Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель. Изъятие земельных участков сельхозназначения. Когда могут изъять земельный участок

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Вопросы, которые относятся к праву собственности и использованию земли всегда имели особый резонанс. С каждым годом всё больше внимания уделяется именно использованию земли по целевому назначению. Согласно статистике 386 миллионов 500 тысяч га в Российской Федерации занимают земли сельхоз назначения. По предоставленным данным Минсельхоза России около 18% земли не используется, а некоторые собственники используют её не по назначению.

На сегодняшний день Президент ужесточил санкции за неиспользование сельхозугодья, в том числе использование не по назначению. Он дал распоряжение о разработке законопроекта «об изъятии земель у недобросовестных хозяев и перепродаже его на аукционах». Вступить в силу этот законодательный акт должен будет осенью 2016 года. Обратите внимание, по ссылке http://www.build.su/index.php?s=98f3b0cda51061b83568607586397697&act=SF&f=356 представлена информация форума строителей про земельные участки.

Землевладение регулируется законодательством, а именно Гражданским и Земельным кодексами, Законом № 101 от 24.08.2002 года и рядом иных нормативно-правовых актов. Закон № 101 ФЗ гласит, что государственный орган может изъять земельный участок, в случаях если:

  • собственник использует его с нарушением законодательства — иррациональное использование, нанесение ущерба составу.
  • хозяин участка в течение трёх или более лет не использует участок.

В Постановлении №369 Правительства РФ выделены характерные черты неиспользования земельного участка:

  • не обрабатывается пахотный участок;
  • не высаживаются, культивируются сельскохозяйственные культуры;
  • не проводится скашивание сена;
  • более 30% от культурных растений на сенокосе занимают сорные травы;
  • не производится уход за многолетними насаждениями, в том числе уборка и выкорчёвывание;
  • на вспаханном участке более 15% — кустарников и деревьев, а на сельхозугодье — 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание свыше 20% от площади всего участка.

Если собственник не использует землю в течение 3 лет, с момента вступления в право собственности, то у государственных органов есть все основания для изъятия участка. При грубом нарушении законодательства, срок не имеет значения. В случае если была нарушена экологичность земли, органы госконтроля могут её изъять после невыполнения собственником административного предписания. Если земля находится в праве пользования (по договору аренды), то он расторгается и более не продлевается. Когда участок принадлежит на праве постоянного пользования (бессрочного), земля также может быть изъята. Для этого нужно официальное решение органов государственной власти.

Решение государственные органы могут вынести в отношении любого субъекта как гражданина, юридического лица, так и муниципального органа. Кроме изъятия, возможна административная ответственность — наложение штрафа. Размер санкции зависит от субъекта. Так, для физических лиц сумма будет составлять 0,3 — 0,5% от стоимости земли, которую проводит государственная кадастровая службы, для организаций (юридических лиц) — от 2 до 10%, а для муниципального органа — от 0,5 до 1,5%.

Законодатель установил минимальную сумму штрафа:

  • юридическое лицо — 200 тысяч рублей;
  • муниципальный орган — 50 тысяч рублей.

Максимальная сумма взыскания для всех субъектов — 500 тысяч рублей.

В случае если вы подготавливаете земли для использования, но не успели выполнить работу в срок, также предусмотрен штраф. Для физических лиц — 2-2 тысячи пятьсот рублей, для организаций и предпринимателей — от 70 до 100 тысяч рублей, а для государственных служащих — от 4 до 4 тысяч пятисот рублей.

Контроль за использованием земли сельхоз назначения ведёт Россельхознадзор. Не зря эта тема так часто затрагивается правительством. Решение этого вопроса непосредственно влияет на состояние сельскохозяйственной промышленности и экономики России.

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, основным целевым назначением которых является их использование в сельском хозяйстве. В соответствии со ст. 47 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Одной из главных характеристик земель сельскохозяйственного назначения является их почвенная характеристика.

Огромное количество земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не используются по назначению. Одна из причин этого заключается в том, что данные земли находятся в частной собственности.

В период приватизации земельные наделы колхозов и совхозов были скуплены инициативными людьми. Земельный налог составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая столь невысокую налоговую ставку, данные земли используются как долгосрочный вклад, а не по назначению.

В результате земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно–кустарниковой растительностью на протяжении нескольких лет, постепенно становятся непригодными к использованию. Продавать их по кадастровой стоимости нецелесообразно. Арендовать такие земли так же невыгодно, ибо арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. От такого положения дел страдает сельское хозяйство.

Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ".

Федеральным законом № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В настоящее время имеется спрос на землю для индивидуальной жилой застройки (ИЖС), но, как правило, он может быть удовлетворён в основном только за счёт земель сельскохозяйственного назначения, расположение которых позволяет осуществить перевод в земли населенных пунктов. Одним из условий перевода земель в ИЖС является включение участка в границы населенного пункта в порядке утверждения или изменения генерального плана.

Таким образом, все большие площади сельскохозяйственных угодий выбывают из оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Специалистами Управления, одновременно по должности являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель, проводятся проверки соблюдения земельного законодательства в отношении правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Тверской области.

В 2012 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 84 нарушения законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, а именно: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а также неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Информация по данным нарушениям ежеквартально направляется в Управление Федеральной налоговой службы Тверской области для учета в работе по налогообложению правообладателей по повышенной ставке. На виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму 448,5 тыс. руб.

Начальник отдела государственного земельного надзора И.Н.Голубева

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и настоящей статьи.

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и настоящей статьи.

8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и настоящей статьи.

11. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

16. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

17. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.

19. Формат представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, форма , в которой представляются указанные сведения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

21. Сведения о государственной регистрации перехода права, указанные в пункте 18 настоящей статьи, представляются в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора бесплатно.

(см. текст в предыдущей редакции)

Здравствуйте, меня привлекают к административной ответственности за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Чем мне это грозит?

  • Вопрос: №621 от: 2014-04-25.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8. КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

На пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

На сенокосах не производится сенокошение;

На культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

На пастбищах не производится выпас скота;

На многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

Залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

Закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Неиспользование земельного участка

В данном случае важно исходить от целевого назначения и вида разрешенного использования Вашего земельного участка. Например, если земельный участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, то он может быть изъят у собственника.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (ч. 7 ст. 10), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (ч. 4 ст. 10). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (ч. 19 ст. 9), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка (ч. 12 ст. 10).

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Неиспользование земельного участка более 3 лет

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03. 02. 2014 № 6 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369
«О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

Определен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности. Они применяются на территории субъектов Федерации с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

В соответствии с поправкой 3 ст.6 закона о «Обороте земли сельскохозяйственного назначения» участок земли, который предназначен непосредственно для сельскохозяйственного использования может быть изъят у владельца только в судебном порядке, причиной для изъятия может послужить несоответствующее использование или полное неиспользование данного земельного участка в течение установленного срока (3 года). Факты ненадлежащего использование участка земли определяются Земельным Кодексом.

Впрочем, законодательством предусмотрено и наложение административного штрафа на собственников, которые не используют свои земли по назначению или не используют их вообще. Вместе с требованием оплаты штрафа, гражданину выдается соответствующее предписание о необходимости устранить выявленное нарушение земельного законодательства в виде использования не по назначению или неиспользования земельного участка, предписание должно содержать сроки отведенные собственнику для исправления ситуации. Если же гражданин не устранит правонарушение в нужный срок, в отношении него может быть составлен соответствующий протокол административного нарушения, который впоследствии направляется в суд. Одновременно с этим подготавливаются материалы лишения права собственности на данный земельный участок, которые направляются на рассмотрение должностными лицами органов гос. земельного контроля.

Неиспользование участка

Срок, предоставленный законом для освоения участка, составляет два года (ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Если в течение этого времени участок не использовался, наступает ответственность. Чтобы рассчитать этот двухлетний срок, нужно установить его начало. Если административный орган не сможет указать, от какой даты рассчитывать срок, то суд отменит постановление. При этом речь идет о первом подходе к исчислению срока неиспользования земельного участка для привлечения к ответственности.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Изъятие земли за неиспользование

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

05 Авг 2018 450

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: