Проверка состояния охраны труда. Контроль за соблюдением требований охраны труда в лпу Кто проверяет охрану труда в организации

Вопрос от Ирины:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как часто надо проводить комплексные и целевые проверки соблюдения требований охраны труда и состояния условий труда на рабочих местах?

Ответ:
Государственные нормативные документы по охране труда требуют от работодателя, чтобы он организовал контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 212 ТК РФ), а также активно привлекал работников к участию в мероприятиях по охране труда (ст. 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"). Но требований о сроках проведения проверок соблюдения условий и охраны труда на рабочих местах нет.

Эти требования отражаются в локальных нормативных актах предприятия по охране труда. Главный из них - Положение по организации работы в области охраны труда. Вместе с другими документами (приказами и инструкциями по охране труда, должностными инструкциями ответственных лиц, журналами, графиками, протоколами и т.д.) локальные акты составляют основу системы управления охраной труда на предприятии (СУОТ).
Составной частью СУОТ является и система контроля охраны труда. Элементами контроля могут быть:
- трехступенчатая или двухступенчатая система контроля за состоянием охраны труда;
- комитеты (комиссии) по охране труда;
- комитеты (комиссии) профсоюзных организаций по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Добавим, что обязанности по контролю за состоянием охраны и условий труда возлагаются и на руководителей подразделений, администрацию предприятия и службу или инженера по охране труда.
И если на предприятии создана система контроля, то мероприятия по проверке соблюдения требований охраны труда включаются в план работы службы или инженера по охране труда.
Для инженера по охране труда важно, чтобы в системе контроля в области охраны труда активно участвовали, в первую очередь, руководители подразделений, а также комитеты и уполномоченные по охране труда. Тогда эффект от контроля, несомненно, будет выше.
А увлекаться проверками не следует. Но примерно раз в месяц, в зависимости от сложности производства и наличия опасностей и рисков на рабочих местах, проверять надо.
Особняком стоит, пожалуй, строительная отрасль, где из-за специфики производства (наличие сложной техники и малоквалифицированный персонал) ежедневное присутствие специалистов по охране труда на объектах строительства почти обязательно.

Теги: СУОТ, охрана труда, государственные нормативные документы по охране труда

73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является

создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмот¬ров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требова¬ний охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупрежде¬нию.

74. Основными задачами контроля являются:

74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных норматив¬ных требований охраны труда (далее - требования охраны труда);

74.2. оценка состояния условий труда работников, безопасности производ¬ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

74.3. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными видами контроля являются:

75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуще¬ствляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ;

75.3. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организа¬ций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (упол¬номоченных лиц по охране труда работников);

75.4. производственный контроль за соблюдением требований промышлен¬ной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про¬мышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержден¬ными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Рес¬публики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществле¬ния профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр пра¬вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377).

76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организа¬

ции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране

труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей

компетенции) осуществляют контроль за:

77.1. соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;

77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локаль¬ными нормативными правовыми актами;

77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов;

77.4. выполнением:

77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, госу¬дарственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представ¬лений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агро¬промышленного комплекса;

77.4.2. мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрен¬ных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производ¬ства и технологических процессов;

77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических ос¬видетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностью работы вентиляционных систем;

77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с тре¬бованиями охраны труда;

77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны тру¬да, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смы¬вающими и обезвреживающими средствами;

77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;

77.13. проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицин¬ских осмотров;

77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компен¬саций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического пита¬ния, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращен¬ной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);

77.16. соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников;

77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несча¬стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах.

78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, ко¬торый предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и забо¬леваний на производстве.

Периодический контроль осуществляется руководителями структурных под¬разделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием обществен¬ных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя органи¬зации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников могут быть досрочно отозва¬ны по решению избравшего их собрания. Уполномоченными по охране труда работников не избираются лица, которые в соответствии с должностными обя-

занностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении).

Периодический контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от ви¬дов деятельности и структуры организации проводится:

ежедневно - на участке цеха, ферме, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -участок);

ежемесячно - в цехе, гараже, мастерской, на производственном участке и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - цех);

ежеквартально - в организации в целом.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руково¬дителем структурного подразделения (мастером, бригадиром, начальником сме¬ны, участка, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (упол¬номоченного лица по охране труда работников) в начале рабочего дня (смены).

Ежедневно проверяются:

состояние территории, проходов, переходов, проездов;

состояние и правильность организации рабочих мест;

расположение и наличие рабочего инструмента, приспособлений, загото¬вок;

безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, гру¬зоподъемных и транспортных средств;

исправность приточной и вытяжной вентиляционных систем, местных отсо¬сов пыли и газоулавливающих установок;

наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

наличие и правильное использование работающими средств индивидуаль¬ной защиты, спецобуви и спецодежды;

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыду¬щими проверками;

соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе:

в электроустановках;

с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

транспортных и при складировании готовой продукции;

организация предрейсового и после возвращения на место стоянки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспортных средств.

В процессе проверки руководителем участка принимаются меры по устра¬нению выявленных нарушений.

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены работниками участка, его руководитель сообщает вышестоящему руководителю для приня¬тия соответствующих мер.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые создают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, долж¬ностными лицами, проводившими ежедневный контроль, приостанавливается

производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа письменно сообщается руководителю организации для принятия решения об устранении этой опасности или продолжения работы.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выяв¬ленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контро¬ля за состоянием охраны труда согласно приложению 7.

Перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков и наруше¬ний подписывают руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников), принимаю¬щие участие в проверке.

Руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране тру¬да (уполномоченное лицо по охране труда работников) по материалам проведе¬ния ежедневного контроля обязаны информировать работников о его результа¬тах.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха или главным специа¬листом отрасли с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха, структурных подразделений отрасли и представителей службы охраны труда (специалиста по охране труда).

В ходе ежемесячного контроля проверяются:

организация и результаты ежедневного контроля;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям государственных органов надзора и контроля, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;

выполнение приказов (распоряжений) руководителя организации, результа¬тов рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по ох¬ране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессио¬нальных заболеваний;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт¬ных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;

соблюдение работниками правил, норм и инструкций по охране труда, транс¬портной, промышленной и пожарной безопасности;

выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов зданий и со¬оружений, производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

состояние рабочих мест, проходов, проездов, переходов и прилегающей тер¬ритории и культуры производства;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

своевременность и качество проведения инструктажа работников по охране труда;

наличие средств индивидуальной защиты и правильность их использования работниками;

предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работ¬ников смывающими и обезвреживающими средствами;

наличие и состояние кабинетов и уголков по охране труда, учебных пособий и средств наглядной агитации;

подготовительная работа к проведению смотра-конкурса по условиям и ох¬ране труда.

Выявленные нарушения требований охраны труда в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоя¬нием охраны труда согласно приложению 8, в котором указываются мероприя¬тия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые явно со¬здают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, должностными лицами, проводившими ежемесячный контроль, приостанавли¬вается производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа пись¬менно сообщается руководителю организации для принятия решения об устра¬нении этой опасности или продолжении работы.

Контроль за выполнением указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, главный специалист отрасли, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).

Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе (по от¬расли) на совещании, собрании с участием руководителей структурных подраз¬делений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда ра¬ботников).

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, отрасли, обществен¬ного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работ¬ников).

В ходе ежеквартального контроля проверяются:

организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;

выполнение приказов, распоряжений, указаний и решений вышестоящих организаций, предписаний и указаний государственных органов надзора и кон¬троля;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективны¬ми договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами;

выполнение мероприятий по результатам расследований несчастных случа¬ев на производстве и профессиональных заболеваний;

наличие и правильность заполнения паспорта санитарно-технического со¬стояния условий и охраны труда организации;

своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;

соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспор¬тного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;

эффективность работы вентиляционных систем и установок;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производствен¬ного оборудования;

обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и органи¬зация ухода за ними;

наличие и состояние средств коллективной защиты;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

своевременность проведения медицинских осмотров работников;

результаты проведения предрейсового и после возвращения на место стоян¬ки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспор¬тных средств;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

состояние кабинетов и уголков по охране труда;

своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопро¬сам охраны труда;

готовность специалистов и рабочих цеха к ведению работ в чрезвычайных ситуациях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

готовность объектов к участию в смотре-конкурсе по условиям труда и ох¬ране труда.

По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху и каждой отрас¬ли оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки, меры по их устранению и ответственные исполнители.

Результаты ежеквартального контроля рассматриваются на проводимом в орга¬низации дне охраны труда, который устанавливается распоряжением руководителя организации и совмещается с проведением производственного совещания с учас¬тием руководителей структурных подразделений, отраслевых специалистов, служ¬бы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

79. На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в орга¬низации в целом и в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководители, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требова¬ний охраны труда, обстоятельства и причины несчастных случаев в отрасли, изучается передовой опыт работы по охране труда.

80. Перед началом сезонных работ (ремонт техники, весенне-полевые рабо¬ты, заготовка кормов, уборочные работы, постановка техники на хранение) в обязательном порядке проводится день охраны труда.

81. Итоги проведения дня охраны труда оформляются протоколом согласно приложению 9, в котором освещается состояние охраны труда в организации, в структурных подразделениях и отражаются рекомендательные предложения по улучшению условий труда работающих.

82. Применение к нарушителям требований охраны труда дисциплинарных мер наказания или поощрение лучших работников оформляется приказом руко¬водителя организации.

83. Контроль за выполнением законодательства о труде и охране труда осу¬ществляется службами охраны труда:

83.1. в облсельхозпродах - службой охраны труда, транспортной и пожар¬ной безопасности облсельхозпрода (отдел, сектор, другое структурное подраз¬деление);

83.2. в райсельхозпродах, организациях - службой охраны труда райсель-хозпрода, организаций.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке вы сможете бесплатно скачать очень дельный материал для организации комплексных проверок по охране труда у себя на предприятии. Материал сдобрен обильным количеством ссылок на нормативные правовые акты, ГОСТы, РД-шки и т.д. В приложениях приведено огромное количество локальных нормативных актов по охране труда, мероприятий и т.д. Для специалистов по охране труда которые не знают с чего начать, этот материал сопоставим с кладом 😉

Проверка по охране труда в организации. Организуем правильно

В материал входит:

  • Положение о проведении комплексных проверок по безопасности труда в подразделениях;
  • График проведения комплексных проверок по безопасности труда в подразделениях;
  • Программа комплексной проверки состояния безопасности труда;
  • Справка о периодичности осмотра, технического обслуживания, измерений и испытаний оборудования, инструмента и приспособлений;
  • Форма предписания специалиста по охране труда;
  • Перечень нормативно-технической документации используемой при разработке.

Положение о проведении комплексных проверок по безопасности труда небольшое, поэтому его текст опубликую в заметке. С содержанием всего документы вы сможете ознакомиться в исходом файле, который сможете скачать чуть ниже.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении комплексных проверок по безопасности труда в подразделениях

Настоящее положение устанавливает общий порядок организации, проведения и оформления результатов ежемесячных комплексных проверок по безопасности труда и распространяется на все подразделения.

1. Общие положения.

1.1. Проведение комплексной проверки по безопасности труда способствует улучшению общего состояния безопасности труда в подразделениях Пермского отделения в результате контроля со стороны отдела ОТиПБ, ГОиЧС.
1.2. Проведение комплексной проверки по безопасности труда является обязательным мероприятием к повседневной работе по безопасности труда в подразделениях Пермского отделения.

2. Цели и задачи.

2.1. Целью проведения комплексной проверки по безопасности труда является выявление нарушений и отступлений от требований действующих правил, инструкций и других документов по безопасности труда и способствует их устранению.

3. Организационные мероприятия.

3.1. Комплексная проверка по безопасности труда проводится во всех подразделениях Пермского отделения ежемесячно в соответствии с графиком (Приложение №1).
3.2. Комплексная проверка по безопасности труда может проводиться в плановом и внеплановом порядке.
3.3. Комплексная проверка по безопасности труда проводится работниками отдела ОТиПБ, ГОиЧС.
3.4. Для участия в комплексной проверке по безопасности труда в подразделениях Пермского отделения привлекаются начальники цехов, заместители начальников цехов, старшие мастера, мастера, инженеры по охране труда, инженеры по ремонту и другие инженерно — технические работники цеха.
3.5. Комплексная проверка по безопасности труда в подразделениях Пермского отделения должна проводиться по программе комплексной проверки по безопасности труда (Приложение №2).

4. Порядок проведения комплексной проверки по охране труда.

4.1. Выявленные в ходе комплексной проверки по безопасности труда нарушения и недостатки (не требующие капитальных затрат и длительного времени для их устранения) по возможности должны устраняться в этот же день.
При выявлении грубых нарушений правил безопасности труда, которые могут привести к травмированию людей, проверяющий обязан запретить проведение работ до устранения выявленных нарушений.
4.2. По окончании комплексной проверки по безопасности труда все выявленные нарушения оформляются предписанием (Приложение №3) с указанием сроков выполнения и ответственных лиц.
4.3. В конце комплексной проверки по безопасности труда в подразделениях Пермского отделения проводятся итоговые совещания, где намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

5. Контроль за выполнением мероприятий.

5.1. Контроль за выполнением планов мероприятий по устранению замечаний, выявленных по результатам проведения комплексной проверки по безопасности труда, возлагается на начальников цехов и отдел ОТиПБ, ГОиЧС.
5.2. После устранения выявленных замечаний начальник цеха предоставляет отчет в отдел ОТиПБ, ГОиЧС.

Вместе со всеми приложениями документ содержит 27 страниц.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Материал предоставил наш коллега Роман Мироненко.

На этом всё. Если содержанием этой заметки довольны, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

В литературе еще происходит поиск и определение содержания и объема терминов “контроль” и “надзор”. Часто в нормативных актах однозначная деятельность именуется по-разному, либо другим термином. Это свидетельствует о том, что понятие “надзор”, “контроль” не стали научными терминами, что исчерпывающе отражает их сущность и различия.

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда.

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права.

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль).

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Акт выполняет правоустанавливающую функцию лишь в том случае, если он устраняет правонарушения подконтрольного органа.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Некоторые полномочия надзорных органов.

Специалистами в области права высказывалась мысль, что надзорные органы, в отличие от органов контроля, не могут вмешиваться в административную деятельность исследуемых объектов.

Однако эта мысль, с нашей точки зрения, требует уточнения. Такое утверждение верно лишь в отношении органов прокурорского надзора.

В отношении прочих надзорных органов, надо указать на наличие у них определенного комплекса административно-властных средств с помощью которых происходит соответствующее влияние на деятельность поднадзорного объекта.

Действительно, невозможно не увидеть вмешательство в организационно-хозяйственную деятельность собственника со стороны структурных подразделений государственного надзора по ОТ в процессе реализации ими таких надзорных полномочий, как:

  • организация и управление работой комиссии по расследованию несчастных и смертельных случаев;
  • принятие мер по предотвращению травматизма и аварий на производстве;
  • принятие участия в деятельности комиссий по приему в использование завершенных строительных объектов;
  • отработка мероприятий по улучшению на предприятии работы по вопросам ОТ и предупреждения несчастных случаев, профзаболеваний и аварийности.

Административно-властный характер этих мероприятий очевиден и обусловлен тесной связью органов, осуществляющих административный надзор, с оперативным управлением. Здесь надзор выступает как своеобразное выявление управленческой функции на предприятии или организации. Также понятие “контроль” надо отличать от понятия “проверка исполнения”.

Последнее понятие имеет более узкий характер, и его можно определить как часть контроля.

Наличие большого количества различных органов, которые регулируют соблюдение ТК РФ, а также систематическое увеличение показателей нарушения трудовых прав сотрудников и персонала вызывают необходимость тщательного исследования этого вопроса.

Таким образом, проблематика надзора и контроля в области трудовых правоотношений остается достаточно актуальной сегодня, что предопределяет необходимость проведения качественного исследования указанной темы.

Организационные и правовые формы охраны труда

Особенности контроля и надзора в области охраны труда.

Уполномоченное лицо (инспектор) по охране труда не уполномочен принимать такие меры как: запрет, прекращение, ограничение и т.д., в природе еще не существует такого нормативного документа.

Единственным действующим актом является “Инструкция о порядке остановки эксплуатации производственных и промышленных объектов при выявлении нарушений нормативных актов по ОТ”.

Одной из мер воздействия превентивного характера, который могут применить должностные лица Гострудинспекции в случае выявления в ходе плановой или внеплановой проверки каких-либо нарушений закона по ОТ, является приостановление эксплуатации объектов.

Важно понимать, что такая мера имеет исключительный характер и должна применяться только к объектам, продолжение эксплуатации которых по объективным причинам невозможно.

Ведомственный контроль за состоянием ОТ, например, на предприятиях топливно-энергетического комплекса, согласно “Положению о ведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях топливно-энергетического комплекса”, рассматривается как функция управления, которая заключается в проверке состояния ОТ, с целью получения информационных данных о выполнении и принятии своевременных мероприятий по предотвращению аварий и несчастных случаев.

Анализ научных и законодательных источников дал понять:

  1. Существующее положение законодательного урегулирования вопросов методов контроля в сфере ОТ нельзя считать приемлемым по тем причинам, что практически отсутствует именно законодательный уровень регулирования указанных вопросов;
  2. Степень процедурной урегулированности методики осуществления данной деятельности носит фрагментарный характер, и следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
  3. Эффективная реализация нормативных предписаний, нормативных и правовых законодательных актов, призванных обеспечивать возникновение, развитие и прекращение трудовых и тесно связанных с ними отношений, как необходимое предусматривает осуществление системного надзора и контроля за их исполнением.

Итак, такие понятия как “контроль” и “надзор” применительно к законодательству по ОТ являются самостоятельными правовыми категориями, отличие которых необходимо закрепить на законодательном уровне.

К сожалению, в проекте ТК не до конца решена проблема разграничения функций надзора и контроля. Законодатель проводит это разграничение только по санкциям, которые могут быть использованы к виновным лицам.

Кроме того, при разработке проекта ТК РФ законодатель, к сожалению, не принял во внимание концептуальное видение разграничения функций надзорных и контрольных органов. Представляется, что именно при осуществлении надзорных функций не должно быть никакого вмешательства в работу объекта надзора.

Из этого видео вы узнаете о системе управления охраной труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: