Реально ли существовали ассасины. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Многие любители компьютерных игр не могли пропустить такую игру, как «Assassin’s Creed». Первая серия игры вышла к концу 2007 года, а вот последняя – в октябре 2012. По сути игры мы понимаем, в чем сюжет: между двух «групп» идет долгая война (уже несколько веков подряд). В борьбе выступают ассасины и тамплиеры. В игре главный герой, имеющий предков из ассасинов, узнает, что было в прошлом его потомков и отправляется за спрятанными частицами Эдема, чтобы спасти мир от гибели.

Вместо того чтобы разделять жизнь на реальную и отдых (игры на компьютере) многие игроки настолько вживаются в своего героя, что начинают отчаянно искать ответ на вопрос, как стать ассасином! Правильно это или нет, решать вам, мы же считаем, что игры должны оставаться в компьютере, а не перевоплощаться в реальность. Для начала нам предстоит узнать многое о таинственном народе из «Assassin’s Creed».

Прежде, чем узнавать, как стать ассасином, необходимо понять, кто это такие, существовали ли они на самом деле, и стоит ли воплощать этот образ на себе. Итак, для начала вы должны знать, что ассасины и хашиши – это одно и тоже. По сути, ассасины в переводе – это те, кто употребляет хашиш. Название «ассасины» появилось достаточно давно (хотя всемирную известность получило в последние годы). На день сегодняшний, ассасины это те же исмаилиты-низариты.

Кто такие, в свою очередь, исмаилиты-низариты? Это люди, состоящие в опасной террористической группировке со Среднего Востока, которые постоянно используют наркотики, а так же являются безжалостными убийцами. Убивают исмаилиты-низариты на почве религиозной или политической неприязни. Многие уверяют, что они настоящие фанатичные убийцы, которых стоило бы отправить к психиатрам. С течением времени, со Средних веков до середины 14 века ассасины стали ассоциироваться с убийцами. Особенно если речь идет об европейский городах.

Как ясно можно понять, ассасины были наркоманами, и понятно, что именно они употребляли. Этим веществом они были одурманены настолько, что готовы убивать снова и снова. Многие уверяют, что мифы об ассасинах – это миф о том, как появился и распространился наркотик. Сами ассасины, как уверены многие, выдуманные персонажи. Но есть некоторые исторические факты, которые можно соотнести с историей об ассасинах.

Действительно, в крепости в Иране (Аламут) жили и правили люди, называемые сейчас старцами. Они состояли в секте исмаилитов, относящейся к Исламу. Никто и не скрывал в то время, что многие политические, а именно внешнеполитические проблемы эти правители решали через наемных убийц-смертников! В чем расходится история, а точнее не подтверждается, так это в использовании и применении на убийцах наркотиков.

Сейчас ассасинов воспринимают только как наемных убийц (а не одурманенных людей или убийц-смертников). Это наемные и совершенно безжалостные киллеры. По сути, сейчас любого киллера можно назвать ассасином: он скрывается и не выдает себя в реальной жизни, у него есть «работа», которую он выполняет, как это ни прискорбно и его всегда очень сложно найти, поймать и связать с цепочкой, ведущей к убийству.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Одежда ассасина.

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

Ассасинами (а точнее, «хашишийа» – «низшиe классы, чернь») средневековые исламские авторы пренебрежительно именовали сектантов – низаритов. Члены этой религиозной общины, появившейся в XI веке, считали легитимным имамом Абу Мансурa Низарa. Низариты подчинили своему влиянию несколько крепостей в горах Сирии и Ирана, первой и главной из которых была цитадель Аламут в 100 км к северо-западу от Тегерана.

Аламут был занят в 1090 году, что почти совпало с приходом крестоносцев на Ближний Восток (первый Крестовый поход начался в 1096-м). К этому периоду относятся первые дипломатические и военные столкновения низаритов и европейских рыцарей. В это же время в европейские языки вошло слово «ассасин», которое крестоносцы переняли от мусульман-суннитов. Европа узнала о культе ассасинов, их обрядах и быте, однако все сведения доходили до историографов в сильно искаженной форме. Приукрашенное описание обитателей Аламута и их лидера Рашида ад-Дин Синана можно найти, в частности, в сочинении известного путешественника Марко Поло. В стране Мулект в старину жил горный старец. Развел он большой сад в долине, между двух гор. Были там самые лучшие в свете плоды. Настроил он там самых лучших домов, самых красивых дворцов; они были золоченые. Самые красивые в свете жены и девы были тут; умели они играть на всех инструментах, петь и плясать. Приказывал старец вводить в этот рай юношей по четыре, по десяти, по двадцати, и вот как: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад; там их будили. Проснется юноша и, как увидит все то, что я вам описывал, и уверует, что находится в раю. Захочет старец послать куда-либо кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить юношей, когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются. ...выберет он из своих асасинов и, куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а коль сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал все, что мог; шел и исполнял все, что старец ему приказывал. Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе . Сектанты прибегали к убийству как к эффективному методу политического давления. Одной из жертв ассасинов был визирь Сельджукской империи Низам аль-Мульк, убитый по дороге из Исфахана в Багдад 14 октября 1092 года. Ассасин, переодетый нищенствующим монахом – дервишем, смог подобраться к паланкину визиря и нанести удар кинжалом.

Жертвами культистов становились и европейцы. 28 апреля 1192 года Конрад Монферратский, итальянский маркграф, возвращался в свой дом в Тире (территория Ливана) от друга – епископа Филиппа де Дрё. На дороге рыцаря дожидались двое переодетых низаритов. Убийство Конрада не было случайным: несколько дней спустя он должен был занять престол Иерусалимского королевства. Орден ассасинов потеряет свое влияние после монгольского завоевания в середине XIII века. Из доступных нам примеров следует, что ассасины использовали разнообразную маскировку, однако ничто не свидетельствует о том, что низариты прятали лица под капюшонами, как это делают персонажи фильма и серии игр Assassin’s Creed. Ткань, которая симметричными складками спадает на плечи Агилара – героя Майкла Фассбендера – результат работы художника по костюмам Сэмми Шелдон Диффер. Российская премьера «Кредо убийцы» состоится 5 января. На территории РФ фильм Джастина Курзеля представит киностудия 20th Century Fox .

    Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


  • Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ


Самой любимой дочери Мухаммада. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммадом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства. Отсюда пошло название шиитов - «ши’ат Али» («партия Али»).

Шииты, находившееся в меньшинстве, нередко подвергались гонениям со стороны суннитского правящего большинства, поэтому они были часто вынуждены находиться в подполье. Разрозненные шиитские общины были изолированы друг от друга, контакты между ними были сопряжены с величайшими сложностями, а нередко - и угрозой для жизни. Часто члены отдельных общин, находясь рядом, не подозревали о соседстве единоверцев-шиитов, так как принятая у них практика позволяла шиитам скрывать свои истинные взгляды . Вероятно, многовековой изолированностью и вынужденной замкнутостью можно объяснить большое количество самых разнообразных, порой чрезвычайно нелепых и безрассудных ответвлений в шиизме.

Шииты по своим убеждениям были имамитами, считавшими, что рано или поздно мир возглавит прямой потомок четвёртого халифа Али. Имамиты верили, что когда-нибудь воскреснет один из ранее живших законных имамов , чтобы восстановить попранную суннитами справедливость. Главное направление в шиизме основывалось на вере в то, что в качестве воскресшего имама выступит двенадцатый имам, Мухаммад Абуль-Касым (бен Аль-Хосан), появившийся в Багдаде в IX веке и бесследно исчезнувший в 12-летнем возрасте. Большая часть шиитов свято верила в то, что именно Абуль-Касым являлся «скрытым имамом», которому в будущем предстоит вернуться в человеческий мир в виде мессии-махди («скрытый имам»-спаситель). Последователи двенадцатого имама впоследствии стали называться «двунадесятниками» . Таких же взглядов придерживаются современные шииты.

Примерно по этому же принципу формировались и остальные ответвления в шиизме. «Пятиричники» - верили в культ пятого имама Зейда ибн Али, внука шиитского имама-мученика Хуссейна . В 740 году Зейд ибн Али поднял шиитское восстание против Омеядского халифа и погиб в бою, сражаясь в первых рядах повстанческой армии. Позднее пятиричники разделились на три мелких ответвления, признававших право имамата за теми или иными потомками Зейда ибн Али.

Параллельно с зейдидами (пятиричниками), в конце VIII века зародилось движение исмаилитов , впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире.

Ибн Саббах установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом он демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан , отменил на территории своего государства все законы шариата . За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т. п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать? На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию , которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну , с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а все-таки авторитарному духовному лидеру-вождю.

Сам Ибн Саббах подавал своим приближенным личный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если того требовало, бессердечно жесток. Он приказал казнить одного из своих сыновей лишь по подозрению в нарушении им установленных законов.

Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками . Хашшашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Ибн Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц Ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря случаю.

Во всех концах исламского мира по поручению Ибн Саббаха, рискуя собственными жизнями, действовали многочисленные проповедники его учения. В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашшашинов убили муэдзина , опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После казни его тело показательно проволокли по улицам Савы и на несколько дней вывесили труп на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашшашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя государства. Легенда гласит о том, что Ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!»

Не успел Ибн Саббах спуститься в свой дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью.

Небольшой отряд фанатиков-хашшашинов, получив благословение от своего духовного лидера, разбился на мелкие группы и двинулся в сторону столицы государства Сельджукидов. Ранним утром 10 октября 1092 года Бу Тахир Аррани каким-то способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись в зимнем саду, он терпеливо ожидал свою жертву, прижав к груди огромный нож, лезвие которого было предварительно смазано ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. За высокими, неприступными стенами дворца телохранители чувствовали себя слишком уверенно и охрана визиря воспринималась ими как не более чем ежедневная ритуальная повинность. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему, по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Стража подоспела слишком поздно. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани, но смерть Низама аль-Мулька стала символическим сигналом к штурму дворца. Хашшашины окружили и подожгли дворец визиря.

Смерть главного визиря государства Сельджукидов повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Ибн Саббаха к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительные материальные средства на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков , ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.

Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех происходящих событиях. Однако новые реалии требовали создания разведывательной организации качественно иного уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Хашшашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Имам - вождь исмаилитов - обожествлялся, преданность единоверцев Ибн Саббаху делала его непогрешимым; его слово было больше чем закон, его воля воспринималась как проявление божественного разума. Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, почитал выпавшую на него долю как проявление высочайшей милости Аллаха . Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи.

Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза , Бухары , Балха , Исфахана , Каира и Самарканда . Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми.

В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов -террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть замка, ему сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Одна из легенд гласит о том, что Ибн Саббах, будучи человеком разносторонним, имевшим доступ к разного рода знаниям, не отвергал чужого опыта, почитая его как желанное приобретение. Так, при отборе будущих террористов, он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств , в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холодном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды хашшашинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Владыки. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду… Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».

То же предание гласит о том, что хашшашины, силой отбив труп своего товарища, Бу Тахира Аррани, похоронили его по мусульманскому обряду . По приказу Ибн Саббаха на воротах крепости Аламут была приколочена бронзовая табличка, на которой было выгравировано имя Бу Тахира Аррани, а напротив него, имя его жертвы - главного визиря Низама аль-Мулька. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей , мулл , султанов, шахов , маркизов , герцогов и королей .

Хашшашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам , поскольку от хашшашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы», как называли Великого Владыку. Правда, в секте хашшашинов они не находили решения проблем социальной несправедливости, зато «Старец Горы» гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

Ибн Саббах придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов» . «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай» . Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем , отчего и пошло название ассасин. Как уже говорилось выше, на самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак . А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность. Итак, погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий , нашептывая будущему хашшашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в настоящем раю. С первого мига пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений.

Стоит заметить, что речь идет об XI веке , нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью.

«Старец Горы» объявил себя чуть ли не пророком. Для хашшашинов он был ставленником Аллаха на земле, глашатаем его священной воли. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда : «Рай покоится в тени сабель » . Таким образом, хашшашины не только не боялись смерти, но страстно её желали, ассоциируя её с долгожданным раем.

Вообще, Ибн Саббах был мастером фальсификации. Иногда он использовал не менее эффективный прием убеждения или, как сейчас называют, «промывания мозгов». В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу, было установлено большое медное блюдо с аккуратно вырезанной по центру окружностью. По приказу Ибн Саббаха, один из хашшашинов прятался в яме, просовывая голову через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны, благодаря искусному гриму , казалось, будто бы она отсечена. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Ибн Саббах и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на «непонятном, потустороннем языке» таинственные заклинания. После этого, «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить. Ибн Саббах и остальные присутствующие задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Ибн Саббаха отрубали голову и на следующий день выставляли её напоказ перед воротами Аламута.

Или другой эпизод: доподлинно известно, что у Ибн Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых хашшашинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Ибн Саббах якобы возносился на небеса. Каково же было удивление хашшашинов, когда на следующий день Ибн Саббах представал перед восхищенной толпой целым и невредимым.

Хашшашины и крестоносцы

К началу XII века относятся первые столкновения низаритов с крестоносцами. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана (1163-1193) в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин , производный от хашишин . Предполагается и другое происхождение слова - от арабского хасанийун , означающего «хасаниты», то есть последователи Хасана ибн Саббаха .

Мифы о низаритах

Ассасины и гашиш

Ассасины - фанатики-сектанты средневекового Востока, использовали индивидуальный террор как средство защиты своей религии. Легенда об ассасинах, распространившаяся в Европе в изложении венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254-1324), в общих чертах сводилась к следующему. В стране Мулект в старину жил горный старец Ала-один, устроивший в неком укромном месте роскошный сад по образу и подобию мусульманского рая. Юношей от двенадцати до двадцати лет он опаивал и в сонном состоянии переносил в этот сад, и они проводили там целый день, забавляясь с тамошними женами и девами, а к вечеру их снова опаивали и переносили обратно ко двору. После этого юноши были «готовы и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда… Захочет старец убить кого-нибудь из важных или вообще кого-нибудь, выберет он из своих ассасинов и куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а как сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал всё, что мог; шел и исполнял всё, что старец ему приказывал».

Марко Поло не конкретизирует название средства, которым опьяняли юношей; однако французские писатели-романтики середины XIX в. (см. Клуб ассасинов) были уверены, что это гашиш . Именно в таком ключе пересказывает легенду о горном старце граф Монте-Кристо в одноимённом романе Александра Дюма . По его словам, старец «приглашал избранных и угощал их, по словам Марко Поло, некоей травой, которая переносила их в эдем, где их ждали вечно цветущие растения, вечно спелые плоды, вечно юные девы. То, что эти счастливые юноши принимали за действительность, была мечта, но мечта такая сладостная, такая упоительная, такая страстная, что они продавали за неё душу и тело тому, кто её дарил им, повиновались ему, как богу, шли на край света убивать указанную им жертву и безропотно умирали мучительной смертью в надежде, что это лишь переход к той блаженной жизни, которую им сулила священная трава».

Таким образом была создана одна из ключевых легенд о гашише, существенно повлиявшая на его восприятие в западной культуре. Вплоть до 1960-х гг. психотропные препараты конопли воспринимались массовым сознанием как снадобье, дарящее райское блаженство, убивающее страх и возбуждающее агрессию (см. Анслингер , «Косяковое безумие »). И лишь после того как употребление этих препаратов стало массовым, романтический миф был развенчан, хотя его отголоски до сих пор кочуют по публикациям популярной прессы.

Интересно, что легенда об ассасинах имеет под собой солидную историческую основу. «Горные старцы» действительно правили в XI-XIII в. в иранской крепости Аламут; они принадлежали к исламской секте исмаилитов и решали свои внешнеполитические проблемы с помощью террористов-смертников. Однако о том, что в их подготовке применялся гашиш, нет никаких достоверных исторических свидетельств.

В популярной культуре

Художественная литература

Кинематограф

Видеоигры

  • Орден (Братство) ассасинов занимает центральное место в сюжете серии игр

8 954

Что мы знаем о таинственной средневековой секте ассасинов? Их история, как и сведения об их загадочном предводителе, покрыта густым слоем мифов, легенд и слухов, так что уже и не отличить правду от домысла. Само название секты — хашишины — любители гашиша, содержит легенду, переданную путешественником Марко Поло: в процессе подготовки убийц использовался этот наркотик, и будущий террорист переносился в райский сад, возвращение в который ему было обещано после выполнения задания.

В средневековой Европе репутация у хашишинов была сродни той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состоит в основном из персов, и в ней царит жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.

В это бурное время на политическую сцену ближне-восточно-каспийского региона выходит шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического ордена. Его сетевое государство охватывало отнюдь не соседствующие между собой земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана.

Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна. В течение трехсот лет секта Старца Горы по праву считалась главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их в своих дворцах.

Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Получил неплохое образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всей душой преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу.

Хасан стал исмаилитом в 20 с небольшим, после тяжелой болезни, и со временем утвердился в желании основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство. Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах немалого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис.

Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После чего он вернулся на родину, в Персию. До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличал тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности, человека для слияния с Божественностью и т. д., а участие в реальной политике. К этому его подталкивала и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечно войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.

В 1090 году, когда Хасан, в результате преследование египетскими властями сектантов, вернулся на земли Западной Персии, он обосновался в гористой местности неподалеку от южного побережья Каспийского моря. Он был уже весьма популярен и являлся вождем группировки исмаилитов-низаритов, которая позже получит широкую известность как орден хашишинов, или ассасинов.

Постепенно создается крепко спаянная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, которые несли свои идеи и, кроме того, занимались сбором разведывательной информации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы. Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения.

Проведя мониторинг удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, спрятавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя хитрость, ибн Саббах стал хозяином этой неприступной крепости.

Вначале он послал туда своих миссионеров. Когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Позже владения ассасинов пополнились рядом таких же укрепленных крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных землях Ливана и Сирии. Действовали проповедью — словом и увещеванием и, лишь когда это не помогало, прибегали к оружию. На руку хашишинам была и сложившаяся в регионе обстановка межцарствия и войн за престол в государстве Сельджукидов.

На кучку фанатиков из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год. Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого застал за распитием вина; второго сына он приказал казнить только лишь заподозрив в причастности к убийству проповедника.

Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Обретение знаний также весьма ценилось исмаилитским шейхом, его проповедники скупали по всему миру редкие книги и манускрипты, содержащие важную информацию из различных отраслей знаний.

В Аламут приглашались (или же доставлялись насильно) специалисты разных наук, среди которых бы инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь инновационному подходу система оборонных укреплений ассасинов не имела аналогов в свое время. Радикальная группировка исмаилитов-низаритов подверглась жестоким преследованиям и на репрессии ответила террором. Террористы-самоубийцы в концепции борьбы, созданной ибн Саббахом, появились позже.

В 1092 году, после казни лидера местных исмаилитов, обвиненного в убийстве муэдзина, по приказу Низама аль-Мулька, визиря сельджукского султана, шейх призвал к мести. Мстителей вызвался стать человек по имени Бу Тахир Аррани. Визиря он зарезал в его собственном дворце отравленным ножом. Убийца был убит охраной чиновника, но ассасины окружили и подожгли дворец визиря. По преданию, ассасины смогли отбить труп своего соратника и похоронить по мусульманскому обряду. В память об этом подвиге Хасан ибн Саббах приказал прибить на воротах крепости бронзовую доску с именем Бу Тахира Аррани, а рядом написали имя его жертвы. Позже доска пополнилась целым мартирологом имен, вмещавшим имена визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.

Однако вернемся к началу эпохи террора ассасинов. Их первый теракт имел эффект взорвавшейся бомбы и настолько шокировал исламский мир, что убедил Старца Горы в эффективности такой технологии. Вместо создания и содержания большой регулярной армии, требовавшей больших затрат, было решено использовать убийц-смертников, что являлось экономически гораздо более оправданным.

Параллельно создавалась широкая агентурная сеть из множества проповедников, в том числе имевших доступ к вершинам власти в государствах региона, для чего осуществлялась вербовка, в том числе высоких чинов. Так шейх становится весьма информированным обо всех планах своих недругов, таких как правители Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Был налажен целый конвейер по подготовке убийц-террористов, для которых смерть была безразлична. Такая своеобразная диверсионная школа была создана в главной крепости ассасинов, Аламуте. В ней использовался разносторонний опыт, в том числе и экзотический для исламского востока опыт китайской школы боевых искусств.

Из двухсот человек, желающих стать террористами ибн Саббаха, отбирались самое большее пять — десять человек. Туда попадали физически крепкие мужчины, в идеальном варианте — сироты. Завербованные в организацию боевики разрывали связи с семьей и поступали в полное распоряжение вождя. В Аламуте они проводили время в физических тренировках и идеологической обработке. Террористов Средневековья учили обращаться со всеми видами оружия — стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и использовать приемы рукопашного боя, а также применению ядов. Бойцов обучали языку и обычаям той страны, где им предстояло работать, а шейх отправлял убийц из своей горной резиденции во все нужные стороны света, приучая властителей целых государств к мысли, что от не отгородиться невозможно ни в крепости, ни во дворце.

Также их учили актерскому искусству и изменению имиджа. Это было важно, ведь ассасинам предстояло смешаться с местным населением, в ходе подготовки убийства играть роли бродячих цирковых артистов врачей, монахов-христиан или мусульман-дервишей, торговцев восточных базаров. Жертвами асcасинов стали многие тогдашние видные деятели.

Например, Конрад Монферратский, правитель Латинского королевства Иерусалима. Для его ликвидации ассасины долгое время притворялись католическими монахами. В общей сложности от их кинжалов пали три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников отдельных областей и городов, немало влиятельных духовных лидеров и два европейских монарха. С тех пор на многих европейских языках слово ассасин означает «убийца» или «наемный убийца».

Старец Горы выстроил строго иерархическую организацию. Нижнюю ступень группировки занимали фидаины, это были исполнители смертных приговоров. Если они оставались живы в течение нескольких лет, переходили на следующую ступень и становились старшими рядовыми — рафиками.

Дальше шли даи, через которых передавались распоряжения Хасана ибн Саббаха. Еще выше стояли даи аль-кирбаль, они подчинялись лишь непосредственно Старцу Горы. Своим примером тайной организации ассасины вызвали многочисленных подражателей разных времен и в разных частях света.

Принципы суровой дисциплины, ранжирования и повышения в рангах, знаки отличия у них перенимали и европейские ордена. Иерархия организации ибн Саббаха включала несколько степеней посвящения, что, в общем, не было исключением для исмаилитских общин той эпохи.

Чем выше был уровень посвящения, тем отчетливее проявлялось отступление от принципов ислама и все явственнее проявлялась политическая составляющая этой организации. Так что высшая степень посвящения уже совсем слабо соприкасалась с религией. Для посвященных этого уровня открывался совершенно другой смысл таких понятий, как «священная цель» или «священная война».

Посвященные могли употреблять алкоголь, обходить законы ислама и даже воспринимать жизнь пророка Мохаммеда как поучительную легенду. Во главу угла этой идеологии своеобразного религиозного прагматизма была поставлена политическая целесообразность.

26 ноября 1095 года прозвучал призыв Папы Римского Урбана II начать крестовый поход за освобождение Иерусалима и Святой земли из-под власти мусульман. В следующем году из разных концов Европы в Палестину выступили воины-крестоносцы. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года.

В результате похода на Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполийское и Эдесское графства. Это был новый поворот в истории не только Ближнего Востока, но и ордена ассасинов. Однако, не смотря на столь впечатляющие победы, в рядах крестоносцев единства не было. Удивительно, но христианские рыцари и исламские фанатики нашли общий язык.

Политические разногласия и личную вражду европейские крестоносцы зачастую разрешали при помощи убийц-ассасинов. Их нанимателями, по слух были даже рыцари-госпитальеры и тамплиеры. От кинжалов людей ибн Саббаха полегли и некоторые вожди крестоносцев.

Основатель и предводитель ордена ассасинов Хае ибн Саббах умер в 1124 году, когда ему было 73 года, многие годы непрестанных трудов ему удалось создать крепкую и действенную религиозно-террористическую организацию, с которой были вынуждены считаться сильные мира сего, обладавшую собственной территорией с укрепленными крепостями и разветвленной сеть а также фанатичными и преданными сторонниками.

Наследник Старца Горы не был его родственником, но перед своей смертью шейх посвятил его во все тайны и назначил своим преемником.Его государство-орден просуществовало еще 132 года, пока в 1256 году войска предводителя монголов Хулагу-хана не взяли практически без боя крепости Алам и Меймундиз. Последнее пристанище ассасинов в гор Сирии в 1273 году разрушил египетский султан Бейбарс I. В середине XVIII века английский консул в Сир писал, что в горах этой страны все еще живут потомки ассасинов.

Тамплиеры и ассасины - в реальной жизни в такой связи они встречались очень редко, если встречались вообще.

Тамплиеры имеют такую реальную замечательную историю, интерес к которой не ослабевает вот уже 700 лет после разгрома ордена, что, казалось бы, зачем «улучшать» ее? Зачем забивать головы геймеров, поклонников игры Assassin’s Creed, несуществующими фактами, искажающими настоящие события?

Нищие и благородные

Орден тамплиеров - одна из замечательных и трагических страниц истории человечества. Возник он приблизительно в 1118 году, в то время, когда первый крестовый поход закончился и рыцари были не у дел, стараниями дворянина из Франции Гуго де Пейна. Самые благородные намерения - защищать паломников ко Гробу Господню путем создания военно-монашеского или духовно-рыцарского ордена - побудили этого господина и восьмерых его родственников-рыцарей объединиться в организацию, назвав ее «Орден нищих», что соответствовало реалиям. Они были бедны настолько, что имели одну лошадь на двоих. И потом на долгие годы, даже когда орден стал несметно богат, символика, где изображена лошадь, оседланная двумя всадниками, осталась.

Суть крестовых походов

Орден тамплиеров не выжил бы, если бы не покровительство коронованных особ и папы римского. Болдуин II, правитель Иерусалимского королевства, приютив их, выделил им часть юго-восточного крыла храма города Иерусалима. Как нетрудно догадаться, второе название тамплиеров - «храмовники» - произошло отсюда, потому что именно в храме находилась их штаб-квартира. Тамплиеры носили на одеянии, на щите и на флажках пик красные равносторонние кресты на белом фоне, символизирующие готовность пролить свою кровь за освобождение Святой земли. По этим знакам отличия рыцарь-тамплиер был узнаваем всеми. Подчинялись они непосредственно папе римскому. Иерусалим, или Святая земля, периодически захватывался мусульманами, собственно, цель всех крестовых походов декларировалась как освобождение Гроба Господня, находящегося в этом городе, который переходил из рук в руки. Храмовники оказывали существенную поддержку армии крестоносцев в сражениях с неверными.

Довольно малочисленная секта

Крестоносцы, а в их числе и «нищие рыцари», сражались с мусульманами, но никак не с ассасинами, которых называют средневековыми террористами. Организация была устроена так, что не все члены ее знали друг друга в лицо. Они никогда не шли в атаку, они действовали из-за угла. Тамплиеры и ассасины не противостояли конкретно друг другу никогда. Но западная система развлечений активно использует образ благородного рыцаря-тамплиера, не всегда оговаривая, что это вымысел. Ассасины, конечно же, существовали в истории, и тоже были окружены тайнами и легендами.

Одна из ветвей ислама

Вообще-то, под этим широко распространенным названием подразумевались исмаилиты-низариты, которые официальным исламом жестоко преследовались как еретики. Это ветвь шиитского ислама. Тонкости знакомы только специалистам. Однако существуют сведения о шиитской секте, члены которой отличались крайней жестокостью и неуловимостью. Тайная организация со строжайшей иерархией, фанатики, слепо поклоняющиеся только своему вождю. В Средневековье они нагоняли страх абсолютно на всех на обширной территории от двора короля франков Карла Великого до границ Поднебесной, хотя размеры организации были слишком преувеличены. Постепенно слово "ассасин" стало синонимом термина «убийца».

Почему бы не поэксплуатировать такой образ? Да еще в связке «тамплиеры и ассасины». С одной стороны благородный рыцарь, с другой - тайный наемник. А вообще-то, может быть, интересная компьютерная игра или захватывающая книга типа «Кода да Винчи» подвигнет пытливого юношу узнать, было ли все это на самом деле, а если было, то как? Недаром многих интересуют вопросы о том, кто такие тамплиеры и ассасины.

Уничтожение Бедных рыцарей

Что же случилось с «храмовниками»? Чужое золото всегда слепит. Тамплиеры давно раздражали своим богатством - они успешно занимались торговлей и ростовщичеством, умели вкладывать деньги в выгодные проекты. В должниках у них ходили все короли Европы, которым нужны были деньги для ведения бесконечных войн. И вот в 1268 году престол Франции занимает Филипп IV Красивый из династии Капетингов, правивший страной до 1314 года. Справедливости ради надо отметить, что он сделал все, чтобы Франция стала сильной процветающей державой. В том числе, будучи фанатично преданным католической вере человеком, он хотел очистить страну от сектантов. Тамплиерам же он был должен очень много, отдавать было нечем, а деньги были нужны и дальше. Так или иначе, но он пошел на разгром ордена, арестовал верхушку тамплиеров, жестокими пытками добился от многих признания в том, что они еретики и, когда папа Климент V, под прямой защитой которого находился орден тамплиеров, опомнился, на руках у короля уже были показания арестованных, говорящие не в их пользу.

Знаменитое проклятие

Арест тамплиеров был совершен в пятницу, 13 октября 1307 года. Уничтожение храмовников произвело неизгладимое впечатление на общество, число и день считаются несчастливыми и сейчас. Великий магистр Жак де Моле и три руководителя ордена полностью признали свою вину, надеясь, как и постановил суд, на пожизненное заключение. В тот же вечер 18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были сожжены на Еврейском острове прямо перед окнами дворца. Перед смертью Жак де Моле проклял папу, короля, палача-канцлера и весь их род.

Великий магистр оставил им всего лишь год жизни. Климент V умер через месяц, Гийом де Ногаре - спустя некоторое время, не прошло и года, как внезапно скончался Филипп IV. Как-то не заладилась жизнь и у ближайших родственников проклятых магистром людей.

Множество неразгаданных тайн

После ареста главным потрясением было то, что несметных богатств тамплиеров так и не нашли. Вопросов возникало множество, предположений еще больше - деньги тратились на финансирование масонских лож по всему свету, предполагалось, что храмовниками субсидировались английские банки. Но самым странным предположением является возможное ассигнование Нового Света. И самая главная тайна тамплиеров заключается в том что, по неподтвержденным предположениям, еще в XII веке при помощи их денег разрабатывались серебряные копи Америки и налаживались крепкие связи с аборигенами. И якобы их корабли совершали регулярные рейсы через Атлантику. Тайн, связанных с этим орденом, предостаточно, например: кому действительно поклонялся рыцарь-тамплиер и его братья, чем обладали храмовники - была ли это действительно Чаша Грааля, какие обряды сопровождали культовые действия. И эти неразгаданные тайны порождают массу спекуляций, которые не дают ответов на вопросы, а только разжигают фантазию.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: