Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам. Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 7 129 федеральный закон о юридических лицах

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

(пп. "и" в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; (пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

с) сведения о банковских счетах юридического лица.

(пп. "с" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

(пп. "н" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

(пп. "о" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

(пп. "п" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

р) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

(пп. "р" введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

(п. 2 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются Правительством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

4. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения, указанные в подпункте "м" пункта 1 и подпункте "м" пункта 2 настоящей статьи, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения, указанные в подпункте "р" пункта 1 и подпункте "п" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Сведения, указанные в подпункте "с" пункта 1 и подпункте "р" пункта 2 настоящей статьи, представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

5. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о" - "с", и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м" - "р", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

6. В регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

выписки из соответствующего государственного реестра;

копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

4. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.

5. Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сведения о его месте жительства.

6. По представленному непосредственно в регистрирующий орган запросу любого физического лица, предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственных реестрах сведения о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

7. Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.

Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

3. Средства, получаемые в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров.

Глава III. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Абзацы девятый и десятый исключены. - Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ИХ СОЗДАНИИ

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

2. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

СОЗДАВАЕМЫХ ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

(пп. "г" в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

2. В случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона.

Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

3. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

4. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ,

ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,

И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ,

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в

Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

(п. 3 введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Глава IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Переходные положения

1. Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

2. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие с 1 июля 2002 года, за исключением пункта 2 настоящей статьи, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Правительству Российской Федерации со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до его введения в действие принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Занятие любым бизнесом строго регламентировано в РФ. И юридические, и физические лица имеют определённый порядок регистрации, ликвидации, а также правила функционирования и оплаты налогов. Подавляющее большинство положений, определяющих создание бизнеса и его деятельность, прописано в ФЗ о государственной регистрации ИП и юридических лиц. Из каких глав состоит этот закон и о чём конкретно в них говорится? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно провести анализ данного законодательного акта.

В 2019 году в Федеральном своде данный закон (далее ФЗ) закреплён за номером 129, а его последняя редакция была проведена 08.08.2001.

В главе 1 ФЗ содержатся сведения о (об):

  • отношениях, которые возникают в момент госрегистрации юридических или физических лиц (статья 1);
  • госоргане, который производит регистрацию юрлиц и ИП (статья 2);
  • размере госпошлины, которую необходимо заплатить при регистрации (статья 3).

Статья 1 проводит чёткие границы между понятиями, относящимися к госрегистрации различных форм предпринимательской деятельности.

В главе 2 подробно описываются все аспекты, связанные с различными госреестрами, в которые вносится информация об индивидуальных предпринимателях.

Среди этих реестров можно выделить:

  1. ЕГРИП.
  2. ЕГРЮЛ.

В первый вносится информация об ИП, во второй – о юридических лицах. Эти реестры являются федеральными ресурсами и доступ к их данным можно получить только с помощью специальных запросов. Распоряжаться информацией, содержащейся в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, никакое частное лицо не может.

ИП и юрлица всегда могут узнать, кто и когда интересовался данными о них. Для этого также нужно сделать запрос в ФНС в электронном или бумажном формате.

В госреестрах содержится информация о:

  • регистрации/реорганизации/ликвидации ИП или юрлиц;
  • их деятельности;
  • размере капитала (для юрлиц).

Важное значение имеет и то, что ЕГРИП и ЕГРЮЛ одновременно ведутся и на электронных, и на бумажных носителях. В случае несовпадения информации в сети и «на бумаге» приоритет отдаётся последнему типу носителей.

Главой 9 завершается ФЗ. Она содержит информацию о переходных положениях, касающихся данного закона, а также постановление о введении ФЗ о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в действие за подписью Президента России.

Главы 1 и 2 ФЗ N 129 определяют общие понятия о госрегистрации различных организационно-правовых форм (далее ОПФ), а также государственных реестрах, где содержится информация об ИП и юрлицах. Глава 9 выполняет больше бюрократическую функцию: вводит закон в действие.

Глава 3 содержит общие положения, описывающие процесс регистрации юридических и физических лиц:

  1. Срок.
  2. Место.
  3. Различные особенности.

Юрлица регистрируются по месту нахождения постояннодействующей исполнительной организации (или лица, уполномоченного выполнять аналогичные функции), а физические – по месту прописки.

Важно, что перечень документов, которые требуются для государственной регистрации юридических лиц и ИП, граждане могут подать как в бумажном виде (помогут консультанты Налоговой службы), так и онлайн через сайт ФНС.

В этом же пункте определяется круг граждан, которые могут зарегистрировать юрлицо.

Как только решение о госрегистрации вступило в силу, возникает основание для внесения соответствующей записи в один из госреестров (ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в зависимости от ОПФ).

Глава 4 содержит список бумаг, которые нужно предоставлять гражданам в исполнительный орган для оформления в качестве юридических лиц, а также устанавливает порядок их регистрации:

  • куда подавать документы;
  • сколько максимально может длиться регистрация.

Глава 5 описывает те же аспекты, что были затронуты в четвёртой. Разница лишь в том, что в предыдущем пункте речь шла о заново создаваемых юрлицах, а в данном – о юрлицах, создаваемых путём реорганизации.

Реорганизация – процесс ликвидации одного юрлица и создания другого на его базе.

В остальном в главе содержатся сведения, какие документы нужно подавать при внесении изменения в данные о юрлице, куда и в каком порядке это осуществляется.

Глава 7 регламентирует процесс ликвидации юридического лица:

  • как уведомить об этом соответствующие государственные органы;
  • какие бумаги при этом необходимо предоставить;
  • каков порядок исключения ликвидируемого юрлица из реестров.

Интересно, что регистрацию индивидуальных предпринимателей – весь процесс от сбора документов до их подачи и утверждения – описывает всего одна глава за номером 7.1.:

  1. Статья 22.1 регламентирует регистрацию ИП.
  2. Статья 22.2 устанавливает порядок внесения изменений об ИП в госреестр.
  3. Статья 22.3 описывает процесс ликвидации (прекращения деятельности) ИП.

Процесс госрегистрации ИП и юрлиц подробно описан в 3-7.1 главах ФЗ Т 129 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Нередко государство отказывает бизнесмену в регистрации ИП или юрлица на его имя. Это может произойти по ряду причин, которые описаны в статье 23 главы 8 рассматриваемого Федерального закона.

Среди причин, которые влекут за собой отказ в госрегистрации, выделяют:

  • подачу документов в неуполномоченный госорган;
  • предоставление необходимого пакета бумаг в ненадлежащем состоянии (неверно заполнены или предоставлены в неполном комплекте);
  • несоответствие наименования лица требованиям ФЗ (для юрлиц);
  • запрет на ведение предпринимательской деятельности данным гражданином (устанавливается судом).

Есть также и другие причины, по которым уполномоченный орган может отказать лицу в регистрации. Они прописаны в рассматриваемом законе.

При этом за несоблюдение установленного законом порядка ответственность могут понести обе стороны процесса: и заявитель, и орган, оформляющий регистрацию.

Санкции, накладываемые за нарушение требований ФЗ N 129, описаны в статьях 24 и 25 главы 8.

В ФЗ также есть глава 8.1, которая регламентирует обжалование решения о госрегистрации или об отказе в ней.

  1. О том, кто имеет право обратиться с обжалованием.
  2. О порядке обжалования решения.
  3. О порядке и сроках подачи жалобы.
  4. О том, какую форму должна иметь жалоба.
  5. О случаях, когда жалоба не рассматривается.
  6. О порядке рассмотрения жалобы.

Таким образом, ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП можно разделить на три структурные составляющие:

  1. Общие положения в данной юридической сфере (главы 1, 2, 9).
  2. Государственная регистрация предпринимателей (главы 3-7.1).
  3. Отказ в госрегистрации юрлиц и ИП (главы 8, 8.1).

Такое деление упрощает навигацию по положениям закона.

В главах 8 и 8.1 освещается вопрос отказа в государственной регистрации предпринимателей и порядке обжалования подобного решения.

1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.


Судебная практика по статье 25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ

    Решение от 3 декабря 2018 г. по делу № А66-2501/2018

    Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)

    10.2018г. до 10 час. 30 мин. 19.10.2018 г., которое продолжить в помещении суда по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д.23, каб. № 25 – 3 (5 этаж). Суд о перерыве объявил участвующим в деле лицам, а также разместил информацию на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб-адресу: http: //tver....

    Решение от 28 ноября 2018 г. по делу № А14-4502/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    По уважительной причине не участвовал в деятельности СХА «Ведуга»; неизвестным лицом был составлен список членов СХА «Ведуга» по состоянию на 30.07.2015 в количестве 25 человек, в том числе 14 членов, принимающих личное трудовое участие и 11 ассоциированных членов; истец и члены СХА «Ведуга» не извещались о проведении 30.07.2015 внеочередного...

    Решение от 7 ноября 2018 г. по делу № А07-22851/2018

    Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)

    61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 57 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с допущенными обществом нарушениями (предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений...

    Решение от 1 ноября 2018 г. по делу № А56-112462/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее. На основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу от 25 . 05.2017 № 93994А в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесены сведения об Обществе с адресом его места нахождения: 195067, Санкт-Петербург, пр. Пискарёвский, д. 40, ...

    Законодательство Российской Федерации

    Сборник основных федеральных законов РФ

    Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
    И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

    Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
    Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Государственные реестры

    Глава III. Порядок государственной регистрации

    Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

    Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

    Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

    (единый государственный реестр юридических лиц) о любых изменениях в своих учредительных документах. Таким образом, регистрация изменений - это одна из проблем, с которой может столкнуться каждый предприниматель.

    Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, осуществляется в следующих случаях:

    1. меняется состав участников общества с ограниченной ответственностью;
    2. меняется (в сторону увеличения или уменьшения) размер уставного капитала;
    3. меняется место нахождения юридического лица («юридический адрес»);
    4. меняется наименование организации;
    5. вносятся иные изменения/дополнения в учредительные документы.

    Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, производится в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

    В комплекс предоставляемых услуг по регистрации изменений ООО, связанных с внесением изменений в учредительные документы предприятия, входят:

    1. консультация по регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы предприятия;
    2. подготовка комплекта документов для регистрации изменений;
    3. подача комплекта документов в ИФНС для регистрация изменений;
    4. получение свидетельства о государственной регистрации изменений;
    5. получение выписки из ЕГРЮЛ.

    Срок выполнения заказа составляет 6 7 рабочих дней.

    • Копии учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор);
    • Копии паспортов всех участников и Генерального директора;

    Информация об изменениях, вносимых в учредительные документы, а также дополнительная информация, зависящая от состава вносимых изменений (данные на новых участников, нового директора, распределение Уставного капитала, новое наименование Общества и т.п.).

    Регистрация изменений, не вносимых в учредительные документы, осуществляется в следующих случаях:

    1. меняется Генеральный директор общества или его паспортные данные;
    2. меняются коды ОКВЭД.


    Стоимость услуг – от 4 000 руб

    Документы и сведения, необходимые для регистрации изменений, не вносимых в учредительные документы предприятия:

    1. Копия свидетельства о регистрации;
    2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
    3. Копия актуальной выписки из реестра ЕГРЮЛ;
    4. Копия паспорта Генерального директора.

    Информация об изменениях, не вносимых в учредительные документы (данные Генерального директора, новые коды ОКВЭД).

    Купля-продажа доли в ООО

    Порядок проведения сделки купли-продажи:

    1. в случае, если учредительные документы Общества не приведены в соответствие с законом 312-ФЗ , первым этапом проводится перерегистрация Общества;
    2. нотариальная сделка купли-продажи (согласно закону 312-ФЗ , такие сделки оформляются исключительно нотариально. При этом форму 14001 в ИФНС передает также нотариус), при этом обязательным условием является присутствие у нотариуса продавцов и покупателей доли. В случае, если продавец или покупатель доли состоит в браке, то требуется нотариально заверенное согласие супруга/супруги. В обратном случае составляется заявление об отсутствии брачных отношений.

    Срок выполнения заказа составляет 6-7 рабочих дней.
    Стоимость услуг – от 5 000 руб



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: