 Конституции РФ).
Запрещающие нормы конституционного права формируют запреты, т.е. обязывают субъекта конституционно-правовых отношений воздерживаться от действий, запрещенных законом. Данные нормы содержат такие категории как: запрещается, не допускается, не может и т. д. (Ст. 13 ч.5 Конституции РФ)
Дозволяющие нормы конституционного права формируют дозволения, т.е. допустимое поведение участников правоотношений. Данные нормы, как правило, содержат слова: может, допускается и т.д. (Ст. 62 ч. 1 Конституция РФ)
Нормы конституционного права могут быть классифицированы также
По территории действия:
а) нормы, действующие на всей территории РФ.
б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
в) нормы, действующие на территории местного самоуправления.
По источнику, в котором они содержаться:
а) в конституции.
б) в федеральных конституционных законах.
в) в федеральных законах.
г) в актах субъектах Федерации.
д) в актах местного самоуправления.
По субъектам их применения
а) парламент РФ
б) президентом РФ
в) правительством РФ и т.д.
По содержанию (предмету) регулируемых ими общественных отношений
а) нормы закрепляющие основы Конституционного права
б) нормы закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина
в) нормы, закрепляющие федеративное устройство РФ и т.д.
Таким образом, норма конституционного права - это общеобязательное правило поведения, которое содержится в статье, в части статьи или пункте нормативного правового акта конституционно-правового характера.

Виды конституционно-правовых норм

1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие :

· основы конституционного строя;

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· федеративное устройство РФ;

· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):

· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);

· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;

· закрепленные в подзаконных актах - указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

· исходные (базовые) нормы : чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: "Президент РФ является главой государства". Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

· обычные (конкретные) нормы: закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81).

4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы:

· обязывающие: относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

· Запрещающие: может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".

· Управомочивающие: можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).


5. По степени определенности:

· конкретно-регулятивные: в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

· общерегулятивные (дефинитивные): устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

6. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие:

· на территории РФ;

· на территории субъектов Федерации;

· в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений).

7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· материальные: определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

· процессуальные.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: