Правовые основы жилищного обеспечения граждан и пользования жилыми помещениями. Обеспечение условий для осуществления права на жилище имеют постоянно действующий, непрерывный характер

Содержание и виды жилищных прав граждан

Согласно ст. 2 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилья в домах государственного, муниципального жилищного фонда. На условиях договора найма, аренды, либо путем приобретения жилья в частную собственность. Государство оказывает помощь в приобретении, строительстве жилья путем предоставления субсидий, используя систему компенсаций и льгот по оплате, содержанию, ремонту жилья. Жилищные права закрепляет в настоящее время и конституция ст.40 КРФ:

  • - каждый имеет право на жилье;
  • - никто не может быть произвольно лишен жилья;
  • - малоимущие, нуждающиеся в жилище вправе получить его бесплатно либо за доступную плату.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ граждане имеют право:

  • - получить в установленном законом порядке жилое помещение по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда;
  • - приобрести жилое помещение через жилищные и жилищно-строительные организации;
  • - приобрести в частную собственность жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  • -построить индивидуальное жилое помещение.

В ст. 28-32 ЖК РФ закреплены основания, порядок, особенности реализации прав граждан на жилье. Прежде чем раскрыть их содержание, необходимо уточнить, что их соблюдение в настоящее время крайне затруднено. Но, они не отменены и дают возможность добиваться реализации, обращаясь в различные инстанции, вплоть до Конституционного Суда России.

Право на получение жилья имеют те граждане, которые:

  • - обеспечены жильем ниже установленных норм (менее 12кв.м);
  • - проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям санитарии, техническим требованиям;
  • - имеют в составе семьи больных, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • - проживают в смежных неизолированных комнатах и не связаны семейными отношениями;
  • - проживают в общежитиях.

Законодательство возлагает на государственные органы обязанности по организации учета жилищного фонда, распределение и предоставление жилья. Создание условий для найма, аренды, кредитной поддержки для приобретения гражданами жилья. Организация жилищного строительства за счет государства, создание условий для безаварийной деятельности жилищной инфраструктуры.

Проанализированные статьи законодательства в части жилищных прав и интересов граждан позволяют подвести итог:

  • - жилищное законодательство постоянно изменяется и совершенствуется;
  • - жилищная политика государства, еще не направлена на удовлетворение нужд и потребностей граждан;
  • - большинство провозглашенных прав остаются только на бумаге;

Общим выводом выступает изменение социальной политики государства, наступление на права граждан в различных сферах, в том числе и жилищной. И как следствие, потребность в защите жилищных прав граждан все более возрастает.

конституционный право жилой индивидуальный строительство

Порядок, особенности и проблемы защиты, жилищных прав и интересов граждан

Рассмотренные выше содержание и виды жилищных прав участников жилищных правоотношений позволяют утверждать, что в настоящее время в России сложнее и важнее проблемы, чем приобретение жилья для абсолютного большинства граждан нет. Подтверждением тому служит значительная разница между провозглашенным КРФ в ст.40 правом каждого на жилище и возможностью даже «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище» получить его бесплатно или «за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Более того, перекладывание забот по содержанию жилого фонда на население приведет к тому, что многие вынуждены, будут ухудшать свои жилищные условия, а затем довольствоваться социальным жильем.

Единственный путь к сохранению жилья - защита жилищных прав граждан.

Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) в ст. 40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи, с чем перед отечественной наукой гражданского права возникла сложная как в правовом, так и в экономическом, социально – политическом и нравственном смысле проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностями защиты.

Исследование литературы показало, что достаточно большое внимание уделяется различным аспектам проблемы правовой природы и сущности права на жилище. П.В. Крашенинников, анализируя природу названного права, констатировал, что это право является конституционным.

Анализ специальной литературы дает основание утверждать, что наиболее полно проанализировал право на жилище П.И. Седугин, указавший, что данное право имеет шесть юридически значимых возможностей:

Стабильность пользования имеющимся жильем;

Улучшение своих жилищных условий;

Использование жилья в интересах других граждан;

Обеспечение жильцам здоровой среды обитания;

Недопустимость произвольного лишения граждан жилья;

Неприкосновенность жилища.

П.И. Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений. В то время как право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно–правового характера, а в домах частного жилищного фонда – отношениях гражданско–правового характера. Однако, в исследованиях П.И. Седугина остаются не до конца раскрытыми вопросы о природе, содержании права на жилище и специфике его отдельных проявлений.

Термин «право на жилище» появился в России в конце 19 века. В этот период времени, обозначилась тенденция к возникновению права на жилище – закрепляющего за гражданами право пользования жилым помещением собственника. В 20 веке право на жилище, как одно из социально – экономических прав человека получило закрепление в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года и в Конституции РФ 1993 года.

Человек должен иметь свое пристанище, исходя из своих потребностей. Жилище для человека – среда обитания, существования. Жилье, важное значение для, создания и функционирования семьи, воспитания детей. Вряд ли можно усомниться, что к правам человека следует отнести право на жилище.


При анализе природы и сущности права граждан на жилище необходимо обязательно учитывать то, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ). Следует отметить, что в науке гражданского права до сих пор остается неразрешенным вопрос: исчерпывается ли право на жилище понятием правоспособности или же оно является субъективным правом граждан. При исследовании вопроса о соотношении правоспособности и субъективного права необходимо руководствоваться такими философскими категориями, как возможность и действительность. Правоспособность можно рассматривать, как возможность для гражданина иметь когда – либо какую-то меру определенного поведения. Субъективное право – это уже осуществляемая или осуществленная возможность, реализуемая или реализованная правоспособность, это нечто, что уже составляет известную меру поведения конкретного лица. В этом случае правовой категории «субъективное право» соответствует философская категория «действительность».

Анализ ст. 40 Конституции РФ позволяет сделать вывод, что в содержание права на жилище в качестве элементов входят следующие правомочия граждан: право пользования имеющимся жилым помещением; право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве.

Если внимательно проанализировать в совокупности ч.1 и 2 ст.40 Конституции РФ, то можно установить следующее: каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Таким образом, право на жилище признано государством за всеми гражданами РФ и в отношении их всех органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления названного права.

Государство приняло на себя обязанность по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Государство обязано выполнить целый комплекс мероприятий для удовлетворения притязаний граждан: развивать строительную индустрию; осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п. Следовательно, граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях.

Однако, праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, присущи весьма специфические свойства:

Правом наделены все граждане без строгой их индивидуализации, а обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище приняло на себя государство, соответственно, и органы местного самоуправления;

Право на жилище возникает у граждан непосредственно из закона и поэтому оно прекращается только в связи со смертью конкретного лица или отменой закона.

Следовательно, право на жилище является постоянным правом граждан, а правоотношения – длящимися. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в данном случае имеют место не конкретные отношения, а правовые отношения общего порядка.

В российском законодательстве предопределены условия, при которых граждане принимаются на квартирный учет, органы, на которые возложена обязанность осуществления квартирного учета, а также определен порядок защиты права гражданина быть принятым на учет. В случае необоснованного отказа в постановке на учет гражданин вправе обжаловать такие действия в суде. После принятия на учет право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов проявляется вовне в праве гражданина состоять на квартирном учете вплоть до получения жилища, соответствующего определенным требованиям.

В жилищном законодательстве исчерпывающим образом указаны обстоятельства, при которых гражданин снимается с квартирного учета. Снятие с учета по иным основаниям является незаконным и может быть обжаловано в суд.

Все это свидетельствует о том, что гражданин находится в правовой связи с соответствующим компетентным органом государства или муниципального образования, которая может быть охарактеризована как правоотношение с четким определением субъекта, объекта, прав и обязанностей, а если еще принять во внимание наличие в законодательстве системы юридических гарантий, то можно сделать вывод о субъективном характере исследуемого права.

Некоторые исследователи относят право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов к числу субъективных административных прав, мотивируя это тем, что на стадии предоставления жилища исследуемое отношение является не имущественным, а организационным, поскольку на момент постановки, на учет еще нет конкретного объекта (жилища), на которое гражданин мог бы притязать.

Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления ему конкретного жилого помещения, характеризуется юридическим равенством сторон. Никто не может обязать нуждающегося в жилье гражданина встать на квартирный учет или поселиться в предоставленном жилом помещении. В то время как для административных правоотношений всегда характерно, что один орган государственного управления подчиняет своему решению другой орган или гражданина. Значит, что касается исследуемых отношений, то правомерно утверждать об основании их на началах равенства, а не властности.

Действительно, реализация права на получение жилого помещения связана с организационной деятельностью государственных органов, однако это обстоятельство не может расцениваться в качестве аргумента, опровергающего гражданско–правовую природу указанного права, поскольку в процессе такой организационной деятельности происходит формирование имущественного правоотношения, так как в законе указаны все характеристики предоставляемого жилища.

Представляется, что право на жилище можно определить как государственно–правовой институт только в смысле закрепления и гарантирования права на жилище Конституцией РФ. Принимая же во внимание, что реализация права на жилище осуществляется в различных по юридической природе правоотношениях регулируемых правовыми нормами нескольких отраслей законодательства, более правильным будет определить право на жилище, как комплексный правовой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ.

Следует отметить, что необходимо включить в содержание права на жилище еще одно правомочие – право на получение гражданином в установленных случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства (жилищная субсидия, государственный жилищный сертификат).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Право на жилище – конституционное право человека;

Право на жилище можно определить как государственно-правовой институт, ядро которого составляют конституционные нормы.

  • 4.Качество, количество и ассортимент товара по договору купли-продажи. Последствия нарушения условий о качестве, количестве и ассортименте.
  • 5.Договор розничной купли-продажи.
  • 6.Права покупателей и их защита по договору розничной купли-продажи.
  • 7.Понятие и признаки договора поставки.
  • 8.Структура договорных отношений по поставке.
  • 9.Исполнение договора поставки: время, место, участники.
  • 10.Последствия ненадлежащего исполнения договора поставки.
  • 11.Договор продажи недвижимости.
  • 12.Юридическая характеристика и элементы договора дарения. Форма договора.
  • 13. Запрещение, ограничение и отмена дарения.
  • 14.Договор постоянной ренты.
  • 15.Договор пожизненной ренты.
  • 16. Договор пожизненного содержания с иждивением.
  • 17.Понятие, элементы и виды договора аренды. Форма договора.
  • 18.Права и обязанности арендодателя по договору аренды.
  • 19.Права и обязанности арендатора по договору аренды.
  • 20.Прекращение договора аренды. Право арендатора на возобновление договора.
  • 21.Договор проката.
  • 22.Договор аренды транспортных средств.
  • 23.Договор аренды зданий и сооружений
  • 24. Договор лизинга.
  • 25.Жилищные фонды в рф: классификация и их значение.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.
  • 27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.
  • 28.Юридическая характеристика и элементы договора социального найма жилого помещения.
  • 29.Права и обязанности сторон по договору социального найма жилого помещения.
  • 30.Договор поднайма. Временные жильцы.
  • 31.Обмен жилых помещений по Жилищному кодексу рф.
  • 32.Приватизация жилых помещений: понятие, правовое регулирование, принципы, условия, оформление.
  • 33.Правовое положения членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения.
  • 34.Наем жилого помещения на коммерческой основе: юридическая характеристика, элементы, срок, отличие от договора социального найма.
  • 35.Расторжение договора социального найма жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
  • 36.Расторжение договора социального найма жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
  • 37.Расторжение договора найма жилого помещения по Гражданскому кодексу рф- основания и порядок.
  • 38.Понятие и элементы договора подряда. Отличие от смежных договоров.
  • 39.Права и обязанности подрядчика по договору подряда. Риск подрядчика.
  • 40.Права и обязанности заказчика по договору подряда.
  • 41. Договор бытового подряда: понятие, оформление, содержание, ответственность.
  • 42. Договор строительного подряда: понятие, элементы, ответственность сторон.
  • 43. Структура договорных связей по договору строительного подряда.
  • 44.Договор возмездного оказания услуг.
  • 45. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.
  • Глава 40 гк, состоящая из 17 статей. В ней отражаются самые главные положения. Транспортное законодательство не может от них отклониться.
  • 46. Обязательство по подаче транспортных средств: понятие, содержание, ответственность.
  • 47.Договор перевозки грузов: юридическая характеристика, элементы, оформление, правовое регулирование
  • 48.Содержание договора перевозки грузов. Ответственность сторон за его ненадлежащее исполнение.
  • 49.Договор перевозки пассажиров и багажа.
  • 50.Юридическая характеристика и область применения договора займа.
  • 51. Договор банковского кредитования: юридическая характеристика, элементы, отличие от договора займа.
  • 52.Права, и обязанности сторон по договору банковского кредитования. Санкции за ненадлежащее исполнение договора.
  • 53 Вексель.
  • 54.Договор банковского вклада: понятие, юридическая характеристика, элементы оформления.
  • 55. Договор банковского счета: понятие, элементы, заключение, виды.
  • 56.Права и обязанности сторон по договору банковского счета. Прекращение договора.
  • 57.Платежное поручение как форма безналичных расчетов.
  • 58.Аккредитив как форма безналичных расчетов.
  • 59. Безналичные расчеты чеками.
  • 60.Безналичные расчёты по инкассо.
  • 61. Понятие и виды страхования.
  • 26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.

    В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст. 671-672) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

    а)приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

    б)приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

    в)предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

    Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

    Служебного жилого помещения;

    Специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

    Жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

    Жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

    Право на жилище - это гарантированная законодательством возможность пользоваться жилым помещением. Юридическая природа этого права вызывает спор в науке, т.к. нет однозначного мнения к какой отрасли его отнести.

    Гарантия этого права : ст. 40 Конституции РФ - «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Малоимущим и другим лицам, указанным в законодательстве жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. (В настоящее время нет такого закона). Органы ГВ поощряют жилищное строительство. Формы реализации права:

    Приобретение и пользование жильем в режиме социального найма;

    Вступление в жилищные, жилищно-строительные кооперативы;

    Приобретение жилья в частную собственность;

    Индивидуальное строительство.

    27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.

    В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

    Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

    Основанием возникновения найма из социального фонда является совокупность юридических фактов. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении. Самым распространенным критерием является: метраж на каждого человека; Учет - норма, по которому определяется нуждаемость (в НО - 7 м2 на каждого проживающего жилой площади); составление жилого помещения (ветхий фонд); проживание в 2-х неизолированных комнатах семей, не состоящих в родственных связях; в квартире (коммунальной) есть больной определенным заболеванием; другие.

    1.Постановка на очередь (заявление подается в местную администрацию или на предприятие, которое имеет жилищный фонд).

    Очередь: общая; внеочередники (лица, чье жилище разрушено; дети, оставшиеся без попечения родителей после выхода из интерната); первоочередники (участники ВОВ, семьи, кормильцы, которые погибли на производстве или получили увечья; герои Советского Союза; лица, страдающие определенными формами хронических заболеваний). Лицо, поставленное на очередь, получает справку, в которой отражается решение о постановке или не постановке на очередь. Возможно оспаривание.

    2.Решение администрации I предприятия о предоставлении жилой площади.

    3.Выдача ордера. Ордер - административный акт, выдаваемый местной администрацией, где указывается кому выдан, состав семьи, описание квартиры. Лишь с момента выдачи ордера, у лица возникает субъективное право на жилье. Возникает исковая форма защиты права. Ордер может быть признан недействительным в судебной порядке, по основаниям, предусмотренным

    законодательством. Срок исковой давности - 3 года. Заключение договора найма жилого помещения. Договор заключается на основе ордера.

    Договор заключается в письменной форме (ст. 674 ГК) без страха недействительности.

    Договор бессрочный.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Долгошеев, Максим Андреевич. Обеспечение права на жилище и реализация жилищной политики в РФ: конституционно-правовые проблемы и пути их решения: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Долгошеев Максим Андреевич; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Елец, 2010.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/76

    Введение

    Глава I. Конституционное право на жилище в Российской Федерации: теоретико-методологический анализ 18

    1.1. Сущность и содержание конституционного права на жилище в современной России 18

    1.2. Становление и развитие права на жилище в России: конституционно-правовой анализ 40

    1.3 . Нормативно-правовое регулирование процесса реализации права на жилище в Российской Федерации 57

    Глава 2. Проблемы реализации конституционного права граждан на жилище в рамках жилищной политики Российской Федерации на современном этапе 76

    2.1. Проблемы реализации конституционного права на жилище в современной России 76

    2.2 Основные направления государственной жилищной политики и пути их решения при реализации конституционного права на жилище 110

    Заключение 145

    Список использованной литературы 154

    Введение к работе

    Актуальность исследования проблем обеспечения прав граждан на жилище и реализации жилищной политики в Российской Федерации обусловлена рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующие.

    Во-первых, Российская Федерация, как и большинство государств в мире, стоит пред острой необходимостью ускорения социально-экономического развития. Исходя из этого, руководством страны были сформулированы и увязаны с решением важнейших социально-экономических проблем приоритеты, которые больше всего волнуют россиян: в сферах образования, здравоохранения, поддержки агропромышленного комплекса и жилищного строительства.

    Такой подход был продиктован необходимостью придать новый импульс подъему и развитию основных социальных условий жизнеобеспечения населения. При рассмотрении стратегии развития России до 2020 г. на расширенном заседании Государственного совета в феврале 2008 г. отмечалось, что «... переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества» . Особо подчеркивалась необходимость действенной политики поддержания семьи. Учитывая то обстоятельство, что жилье для человека не просто место проживания, но и некая гарантия социальной устойчивости, было особо отмечено, что «... одним из важнейших являются задачи по жилищному строительству и созданию условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы» 2 .

    Одним из главных критериев социальной политики любого государства должны являться доступность и обеспеченность жильем. Однако проблема с обеспечением жильем является острейшей не только для России, но и для большинства стран мира. «Когда люди вынуждены жить на улице, у них резко

    Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации «О стратегии развития России до 2020 года». Москва, февраль 2008 года. М.: ФГУП Изд-во УД П РФ. 2008. с. 3

    2 снижается самооценка, и это особенно верно в случае с молодежью... - отмечает заместитель Генерального секретаря ООН Анна Тибайджука. - Жилищный вопрос является основой успешного развития. Абсолютно нереалистично говорить о таких понятиях как «образование», «здравоохранение», «благосостояние», в условиях, когда людям негде спать» .

    Во-вторых, исследованию различных аспектов проблемы сущности и содержания права граждан на жилище придавалось традиционно важное значение не только в теории гражданского и жилищного права, но и в теории и истории государства и права (с позиции рассмотрения места права на жилище в системе прав и свобод человека), в конституционном (государственном) праве (исходя из последовательного закрепления права граждан на жилище начиная с 1977 г. в конституциях СССР, РСФСР и Российской Федерации как вида социально-экономических прав) и в праве социального обеспечения (с точки зрения рассмотрения права граждан на жилище в системе мер социальной поддержки населения). «Недостаток исследований феномена права на жилище сказывается в первую очередь на состоянии жилищного законодательства в целом. Видимо, трудности разработки и принятия Жилищного кодекса РФ также в некоторой степени объясняются данным обстоятельством», - справедливо подчеркивает Е.В. Богданов.

    Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России, ему соответствуют обязанности государства и муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими, с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются

    Левицкий Л. К бездомным аисты не залетают // Российская Федерация сегодня. 2006. № 16. С. 27.

    Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. 2003. №4. С. 25.

    з действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.

    Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ). Это означает, что они должны содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере для удовлетворения потребностей граждан в жилище, путем использования бюджетных средств и иных не запрещенные законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе предоставляя субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, стимулируют жилищное строительство. Гражданам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма или найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов; названные выше органы обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях; контролируют исполнение жилищного законодательства, использование и сохранность жилищного фонда, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

    В-третьих, являясь одной из самых проблемных сфер государственного регулирования в советские времена, жилищная сфера и в настоящее время продолжает оставаться в таком статусе. Право на жилище как одна из характеристик достойного уровня жизни для каждого человека можно с уверенностью определить как слабо организованное, не обеспеченное и поэтому практически нереализующееся для большинства населения России. Огромное количество льготных категорий людей, имеющих субъективные права на получение жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, не может удовлетворить свои жилищные потребности. Налицо нарушения прав граждан, приватизировавших свои жилые помещения, но не сумевших должным образом распорядиться ими в новых социально-экономических условиях,

    4 которые, к сожалению, слишком часто подходят к определению «грабительского капитализма».

    В-четвертых, в настоящее время в конституционном праве России остро обозначилась проблема формирования научно-обоснованной позиции в отношении конституционного права на жилище с учетом современных политических, социально-экономических и правовых условий.

    Степень разработанности темы исследования. Осмысление правовой природы и содержания права граждан Российской Федерации на жилище возможно только на основе комплексного и системного анализа норм ст. 40 и нормативно - правовых актов гражданского и жилищного законодательства с учетом их несомненной общности и взаимосвязи. Такой метод научного исследования категории права на жилище позволяет понять его сущность, особенности и механизм реализации. Конституционное право на жилище и проблемы его реализации привлекали и привлекают внимание многих исследователей. Мно-гоаспектность права на жилище определяется тем, что его изучение происходило как в рамках конституционного права, так и в рамках иных правовых наук: теории государства и права, теории прав человека. Этой проблеме посвящены работы Автономова А.С, Алексеева С.С, Баглая М.В., Белянской О.В., Бобровой Н.А., Бондаря Н.С., Витрука Н.В., Воеводина Л.Д., Габричидзе Б.Н., Гулие-ва В.Е., Карташкина В.А., Комарова С.А, Краснова М.А., Кутафина О.Е., Ли-товкина В.Н., Лучина В.О., Лукашевой Е.А., Малько А.В., Малого Д.А., Мамута Л.С, Матузова Н.И., Мордовца А.С., Нерсесянца B.C., Пархоменко А.Г., Па-тюлина В.А., Протасова В.Н., Хаманевой Н.Ю., Чиркина В.Е., Шульженко Ю.Л., Эбзеева Б.С. и др).

    Весомый вклад в изучение теоретических основ и аспектов практической реализации права на жилище внесли труды таких ученых как: Аскназий СИ., Богданова Е.В., Боровцова В.А., Грибанова В.П., Иваненко В.А., Иваненко B.C., Исрафилова И.М., Кабалкина А.Ю., Кичихина А.Н., Козлова А.Е., Коло-товойН.В., Красавчикова Л.О., Крашенинникова П.В., Ковлер А.И., Лыкова Э.Б., Малюковой Л.В., Манаева К.И., Маслова В.Ф., Мартковича И.Б., Путило

    5 H.B., Пчелинцева СВ., Пчелинцевой Л.М., ПереваловаВ.Д., Пяткиной С.А., Сапрыкина П.В., Седугина П.И., Скрипко В.Р., Толстого Ю.К., Фаршатова И.А., Чигира В.Ф., Юдиной Т.Н.и др. Однако большинство исследований конституционного права на жилище были проведены еще в советское время и во многом утратили свою актуальность. При этом изучение указанного субъективного права в современных условиях производилось эпизодически, в отношении его отдельных элементов или аспектов. Имеющиеся работы в значительной степени акцентированы на анализ проблем в отраслевой (жилищно-правовой) плоскости, либо в плоскости теории прав человека, и, по нашему мнению, недостаточно раскрывают именно конституционно-правовой аспект права на жилище, основаны на ранее действовавшем Жилищном кодексе РСФСР или проекте Жилищного кодекса РФ, и многие их положения утратили свою актуальность.

    Теоретическое осмысление проблем правовой природы и содержания права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений - ведь согласно Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 , одна из основных целей этой политики направлена на решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище.

    Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, связанные с закреплением одного из основных субъективных прав каждого человека - права на жилище и его реализацией в Российской Федерации на современном этапе.

    Предметом исследования выступает комплекс теоретико-правовых признаков и характерных свойств права на жилище, его сущность, понятие и содержание, структура и содержание механизма реализации данного права, нор-

    1 СЗ РФ. 2001. № 39. Ст. 3770.

    6 мы действующего законодательства, регулирующего его содержание и механизм реализации, а также теоретические и практические проблемы, возникающие при осуществлении права на жилище на современном этапе и пути их решения.

    Целью данной работы является выявление сущности права на жилище, его конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, механизма реализации на современном этапе развития российского государства и общества и выявление основных проблем и путей их решения при осуществлении данного права.

    Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

    изучить и проанализировать основные взгляды на сущность и содержание права граждан на жилище, существующие в научных кругах;

    выявить и проследить основные этапы жилищной реформы в Российской Федерации, а также состояние жилищной политики на сегодняшний день;

    охарактеризовать основные нормативные правовые акты, содержащие положения о праве граждан на жилище и выявить противоречия правового регулирования данного права;

    изучить и проанализировать механизм реализации конституционного права граждан на жилище с учетом особенностей регулирования данного права на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;

    на основе анализа текущего законодательства и практики его применения выявить проблемные моменты в процессе реализации права на жилище в Российской Федерации на современном этапе и предложить рекомендации по их совершенствованию.

    Методология и методика исследования. Методологической основой настоящего исследования является комплекс общенаучных и частнонаучных методов: общефилософского, диалектического метода, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и социологического, статистического, формально-юридического, нормативно - логического, технико - юридического,

    7 сравнительно - правового и иных специальных методов научного познания. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

    Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, международные пакты и декларации, действовавшее и действующее гражданское, жилищное, административное, налоговое законодательство, а также нормы иных отраслей права, регулирующих реализацию конституционного права на жилище, акты Конституционного Суда РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также акты международного характера, среди которых основными являются Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) и Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

    Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате обобщения и сравнительного анализа практики применения федерального и регионального жилищного законодательства в Липецкой и Воронежской областях. В ходе исследования было проанализировано 25 материалов судебной практики связанной с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации с защитой права собственности и других вещных прав, с применением земельного законодательства. Кроме того, была изучена опубликованная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации за период 1999 - 2010 г.г. Проведен анализ инструктивных писем, методических рекомендаций, руководящих разъяснений и других ведомственных документов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации, а так же других государственных органов, содержащих материалы по вопросам реализации жилищной политики в Российской Федерации.

    Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация является одним из первых комплексных исследований конституционного механизма реализации права на жилище в современных политических, социально-

    8 экономических и правовых условиях, в котором учтены положения нового Жилищного кодекса РФ.

    Исследование осуществлено с позиций приоритета прав человека в условиях строительства правового государства. Осуществлена попытка вывести понятие права на жилище как субъективного права каждого гражданина; определена система категорий, раскрывающих его сущность и специфику, а также роль государственных и муниципальных органов при реализации права на жилище. На основе анализа правоприменительной практики выявлены недостатки, препятствующие эффективной реализации права на жилище на современном этапе, связанные с правовым регулированием, финансированием мероприятий федеральной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также мировым ипотечным и финансовым кризисом.

    На защиту выносятся следующие основные положения:

    1. Право граждан на жилище является одним из основополагающих прав,
    закрепленных международно-правовыми актами и Конституцией Российской
    Федерации. Право на жилище по своему содержанию входит в состав социаль
    ных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов
    человека. Конституционное право на жилище должно рассматриваться как кон
    ституционно-правовой институт, регулирующий закрепление и реализацию
    указанного права.

    Правоотношения, возникающие между гражданином и государством, порождают вполне определенные обязанности государства в лице государственных органов перед гражданами (обеспечить условия для беспрепятственного осуществления права на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации; поощрять жилищное строительство; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, предоставить его бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными в законе нормами).

    9 достаточного жилища и правомочие (право) на стабильное обладание жилищем, что, по сути, нужно рассматривать как конституционно установленный запрет на произвольное лишение человека жилища. Данное право обладает более насыщенным содержанием и не сводится только лишь к совокупности гражданских отраслевых правомочий на владение, пользование и распоряжение имеющимся жилищем. Элементами права граждан на жилище являются его неприкосновенность и возможность граждан по своему усмотрению выбирать место жительства.

      Сложившиеся социально-экономические условия свидетельствуют о том, что одним из важнейших правовых средств обеспечения жильем нуждающихся граждан остается предоставление жилья из государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на основании договора социального найма. Институт государственного обеспечения жильем имеет свои определенные негативные стороны. В то же время с учетом нынешних объективно сложившихся обстоятельств выглядит сомнительной эффективность жилищной системы, построенной исключительно на рыночных принципах регулирования. Сохранение сочетания рыночных механизмов обеспечения жильем с административным распределением жилья из фонда социального использования в настоящее время необходимо.

      Незавершенность на настоящий момент процесса институционализа-ции механизмов реализации права на жилище обусловлена несовершенством законодательства и правоприменительной практики. Основными проблемами являются: создание системы доступного для граждан кредитования; увеличение объемов строительства и привлечение новых технологий создания строительных материалов, которые позволят снизить стоимость жилья; увеличение объемов строительства или приобретения социального жилья; отставание процесса нормативно-правового регулирования правоотношений в жилищной сфере на уровне субъектов и муниципальных образований; рост цен на жилье, опережающий рост заработной платы; применение устаревших законов, касающихся предоставления «социального» жилья отдельным категориям граждан; увели-

    10 чение случаев нарушения жилищных прав граждан и недостаточное освещение способов его защиты в средствах массовой информации.

      В рамках действующего ЖК РФ необходимо закрепить порядок регулирования безвозмездного пользования жилым помещением, что дополнило бы полноту регулирования жилищных отношений. В настоящее время регулирование безвозмездного пользования жилым помещением подчиняется общим правилам гл. 36 ГК, общий характер норм которой ухудшает положение льготника в сравнении с нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Вместо бессрочности пользования срок определяется договором, а если срок не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок, пользователь (ссудополучатель) обязан нести расходы не только по текущему, но и капитальному ремонту и нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (статьи 689, 695 ГК РФ). Иное следовало урегулировать не в договоре, а в Жилищном кодексе, что не было осуществлено и что имело бы особое значение и для публичного, и частного жилищных фондов. В контексте изложенного общая гл. 36 ГК РФ должна содержать поручение жилищному законодательству урегулировать эти отношения.

      В ЖК РФ необходимо дифференцировать виды жилищного фонда не только по формам собственности на жилище, но и по критерию его использования. При этом, многоструктурность жилищного фонда должна исключить из его состава ведомственный фонд как самостоятельную разновидность, который ликвидируется по причине приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилых домов, жилых помещений, передачи ведомственных жилых домов в муниципальную собственность и т.п., преобразования государственных и муниципальных предприятий в открытые АО, продажи предприятий как имущественных комплексов и их ликвидации. В специализированном фонде должен утвердиться и стать всеобщим принцип договорного начала потребительского типа, базирующийся на фактах возникновения, изменения и прекращения жилищных отношений и должны действовать конституционные

    11 принципы, такие как свобода выбора места жительства, отказ от произвольного лишения жилища, равенство и т.д. Наем или безвозмездное пользование не могут не быть договорными.

      Решение многих проблем, возникающих при реализации конституционного права граждан на жилище невозможно без государственного регулирования жилищных отношений. На начальных стадиях функционирования системы ипотечного жилищного кредитования на федеральном уровне необходимо осуществить комплекс мер ее государственной поддержки, сочетающий: формирование нормативной правовой базы для деятельности профессиональных участников ипотечного рынка; формирование благоприятной налоговой среды, делающей привлекательным их участие на рынке ипотечного жилищного кредитования; организационные мероприятия, способствующие созданию инфраструктуры ипотечного рынка, особенно регионального; финансовую поддержку системы ипотечного жилищного кредитования (государственные гарантии, предоставление стартового капитала, адресные целевые субсидии заемщикам).

      Для успешного формирования массовой ипотеки в России целесообразно принять федеральный закон «О строительных сберегательных кассах». В Законе о строительных сберегательных кассах необходимо закрепить: правовое регулирование деятельности строительных сберегательных касс и согласования этих норм с законодательством о банках; узконаправленную специализацию строительных сберегательных касс; различные виды контроля над менеджментом строительных сберегательных касс и начислением премии; жесткий контроль над целевым использованием вкладчиками премии и кредита; порядок информирования вкладчиков. Контроль за деятельностью строительных сберегательных касс должен осуществлять ЦБ РФ.

      Основной проблемой в достижении важнейшей цели государственной жилищной политики - повышении доступности жилья для граждан РФ - является недостаточность бюджетных и внебюджетных ресурсов (включая денежные средства населения), направляемых в жилищную сферу и обеспечивающих динамичное развитие рынка жилья. Необходимым условием успешной реализа-

    12 ции Проекта является решение вопросов жилищного финансирования, способность государства и бизнеса сформировать государственно-частное партнерство. Главной предпосылкой успешной реализации Национального жилищного проекта на этапе переходной экономики является точное определение степени и форм участия государства, места и роли органов власти в организации и управлении проектом.

    10. Необходимо принятие федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Земельный кодекс РФ в части совершенствования процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также процедуры выбора земельных участков для строительства. Изменения в законодательстве в этой сфере, в первую очередь, должны быть направлены на установление максимально прозрачных процедур и сроков при предоставлении земельных участков для строительства в увязке с нормами законодательства о градостроительной деятельности, а также на устранение административных барьеров при процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

    В то же время необходимо вовлекать в оборот в целях жилищного строительства неиспользуемые федеральные земли, предоставленные государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям. Это может стать значительным резервом для увеличения объемов жилищного строительства.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные положения его могут найти применение в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением права на жилище; в процессе преподавания дисциплин конституционного и жилищного права; при разработке учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по конституционному и жилищному праву для юридических вузов.

    Практическая значимость диссертационного исследования определяется ее актуальностью и состоит в выявлении основных проблем, существующих на сегодняшний день в правовом регулировании права на жилище и препятст-

    13 вующих его реализации, с предложениями по совершенствованию действующего законодательства и механизма осуществления данного права.

    Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре конституционного и муниципального права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». Сформулированные в диссертации научные положения и выводы отражены в 7 публикациях.

    Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на трех ежегодных Межрегиональных научно-практических конференциях «Право и правоприменение: история, проблемы, перспективы» (г. Елец, 2004-10 гг.), на трех Международных научно-практических конференциях: «Современное российской законодательство: законотворчество и правоприменение» (г. Москва, МГУ, 2008г.), «Проблемы ответственности в современном праве» (г. Москва, МГУ, 2009 г.), «Проблемы обеспечения прав человека» (г. Липецк, 2009 г.).

    Материалы исследования использованы в учебном процессе на кафедрах конституционного и муниципального права, гражданского права и процесса Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, в учебном процессе юридического факультета Липецкого филиала Орловской региональной академии государственной службы при чтении учебной дисциплины «Конституционное право России» и ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации.

    Сущность и содержание конституционного права на жилище в современной России

    Одним из главных достижений современной отечественной правовой мысли, имеющим принципиальный характер, стало закрепление в ст. 2 Конституции РФ с учетом требований международно-правовых актов нормы, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Данная конституционная норма явилась одним из базисных ориентиров для определения дальнейшего направления развития всех отраслей российского законодательства (в том числе жилищного) и послужила импульсом для исследования различных аспектов прав и свобод человека в юридической науке.

    Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране оно было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституциях РСФСР и Российской Федерации, в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.). Право граждан на жилище закреплено и в конституционных законах некоторых субъектов Российской Федерации.

    Право граждан на жилище принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции). В жилищном законодательстве это свойство проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя и собственника, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции, относится к числу основных прав, и поэтому ему свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина, передано другому человеку либо ограничено в объеме, кроме случаев, указанных в Конституции и в законе. Даже если на основании статьи 56 Конституции введено чрезвычайное положение, право на жилище (как и некоторые другие основные права) не подлежит ограничению.

    Закрепление в Конституции права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что можно быть произвольно лишенным своего жилища или того, что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция создала конституционные основы стабильного пользования жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилья.

    Норма ст. 2 Конституции является во многом основополагающей для понимания сущности ст. 40 Конституции, закрепившей следующие основные положения: 1. каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища: 2. органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. малоимущим, иным »указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно4 или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

    Эти конституционные нормы и определяют направления системного анализа сущности права граждан на жилище в юридической науке на современном этапе.

    Согласно мнению, высказанному большинством авторов в научной литературе по; теории государства и права и поддерживаемому ведущими отечественными специалистами в области правового обеспечения прав и свобод граждан? - Е. А.Лукашевой, В: С. Нерсесянцем, В. Д. Переваловым, С. А. Пяткиной, Н. В. Колотовой и другими, право на жилище по своему содержанию входит в; состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей" и интересов человека, будучи «одним из аспектов; обеспечения достаточного уровня жизни»

    Становление и развитие права на жилище в России: конституционно-правовой анализ

    В дореволюционной России жилищное хозяйство находилось в основном в руках частных предпринимателей и было наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства и уплотненности жилища, по антисанитарии Россия занимала первое место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 кв. м, фактическая же обеспеченность была еще ниже.

    Россия была аграрно-индустриальной страной, что и определяло состав ее населения: 82% жителей проживало в сельской местности. Накануне Первой мировой войны жилищный фонд городов России составлял 180 млн. кв. м, из которых 80% составляли одноэтажные деревянные и малоразмерные дома, находившиеся в собственности граждан.

    В 1917 г. пришедшие к власти большевики немедленно приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в частности с первой Программой партии 1903 г., в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. Эти идеи были развиты В.И. Лениным в дополнении к проекту декрета Петроградского Совета «О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте», которое называлось «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужды бед 5 ных» . В соответствии с ним домовым комитетам вменялось в обязанность взять на учет богатые квартиры, подлежащие реквизиции, а районным Советам рабочих и солдатских депутатов - утверждать списки и порядок занятия квартир беднотой. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В.И. Ленин составил «Тезисы закона о конфискации домов с сдаваемыми внаем квартирами», которые стали основой выселения буржуазии из ее домов и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм. В «Тезисах» предусматривалась также национализация всей городской земли; в них были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом.

    Изложенные в «Тезисах» идеи нашли дальнейшее отражение в декрете СНК РСФСР от 23.11.1917 «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» и декрете ВЦИК от 06.12.1917 «О запрещении сделок с недвижимостью»-. На основе этих актов Советы рабочих и солдатских депутатов изымали, из частного владения крупные капиталистические дома и строения и передавали их в ведение Советов. Домовладения и другое недвижимое имущество, нажитое своим трудом, экспроприации не подлежали. В дальнейшем декретом от 25:05.1920 «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося, населения» было установлено, что изъятию подлежала вся жилая площадь сверх норм; установленных исполкомами местных Советов, как у граждан, так и у учреждений: Декрет обязывал граждан; содержать жилые помещения в надлежащем санитарном состоянии, а контролировали выполнение распоряжений особые отряды при местных Советах. Таким образом, в 1917-1921 гг. в стране были проведены крупные мероприятия позволившие сосредоточить в руках местных Советов в городах около 18% жилых домов.

    Бурное развитие промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства в предвоенное время привело к росту городского населения страны, что, в свою очередь, требовало больших капитальных вложений в государственное и кооперативное жилищное строительство.

    Уже к 1940 г. весь городской жилищный фонд СССР составлял 421 млн. кв. м общей площади. Однако этого было недостаточно для того, чтобы улучшить жилищные условия граждан.

    Великая Отечественная война затормозила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности, невозможно было выделить большие средства из бюджета на строительство и содержание жилищного фонда. Коренной перелом в решении жилищной проблемы произошел в 1960-е гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.1957 «О развитии жилищного строительства в СССР» была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны.

    В третьей Программе партии на ближайшие 10-15 лет ставилась даже такая задача, как обеспечение каждой семьи, в том числе молодоженов, благоустроенной квартирой, отвечающей требованиям гигиены и культурного быта.. И хотя эти планы не были полностью выполнены, объемы жилищного строительства в 70-е гг. впечатляют. Жилищный фонд городов и рабочих поселков к 1971 г. по сравнению с дореволюционным периодом увеличился в 8,5 раза. Средняя обеспеченность жителя в этом же году составила 11 кв. м общей площади. По. числу построенных квартир на тысячу человек населения Советский Союз занимал одно из первых мест в мире. Тем не менее жилищная проблема оставалась острой.

    Проблемы реализации конституционного права на жилище в современной России

    Статья 40 Конституции Российской Федерации в целях гарантированного механизма реализации права граждан на жилище установила общее правило, согласно которому «...органы,государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для; осуществления права на жилище». Для граждан, признанных в установленном законом порядке малоимущими, а также иных, указанных в; законе граждан, нуждающихся, в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату по установленным нормам. Под «иными; указанными в законе гражданами», в частности; подразумеваются военнослужащие, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных обстоятельств, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, и: некоторых других категорий граждан Конституция, провозглашающая, что Российская Федерация является социальным государством, предусматривает различные варианты реализации жилищного права. Граждане, которые имеют необходимые средства для приобретении или строительства собственного жилища, должны решать этот вопрос собственными силами, пользуясь при этом лишь малой помощью со стороны государства в виде субсидий и льгот. В частности, таким гражданам предоставляются налоговые льготы. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам; нуждающимся в жилище, жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную плату.

    Жилищный кодекс Российской Федерации содержит в ст. 2 основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище. В пределах своей компетенции они:

    1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

    2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

    3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений "государственного или муниципального жилищного фонда;

    4) стимулируют жилищное строительство;

    5) обеспечивают защиту прав-и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных-услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного! фонда;

    6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

    7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

    В первую очередь государство заботится о малоимущих гражданах, которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. Согласно ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданами признаются граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 № 17 были утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов, местного г самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Данные рекомендации содержат в целях единообразного применения положений. ЖК РФ и оказания методологической и методической помощи разъяснения по порядку определения размера доходов и стоимости» имущества для признания-гражданина и членов его семьи малоимущими, процедурам проведения проверки достоверности предоставленных гражданами сведений и переоценки размера дохода и др.

    Основные направления государственной жилищной политики и пути их решения при реализации конституционного права на жилище

    До сих пор жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн.кв.м., и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств.

    Приобретение жилья - всегда огромная проблема, традиционно связанная и с нехваткой денежных средств, и с незнанием законов, следствием чего может стать неправильный выбор объекта покупки или обман покупателя. За рубежом уже давно существуют разнообразные программы ипотечного кредитования, рассчитанные на граждан с разным уровнем доходов.

    В то же время именно ипотечное кредитование на сегодняшний день является одним из самых проблемных способов реализации конституционного права на жилище. Социальный характер ипотечного кредитования, большие риски невыплат по кредиту, работа с депозитами населения, вхождение основных схем кредитования в единую финансовую систему требуют особого контроля и пристального внимания государства к ипотечному кредитованию. Более того, социальная направленность кредитования предполагает заботу государства о малообеспеченных слоях населения и принятие им специальных мер, направленных на финансирование и субсидирование нуждающихся в жилье. Ипотечное кредитование отличается от обычного очень большими сроками и объемами, особенностью формирования банковских активов и пассивов, необходимостью правильной оценки залога, применения специфических инструментов кредитования, определяющих риски и их оценку. Половина ипотечных кредитов выдается на 25-30 лет - срок, который предполагает большие изменения в экономике, кредитной; и банковской; политике, в системе налогообложения и уровне доходов населения, а также покупательной способности денег, стоимости недвижимости и т.д.

    Рисков довольно много, и они могут быть вызваны разными причинами. Среди них - экономические, инфляционные, валютные, налоговые, политические, риски ценных бумаг, недополучения; прибыли, банковской неликвидности (ликвидности), неплатежеспособность: клиента, снижение, стоимости недвижимости и т.д. Одни из, них являются обобщенными рисками - инфляционный; рыночный; другие - пограничными, комплексными с другими рисками; они непосредственно или косвенно влияют друг на друга. Для ипотечного; кредитования? особенно важны несколько видов рисков, включая риск потерь доходов в результате изменения процентных ставок.

    Очень большую роль играет риск досрочного платежа, смежный с. риском процентной- ставки и риском ликвидности: Крах кредитных учреждений в США в 1920-1930-е годы, крах ссудно-сберегательных учреждений в 1980-х годах ишедавниш мировой? ипотечный; кризис заставил государственные институты и кредитные учреждения серьезнее подходить к проблемам риска. В 2006 году выдаваемые нестандартные ипотечные: кредиты, в США составили 201 % о всего объема выданных кредитов, в то время как в 2002 году - только 6 %. Доступность ипотечных кредитов вызвала в 2005 году динамичный рост цен на жилую недвижимость (кредиты выдавались в размере до 100 % от стоимости покупаемого объекта).. После обвального падения цен на жилье заемщики отказывались платить по кредитам, так как задолженность оказалась выше стоимости помещения. Отказы от оплаты по кредиту привели к увеличению числа невозвратов по ипотечным кредитам. Следствием этого стало снижение количества выдаваемых кредитов и увеличение процентных ставок по кредитам. В России сегодня наблюдается ситуация, схожая с описанной выше. Высокие процентные ставки не позволяют ипотечному кредитованию становится массовым, и большинство россиян не могут воспользоваться ипотекой.

    Система ипотечного жилищного кредитования населения во всех своих формах решает три основные задачи. Во-первых, это привлечение средств для финансирования долгосрочных кредитов. Во-вторых - предоставление ссуд населению. И, в-третьих - инвестирование средств в развитие рынка жилья.

    Однако в условиях превышения спроса над предложением введение ипотечных кредитов стало катализатором не удешевления, а удорожания жилья. Таким образом, национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» сделал. жильеь еще более недоступным для среднестатистического гражданина. Ипотека- развивается в России медленными темпами. Несмотря на то, что объем выданных ипотечных кредитов1 в России вырос почти в 20 раз-под ипотеку не хватает жилья, а темпы строительства крайне малы.

    Страница 1 из 5

    § 1. Право граждан на жилище

    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозглашает пра­во каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан, как и важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений, определена в ЖК РФ 1 .

    В ч. 2 и 3 ст. 1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жи­лищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством основа­ний. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, сво­боды и законные интересы других граждан. При этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Анализ конституционных норм, а также положений, предусмот­ренных федеральным законодательством, показывает, что в настоя­щее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:

    Путем предоставления жилых помещений по договору социаль­ного найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов 2 . Конституция РФ предусматривает ограниченный круг гра­ждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;

    Путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма 1 . По данному договору в коммерческий наем
    может передаваться жилье из государственных, муниципальных и ча­стных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся
    от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на за­ключение данного договора, неограничен;

    Путем приобретения либо строительства жилых помещений в до­мах различных жилищных фондов за собственные средства без ог­раничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные
    проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других дейст­вий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государ­ственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение граж­данами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении
    комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку
    либо на строительство жилых помещений.

    На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

    Содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потреб­ностей граждан в жилище;

    Используют бюджетные и иные денежные средства для улучше­ния жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления
    в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

    В установленном порядке предоставляют гражданам жилые по­мещения по договорам социального найма и найма жилых помещений
    в государственном и муниципальном жилищных фондах;

    Стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;

    Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приоб­ретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных осно­ваниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

    Обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищ­ного законодательства, использованием и сохранностью жилищного
    фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

    Обеспечивают государственный контроль за соблюдением требо­ваний градостроительного законодательства, государственных норм
    и стандартов при жилищном строительстве.

    Нельзя не согласиться с мнением Б.М. Гонгало о том, что, несмотря на «разнокалиберность» полномочий, они имеют цель обозначить со­вокупность различного рода действий всех органов власти и местного самоуправления, обеспечивающих условия для осуществления права на жилище 1 .

    Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.

    Конституционное право на жилище непосредственно связано с дру­гим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного За­кона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и житель­ства 2 . При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

    Защиты основ конституционного строя;

    Защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

    Обеспечения обороны и безопасности государства.

    В ГК РФ месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответ­ствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

    Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных ос­нований. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре­бывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 (далее - Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не мо­жет служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

    Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на прожива­ние в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 (п. 7) «О практике применения судами жилищного законодательства» 2 . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и как следствие признана Конституционным Су­дом РФ неконституционной. В постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» 3 указано, в частности, что пово­дом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

    По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в тече­ние пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гра­жданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

    В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конститу­ции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

    Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридиче­ского содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и по­рождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

    Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к наруше­нию конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

    Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоя­тельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

    Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоус­танавливающее значение.

    Несмотря на то что постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в редак­ции Постановления от 21 декабря 1993 г. № 11 1) было установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, пра­воприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствовались отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», «определяют смысл, содержание и применение за­конов» и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.

    Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передви­жения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или усло­вием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение по­ложений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

    Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его бук­вальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к наруше­нию ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам 2 .

    Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло постановление от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» 1 , а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию 2 , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передви­жения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевре­менно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

    Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.

    В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» 3 . Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ устанавливает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на за­конных основаниях лиц допускается в случаях и в порядке, предусмот­ренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катаст­рофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчаст­ного случая. Как верно отмечает Л.О. Красавчикова, «неприкосновенность жилища - это неприкосновенность не объекта... это неприкосновенность одного из элементов личной жизни граждан» 1 .

    Кроме того, ч. 4 ст. 3 ЖК РФ определяет, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: