Миф о капитолийской волчице кратко. Капитолийская волчица в Риме: легенды, история, где увидеть

Капитолийская волчица

Это этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V в. до н. э. и еще со времен Античности хранившаяся в Риме. Изображает примерно в натуральную величину волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории» Плиния; по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы.

История основателей Рима похожа на сказку. Правители должны отличаться от обычных людей, и братьев Ромула и Рема, отправленных по реке на погибель, спасла и выкормила волчица. Тень необычной семье давала смоковница, ставшая вместе с волчицей символом Рима, а дятел и чибис заботились о младенцах. С тех самых давних пор ничто так не взывает к патриотическим чувствам уроженцев Рима, как образ волчицы и двух младенцев.

Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы».

Бронзовая статуя Капитолийской волчицы приписывается иногда мастеру Вулку. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под набухшими от молока сосками.

Резкий поворот головы хищника встречается в изваяниях, предназначавшихся для охраны и защиты каких-либо сосудов или гробниц от злых сил: чаще всего это сфинксы или львы, поворачивающие головы и обращающие на подходящих свои страшные лики.

Своеобразна манера мастера трактовать одни детали в статуе волчицы с точным уподоблением реальности, другие - предельно обобщенно и упрощенно, почти схематично. Кожа, сквозь которую на боках волчицы проступают ее ребра, оскаленная пасть - убедительно достоверны, но напряженность передних лап чрезмерна, и они кажутся бронзовыми подпорками. Шерсть, будто выстриженная, чтобы не закрывать очертания ребер, показана лишь на шее и спине; ее завитки декоративны и повторяют друг друга. Форма торчащих ушей уподоблена срезанным наискось цилиндрам. В таких деталях проявляется чувство конструктивности, вносящее в этрусское произведение черты уже римского понимания объемов и форм. В некоторых местах на поверхности бронзовой шерсти волчицы остались следы позолоты. Трактовка пластических масс в статуе, композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннем напряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, и настроениям, господствовавшим на рубеже VI–V вв. до н. э. Нельзя не принять во внимание, что изваяние, прославлявшее Ромула и Рема, создавалось этрусским скульптором для его злейших врагов - римлян, возможно, как памятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики. Римляне приняли этрусскую идею - хищный зверь охраняет благополучие города, как волчица оберегает покой младенцев.

(Соколов Г. И. Искусство этрусков. М.: Искусство, 1990.)

С IX в. скульптура хранилась в Латеранском дворце. Монах-летописец Бенедикт из Соракте (X в.) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом [неразборчиво], а иначе - Матерью римлян»; суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 г. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо деи Консерватори (1473 г.). В конце XV в. были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве, сопровождающая издание популярного в Средние века сборника «Чудеса града Римского», изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.

Во времена Б. Муссолини (он был большим почитателем скульптуры и, провозгласив себя отцом Нового Рима, рассылал копии Капитолийской волчицы: одна в 1931 г. была установлена в Эден-парке в Цинциннати, США, другая отправлена в Рим, штат Джорджия, третья - в Нью-Йорк) Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю. В 1960 г. изображения скульптуры использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.

С XVIII в., когда Капитолийскую волчицу описал крупнейший немецкий искусствовед Иоганн Винкельман, ученые полагали, что знаменитая скульптура является работой неизвестного этрусского мастера. В XIX в. датировку скульптуры, сделанную Винкельманом, пытались оспорить по крайней мере два исследователя, считавшие волчицу поздней, средневековой работой, но их попытки ни к чему не привели.

В 2006 г. Анна-Мария Карруба, специалист по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по ее мнению, скульптуру не могли сделать раньше VIII–X вв. Дело в том, что в Античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Группа исследователей из университета Салерно во главе с профессором Адриано Ла Реджиной подтвердила обнародованную в 2006 г. гипотезу реставратора А. М. Каррубы, что Капитолийская волчица, символ Рима, была создана в XIII в., а не в V в. до н. э., как было принято считать до сих пор.

А что говорят мифы?

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия - была дочерью законного царя Нумитора, смещенного с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало ее на 30-летний обет безбрачия. На четвертый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двоих братьев. Разгневанный Амулий заключил ее под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, еще не утешившаяся после смерти собственного ребенка, приняла близнецов на свое попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором, Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в правах.

Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул.

Не имея достаточно жен, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами).

Ромул правил 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул, явившись во сне римлянину Прокулу Юлию, успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом), который пользовался с тех пор всеобщим почитанием.

Кстати, случаи воспитания детей дикими животными (феномен Маугли) часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так, персидский царь Кир Старший (Куруш) был воспитан волчицей. От волков выводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространенного среди народов почти на всех континентах.

Еще любопытный факт: с изображениями Капитолийской волчицы порой происходят различные несообразности. Так, в оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут второй и четвертый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвертого сосца.

Один из главных символов Вечного города – капитолийская волчица. Скульптура животного, вскармливающего младенцев-основателей Рима, посвящается одной из главных героинь мифа о создании итальянской столицы. Хранится статуя в Капитолийском музее – отсюда происходит и название памятника. Иногда ее называют «матерью римлян». Это одна из немногих достопримечательностей, которая в научных кругах вызывает горячие споры, задает множество вопросов и оставляет историков, археологов и искусствоведов без ответов.

Предание старины глубокой

Версии о рождении двух братьев Ромула и Рэма отличаются деталями, но большинство из них сходится в целом. Так, согласно легенде, в троянском городе Альба-Лонга правил царь Нумитор. Его брат Амулий был завистлив к успехам старшего брата и решил захватил власть, а после посадить родственника в заточение (по некоторым источникам убить). Детей Нумитора, опасаясь мести, он тоже не пощадил. Так, царский сын пропал без вести, а дочь царя, Рея Сильвия, была определена в весталки с 30-летним обетом безбрачия.

Но случилось чудо и бог плодородия Марс, навестив молодую жрицу, оставил ее беременной. Через 9 месяцев Рея родила двух близнецов: Ромула и Рэма. Гнев Амулия был безграничным: молодая мать оказалась в темнице (по некоторым источникам казнена), а младенцев положили в корзину и бросили в воды Тибра. Но боги защитили малышей. Корзину с новорожденными прибило в речных зарослях у Палатинского холма, где по громкому плачу голодных младенцев нашла их волчица.

Она не только не обидела их, но как мать, выхаживала их и выкармливала своим молоком в пещере Луперкале.

Подросших детишек нашел пастух Фаустул, который давно мечтал о детях. А боги не посылали им с женой своих (или свой ребенок умер). Супруги продолжили воспитание царских внуков. Когда юноши подросли, они узнали тайну своего рождения. После чего они вернулись домой, убили вероломного Амулия, а царский трон вернули родному деду. Затем отправились в путешествие, решив по дороге создать Рим. В горячем споре о месте заложения Вечного города Ромул убил Рэма. В итоге город был основал на , в том месте, где волчица нашла корзинку с младенцами.

Легенда гласит, что событие произошло в 754 году до н. э. Рим был назван в честь Ромула (на лат. «Рим» звучит как «Рома»), который стал первым царем Латинов. На самом деле, чем глубже вникать в суть сказания, тем больше шансов потерять нить повествования, поскольку сюжеты о создателях Вечного города очень отличаются между собой. Но фактом остается следующее: с тех пор на Капитолийском холме, как символ Рима, появилась бронзовая статуя.

Мнение ученых мужей

Пожалуй, капитолийская волчица– один из немногих памятников Рима, о происхождении которого нет единого мнения. Так, словно доказывая мифическое происхождение Вечного города, в 2007 году под слоем развалин дворца императора Августа была найдена пещера, якобы в которой волчица кормила своим молоком младенцев. Забраться внутрь археологом не удалось – слишком опасен обсыпающийся грунт. Зато с помощью зондов, и фотороботов были сделаны снимки. Предполагается, что в этом гроте древние римляне проводили культовые мероприятия, прославляя двух братьев – создателей Рима. Желающие смогут посетить некоторые участки пещеры Луперкале. Название происходит от латинского слова «волчица».

Что касается возраста статуи, то и здесь не все понятно. Много веков считалось, что статуя была отлита в V столетии до Рождества Христова. Но недавние работы по реставрации опровергли эту информацию. Специалист по литью, металлу и реставрации Анна Мария Карруба утверждает, что возраст памятника датируется VII-X веком новой эры. Ее доводы основаны на способе литья. Во времена Античности сплавы делали частями, а после соединяли их. Волчица же отлита целиком.

К этой же дате пришли и российские ученые Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко. Свои сомнения на счет возраста памятника высказывал еще в XVIII столетии немецкий историк Иоганн Иохим Винкельманн. Его данные были основаны только на сравнительно-описательных свойствах волчицы.

Что касается младенцев, то их добавили намного позже – в XV столетии. Об этом говорит и совершенно другой стиль литья, и углеводородный анализ, и записи современников. Создателем волчицы считается некий Вулка, авторство младенцев уже документально приписывается флорентийцу Антонио дель Поллайо.

Есть вероятность и того, что в древности в Риме была другая статуя, о которой писал историк Тит Ливий. В его описании можно найти расхождение с современным памятником. Античная волчица смотрит на детей, взгляд современной устремлен прямо. Можно предположить, что первая статуя была утеряна.

Как выглядит достопримечательность?

Капитолийская волчица отлита из бронзы. Высота памятника составляет почти 75 см, длина около 114 см, что соотносится с натуральными размерами животного. Напряженные мышцы, хищный оскал, передние лапы упираются в землю, – внешность говорит о силе характера волчицы, заменившей мать полубогам, основавшим Рим. Завитки шерсти выстрижены, открывая под натянутой кожей ребра. Вполне реалистичным орнаментом повторяются закрученные волоски вдоль всего тела, торчат острые уши, когти впиваются в землю. Такое внимание к деталям в скульптуре было присуще работам древних римлян, любившим натурализм. Маленькие Ромул и Рэм тянутся к соскам, в которых течет живительное молоко. Тела малышей отлиты в совершенно другой манере. И это заметно даже человеку далекому от искусства.

Как увидеть статую?

Оригинал статуи находится в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Доехать туда можно на метро (линия B, остановка «Colosseo»). Далее – прогулочным шагом порядка 10 минут.

Также можно добраться до Капитолийского холма можно на одном из автобусов (№ 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628) или на трамвае №8. Остановка в обоих случаях – «Площадь Венеции».

Музей открыт каждый день с 9.30 до 19. 30, кроме государственных праздников (1 января, 1 мая и 25 декабря). В предпраздничные дни график работы сокращен до 14 часов. Стоимость входного билета составляет 15 евро, студентам и пенсионерам предусмотрены – скидки до 18% (13 евро). Дети до 12 лет проходят бесплатно. Цена входного билета включает бесплатный путеводитель по музею.

Есть ли копии у памятника?

Символ Вечного города, копию капитолийской волчицы, можно увидеть и в других местах Рима, а также других городах Италии (Пизе, Сиене). Статуя настолько полюбилась миру, что теперь ее копии украшают другие страны: США (Нью-Йорк, Цинциннати, Рим), Румынию (Бухарест, Тельмишор), Японию (Токио), Бразилию (Бразилиа), Казахстан (Алма-аты), Испанию (Сеговия), Великобританию (Сомерсет), Аргентину (Буэнос-Айрес) и Россию (Москва, станция метро «Римская» и музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина).

Вам также может понравиться:

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina) .

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса .

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в . Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца , археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на , в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города . Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.

Опальные братья Ромул и Рем, посланные на смерть и спасенные обычной волчицей, стали легендарными основателями Вечного города – Рима.

Легенда о двух братьях

Эти события знакомы многим из учебника по истории. Но сегодня историки сомневаются – а не легенда ли это?..

В городе Альба-Лонга, основанном еще троянцами, правил царь Нумитор . Но был у Нумитора брат, который спал и видел – как отобрать власть у старшего брата, и после самому стать главой города. И однажды в результате предательства своих подданных царь Нумитор оказывается убитым, а Амулий, так рвавшийся к власти, оказался на троне.

Не пощадил Амулий и детей Нумитора: от сына бывшего правителя он приказал избавиться, а свою племянницу, Рею Сильвию, насильно заставил дать обет безбрачия и стать жрицей Храма Весты.

Однако через 4 года Рея Сильвия рожает мальчиков – причем от самого бога плодородия Марса. Кстати, Марс изначально считался у этрусков богом плодородия (не зря в его честь назван март, начало весеннего сезона и работ в полях), и лишь спустя время его назвали богом войны.

Амулию не нужны были лишние проблемы с возможными претендентами на трон, и он отдает приказ – умертвить ослушавшуюся племянницу, а от детей ее избавиться. Слуги по его приказу положили детей в большую корзину и вынесли к реке Тибр , чтобы бурные воды разливавшейся реки унесли корзину течением.

Однако то ли река не разлилась в полной мере, то ли боги защитили мальчиков, – но только они остались живы. Корзину с детьми вынесло на берег, к , в тень старой смоковницы, и голодный плач детей вскоре услыхала волчица. Она не только не причинила братьям вреда, но и выкормила их своим молоком.

Через несколько дней на корзину с детьми наткнулся местный пастух и унес детей домой – они с женой давно были бездетны, и теперь восприняли появление детей как дар свыше.

Позже братья выросли, вернулись в Рим и отвоевали право на престол. А волчицу, спасшую будущих римских правителей, увековечили в бронзе.

А вы знаете, что в Риме находится еще одна знаменитая достопримечательность — ! Прочитав наш обзор, вы узнаете, почему о ней говорят — «138 ступеней к успеху».

История статуи, фото

Первые упоминания о скульптуре Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) в документальных источниках относятся к IX-X векам, в работах «Естественная история» Плиния (Старшего) – 77 год до н.э. Он описывает, что скульптура была установлена на главной площади Рима – . Возле этой статуи находилось место, где свершалось правосудие.

Есть упоминания о волчице и у Цицерона. Он указывает в своих работах на то, что статуя была установлена на Капитолийском холме. Особо подчеркнут факт, что однажды в скульптуру угодила молния и повредила ее . У Цицерона есть также упоминание о том, что «волчица вскармливала молоком младенца». Правда, только одного…

Позже с открытого места – Римского форума – фигуру переместили в Латеранский дворец (Lateran Palace), где скульптура также исполняла роль места судилища. Согласно документальным источникам, такие показательные суды упоминаются вплоть до 1450-51 годов.

В 1473 году статую переместили в Palazzo dei Conservatori по особому распоряжению Папы Римского Сикста IV. В то же время скульптура была дополнена бронзовыми изваяниями близнецов.

Факты и домыслы о скульптуре

Капитолийская волчица является символом Вечного города — . Но она вызывает сегодня очень много споров и различного рода мнений относительно событий из легенды. Чем больше проводится исследований, касаемых датирования скульптуры, тем больше вопросов и загадок, связанных с нею, возникает у исследователей.

Lupa Capitolina была отлита этрусками из бронзы еще в V веке до нашей эры. Но позже эта версия была оспорена историками: при детальном исследовании выяснилось, что изготовлена статуя не тем способом, который использовали этруски.

В 2006 году мастер-реставратор и специалист по обработке металлов Анна-Мария Карруба с помощью многочисленных исследований установила, что возраст статуи гораздо меньше, чем предполагалось ранее – примерно VIII-IX века нашей эры .

Древние римляне, греки и этруски не владели технологией выплавки по воску. Дело в том, что этруски при изготовлении больших и объемных статуй сначала изготавливали небольшие детали, и затем сваривали их между собой.

А статуя Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, отлита целиком , и такой способ не использовался раньше времен Средневековья, технология полной отливки начала применяться только в эпоху правления династии Каролингов. Этот факт ставит под сомнение версию, что волчицу отлили этруски. Хотя именно у этрусков волк был священным и неприкосновенным животным. Но в облике зверя присутствуют детали, которые относятся и к греческой культуре, и к римской.

В IX веке на западном склоне Палатинского холма была обнаружена небольшая статуя животного, похожего на собаку. В работах Цицерона есть упоминание о том, что однажды в статую волчицы попала молния и повредила лапу животного. У найденной статуи тоже была повреждена передняя лапа…

Существует еще одна версия: скульптура действительно отлита в эпоху Средневековья, но вместо утерянной или разрушенной временем оригинальной скульптуры кормилицы Ромула и Рема. Этим объясняются нестыковки в технологиях и датировании.

Неизвестные мастера очень точно передали облик хищного зверя: напряженность позы, втянутые бока и выступающие ребра, оскаленная пасть.

Высота бронзовой скульптуры – 75 сантиметров, а длина – 114 сантиметров, т.е. волчица выполнена практически в натуральную величину. Шерсть выстрижена на боках, открывая ребра.

Некоторые детали – шерсть, уши зверя, когти и завитки шерсти – выполнены весьма реалистично , что указывает на римское происхождение статуи – римлянам была присуща склонность к точной прорисовке деталей изваяний.

А вот фигуры детей-близнецов выполнены гораздо позже , чем статуя волчицы – в XIV-XV веках (предположительно, взамен якобы утерянных ранее).

Но любой человек, даже мало смыслящий в искусстве, поймет – скульптуры волчицы и скульптуры близнецов выполнены в совершенно разных стилях. Но были ли ранее статуи детей? В документальных источниках упоминается лишь статуя волчицы. Никакие дети, вскормленные животным, в летописях не упоминаются.

Фигуры Ромула и Рема отлиты позже флорентийским скульптором , живописцем и ювелирных дел мастером Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiuolo, 1432-1498).

Где находится, как добраться

Сама статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема, находится в одном из залов Капитолийского музея Рима, на втором этаже. Его адрес: Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma, Italy.

Чтобы добраться до музея на метро, нужно сесть на ветку А и следовать до станции «Colosseo» (а подробная карта метро Рима находится ).

До Площади Капитолия можно добраться и на автобус е – в этом направлении идут маршруты № 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628. Нужная остановка – «Ara Coeli-Piazza Venezia».

До остановки «Venezia» ходит и трамвай №8 (эта остановка конечная).

Пешком до Капитолийского музея можно добраться от , Римского форума или Площади Венеции – пешая прогулка занимает максимум 10 минут прогулочным шагом.

Время работы музея, стоимость билетов

Капитолийский музей открыт для посещений ежедневно с 9.30 утра . Время закрытия – 19.30 (кассы закрываются в 18.30, тогда же в музей перестают пускать посетителей).

В предпраздничные дни музей открыт лишь до 14 часов (особенно в предрождественские и предновогодние дни – 24 и 31 декабря).

Музей закрыт для посещений в дни новогодних и национальных праздников, а именно – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов – 15 евро.

Дети до 12 лет проходят бесплатно, а студенты и пенсионеры могут приобрести билет по льготной цене – 13 евро.

Вместе с билетом можно получить проспект-путеводитель по музею, поэтому ориентироваться в залах довольно просто.

Но примечательно еще и то, что аналогичная статуя (а точнее – ее копии) находятся в других крупных городах мира. Идеологом этого был большой поклонник искусства диктатор Бенито Муссолини. Он провозгласил себя «отцом Новой Италии», свято уверовав, что Римская империя возродится, и в знак этого рассылал копии знаменитой итальянской скульптуры в разные города Италии, и даже в другие страны.

В Соединенные Штаты Америки копии были отправлены в 1931 году – в американский Цинциннати (установлена в Эден-парке), в Нью-Йорк, Рим (США, штат Джорджия).

Помимо этого, скульптуры капитолийской волчицы установлены в следующих городах:

  • Москва, станция метро «Римская». Архитектурное решение этой станции выдержано в духе древнеримской эпохи. Все колонны имеют обтекаемую форму, светильники «под бронзу» дают мягкий рассеянный свет, а керамические фигуры целиком копируют оригиналы, находящиеся в Риме – Капитолийская волчица, статуя Мадонны, стилизованные руины и фонтан.
  • Бронзовый слепок со статуи хранится и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Высота статуи-копии – 95 сантиметров.
  • Тельмишор, Бухарест (Румыния). В Бухарест статуя прибыла в 1906 году по случаю дня рождения короля Карла I, в Тельмишор – двумя годами позже (установлена перед кафедральным собором города).
  • Сеговия (Испания).
  • Токио (Япония). Прибыла в Японию по случаю проведения «Дней Италии в Японии» в 2001 году, торжественно открыта рядом с токийским Олимпийским стадионом.
  • Бразилиа (Бразилия). В 1981 году рядом с открывшимся памятным мемориалом Жуселину Кубичека (Джи Кей) был открыт и памятник римской волчице.
  • Графство Сомерсет (Англия).
  • Буэнос-Айрес (Аргентина). Здесь скульптура появилась в Ботаническом саду в 1910 году, приурочена к столетнему юбилею Майской революции, давшей начало независимости Аргентины.

Священную волчицу изображали на монетах – и в древние времена (на древнеримских денариях, датируемых 129 годом до н.э.), и уже в наши дни. В 1960 году она стала символом олимпийского Рима – ее изображениями украшались плакаты и эмблемы Олимпиады.

Несмотря на то, что точной даты римского символа не удается определить до сих пор, тем не менее, она остается легендой Вечного города, и загадкой для тех, кто пытается разгадать ее тайну…

Вконтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: