Кадастровый учет при уточнении границ земельного участка. Правила и особенности уточнения границ земельного участка. Порядок проведения уточнения границ земельных участков

Границы участков уточняются в процессе межевания. Это процедура, которая проводится кадастровым инженером, а затем данные передаются для систематизации и учета в Росреестр.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимость проведения таких работ, как уточнение границ земельного участка обуславливается серьезными причинами. Это связано с тем, что мероприятия, относящиеся к межеванию, очень недешевы.

Они могут быть как комплексными, так и индивидуальными. Первые вызваны государственной необходимостью, введением новых законов и могут быть частично или полностью оплачиваться из бюджета. Вторые - личными проблемами, чаще всего с соседями по участку, когда границы переносятся в результате судебных процессов. Такие уточнения оплачиваются за счет владельцев земельных участков (ЗУ).

Что это такое?

Все работы по уточнению границ участка связаны с . Межевание проводится с целью определения точных характеристик территории.

Вторая цель - кадастровый учет всех объектов недвижимости, которые расположены в РФ.

Таким образом, уточнение границ ранее учтенного земельного участка имеет следующие характеристики:

  • определение поворотных точек территории;
  • установление местоположения относительно других объектов;
  • уточнение общей площади земельного участка;
  • внешний вид, конфигурация участка.

Результаты кадастровых работ являются основанием для оформления права собственности на надел и всей документации, с ней связанной.

Поэтому такая процедура важна и лично для владельца надела, и для государственного кадастрового учета, где ошибки очень нежелательны.

Когда нужно проводить?

Работы по уточнению проводятся по нескольким причинам, одни субъективны и связаны с изменениями внутреннего порядка, другие - с изменениями в законодательстве.

Причины могут быть следующими:

  1. Для . Для приобретения надела в собственность обязательно уточняются границы ЗУ, и проводится работы по межеванию. Документы в электронном и бумажном вариантах подаются в Росреестр, после чего участок числится поставленным на кадастровый учет, что служит основанием для выдачи Свидетельства о праве собственности.
  2. Трудности по совершению сделок как с наделом, так и с объектами недвижимости, расположенными на нем. Если участок не поставлен на учет в органы государственного кадастра, то его невозможно продать, подарить или обменять, то есть распоряжаться. Также могут возникнуть трудности по продаже дома, расположенного на неоформленном ЗУ.
  3. Проводить работы по межеванию следует до начала возведения дома. При оформлении документации для разрешения строительных работ следует вызвать кадастрового инженера для уточнения границ и учета ЗУ.
  4. Споры с соседями относительно прохождения границ. Не секрет, что очень многие дела в суде рассматриваются именно по тяжбам между соседями из-за того, что кто-то незаконно прирезал себе лишние метры площади. Особенно часто это случалось в садовых товариществах. Хотя при межевании должны присутствовать соседи, ошибки попадали в документы даже в этом случае.
  5. Ошибки кадастрового инженера. Если такое случается, то процедура межевания признается судом недействительной. Если у инженера накапливается достаточно подобных ошибок, то он может лишиться как работы, так и квалификационного аттестата.

Если землеустроительные работы проводятся в масштабах всей страны, что, к примеру связано с принятием нового Земельного кодекса, то заказчиком межевых работ становится государство в лице органов местного самоуправления. Оплата происходит также из местных бюджетов.

Законодательная база

Проблема уточнения границ участка регулируется, в основном, двумя нормативными актами.

Федеральный закон от 2015 года «О госрегистрации недвижимости» регулирует взаимоотношения хозяин-недвижимость.

Право собственности подтверждается лишь при наличии документации на земельный участок. Если такие сведения отсутствуют, то его границы определяются по давности (15 и более лет) и по естественным и искусственным объектам, помогающим найти точное местоположение ЗУ.

Вторым документом является ФЗ РФ «О кадастровый деятельности», который вступил в силу после изменений и дополнений в 2019 году. В статье 42 говорится об особенностях и спорных моментах, которые могут возникнуть при уточнении границ.

При возникновении вопросов по пролеганию границы, ее местоположение определяется при помощи владельцев смежных участков и кадастрового инженера, с которым заключается договор подряда.

Уточнение границ земельного участка

Вы можете приобрести участок только в том случае, если он оформлен в собственность. Иначе, когда не знаешь точных технических характеристик и границ, можно купить кота в мешке.

Только урегулировав этот вопрос посредством межевания, поставив участок на учет, можно быть точно уверенным в том, что приобретаешь.

Существует следующие основания для уточнения границ:

  • приобретение ЗУ;
  • конфликтные ситуации;
  • судебные иски;
  • ошибки.

Иногда ситуация с участком складывается так, что он находится в неоформленном владении сразу нескольких лиц. После процедуры регистрации его можно разделить.

Каждый из получившихся участков можно сдать в аренду, продать, подарить. Словом, собственник будет иметь реальное право распоряжаться своим участком.

Ранее учтенного

Для того, чтобы понять, что такое ранее учтенные ЗУ, нужно разобраться, что такое «учтенные» участки. Учтенные - это наделы, которые поставлены на кадастровый учет, содержатся в госкадастре и отображаются на кадастровой карте. На них получены соответствующие статусу документы.

Временной границей между учтенными и ранее учтенными является начало марта 2008 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О госрегистрации недвижимости».

С того времени в массовом порядке выполнялась постановка на кадастровый учет ЗУ.Ранее учтенный - это участок не прошедший такую процедуру. Но данные о таких наделах сохранились.

В кадастре данные о них содержатся со специальной пометкой, которая означает, что границы очерчены не точно. Чтобы четко выстроить координаты, необходимо провести межевые работы. Специфика составления планов и схем такова, что это невозможно сделать без специалиста с соответствующей аккредитацией.

С увеличением площади

Согласно ФЗ РФ «О госкадастре недвижимости» есть несколько способов увеличения площади ЗУ:

  • , которые находятся в собственности у одного человека;
  • расширение участка;
  • уточнение границ.

Если увеличение происходит, потому что два и более участка объединяются, то препятствий к этому нет никаких. Общий участок ставится на учет как единый, собственник получает соответствующий документ.

Расширить участок за счет государственной земли можно только в тех случаях, когда его размеры не достигают минимальной нормы. Для ИЖС она составляет 6 соток, для ЛПХ - 10 соток. Еще одно условие присоединения недостающих метров - нельзя затрагивать интересы других собственников. Например, невозможно получить прирезать землю за счет проезда к соседним участкам и т. д.

Если минимальный размер участка не установлен, то «прирезки» не должны быть больше 10% площади имеющегося участка. При соблюдении всех условий надел может быть увеличен и поставлен на кадастровый учет.

С уменьшением площади

Уменьшение площади связано чаще всего с двумя нюансами. Во-первых, человеческий фактор. Расчеты в документах могут заноситься с ошибками. Эти искажения могут быть ошибкой кадастрового инженера или сотрудника Госкадастра, который ставит участок на учет. Такие ошибки исправляются либо при помощи повторного межевания, либо при помощи предъявления в Росреестр «правильных» документов.

Уменьшение площади участка может произойти из-за неправомерных действий соседа, который провел самовольно границу и добился при помощи суда ее внесения в государственный кадастр. В этом случае нужно подавать в суд и на основании судебного решения оформлять документы заново.

Не поставленного на кадастровый учет

В отличие от ранее учтенного, участок может быть вообще не поставлен на учет. Это бывает в случаях, когда гражданин не собирается продавать, менять или дарить свой участок. Такие ЗУ могут находиться в праве. У хозяина нет необходимого мотива для постановки на учет. Он и так владеет участком, к тому же не платит налог с недвижимости.

К тому же процедура межевания, а затем и требует дополнительных средств. Их может не быть.

Но с другой стороны - право пожизненного наследуемого владения неполноценно с точки зрения закона, потому что сохранилось с советских времен. Земля находится в собственности государства, а владелец лишь пользуется землей.

Ни продать, ни подарить такой участок невозможно. Чтобы законным образом уточнить его границы, нужно пройти процедуру межевания и . Основанием местоположения границ должны быть документы, выданные местной администрацией согласно прежнему Земельному кодексу.

Порядок действий

С 2011 года появились новые правила определения границ. До этого они описывались условно. Для того, чтобы решить любую проблему по уточнению границ нужно обратиться в специальную фирму, объединяющую кадастровых инженеров. Это профессия появилась сравнительно недавно, в начале 2011 года.

В ней объединяются навыки геодезистов, которые проводили кадастровый учет ранее, квалификация землеустроителя и юридические знания.

Кадастровые инженеры имеют квалификационный аттестат, который позволяет осуществлять деятельность, связанную с проведением замеров и подготовкой документов для определения статуса участка.

Какие документы потребуются?

Кадастровому инженеру нужно предъявить следующие документы (в зависимости от тех прав, которые у вас имеются на землю):

  1. Заявление в компанию кадастровых инженеров.
  2. Паспорт. Если от имени собственника действует поручитель, то кроме его паспорта, нужна нотариально заверенная доверенность.
  3. Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН. Эти документы предоставляются в том случае, если владельцы уже вступили в право собственности и им требуется уточнить границы.
  4. на землю, если есть.
  5. Любая правоустанавливающая документация.

Обратиться за предоставлением услуги межевания могут как собственники земельного участка, так и его владельцы, имеющие право пожизненного наследуемого владения. Уточнять границы участка имеют право также арендаторы.

Сроки

Сроки зависят от нескольких обстоятельств, но в целом составляют не менее двух недель и не больше месяца.

Они зависят от следующих критериев:

  • отдаленности объекта недвижимости, чем дальше от компании, тем уйдет больше времени;
  • наличие/отсутствие документации;
  • геодезические свойства и особенности рельефа;
  • площадь ЗУ.

Чем больше особенностей участка, тем больше времени займет установление границ. Это же касается документов. При отсутствии документов и необходимости их восстанавливать и делать соответствующие запросы, время увеличивается.

Стоимость

Стоимость зависит от нескольких обстоятельств. Регион и местоположение участка может как удешевить, так и увеличить стоимость.

Под уточнением границ земельного участка следует понимать проведение межевания на ранее учтенном наделе, зарегистрированном в едином государственном реестре недвижимости.

При проведении уточнения границ кадастровый инженер определяет межи надела непосредственно на местности .

Результатом является составление стандартного .

Уточнение производится в следующих случаях:

  1. надела не были точно определены . В таком случае в в графе «Особые отметки» стоит пометка примерно следующего содержания «Границы надела не были определены в соответствии с законодательством». Такой участок можно продать, подарить, оставить в наследство и т.д. Однако чтобы построить здесь дом (любое другое капитальное строение) и зарегистрировать его, необходимо уточнить границы надела и зарегистрировать такое уточнение в ЕГРН.
  2. Границы надела были определены неверно . При проведении первоначального межевания кадастровый инженер мог с установлением границ. Чтобы , необходимо заказать уточнение межей.

При составлении градостроительного плана населенного пункта, власти проводят градостроительное межевание.

Имеющаяся земля делится сначала на кадастровые кварталы (каждый квартал объединен общим видом разрешенного использования земли), а кадастровые кварталы делятся на обособленные участки.

Такая ситуация возможна в следующих случаях :

  1. При создании нового участка из земель государственной (муниципальной) собственности.
  2. При выделении одной доли из прежде целого участка.
  3. При объединении нескольких участков в один надел.
  4. При разделе участка на несколько обособленных наделов.

В любом из этих случаев заказывается не уточнение границ, а именно межевание. Также межевание заказывается при необходимости перераспределить ранее установленные границы нескольких наделов.

Сам процесс межевания включает в себя следующие этапы :

  1. Заключение договора с о проведении работ.
  2. Уведомление заинтересованных лиц о скором проведении работ по установлению границ. Уведомляются владельцы соседних участков, а также представители местной администрации.
  3. Проведение работ на местности. При этом используются высокоточные спутниковые технологии, что позволяет минимизировать риск .
  4. Оформление результатов и выдача . На основании межевого плана можно получить кадастровый паспорт участка.

Подробней о межевании читайте в статьях тематической .

Что такое уточнение границ

Проведение уточнения границ возможно только по отношению к ранее учтенному участку , то есть, тому участку, который ранее был зарегистрирован в ЕГРН (ГКН).

Самый простой способ узнать, был ли участок ранее поставлен на – публичная кадастровая карта Росреестра, где есть сведения обо всех зарегистрированных участках РФ.

Для этого необходимо знать хотя бы один из нижеприведенных пунктов :

  1. земельного участка.
  2. Условный номер ЗУ.
  3. Ранее присвоенный номер ЗУ.
  4. Точный адрес.

Если земля поставлена на , сервис тут же выдаст всю информацию, имеющуюся по этому участку.

Сама процедура уточнения границ проводится по аналогии с полноценным межеванием : владелец ЗУ заключает договор с кадастровым инженером, тот оповещает всех заинтересованных лиц, проводит уточнение границ на местности и оформляет результаты через создание межевого плана.

Часто во время проведения уточнения, границы участка переносятся, так как установленный забор не соответствует реальным межам участка. Все это может привести , которые будут не согласны с переносом забора.

Здесь есть 2 пути решения:

  1. Досудебное урегулирование. Если сосед не признает вновь установленных границ можно попробовать договориться за общие средства заказать землеустроительную экспертизу, которая установит точные смежные границы.
  2. Судебное урегулирование. Если сосед на контакт не идет и отказывается переносить свой забор, необходимо подавать иск в суд. При необходимости будет назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая и определит точные границы. При этом проигравшая сторона вынуждена будет погасить все судебные издержки, в том числе и оплатить расходы на проведение экспертизы.

Может ли измениться площадь или конфигурация надела

До 2001 года при образовании новых земельных наделов процедура межевания не проводилась, а значит, площадь таких земельных участков указывалась примерно.

В свою очередь, главная задача уточнения границ заключается не в том, чтобы утвердить установленные на местности границы надела, а в том, чтобы определить реальные границы и конфигурацию земельного участка.

Это означает, что при уточнении границ изменение размера земельного участка может произойти изменение в обе стороны :

  • Подпункт 30 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может произойти уменьшение более чем на 10% от площади , указанной в документах. То есть, если в кадастровом паспорте было указано, что площадь ЗУ составляет 20 соток, то после проведения межевания она не может быть менее 18 соток.
  • Подпункт 32 пункта 1 ФЗ № 218 определил, что площадь межуемого участка не может быть более чем на одну минимальную площадь конкретного вида участка, принятую в регионе. То есть, если местным нормативно-правовым актом установлено, что участка под не может быть менее 3 соток, то межуемый участок ИЖС не может быть увеличен более чем на эти же 3 сотки.

Если местным НПА не установлена минимальная площадь конкретного вида участка, для межуемого надела увеличение не может быть более чем на 10% от своей прежней площади.

Судебные споры о смежных границах

При возникновении судебного спора о смежных границах между несколькими участками, расстоянии от границы до забора, проведение межевания (уточнения границ, землеустроительной экспертизы) – неизбежно.

Суд в обязательном порядке будет принимать в учет итоговое заключение кадастрового инженера . А в случае, если до обращения в суд уточнение границ не производилось, будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.

При этом суд не просто доверяет заключению кадастрового инженера, а проверяет правильность проведенного им межевания.

Так, по состоянию на 2018 год при уточнении границ кадастровому инженеру необходимо использовать высокоточное спутниковое оборудование.

Такое оборудование позволяет определить месторасположение границ и координат участка () с точностью буквально до нескольких сантиметров.

В судебной практике известен случай, когда Верховный суд РФ отменил результаты проведенного межевания из-за того, что кадастровый инженер определил границы участка исходя из забора, который уже был установлен на местности.

Заключение

Уточнение границ земельного участка отличается от межевания лишь тем, что выполняется в отношении уже ранее учтенных (зарегистрированных) земельных наделов. В остальном же процедуры абсолютно идентичны. Главная задача уточнения границ – определить реальные межи участка.

Это может понадобиться сразу в нескольких случаях :

  • В целях исправления кадастровой ;
  • Для решения споров с соседями о смежных границах;
  • Для внесения сведений о границах участка в ЕГРН.

Однако владельцы зарегистрированных участков проводить уточнение границ. По своему усмотрению они совершать с наделом любые операции: продавать, дарить, оставлять предметом залога и т.д.

Вконтакте

Ранее учтенные объекты недвижимости (Статья 45 ФЗ о кадастре):

Или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу ФЗ о кадастре или в переходный период его применения с учетом особенностей, определенных статьей 43

- государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

- государственный кадастровый учет которых не осуществлен , но права на которые возникли до дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены.

C т. 47 п. 6 . Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся , но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Неверный способ защиты нарушенного права : Требование о признании земельных участков ранее учтенными

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости , принятого на основании пунктов 19, 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. При этом решения об отказе были приняты органом кадастрового учета по результатам рассмотрения поступивших документов, а именно заявления и выписки из похозяйственной книги, оформленной не в соответствии с формой , утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 N 146 (утратил силу 26.05.2012, далее - Приказ N 146).

Так, в выписке из похозяйственной книги в качестве правообладателя земельного участка было указано лицо, умершее к моменту выдачи выписки и не обладающее правоспособностью в соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению органа кадастрового учета, указанный документ незаконно наделяет умершее лицо правом, которым он фактически не может обладать. При этом из содержания выписки не следует возможность ее выдачи в отношении умершего правообладателя. На этом основании данный документ, по мнению органа кадастрового учета, не может рассматриваться как устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок. Кроме того, в выписке не были заполнены такие обязательные поля выписки, как место рождения, документ, удостоверяющий личность, право, на котором предоставлен земельный участок, и его назначение.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке не имеется, поскольку представленная выписка из похозяйственной книги не соответствует форме, утвержденной Приказом N 146. Также выписка не свидетельствует о зарегистрированном ранее праве лица, которое обращалось с заявлением в орган кадастрового учета, поэтому оспариваемое решение об отказе права и законные интересы заявителя не нарушает.

В России фактические границы многих земельных участков не совпадают с указанными в документах, в ряде случаев в документах даже не зафиксирована точная площадь земель. Это провоцирует множество сложных ситуаций, включая споры с соседями и неправильное начисление налогов. В этой статье мы подробно расскажем, как и зачем проводить уточнение границ земельного участка. Также мы поясним, какие для этого потребуются документы и сколько стоит процедура.

Почему понадобилось проводить уточнение границ земельного участка

Ранее данные о землях, находящихся в собственности физических и юридических лиц, хранились в муниципалитетах. Там они были представлены в описательной форме. Теперь сведения обо всех участках перешли на хранение в Росреестр. Они наносятся на кадастровые карты в виде координат точек поворота границ земель в местной системе координат. Их точность варьируется в пределах 0,1-0,2 м.

Отныне все собственники земельных участков – и граждане, и организации – должны ставить их на кадастровый учет (как поставить земельный участок на кадастровый учет, узнайте в статье ). Поэтому экспертиза границ земельного участка стала обязательной в случаях, когда они четко не определены. Это следующие ситуации:

  • отсутствуют сведения о координатах местоположения и границах участка;
  • земля не поставлена на учет в Росреестр;
  • координаты определены неточно или их точность ниже нормативной;
  • координаты не дают точно установить местоположение указанных точек;
  • одной точке присвоено несколько разных координат.

Иные ситуации, при которых необходимо уточнять границы участка

Есть и ряд других случаев, когда требуется проверка границ земельного участка:

Дополнительно

Уточнение границ земельных участков позволит выявить факты самовольного захвата земель, за что по закону положен штраф. Вступивший в силу с 1 января 2015 года ФЗ от 21 июля 2014 № 234 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует осуществление земельного надзора на всех уровнях. Выявленные случаи самовольного занятия земли будут караться штрафом от 500 до 1000 рублей.

  1. Покупка земли, находящейся в статусе «ранее учтенной». Это ситуация, при которой участок был поставлен на кадастровый учет, но информация о его местоположении приблизительная. Если не уточнить границы, могут возникнуть проблемы при последующих операциях с землей – при строительстве дома на ней, при ее продаже, дарении, завещании.
  2. Возникновение споров с соседями по поводу того, кому принадлежит какая-либо часть участка. Если появляются подозрения, что определенные лица присвоили себе часть земли, государство или гражданин вправе подать судебный иск. На его основе будет вынесено предписание об уточнении границ смежных участков.
  3. Проведение мероприятий по землеустройству.
  4. Неточности в кадастровой документации, ошибки инженера, который проводил работы. В таком случае запускается процедура признания межевания недействительным. Потом проводят повторные замеры участка.

Принудительное определение границ участка вправе потребовать государство путем подачи иска или вынесения соответствующего судебного решения. Инициативу могут проявить также собственники земли и другие заинтересованные лица.

Имеет ли смысл самому проводить данную процедуру

Теоретически собственники земли могут самостоятельно уточнить ее границы, отмерив рулеткой расстояние от границ соседского участка. У этого метода есть существенный минус. При возникновении споров с соседями у человека не будет никаких подтверждающих документов.

Самостоятельные замеры, даже при условии их фиксации, не имеют юридической силы. Любые работы по землеустройству и уточнению границ участков могут проводить только кадастровые инженеры. Поэтому оптимальное решение в данном случае – вызов специалиста.

Как проходит процедура

Уточнение границ земельного участка – это установленная законом процедура, которая проводится в несколько этапов:

Подеревная съемка

В случае, когда на участке растут деревья, и собственник хочет их сохранить, ему придется заказывать подеревную съемку (каждое дерево будет отображено на схеме). Поскольку этот процесс довольно трудоемкий, то и стоимость его гораздо выше, чем обычные работы кадастрового инженера (от 15 тысяч рублей и более, в зависимости от размера участка и количества деревьев).

  1. Сбор пакета документов. Их необходимо подать в органы землеустройства вместе с квитанцией об оплате услуги и заявлением.
  2. Заключение договора на оказание услуги.
  3. Запрос данных о земельном участке.
  4. Проведение геодезических работ кадастровым инженером. Специалист производит съемку объектов, измеряет площадь, уточняет границы участка и определяет характерные точки. Подробнее о том, как происходит межевание земельного участка, читайте .
  5. Обработка полученных данных.
  6. Создание межевого плана на основе сведений, полученных по результатам геодезических работ.
  7. Согласование уточненных границ участка с соседями.
  8. Принятие окончательного решения и внесение изменений в кадастровую документацию. Потом проект изучают инженеры кадастровой палаты. Специалисты сравнивают первоначальные сведения и те, которые были получены в ходе съемки местности. Если выявляются ошибки и недочеты, в план вносятся поправки.
  9. Выдача итогового документа.

Список необходимых документов для уточнения границ участка

Для проведения процедуры потребуется подготовить пакет документов, который включает:

  • свидетельство о собственности на земельный участок;
  • общий план застройки территории;
  • (если есть);
  • квитанция об оплате услуги;
  • письменное заявление.

Об уточнении границ земельного участка смотрите в следующем видео

Ориентировочные стоимость и сроки процедуры

Сумма, в которую собственникам обходится экспертиза границ земельного участка, в среднем составляет 3 000 – 6 000 рублей. На окончательную стоимость процедуры влияют 2 фактора:

  1. Площадь земельного участка (чем она больше, тем выше расценки на проведение съемки).
  2. Регион местонахождения участка.

Обычно расчет ведется по соткам. Если в данном регионе цена за 1 сотку составляет 500 рублей, а площадь участка – 6 соток, то итоговая стоимость съемки составит 3 000 рублей. Оплата всегда производится перед началом работ по реквизитам, предоставленным кадастровой палатой. Участие в одной из госпрограмм, связанных с землеустройством, помогает существенно снизить затраты.

Раз в год органами местного самоуправления проводятся работы по массовому уточнению границ земельных участков. То есть заказчик в данном случае – государство, оно же и оплачивает работу кадастровых инженеров. Такие работы проводятся в местах массового скопления земельных участков, у которых нет четко определенных границ.

На итоговую стоимость процедуры влияет и то, поставлен ли участок на кадастровый учет. Если нет, владельцу приходится оплачивать дополнительные работы по землеустройству и постановке земли на учет.

Работы по уточнению границ земель занимают порядка трех месяцев. Соседей рекомендуется предупреждать об этом заранее, поскольку на определенном этап процедуру придется согласовывать с ними.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях к статье



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: