Как отсчитывают азимут. Зачем он нужен. Как найти азимут по солнцу

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Определение азимута помогает в ориентировании на местности, позволяет выдерживать направление и не сбиться с пути во время путешествий по равнинам, тайге и прочим местам, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Подходит для передвижения в темное время суток, при плохих погодных условиях, когда видимость очень низкая.

Как найти азимут с картой в теории

Определить азимут можно с помощью топографической карты (вычисляют истинный меридиан) или компаса (находят магнитный меридиан). При совмещении эти меридианы образуют угол, который называется магнитное склонение. Чтобы найти истинный азимут, необходимо вычислить сначала магнитный с помощью компаса и к полученному значению прибавить восточное магнитное склонение, либо вычесть западное склонение. Его определяют с помощью справочника, читают на карте, если он указан.

Вычисление азимута по карте помогает определить направление не только путешественникам на местности. Такой способ используют, чтобы высчитать маршрут для воздушных, морских судов. Установить траекторию движения для наземного транспорта в степях, пустынях, саваннах, где отсутствуют указатели направления и прочие ориентиры.

Определить азимут по карте не сложно, это угол между меридианом и направлением к месту прибытия. На карте, стараясь быть наиболее точным, отмечают точку своего местоположения. Она и будет начальной координатой для построения маршрута.

Определение азимута позволяет создавать наиболее подходящий под особенности каждой местности маршрут. Если на пути предполагаемого следования нет естественных, искусственных препятствий, то движение прямолинейное. В случае появления преград маршрут корректируют по мере необходимости, и движение проходит по ломаной траектории.

Создание маршрута по азимуту и карте

Чтобы составить маршрут по азимуту и определить траекторию движения, необходимо иметь:

  • крупномасштабную топографическую карту;
  • линейку;
  • карандаш;
  • транспортир, предпочтительнее выбрать прозрачный.

Для определения азимута по карте обозначают точки настоящего местоположения и конечного пункта следования. К карте прикладывают линейку. Карандашом между точками проводят соединительную линию, пересекая ей ближайшие к точкам меридианы. Основание транспортира прикладывают к меридиану, его дуга должна быть направлена в сторону ориентира (конечной точки). Центральную риску необходимо совместить с начерченной линией. Определить азимут можно на пересечении начертанной линии и дуги транспортира, сняв показания в градусах.

При определении маршрута учитывают встречающиеся препятствия, которые необходимо огибать (глубокие овраги, болота, озера, различные строения). На карте проставляют поворотные точки по всей длине маршрута и соединяют их. Точки проставляют вблизи естественных, искусственных ориентиров, чтобы лучше контролировать выдержанность маршрута. Для каждого отрезка необходимо найти азимут методом, описанным выше. Если переход осуществляется в ночное время, то точки-ориентиры на карте проставляют чаще.

Как определить магнитный азимут

Магнитный азимут представляет собой угол между конечной (определенной) точкой маршрута и направлением на север. Определение азимута по компасу осуществляется так:

  1. Встают строго по направлению к точке движения (предмету).
  2. Компас кладут на ровную поверхность не выше уровня груди, либо держат перед собой на расправленной ладони.
  3. Компас ориентируют, совмещают темный конец магнитной стрелки с буквой С.
  4. На центр компаса накладывают тонкую палочку (спичку). Ее конец направляют в сторону назначенной точки. Палочку поворачивают по часовой стрелке, не допуская ее смещения с центра.
  5. Под палочкой, на лимбе, смотрят цифровое значение.

Определить азимут можно в пределах всей окружности, его значение иногда доходит до 360 градусов. Азимут с таким углом считается нулевым.

Дополнительно можно найти азимут при помощи карты и компаса :

  1. Компас кладут на боковой край карты.
  2. Карту поворачивают до совпадения верхнего обреза с «С», а бокового обреза карты с направлением темного конца магнитной стрелки.
  3. На карте отмечают две точки – начальный и конечный пункт, соединяют их линией.
  4. Компас передвигают до совмещения его центра с начальной точкой.
  5. Начертанная линия совпадет с цифровым значением компаса.

Этот способ позволяет найти прямой магнитный азимут. Для лучшего ориентирования на местности, составления маршрута для возвращения делают расчет обратного азимута. Для этого из полученного прямого вычитают или прибавляют 180 градусов, если найденный угол больше или меньше развернутого угла соответственно.

Подобным образом происходит определение азимута по компасу без карты, но в этом случае нужно представлять условные точки и изображения в уме, смотря на окрестности с более высокой точки.

Движение по азимуту с препятствиями

Когда маршрут по азимуту имеет непроходимые препятствия, то следует придерживаться следующих правил :

  1. На противоположной стороне преграды выбрать наиболее запоминающийся ориентир, который проходит по направлению движения.
  2. Определить азимут для обхода.
  3. Если на обратной стороне нет подходящего ориентира, необходимо его наметить на месте. Для этого делают зарубку на стволе дерева, втыкают в землю большую палку.
  4. Обогнуть преграду, найти намеченный ориентир. От него продолжить движение по азимуту, предварительно сверив направление.

При нулевой видимости препятствие обходят с помощью компаса, если до этого не был составлен маршрут движения по карте. Перед труднопроходимым участком необходимо определить азимут для его обхода. Мысленно намечают точку, от которой начнут движение. Важно соблюдать линейность, двигаясь вдоль и считать количество пар шагов.

Дойдя до конца препятствия, необходимо повернуть и провести определение азимута по компасу. Продолжают дальнейшее движение, считают пары шагов, выдерживают линейность. Полностью обогнув преграду, возвращаются на изначальную траекторию движения – вычисляют обратный азимут, соблюдают количество пар шагов от начала обхода до поворотной точки. После возвращения на маршрут продолжают путь по намеченному до преграды направлению.

Как найти азимут по солнцу

Бывают ситуации, когда необходимо ориентирование на местности и кроме наручных часов нет подручных средств. В этом случае необходимо знать, как определить азимут солнца с помощью циферблата :

  1. На ровную поверхность кладут часы, часовую стрелку направляя на солнце.
  2. Из центра циферблата через «1» проводят линию, полученный угол делят пополам.
  3. Проведенная биссектриса указывает направление север-юг. До полудня север находится слева от солнца, после полудня справа. Поэтому до 12 часов расчет азимута делают, отсчитывая значения против часовой стрелки, после 12 считают по часовой.
  4. Маршрут составляют по аналогии с компасом.

Это позволяет определить направление движения с небольшими погрешностями. Азимут солнца измеряется в градусах от юга до точки горизонта, на которой расположено светило в разные отрезки времени – до наступления полудня на востоке, после на западе.

Для того дабы двигаться по компасу, нужно по карте определить азимут. Это актуально для воздушных и морских судов, делающих долгие перелеты и плавания. Это актуально и для пеших туристов в условиях дрянной видимости, ночью, когда нет вероятности двигаться по ориентиру.

Вам понадобится

  • – путевая карта;
  • – компас;
  • – транспортир;
  • – линейка;
  • – карандаш.

Инструкция

1. Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке.Дабы определить азимут – направление на предмет – и, допустимо, направление вашего движения, надобно знать свое местонахождение. Подметьте его на карте, ориентируясь по окружающим ориентирам, обозначенным на карте.

2. Обнаружьте цель, в направлении которого вы обязаны двигаться. Откровенное движение по азимуту допустимо в воздушном пространстве и в открытом море. На суше это применимо в открытой степи либо в пустыне.Почаще же каждого движение по суше осуществляется по ломаной линии, рассматривая обычные препятствия. Следственно азимут в процессе движения должен будет вами периодично корректироваться.

3. Для определения азимута вам потребуются транспортир, желанно прозрачный, линейка и карандаш. Положите линейку на карте таким образом, дабы точка вашего местонахождения и цель оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом. Сейчас приложите к линии меридиана транспортир его основанием. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на цель. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.

4. За неимением транспортира дозволено воспользоваться компасом, применяя его градуированную картушку.

5. Но это еще не все. Скажем, у вас направление на цель (азимут) составило 30 градусов. Это будет правдивый азимут, тот, что, как водится, отличается от магнитного. Следственно, ориентируя ваш компас на 30 градусов и двигаться в этом направлении будет ненормально.Следственно обнаружьте на карте ближайшую к району вашего местонахождения ремарку со значением магнитного склонения. Оно выражено в градусах и может быть как со знаком +, так и с минусовым значением.Введите поправку, и отважно двигайтесь, ориентируясь по компасу.

Ориентируясь на местности в туристическом походе, на рыбалке, да и легко при нахождении в неизвестной местности зачастую доводится применять не столько умение расположения сторон света, сколько произвольно выбранные ориентиры. Для передвижения по заданным ориентирам нам понадобится умение того, что такое азимут , а также как его находить.

Вам понадобится

  • Компас, ориентиры на местности

Инструкция

1. Для начала представьте себе, что вы находитесь в центре воображаемого круга, поделенного на 360 частей (градусов), помеченных штрихами, и расположенного нулевой отметкой на север. Если вы видите, что, возможен, высокий купол православного храма находится в этой системе координат наоборот отметки с отсчетом 270, это обозначает, что выбранный цель размещен в направлении, которое определяется указанным отсчетом. Выраженный в градусах угол между направлением на север и направлением на выбранный цель, измеренный по ходу часовой стрелки, и будет азимут ом.

2. Для определения азимут а на местности встаньте лицом к выбранному объекту (ориентиру). Возьмите компас, отпустите тормоз магнитной стрелки и расположите прибор сурово горизонтально.

3. Когда стрелка утихомирится и перестанет колебаться, совместите нулевое деление круговой шкалы компаса с направлением на север. Вы только что произвели ориентирование компаса.

4. Сейчас, не сбивая этой ориентировки, поверните крышку прибора, дабы прорезь была направлена к вам, а мушка была обращена верно в сторону ориентира. Для этого примитивно посмотрите через прорезь на мушку, совместив «линию прицеливания» с ориентиром. Отсчет вблизи мушки покажет значение азимут а на выбранный объект.

5. Если вам предстоит решить обратную задачу, то есть по заблаговременно заданному магнитному азимут у обнаружить на местности требуемое направление (это доводится делать при движении по азимут ам), установите указатель у мушки на отсчет, равный желанному азимут у и отпустите тормозной рычаг магнитной стрелки.

6. Установите компас горизонтально и ориентируйте его так же, как при определении азимут а на объект. Посмотрите на местность через мушку и поищите какой-либо цель. Направление от точки вашего расположения на данный цель будет соответствовать заданному азимут у.

Видео по теме

Обратите внимание!
А?зимут (обозначается «Аз» либо «Az») - в геодезии угол между направлением на север (в Южном полушарии - на юг) и направлением на какой-нибудь удалённый предмет. Отсчитывается обыкновенно по часовой стрелке.

Полезный совет
Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-нибудь предмет местности и направлением на север. Дабы определить на местности данный азимут, нужно: установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута; повернуть компас так, дабы указатель визира находился впереди

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить. В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию. И так, что такое азимут?

Азимут - это угол, между направлением географического меридиана и направлением на любой удалённый обьект с точки наблюдения (обозначается как Аm). Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки. Азимуты могут быть прямыми и обратными. Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к передмету. Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°. Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°. Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке: Север - 0°(или 360°,если против часовой), Восток - 90°, Северо-восток - 45°, Юго-восток - 135°, Юг - 180°, Юго-запад - 225°, Запад - 270°, Северо-запад - 315°.

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс. Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли. Чтобы не возникло путаницы в расчётах, нужно знать, что любая карта, сориентирована на географический полюс, а стрелка компаса указывает на магнитный полюс. Разница между ними составляет несколько градусов, этот угол называется, Магнитным склонением. Магнитное склонение, может быть Восточным,стрелка компаса отклоняется к востоку от истинного (географического) меридиана и обозначается "+". Или Западным, отклонение стрелки на запад и обозначение "-". Эту разницу нужно обязательно учитывать, при переносе азимута полученного на карте (истинный азимут) на азимут по которому вы будете идти, с помощью компаса (магнитный азимут). При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить. Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе (циферблат компаса). Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное преспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить. Отмечаем около какой цифры на лимбе, остановился указатель-треугольник, совмещаем в одну линию, предмет, мушку и целик, получившийся угол между, стрелкой компаса и предметом ориентирования и будет искомый азимут.

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложеного маршрута, по азимутам. Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначеному ориентиру (обьекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности. И так, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями (пример на рисунке) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута. После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка. Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченым маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления. Затем, не меняя оринтировки карты, прикладываем компас, на первую линию маршрута, так чтобы направление Север - Юг совпало с прочерченым направлением, при этом Север должен быть направлен в сторону движения. После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученое число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления. Для примера (на рисунке) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута. Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов (средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200: 1,5=800 пар шагов. Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

При движении по азимутам, на местности, могут встречатся всякого рода препятствия (лесные завалы, болота, озёра и тп) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки. Рассмотрим два способа, обхода препятствий, 1 когда противоположная сторона препятствия видна (рис. а), 2 когда противоположная сторона препятствия не видна (рис. б). В первом случае, всё просто: замечаем ориентир по направлению движения, на противоположной стороне препятствия, и не теряя его из вида, обходим препятствие, продолжаем движение по запланированному маршруту, от ориентира, который использовали при обходе (рис. а). Второй случай сложнее, действуем следующим образом, пример: (рис. б) допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием было пройдено 340 пар шагов. После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия (от точки А до точки В), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденое расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут (на рисунке обратный азимут равен 140°) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченому маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет расчитать расстояние пройденого пути, при обратном движении по тем же азимутам.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, (пример на рисунке, мост), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.

Азимут — горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северного направления меридиана до направления на ориентир или до направления движения. Измеряется азимут в градусах от 0º до 360º.

Движение по азимуту предусматривает умение выдержать направление движения с помощью компаса и выход в намеченную точку.

Азимут определяется по карте или на местности после выбора направления движения или ориентира. Если маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления азимут определяется для каждого отрезка.

Азимут может быть истинным или магнитным , в зависимости от того от истинного или магнитного меридиана он отсчитывается.

Направления истинного и магнитного меридиана не совпадают, поскольку магнитный и географический полюсы находятся в разных точках. Угол между этими меридианами называется магнитным склонением.

Рис.2 Магнитное склонение и азимут

На компасе магнитное склонение выглядит как отклонение магнитной стрелки на определенный угол от истинного меридиана влево (западное магнитное склонение — принято считать отрицательным) или вправо (восточное магнитное склонение — принято считать положительным).

Если мы, поворачивая компас, совместим стрелку с северным направлением и измерим азимут — он будет магнитным.

Для определения истинного азимута необходимо от полученного значения отнять значение магнитного склонения, если оно западное , или прибавить , если оно восточное. Магнитное склонение указывается на карте. Если на карте нет — определяется по справочнику.

Азимут. Личный опыт.

На практике , при движении по азимуту, обращаясь к компасу, проще установить его (компас) так, чтобы стрелка указывала магнитное склонение. Тогда угол между северным направлением и направлением движения будет указывать истинный азимут (см Рис.2). При этом отпадает необходимость при прокладке маршрута для движения по азимуту по карте высчитывать и указывать поправку на магнитный азимут, так как она будет учитываться при каждом обращении к компасу.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту . Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти, скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: