Минфин анонсировал сокращения госслужащих в россии. Сокращение с государственной гражданской службы Что входит в понятие материального стимулирования

Чиновников в России развелось, конечно, как говорится. немерено.

По некоторым данным, их аж... полтора миллиона! Цифра кажется огромной, но есть подозрения, что она занижена. По другим данным, чуть ли не 2 человека из 100 в России являются чиновниками. При СССР было даже гораздо меньше в пересчёте на 100 человек - примерно 0,73, то есть меньше в разы, чем теперь.

В 2017 году было точно подсчитано, : порядка 57 тысяч человек. На 4,2 миллиона это очень даже немного. Примерно как при СССР - 0,73%. Но некоторые считают, что и это много. В разных странах, особенно в Европе, чиновников гораздо меньше, но в Канаде и в Китае - больше, чем у нас, на душу населения.

Правда, тут есть проблема: чиновничий аппарат имеет обыкновение разрастаться. Говорят, что на одну новую чиновничью единицу на самом верху необходимо ввести не менее пяти таких единиц в регионах - для работы по тому направлению, которое будет закреплено за этой новой единицей.

Вообще, дублирующих функций очень много. Так, например, значительное число вопросов и проблем решается теперь бесконтактно через сайт госуслуг или через МФЦ. Раньше все эти услуги предоставлялись чиновниками, теперь - нет. По логике, что должно было произойти? Правильно: сокращение. Причём резкое. Однако этого не произошло. Как-то то ли в 2014, то ли в 2015 году сократили в основном вакантные должности - так на этом и остановились.

Между тем, как это ни парадоксально, .

Однако в последнее время началось . После начавшихся в 2014 году санкций и кризиса государство опрометчиво поощряло "охоту на ведьм" - то бишь на чиновников. В результате и пенсионный возраст им повысили раньше, и зарплаты не индексировали несколько лет, и в народном восприятии опустили ниже плинтуса - как когда-то учителей и врачей. Теперь мы имеем полуразрушенные образование и медицину. А если разрушат ещё и госуправление, то и атомной бомбы не надо.

Об исходе чиновников я сказал не зря. Уходят самые грамотные, но явно недооценённые. Человек стремится весь свой талант, все свои силы отдавать работе, а психологически ему бывает очень тяжело: начальник самодур, задания подчас глупые и бездумные, зарплаты катастрофически не хватает. К тому же подрабатывать нельзя, потому как госслужба накладывает ряд ограничений. И когда наступает край, этот грамотный специалист находит другое место работы - даже иногда не с большей зарплатой, но с меньшим, простите за выражение, геморроем.

Нет, без него дело не валится. Но часто тот объём работы, который, грамотно организуя процесс, выполнял один человек, теперь могут выполнить лишь двое, трое, пятеро... Вот и одна из причин раздувания чиновничьих штатов - низкая квалификация поступающих на госслужбу и слабая работоспособность. А работу нужно делать - значит, нужно больше людей.

Задача ясна - следует удержать на госслужбе и привлечь на неё самых грамотных, самых образованных, креативных и полезных людей. Тех, которые будут работать эффективно, качественно и во благо общества. Напрасно думать, что таких нет. Их очень много. Но это дорогие специалисты. Люди готовы работать на государство, однако не готовы при этом постоянно думать о том, где бы раздобыть ещё денег, чтобы прокормить семью. Причём такие люди, как правило, не считают возможным из моральных принципов брать взятки. Хотите посмеяться? Да в моём кругу общения масса таких людей, в том числе из бывших чиновников. Которые просто не выдержали нынешнего такого к себе отношения, ушли с госслужбы и занимаются либо своим бизнесом, либо устроились на место с гораздо более достойной оплатой труда.

Итак, государство, затеивая очередную реформу с сокращением госслужащих, понимает, что дальше такое положение терпеть нельзя, что оно ведёт к разрушению системы.

Появился огромный пласт мелких чиновников, которые вместе с другими россиянами буквально голодают. Не могут себе позволить ни качественной пищи, ни хорошей одежды, ни отдыха даже на отечественном на побережье, ни хорошего лечения. То есть это - фактически нищенствующие чиновники. И таких из тех 57 тысяч в Ростовской области едва ли не больше половины.

Итак, правительство задумало резко повысить зарплаты чиновникам - до конкурентоспособного уровня. Какой уровень считать, допустим, для Ростовской области конкурентоспособным? Обычно берут 2-2,5 уровня средней заработной платы. То есть для Дона это порядка 70-85 тысяч рублей. Подавляющему большинству наших чиновников такая зарплата и не снилась, невзирая на разные там перепадающие премии и выплаты.

Однако денег на механическое повышение такой ораве чиновников у государства нет. Да и зачем повышать всем, если надо повысить самым достойным - с тем чтобы они работали боле эффективно? И это правильно. То есть нужно сократить бесполезный "балласт", а из сэкономленных денег повысить оплату труда оставшимся.

Но это в идеале. А теперь давайте подумаем, как может осуществляться эта реформа.

Судя по разрозненным заявлениям разных представителей высшей элиты, можно сформировать три направления возможных изменений.

1. Механическое сокращение. В 2020 году, например, придёт разнарядка сократить 5 процентов. в следующем году ещё 10, через год - ещё 10.

Москва не может указать регионам, кого сокращать, - просто отдаст на откуп.

    Но вспомните, как сокращали личный состав того же МВД. В результате, грубо говоря, контора осталась на месте, а участковых посокращали. Что произошло? Выросла бытовая преступность, что бы там ни давали в сводках.

    Тут будет то же самое.

    Например, приходит разнарядка сократить в каком-нибудь управлении 20%. Как поступят? Наташу не трогаем - она знакомая Ивана Ивановича. Петя - прокурорский протеже. За Олега просил Николай Евгеньевич. А Маша - вообще приближённая Самого. Кого сокращать? Да Колю, Васю и Марью Петроввну. А кто ж тогда работать будет? Да ладно - там посмотрим!

    В результате прибавку к зарплате получат совсем не те, ради кого задумывалась реформа. Цели достигнуты не будут, система госуправления войдёт в ступор.

    2. Выборочное сокращение тех, кто по определению не должен быть госслужащим. Это, в общем, обслуживающие специалисты: бухгалтерии, хозотделы, канцелярии, отделы документооборота, отделы по работе с обращениями граждан и т.п. То есть те должности, где по большей части нужна механическая работа, не требующая высокого уровня квалификации. Нет сомнений, что и среди этих должностей есть люди высочайшей работоспособности и квалификации, их нахождение на госслужбе можно было бы оставить на усмотрение начальства.

    Что значит такое выведение из состава госслужащих этого персонала?

    У чиновников, как известно, есть не только основные выплаты, но и стимулирующие. Это квартальная и годовая премии, выплаты на лечение, к отпуску,так называемая материальная помощь. И хотя эти выплаты не столь велики и составляют примерно процентов 20 от дохода, тем не менее, в случае вывода большой группы чиновников за штат, экономия получается солидная.

    Однако кто ж пойдёт на такое преступление в отношении той же бухгалтерии! 🙂

    Так что этот вариант, который является наиболее рациональным, вряд ли пройдёт.

    3. Предлагался и ещё один вариант. На госслужбе оставить только должности от начальника отдела и выше. То есть руководителей. А всех остальных, инспекторов, специалистов первой категории, ведущих, главных, экспертов, консультантов, перевести на аутсорсинг. Естественно, с лишением всех стимулирующих выплат. Сокращение - налицо (ибо это до 70-80%, так сказать, личного состава), экономия - огромная. Руководству можно повысить зарплату в разы. Да и отчитаться о сокращении чиновников наверх - мол, план перевыполнили!

    Но подумайте: может ли работать начальник отдела без отдела? Естественно, что все люди останутся на месте - просто им платить будут меньше. Но по статистике - всё красиво: зарплата госслужащих выросла и теперь вполне себе конкурентоспособна. А нищих госслужащих вообще нет.

    Вот только те, кто на аутсорсинге, тоже должны будут получать зарплату, только из другого источника. А это значит, что расходы на госуправление всё равно вырастут, причём значительно. При явной дискриминации низших должностей.

    Те, кто попал под сокращение, вообще лишатся прав. Это если сейчас на госслужбу устраивают конкурсы, подбирают и ждут специалиста иногда по нескольку месяцев. А в случае принятия такого варианта неугодного могут уволить за час, а на завтра принять другого - благо, конкурс проводить не надо.

    Ситуация будет усугубляться тем, что многие уже бывшие чиновники, в силу своей инертности, будут держаться за любую работу, терпеть гонения и самодурство начальства, прозябать на мизерные зарплаты и - работать всё менее и менее эффективно. А начальник, хоть он распрекрасный, не сможет наладить эффективную работу подразделения, где люди думают только о том, где бы взять денег на пропитание.

    Этот последний вариант, если будет реализован, приведёт к полному краху госслужбы.

    Нет, сокращать чиновничий аппарат, несомненно, надо. Но, учитывая нашу ментальность, трудно предположить, что такое сокращение пойдёт на пользу делу. С водой, как обычно, выплеснут и ребёнка.

    Вот не верю я во все эти затеи...

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Информация:

У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство... ... Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство...Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...

В России хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся

12:01 | 24.03.2019

Российские власти планируют начать со следующего года серьезные сокращения госслужащих, чтобы сделать их зарплаты конкурентоспособными. Об этом заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

В 2020 году чиновников в регионах сократят на 5%, в 2021 — еще на 10%. Сотрудников центрального госаппарата планируют сократить на 10%.

«Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему оплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень. Главная позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта "пирамида" перевернута», — пояснила "Интерфаксу" Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и повышение их зарплат станут только первым шагом реформы госуправления. Нестеренко сообщила, что сейчас минфин готовит реестр полномочий госорганов. Он позволит выявить дублирование их функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

Российские власти намерены в ближайшие два года значительно уменьшить количество госслужащих. Такие планы озвучила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости», Нестеренко заявила, что в территориальных органах под сокращение попадут 15% чиновников (в 2020 г. - 5%, в 2021 г. - 10%), а в центральном аппарате – 10%. Благодаря такой оптимизации оплата труда оставшихся сотрудников будет выведена «на конкурентный уровень».

По данным Росстата, в 2017 г. на госслужбе было занято около 2,2 млн человек, в том числе 1,4 млн человек – в федеральных госорганах. Средняя зарплата федерального чиновника в 2018 г. составляла 126,6 тыс. руб. в месяц. В Приморье на конец 2017 г. численность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления составила 32,9 тыс. человек, штаты были укомплектованы на 90%. В федеральных органах власти на конец года было занято 24,9 тыс. человек (из них 90,4% государственных служащих), в краевых – 3,1 тыс. человек (74,3%). За год их численность уменьшилась на 185 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в Приморье в 2017 г. составила 62 тыс. руб., что было выше среднекраевого уровня в 1,6 раза, в том числе работника федеральных органов власти – 62,2 тыс. руб., работника краевых органов власти – 60,4 тыс. руб.

Читайте также:

В рамках дальнейшей реформы госуправления Минфин планирует сформировать реестр полномочий и функций госорганов, чтобы выявлять их дублирование, сообщила Нестеренко. Не исключается, что некоторые функции госорганов передадут на аутсорсинг. Частью сокращения госаппарата станет упразднение сервисных подразделений внутри федеральных органов власти, полагает «Коммерсант». Из обсуждений на коллегии стало известно, что бухгалтерские функции министерств могут быть консолидированы на базе Федерального казначейства. Бухгалтерий уже лишились Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития.

В свою очередь, после 2022 г. аналогичный механизм планируется применить к кадровому учету, юридическим отделам и госзакупкам однотипной продукции. Например, кадровым учетом всех министерств, по мнению Минфина, должен заниматься Минтруд, а не профильный департамент аппарата правительства.

Планы Минфина противоречат идеям главы правительства Дмитрия Медведева. В прошлом году он в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», заявил о нехватке более 1 млн чиновников. «Сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными, - констатировал Медведев. - На первый план в научно-технологической конкуренции выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство».

Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями», отмечал премьер. «По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - подсчитывал он.

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2018 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:


Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Важно! Полноценный расчет с госслужащим осуществляется только при отсутствии вакансий, а также переводов. Если перевод был осуществлен, то компенсация по сокращению не положена, так как работник фактически не потерял рабочее место.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: