Сообщение о выполнении предписания трудовой инспекции. Отчет об исполнении предписания трудовой инспекции. Право на обжалование

Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам. Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде.
Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться. Как было? Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Один поступает в суд (либо вышестоящий орган), другой с пометкой о принятии соответствующей канцелярией — остается у заявителя. Обжалуя действия трудовой инспекции, заявителю нужно включить в содержание жалобы:

  • реквизиты и наименование соответствующей трудовой инспекции, чьи предписания обжалуются;
  • адрес и данные (реквизиты) самого заявителя;
  • номер и дату обжалуемого предписания инспекции труда;
  • обоснование требований заявителя с указанием доказательств незаконности обжалуемого предписания;
  • конкретные требования заявителя — признать действия трудового инспектора незаконными либо отменить обжалуемое предписание инспекции труда.

Определение подсудности Чтобы отправить ответ на предписание трудовой инспекции, нужно определить, куда можно подавать данную жалобу.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан.


Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания.

Инфо

Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ. Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Обжалуем решение инспектора по труду

ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Налоги и право

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами. Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Сам себе адвокат

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами. Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п.


13

Внимание

Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст.


5.27 КоАП РФ.

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Заключение В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.

Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено. При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Не нашли, что искали?

В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению.

ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования. В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде.

Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

У нас имелась задолженность по заработной плате перед работником, государственная инспекция труда вынесла предписание о выплате данной задолженности до 30.09.2018. Затем работник обратился в суд. В настоящее время судом вынесено решение, которое мы намерены обжаловать. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе предписания ГИТ: подлежит ли оно исполнению или в связи с наличием судебного спора и состоявшегося судебного решения фактически утратила силу? Есть ли судебная практика по данному вопросу (желательно по г. Москве и Верховному суду)?

Ответ

Гость, знакомьтесь - !

Предписание подлежит исполнению. При его обжаловании в суд необходимо подать заявление о приостановлении действия предписания.

Если на день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда то предписание гарантированно удастся обжаловать (). Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13. Подробнее об этом см. в обосновании.

Материалы по теме:

Обоснование данной позиции см. в материалах "Системы Юрист":

«Если компания не согласна с выданным предписанием или назначенным штрафом, то лучше попытаться их оспорить. В случае успеха это будет означать, что никаких нарушений она не допускала. Основанием для отмены могут быть процессуальные ошибки, допущенные инспектором при проверке. Так компания сможет сэкономить деньги и сохранить репутацию.

Редко проверка трудовой инспекции может обойтись для работодателя без последствий. В большинстве случаев инспекторы выявляют те или иные нарушения и выдают предписания об их устранении (). Зачастую выявленные нарушения кажутся незначительными. Однако не стоит относиться к предписанию формально, так как об устранении всех нарушений важно сообщить в инспекцию. Сделать это следует в письменной форме, представив отчет. К нему нужно приложить документы, подтверждающие, что нарушения действительно устранены. Такими документами могут быть копии локальных актов с внесенными исправлениями, платежные ведомости по выплате зарплаты, приказ об объявлении замечания или выговора лицу, допустившему нарушения. Если компания проигнорирует предписание инспектора, ей грозит целый ряд негативных последствий - от штрафов до визита сотрудника прокуратуры. Также инспектор может подать иск в суд о понуждении работодателя исполнить предписание. Но совсем не обязательно, что его требования удовлетворят, так как судебная практика по этому вопросу неоднозначна. При выявлении нарушений помимо выдачи предписания инспектор оштрафует виновных по одной из следующих статей: ст. 5.27, КоАП РФ. Проверяющий оштрафует не только компанию-работодателя, но и ее руководителя, так как назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо (). При этом компания не вправе уплачивать штраф за своего директора, он должен сделать это сам. В противном случае штраф не будет считаться уплаченным.

Инспектор выдал компании предписание об устранении нарушений

Государственный инспектор труда вправе выдать предписание только при выявлении очевидного нарушения

В предписании указываются все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства. Инспектор пропишет отдельно по каждому нарушению, какие действия необходимо предпринять для их устранения. Само по себе предписание не несет для работодателя негативных последствий. Но если компания не исполнит его в установленный срок, то в отношении нее будут применены уже конкретные санкции.

Предписание важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней. Чтобы избежать негативных последствий, предписание нужно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Отчет, в частности, можно направить по электронной почте, факсу, или курьерской доставкой. Такие варианты имеет смысл заранее согласовать с инспектором. Однако лучше лично подъехать в инспекцию. Если у проверяющего возникнут вопросы, на них можно будет оперативно ответить и разъяснить непонятные моменты. Перед поездкой стоит созвониться с инспектором и согласовать время посещения. Работа у инспекторов разъездная, поэтому при незапланированном визите нужного инспектора может не быть на месте.

С собой нужно взять выданный экземпляр предписания и попросить инспектора проставить отметку об исполнении или продлении срока исполнения отдельных пунктов. Если вы забудете взять с собой экземпляр предписания, попросите инспектора поставить на копии отчета отметку о получении (с обязательным указанием даты). В случае возникновения спора, это поможет подтвердить, что вы отчитались по предписанию.

Обращаем внимание, что не стоит затягивать с исполнением предписания до последнего дня. Возможно, что инспектор укажет на какие-то недостатки, но времени на их устранение в таком случае не останется. Поэтому лучше подъехать в инспекцию заранее.

В отчете важно четко сформулировать ответ на каждый пункт предписания, расписать, какая конкретно работа была проведена для устранения нарушений. Основная задача - убедить инспектора в том, что его требования действительно выполнены. Поэтому важно приложить к предписанию документы, подтверждающие его исполнение.

Если вовремя исполнить отдельные пункты предписания невозможно, придется заявить ходатайство о продлении срока исполнения. Причины неисполнения должны быть действительно уважительными, так как в обратном случае в продлении срока исполнения предписания будет отказано. Решение по заявленному ходатайству принимается вышестоящим инспектором в письменном виде. Продление срока является правом, а не обязанностью инспектора.

30 дней - такой срок обычно устанавливает инспектор для устранения выявленных нарушений.

Инспектор вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнить предписание. На практике бывают ситуации, когда работодатели не исполняют предписания инспекторов, полагая, что никаких санкций, кроме штрафа, не последует. На самом деле, это заблуждение, так как помимо штрафа, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, работодателю грозит целый ряд негативных последствий. В первую очередь за неисполнение предписания суд вправе дисквалифицировать директора. А с января 2015 года увеличатся и размеры штрафов (новая норма - ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ). Также инспектор может проинформировать о неисполнении прокуратуру, которая примет к нарушителям более серьезные меры в соответствии с «О прокуратуре Российской Федерации». Также инспекция проведет в организации дополнительную проверку по контролю исполнения выданного предписания ().

Отметим, что подобные негативные последствия наступят не только при неисполнении предписания в полном объеме. Частичное неисполнение или исполнение в нарушение установленного срока является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также не исключено, что инспектор обратится в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание. Некоторые суды удовлетворяют подобные иски. Например, Самарский областной суд в определении от 06.12.2012 № 33-11227/2012 разъяснил, что обращение в суд с иском о понуждении исполнить предписание является реализацией инспекцией права требовать от работодателя устранения, выявленных в ходе проверки нарушений. В другом деле Тамбовский областной суд в апелляционном определении от 05.06.2013 № 33-1569/2013 разъяснил, что право инспектора обратиться в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание согласуется с ст. 22 ТК РФ. Согласно этой норме работодатель обязан своевременно исполнять предписания государственных инспекторов труда. Отметим, что при неисполнении судебного решения работодателю придется иметь дело уже с судебными приставами.

Однако не все суды разделяют приведенную точку зрения. Поэтому, в случае подобного спора работодатель может обратить внимание суда, что законом предусмотрена административная ответственность за невыполнение предписания инспектора труда (). Из этого следует, что законодатель установил механизм полномочий инспектора труда, определяющий порядок понуждения работодателя к исполнению предписания. Также закон не предусматривает возможности принудительного исполнения предписания в судебном порядке путем подачи искового заявления. Такой вывод содержится в апелляционных определениях Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 № 33-4054/13, Тамбовского областного суда от 23.10.2013 № 33-3379/2013.

Работодатель может аргументировать свою позицию и тем, что трудовая инспекция не уполномочена обращаться в суд с исками в целях защиты прав граждан (апелляционные определения ВС Республики Мордовия от 06.02.2013 № 33-259/13, Пермского краевого суда от 01.08.2012 № 33-6472).

Таким образом, в связи с неоднозначностью судебной практики, результат дела будет зависеть от приведенных работодателем аргументов и позиции судьи по этому вопросу.

Вместе с иском в суд важно подать ходатайство о приостановке срока исполнения предписания. Если компания не согласна с выданным предписанием и намерена его оспаривать, то сначала важно определиться со способом. Существует два основных варианта (). Первый - жалоба руководителю инспектора по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок). Второй - сразу обратиться в суд. Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно. Впоследствии решение главного государственного инспектора труда России можно будет обжаловать в суд.

Затем следует проверить, не пропущены ли сроки на обжалование. Отметим, что закон не устанавливает специальных сроков на обжалование предписания в административном порядке. Однако на практике применяется ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ (далее - ), согласно которой компания вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ст. 357 ТК РФ. Однако некоторые работодатели считают, что срок составляет 3 месяца. Они ссылаются на ст. 256 ГПК РФ, в которой говорится об обжаловании в суд решений органов государственной власти. В данном случае эта норма не применяется, так как ст. 357 ТК РФ установлены специальные сроки для обжалования предписаний государственных инспекторов труда. Данный вывод закреплен в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2006 года.*

60 дней - такой срок после вступления постановления в законную силу отводится на уплату штрафа.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Если по каким-либо причинам в последний день срока заявление об обжаловании предписания не удалось передать в канцелярию суда или инспекции, можно направить его по почте. Срок не будет считаться пропущенным, если жалоба подана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока ().

На практике у работодателей возникает вопрос,

в какой суд подавать заявление. Как следует из смысла ст.ст. , ГПК РФ и постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2, заявление об оспаривании предписания подается в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа.*

Вместе с заявлением важно подать ходатайство о приостановлении срока исполнения предписания. Факт подачи в суд заявления об оспаривании предписания не приостанавливает срока его исполнения, так как это не предусмотрено законом. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу вправе только суд ().

Инспектор привлек компанию и директора к административной ответственности

В постановлении, в отличие от предписания, указываются только те нарушения, за которые виновного привлекли к ответственности. Вынести постановление инспектор вправе только в течение 2 месяцев со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении этот срок исчисляется с момента обнаружения нарушения инспектором. Постановление означает, что фирме и директору придется уплатить штраф.

Компания не вправе уплачивать штраф за директора, который привлечен к ответственности. После вступления постановления в законную силу на уплату штрафа отводится 60 дней (). Если компания или должностное лицо не в состоянии уплатить штраф в установленные сроки, можно заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты (). Отсрочка предоставляется максимум на 1 месяц. Уплата штрафа может быть рассрочена на срок до 3 месяцев. При рассрочке инспектор укажет в определении конкретные дни и размеры выплат. Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой, необходимо представить в инспекцию документы, подтверждающие реальную невозможность уплаты штрафа в установленные сроки. Для должностных лиц это может быть справка о наличии на иждивении, например, неработающего супруга, несовершеннолетних детей или иных лиц, низкий уровень дохода. Для юридических - отсутствие денежных средств на всех расчетных счетах или арест счетов.

Реквизиты для уплаты штрафа указываются в постановлении. Штраф со ссылкой на номер и дату постановления должен быть уплачен от лицом, которому назначено административное наказание (). В обратном случае штраф не будет считаться уплаченным. На практике компании часто уплачивают штрафы за своих директоров, что приводит к проблемам. В итоге директору все равно приходится идти в банк и уплачивать штраф за себя.

Жалоба на постановление не облагается государственной пошлиной

После уплаты штрафа важно сделать копии платежных документов. Их лучше привезти в инспекцию лично. При согласовании с инспектором документы можно направить по электронной почте, факсу или курьерской доставкой. После получения документов должностное лицо инспекции проверит факт поступления денежных средств на расчетный счет инспекции. Отметка об уплате штрафа в копии постановления, выданной нарушителю, не проставляется. Подтвердить уплату можно квитанцией, которую лучше хранить вместе с копией постановления.

Неуплата штрафа грозит директору арестом на срок до 15 суток. Неуплата административного штрафа может дорого обойтись работодателю. Инспектор составит протокол по ст. 20.25 КоАП РФ и направит мировому судье для рассмотрения. Суд вправе назначить следующие виды наказания:

  • штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа,
  • административный арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы на срок до 50 часов.

В случае привлечения к ответственности должностного лица наказание из приведенного списка назначается по усмотрению суда. Компаниям во всех случаях придется уплатить штраф, так как административный арест или обязательные работы применяются только к физическим лицам. Отметим, что привлечение к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает от уплаты основного штрафа.

Также инспектор направит материалы дела в службу судебных приставов. Пристав возбудит исполнительное производство и выдаст должнику постановление с требованием об уплате штрафа. Если должник не уплатит его в 5-дневный срок, пристав взыщет штраф в принудительном порядке вместе с исполнительским сбором (). Сбор составляет 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 1 тыс. руб. - с гражданина или индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. - с организации. Вместе с тем пристав вправе оштрафовать фирму и директора по КоАП РФ за невыполнение его требований, а в случае необходимости арестовать счета компании ().

Жалобу на постановление нужно подавать в суд общей юрисдикции. В случае если компания не согласна со штрафом, то, как и предписание, постановление можно обжаловать двумя способами. Первый - в судебном порядке, второй - вышестоящему должностному лицу инспектора или в вышестоящий орган (). Одновременно пользоваться этими способами не имеет смысла, так как прерогатива рассмотрения жалобы будет отдана суду.

Жалобу на постановление нужно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления работодателю или его представителю по доверенности (). Если постановление направлялось по почте, то срок на обжалование исчисляется со дня получения копии постановления. При уклонении от получения постановления, высланного по почте, оно считается вступившим в силу по истечении 10 суток со дня возвращения в адрес инспекции ().

Исчисление срока на обжалование постановления аналогично исчислению срока на обжалование предписания. Согласно КоАП РФ жалоба на постановление, вынесенное в отношении физического лица, подается в районный суд, а вынесенное в отношении юридического лица - в арбитражный. Однако арбитражные суды считают, что споры, вытекающие из трудовых отношений, им не подведомственны, и жалобы возвращают (). Поэтому жалобу нужно подавать в районный суд по месту совершения правонарушения, указанному в протоколе об административном правонарушении ()».

Случаи, когда предписание инспектора гарантированно удастся обжаловать

Ситуация Практика
Работник при обращении в инспекцию с жалобой на нарушение его прав работодателем пропустил сроки давности, установленные ст. 392 ТК РФ (1 месяц при оспаривании увольнения и 3 месяца по остальным вопросам) Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2011 года; апелляционные определения Московского городского суда и
На день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда () Апелляционные определения , ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13
Инспектор вынес предписание, хотя фактически имел место трудовой спор, который должен разрешаться в суде в силу ст. 382 ТК РФ Апелляционные определения ВС Республики Коми от 05.09.2013 № 33-4715АП/2013, Суда Чукотского автономного округа от 07.11.2013 № 33-178/13, 2-301/13;
Инспектор при проведении проверки допустил грубое нарушение, указанное в ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, провел проверку без соответствующего письменного распоряжения или потребовал документы, не относящиеся к предмету проверки Кассационное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2011 № 33-3127/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 12.09.2012 № 33-5220-2012, Тамбовского областного суда от 31.07.2013 № 33-2286
Инспектор выдал предписание, несмотря на то, что фактически работодатель нарушений не совершал Апелляционные определения Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.06.2013, Свердловского областного суда от 27.08.2013 № 33-10391/2013

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • почтовый или электронный адрес организации (для направления ответа);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

Трудовая комиссия по результатам проверки составляет акт, в котором фиксируются все итоги мероприятия. Акт не является распорядительным документом. Им является предписание, которым порождаются правовые обязательства работодателя устранить выявленные нарушения трудового законодательства. Право на его оформление трудовой инспекцией отображено в ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим порядок и срок обжалования предписаний трудовой инспекции, а также ответственность работодателя за ее неисполнение.

Что обозначается в предписании

Предписание – это распорядительный документ, который обозначает выводы и волю должностного лица государственного органа, в частности, трудовой комиссии.

Документ содержит следующую информацию:

  • дата и место составления;
  • полное наименование контролирующего органа;
  • основание для проведения проверки (номер и дату приказа);
  • должность и ФИО уполномоченного лица, непосредственно проводившего проверку;
  • способы проверки;
  • перечень всех выявленных нарушений;
  • законодательное основание выдвигаемой претензии;
  • срок, отведенный проверяемой организацией для устранения выявленных нарушений.

Предписание подписывают как участники инспекции, так и уполномоченный представитель организации. Также к нему прикладываются:

  • акт, подтверждающий факт проведения проверки;
  • объяснительные записки лиц, которые несут ответственность за нарушение.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй забирает инспекция.

Исполнение предписания трудовой инспекции является обязательным. В противном случае, на работодателя может быть наложен штраф. Он, в свою очередь, имеет право обжаловать предписание в административном или судебном порядке.

Контроль исполнения предписания

Инспектор обязан проконтролировать выполнение предписания в срок. Работодатель же должен уведомить контролирующий орган в письменном виде о факте его исполнения. Для этого в его адрес отправляется ответ на предписание трудовой инспекции.

В документе по пунктам описывается факт исполнения предписания. При необходимости, предоставляются подтверждающие документы.

Ответ оформляется в двух экземплярах. Один остается в инспекции труда, на втором же инспектор должен поставить отметку о принятии (он хранится у работодателя).

Ответственность за неисполнение предписания

Любопытная информация

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства. Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то, что нарушитель: раскаялся; добровольно прекратил противоправное действие; оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения; добровольно сообщил о совершенном правонарушении; предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред; совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет). Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Неисполнение предписания трудовой инспекции влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ) в размере:

  • 300-500 рублей для граждан (штраф может быть наложен, например, лично на главного бухгалтера);
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц (или запрет занимать определенные должности на протяжении трех лет);
  • 10000-20000 рублей для юридических лиц.

Оплата штрафа не означает, что работодатель может не исполнять предписание.

При этом инспектор не имеет права назначать штраф по истечении двух месяцев после даты нарушения, за исключением случаев нарушения правил занятости иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает право инспектора не назначать штраф, если нарушения являются малозначимыми.

Некоторые правонарушения в области трудовых отношений могут грозить должностному лицу уголовным наказанием. К ним относятся, например, невыплата заработной платы, отказ от приема на работу или незаконное увольнение беременной женщины. Но наличие замечаний в предписании не является основанием для возбуждения уголовного дела, поскольку для этого необходимо заявление от пострадавшего лица.

Обжалование предписания трудовой инспекции

Согласно ст. 361 ТК РФ решение государственной трудовой инспекции может быть обжаловано руководителю инспектора и главному инспектору труда РФ, а также в судебном порядке.

Согласно ст. 357 ТК РФ предписание может быть обжаловано работодателем в суде в течение десяти дней со дня его получения. Исходя из этого, юристы в области трудового права часто советуют сразу подавать заявление в суд, а не обжаловать его в инспекции труда.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, не подлежат рассмотрению арбитражным судом. Их необходимо направлять в суд общей юрисдикции, так как они предусматривают трудовые отношения между работником и работодателем.

Кроме того, рассмотрение жалобы на предписание у вышестоящих должностных лиц трудовой инспекции не приостанавливает ее действие. Такое право имеет только суд.

Обычно основанием для подачи заявления служит незаконность предписаний. Также подлежит опротестованию предписание, которое мешает дальнейшей работе предприятия.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде, согласно ст. 383 ТК РФ, определяется Гражданским Процессуальным Кодексом.

Результатом обжалования может быть отмена предписания, отклонение ходатайства о его отмены, возврат дела на новое рассмотрение.

Чтобы получить комментарий юриста – задавайте вопросы ниже



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: