Развитие зрительного внимания у младших школьников упражнения. Упражнение "Следи за своей речью". Упражнение «Самый внимательный»

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте.

Потребуются любые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав­няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня­тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об­ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол­нялось кем-то другим –, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому, отчужда­ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока­зателем успешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. По окончании упражнения оп­ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательного оформления.

Развивающие игры и упражнения на внимание для детей

1. Упражнение "Следи за своей речью"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, ""да"" и ""нет"" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

Вы хотите купить черное платье?

Я хочу купить зеленое платье.

А разве зеленое вам к лицу?

Мне просто нравится зеленый бархат.

Это будет бальное платье?

Бальное.

Ваше зеленое платье должно быть длинным?

Проигрыш . Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение "Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

4. Упражнение "Спрятанное слово"

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". ДогадаЙся, какая пословица нами загадана.

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание . На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

Исключение лишнего

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых

отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке

предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и

найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи

найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к

Найди отличия

Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание:

Ребенку предлагаются:

а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены

две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.

Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Срисовывание по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения

следовать образцу, развитие межой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для

рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на

чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два

уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена

фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам

на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не

Кого испугался охотник?

Цель: развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с

изображением леса, зверей и охотника.

Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу.

Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен

бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться

охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

Корова Маня и ее хозяйка

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.

Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти ювилистую

линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти

короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен

лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова

Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.

Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой

тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить

Найди тень

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех

его теней; рыцаря и трех его теней.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен

рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

Сравни, назови, сосчитай

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.

Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с

рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».

Найди героев передачи

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди дорожку

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. |

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру

образца (13x10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры,

запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти

воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и

постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу

карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же

геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на

образце».

Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. : картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

Быстрее нарисуй

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с

изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам

знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие

детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого

яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению

задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с

ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Нарисуй круг и треугольник

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2

альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками, на одном,

листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать

и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два

карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать

одной рукой круг, а другой треугольник. Неважно, какой рукой, какую

фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что

начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной

работе, так и при групповой.

«Слушай хлопки!»

Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.)

хлопок- поза аиста (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую;

хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).

хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания:

До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу.

Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин.

«Канон» (25 мин.)

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

«Зеваки» (25 мин.)

Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

«Буквы алфавита» ( 25 мин для детей, знающих буквы)

Цель игры: Развитие внимания.

Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок.

Игра «Расшифровываем слова»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Дети получают карточки. Требуется, пользуясь кодом, расшифровать слова. Для этого следует сначала решить пример на деление. Полученный ответ найти в кодовой таблице. Букву, соответствующую данной цифре, записать в карточку и т. д. Если примеры решены правильно, то можно будет прочесть получившееся слово.

Вариант 1

Карточка 1

Ответ: нива.

Карточка 2

Ответ: шина.

Карточка 3

Ответ: реванш.

Карточка 4

Ответ: ширина.

Карточка 5

Ответ: вена.

Вариант 2

Карточка 1

Ответ: пир.

Карточка 2

Ответ: пара.

Карточка 3

Ответ: качка.

Карточка 4

Ответ: кирпич.

Карточка 5

Ответ: прививка.

Вариант 3

Карточка 1

Ответ: раб.

Карточка 2

Ответ: каша.

Карточка 3

Ответ: шкура.

Карточка 4

Ответ: бабушка.

Карточка 5

Ответ: ракушка.

Игра «Что правильно?»

Цель: развитие чувства рифмы.

Описание. Дети слушают стихотворение И. Сельвинского, а затем по образцу сочиняют похожие двустишия с другими словами, например: «пирожное», «подружка», «мороженое», «подушка» (или: «картина», «диван», «машина», «стакан»).

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в валенке, печка на завалинке?

Валенки в гречке, завалинка в печке?

Гречка в печке, валенки на завалинке?

Валенки в печке, на завалинке гречка?

И. Сельвинский

Примеры.

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Пирожное на подушке, мороженое у подружки?

Подушка на пирожном, подружка на мороженом?

Пирожное у подружки, мороженое на подушке?

Подушка на подружке, пирожное на мороженом?

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Картина на диване, машина в стакане?

Над картиной диван, над машиной стакан?

Картина под стаканом, машина под диваном?

Стакан за картиной, диван в машине?

Игра «Отвечай скорее!»

Цель : развитие внимания, мышления, быстроты реакции.

Описание . Педагог просит детей сосредоточиться. В достаточно быстром темпе он задаёт детям вопросы, на которые в таком же темпе они должны хором дать ответы словами «да» или «нет».

КТО ОБИТАЕТ В ЗООПАРКЕ?

Зебры полосатые? Львы усатые?

Огромный серый слон? Печкин почтальон?

Крокодил зубастый? Серый волк клыкастый?

Рыжая лисица? Шустрая куница?

Толстый бегемот - точно шар живот?

Румяный колобок? Золотой петушок?

Динго - дикая собака? Длиннохвостая макака?

Змеи ядовитые? Тигры сердитые?

Шапокляк старушка? Бабушка Ягушка?

Кикимора болотная? Черепаха беззаботная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК?

Куклы говорящие? Лягушки настоящие?

Машинки заводные? Ногти накладные?

Серебристые ракетки? Шоколадные конфетки?

Увлекательный калейдоскоп?

Профессиональный микроскоп?

Плюшевые мишки? Забавные мартышки?

Таблетки «аспирин»? Тряпичный гардемарин?

Пластмассовый щенок? Шерстяной платок?

Клоуны бумажные? Роботы важные?

Конструктор металлический?

Паровозик электрический?

В колпачке Петрушка? С творогом ватрушка?

Копь-качалка деревянный? Солдатик оловянный?

Игра настольная? Ваза напольная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ «ФРУКТЫ - ОВОЩИ»?

Оранжевый апельсин? Ароматный мандарин?

Арбуз полосатый? Мишка косолапый?

Дыня золотистая? Груша душистая?

Зелёные огурцы? Прозрачные леденцы?

Ананасы сладкие? Нектарины гладкие?

Мягкие диваны? Гранёные стаканы?

Грейпфруты горьковатые? Сливы кисловатые?

Яблоки спелые? Снежинки белые?

Чайные ложки? Резиновые сапожки?

Вишни тёмно-красные? Персики прекрасные?

Помидоры мясистые? Машины серебристые?

Обманывать родителей? Огрызаться с учителем?

Ябедничать и кривляться? Спортом заниматься?

Старших уважать? Животных не обижать?

Малышей защищать? Товарищам помогать?

Преданно дружить? Со всеми мирно жить?

К здоровью бережно относиться?

По коридорам на переменах носиться?

Родину свою любить? Добрым, чутким быть?

Зарядку выполнять? Порученья исполнять?

Честно в игры играть? Цветы охапками рвать?

Домашних заданий не выполнять? Уроки пропускать?

Стараться учиться на «пять»? Играть со спичками?

Овладевать дурными привычками?

По воробьям из рогатки стрелять?

Учебники мять и рвать? В столовой хлебом кидаться?

Грубыми словами обзываться?

У доски уверенно отвечать?

И молчать, когда надо молчать?

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЕРОЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК?

Баба Яга, нога костяная? Заяц, у которого изба ледяная?

Матроскин, кот практичный? Незнайка симпатичный?

Скромница Алёнушка? Труженица Золушка?

Кощей Бессмертный злой? Емеля, парень чудной?

Буратино, озорной мальчишка? Кот в сапогах, плутишка?

Лягушка-квакушка? Мышка-норушка?

Колобок, поджаристый бочок? Винни-Пух и Пятачок?

Хоттабыч, с бородой старичок? Бычок Смоляной Бочок?

Патрикеевна Лиса? Снегурка, зимняя краса?

Премудрая Василиса? Мальвина, красавица-актриса?

Игра «Неужели?»

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предупреждает детей о необходимости быть внимательными, затем читает нижеприведённые строчки. Если дети заподозрят какой-то подвох, то есть усомнятся в правильности высказывания, то они хором спрашивают: «Неужели?», после чего объясняют, в чём они видят ошибку.

Наготовлю я котлет из варенья и конфет.

Из норы - смотри скорей! - вышли трое медведей.

На суку олень сидит, во все стороны глядит.

Как известно, помидоры вырастают на заборе.

Весной грачу совсем не лень ловить лягушек целый день.

Перед тем как лечь в кровать, надо книжку почитать.

Говорят, рыбак рыбака видит даже издалека.

Вновь приходит осень, нам урожай приносит.

За воскресеньем, как всегда, вновь последует среда.

Медведи живут в берлоге, равно как и носороги.

Если проклюнулись почки, значит, скоро будут листочки.

Разве вы не знали - собаки в космосе бывали?!

Кто научится курить, тот станет здоровью вредить.

Сова летает только днём, а ночью спит глубоким сном.

Хочешь - верь, хочешь - проверь, лягушка - это ведь не зверь.

Очень я люблю конфеты, потому что сладость это!

Кто зарядку выполняет - своё здоровье укрепляет.

Знает каждый школьник точно, что кефир - продукт молочный.

Кто спорит и огрызается, тот грубияном называется.

У сосны иголки короче, чем у ёлки.

Кто уроки пропускает, тот «пятёрки» получает.

Если крыша протекает, то квартиру заливает.

Нож режет картошку и мясо, свёклу, рыбу и масло.

Всем известно, что скворец - замечательный певец.

Улитка медленно ползёт, на себе свой дом везёт.

За октябрём сентябрь придёт и листопад нам принесёт.

Игра «Тренируем зрительную намять»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Описание. Педагог в течение 5-15 секунд (в зависимости от степени подготовленности класса) демонстрирует таблицу.

Задача: запомнить расположение знаков, а затем зарисовать их в клетках заранее подготовленных пустых таблиц (в тетради).

Игра «Потопаем - похлопаем»

Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Описание. В достаточно быстром темпе педагог читает фразу. Если дети согласны с ней, то они должны похлопать в ладоши, если не согласны, то потопать ногами.

Люди работают только днём, а ночью спят.

Пчела и шмель - это одно и то же.

Листопад бывает весной.

. «Лиса и журавль» - сказка К. Ушинского.

У слона есть хобот.

Сенокос бывает летом.

У зверей тело покрыто шерстью.

В одном метре сто сантиметров.

Один рубль меньше, чем сто копеек.

Курица кудахчет.

Самое холодное время года - зима.

Квадрат и прямоугольник - это четырёхугольники.

Первым из людей в космосе побывал Ю. Гагарин.

Изумруд - это камень.

Птицы - это животные.

У козы жирное молоко.

Клюкву собирают летом.

У всех насекомых шесть ног.

Самое грибное время года - осень.

Петух несёт яйца.

Самые длинные каникулы - летние.

Алфавит и азбука - одно и то же.

У коровы есть копыта.

Бутон - это нераспустившийся цветок.

У дерева ствол, а у травянистых растений - стебель.

Самое дождливое время года - лето.

Жалюзи - это шторы.

Медведь просыпается после спячки весной.

Говядина - мясо коровы.

Солнце - это звезда.

Ишак и осёл - одно и то же.

Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда.

Берёза - дерево с белой корой.

Есть такая пословица: цыплят по осени считают.

На ногах десять пальцев.

Подкова бывает у лошадей на копытах.

Дед Мороз ходит в красном или зелёном костюме.

Продавец - это профессия.

Дуб - дерево-долгожитель.

Теремок разрушил волк.

Трап - это лестница.

Луна - спутник Земли.

НЛО расшифровывается так: неопознанный летающий объект.

Развитие концентрации внимания

Корректурные задания . В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков - слабая концентрация.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности добиться нужного результата. Это легко достигается на индивидуальных занятиях. В группе общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие «штрафов», назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект этой игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Нужно объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова в упражнении надо читать вслух, так, как они написаны, называя непроизносимые буквы и знаки препинания и т. д.

При проверке ребенком выполненного письменного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произнеси каждую букву так, как она пишется». На это нужно обратить особое внимание, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен) и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения

Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.).

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.



Вам письмо!

Цели: развитие внимания, памяти, мышления; знакомство с кратким содержанием популярных детских книг.

Описание . Педагог читает письмо сказочного героя, не называя его самого. Задача детей - вспомнить имя автора письма.

Вариант 1

«Здравствуйте, мальчики и девочки, мои юные друзья! Я уверен, что мы с вами знакомы.

Расскажу о своей жизни. Жил я очень бедно, еле концы с концами сводил, но однажды узнал волшебное слово, с помощью которого можно попасть в пещеру, где разбойники хранили несметные сокровища. Я человек скромный и взял только три мешка с золотом, хотя сокровищ с лихвой хватило бы, чтобы украсить сто царских дворцов.

Атаман разбойников решил отомстить мне - в восточном городе нет ничего более лёгкого, чем узнать о том, кто недавно разбогател. Разбойники придумали коварный план, чтобы рассчитаться со мной, но благодаря верной служанке мне удалось избежать печальной участи.

Назовите мое имя!» (Али-Баба.)

Вариант 2

«Добрый день, дети!

Расскажу вам о себе. Я бедная девочка, родом из сказки братьев Гримм. Меня решила погубить злая мачеха, потому что та хотела быть первой красавицей на свете и не могла допустить, чтобы я превзошла её красотой. К счастью, слуга мачехи, которому поручили меня убить, оказался добрым человеком и сохранил мне жизнь. А затем я нашла приют в доме семерых гномов.

Мои новые друзья работали в горах рудокопами, а я хлопотала по хозяйству. Нам было очень хорошо вместе, но волшебное зеркальце, которое было у моей мачехи, сказало ей, что я всё ещё жива. И злая женщина не успокоилась до тех пор, пока не нашла нашу лесную избушку и не угостила меня отравленным яблоком. Стоило мне откусить кусочек, как я замертво упала на землю.

Гномы очень горевали обо мне. Обливаясь горькими слезами, они положили меня в стеклянный гроб, который оставили стоять на высокой горе. Там меня увидел прекрасный королевич. Он полюбил меня и уговорил гномов позволить ему увезти меня с собой. А по дороге во дворец случилось чудо: от дорожной тряски кусочек отравленного яблока, который я, к счастью, не успела проглотить, выпал из моего горла, и я ожила. То-то было радости!

Вы узнали меня, ребята?» (Белоснежка.)

Вариант 3

«Здравствуйте, ребята! Вы наверняка слышали обо мне, так как я - героиня русской народной сказки. Рассказать вам о себе?

Жила я с матушкой и батюшкой, горя не знала, а после смерти родимой матушки женился батюшка на другой, думал дать мне новую матушку, а дал злую мачеху.

У мачехи было две дочери, злые, дурные да привередливые. Мачеха их любила и лелеяла, а меня они все вместе изводили работой, бранили да ругали. Только я с каждым днём всё хорошела и хорошела.

Однажды, когда у нас в доме погас огонь, послали они меня за огнём к Бабе Яге, мачехиной родственнице. Думала я, что назад уже не вернусь, ведь Баба Яга людей ест-жуёт, только косточки похрустывают. Если бы не куколка волшебная, которую мне матушка перед смертью дала, да не девушка-чернавушка, что у Бабы Яги по дому работала, никогда бы мне домой не вернуться.

Принца я, как Золушка, не встретила, золотом меня никто не наградил, но всё же сказка окончилась для меня очень счастливо.

Гак как же меня зовут?» (Василиса Прекрасная.)

Вариант 4

«Мои маленькие друзья, вы, конечно же, знакомы со мной!

Я появилась на свет из волшебного ячменного зёрнышка. Оно было волшебным потому, что моя названая матушка вырастила из него не ячмень, а прекрасный тюльпан. Когда бутон цветка распустился, оказалось, что в середине тюльпана сижу я. Добрая женщина очень заботилась обо мне. Я была рождена для счастья. Как же мне стало страшно и грустно, когда старая жаба решила выдать меня замуж за своего противного сыночка! К счастью, спасли меня милые маленькие рыбки.

Затем меня ждало новое огорчение - майские жуки не захотели принять меня в своё общество. Они считали меня уродиной, потому что я не была похожа на них.

Когда началась зима, я нашла приют в норке старой полевой мыши. Она была добрая и желала мне только хорошего, а потому считала, что будет просто замечательно, если я выйду замуж за её соседа-крота. Но став женой крота, я была бы навсегда лишена солнечного света и тепла. К счастью, мне удалось спасти от смерти милую щебетунью-ласточку, которая из благодарности унесла меня в благословенные тёплые края. Там я подружилась с прекрасными эльфами и, выйдя замуж за самого прекрасного из них, стала царицей цветов. А на свадьбу эльфы подарили мне прозрачные крылья. Они же дали мне новое имя - Майя.

Как же звали меня вначале?» (Дюймовочка.)

Вариант 5

«В Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон: папа, мама, Малыш, его старший брат Боссе и его старшая сестра Бетан. Почему же они стали героями сказки одной известной шведской писательницы?

Скажу без скромности: исключительно из-за меня. Ведь я - бесподобный мужчина в самом расцвете сил! Да еще с пропеллером: глядите, вот я нажимаю на кнопочку, расположенную у меня на животе, лопасти пропеллера начинают вращаться... Оп-ля! Теперь и пошалить можно!

Ой! У вас тут что-то упало... Разбилось вдребезги... Спокойствие! Только спокойствие! Дело-то житейское. А мне лично пора домой. Я ведь, знаете ли, живу на крыше. Путь неблизкий, а вы уж тут как-нибудь без меня приберитесь и разберитесь...

Я очень полюбил Малыша, мы с ним славненько развлекались, знаете ли. Поэтому книга о нас получилась очень толстая и веселая-превеселая. Ведь я обожаю пошутить над людьми, причем, заметьте, никогда не повторяю одну и ту же шутку дважды. Угадайте, кто лучший в мире шутник? А еще я лучшая в мире нянька, лучший в мире пожарный, выдумщик, собаковод, фокусник, лучший в мире внук и истребитель пирогов (кстати, фрекен Бок зря говорит, что мучное портит аппетит).

Кто же я?» (Карлсон.)

Вариант 6

«В некоторых семьях для ухода за детьми приглашают нянь, которых называют также воспитательницами или гувернантками. Они следят за маленькими детьми и помогают родителям их воспитывать. Одной из самых замечательных гувернанток на свете являюсь я - героиня сказочной повести одной английской писательницы.

Жизнь маленьких лондонцев Джейн, Майкла, Джона и Барбары резко изменилась, когда в доме семьи Бэнкс появилась новая няня.

Дети сразу догадались, что я необыкновенная. Мало того, что меня принесло восточным ветром! Представьте себе, что я въехала по перилам лестницы на второй этаж (взрослые говорят, что скатываться вниз по перилам нельзя, и это действительно гак, но ведь они никому не запрещают подниматься по ним вверх, поскольку это совершенно невозможно). И потом - у меня есть волшебная ковровая сумка, из которой я достаю самые разные разности, хотя эта сумка и кажется совершенно пустой. А главное, что у меня масса удивительных знакомых.

Читая книгу о маленьких Бэнксах, вы станете участниками невероятных приключений, прежде чем я, замечательная и загадочная няня, улечу прочь, подхваченная западным ветром.

Обязательно прочтите книгу Памелы Трэверс обо мне. А сейчас назовите моё имя». (Мери Поппинс.)

Вариант 7

«Здравствуйте, ребята! Вы, наверно, слышали обо мне. Я маленький и некрасивый. Только сердце у меня доброе и смелое, и уж если я взялся кому помочь, то обязательно доведу дело до конца.

Мой хозяин - Иван. Служил я ему не хуже, чем Сивка-Бурка своему хозяину. Вместе с Иваном мы добыли волшебную Жар- птицу, у которой все перья словно огнём горят, и привезли её царю. Затем по царскому приказу отыскали и доставили во дворец прекрасную Царь-девицу, потом отправились на поиски её перстня, что лежал в сундучке на дне океана. Для этого нам пришлось подняться на небеса и побывать в тереме Царь- девицы, где днём отдыхает Месяц Месяцович, а ночью - само Солнце, а потом чудо-юдо рыба-кит и другие обитатели морских вод помогли нам добыть перстень. А самое главное, что благодаря мне Иванушка избежал лютой смерти, к которой его

приговорил неблагодарный царь, и превратился в такого красавца, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Отгадали, как меня зовут?» (Конёк-Горбунок.)

Вариант 8

«О нас, брате и сестре, рассказал бельгийский писатель Морис Метерлинк в пьесе «Синяя птица», которая так понравилась взрослым, что они переделали ее в замечательную рождественскую сказку. Почему рождественскую? Да потому что действие в ней происходит под Рождество.

Если бы вы увидели нас, то решили бы, что брат - это Мальчик-с-пальчик, так похож на него, а сестренку вы бы точно приняли за Красную Шапочку. Наш отец - дровосек. Как все на свете дети, мы очень любим получать подарки и есть сладости, но это нам удается нечасто, так как наш отец очень беден. А книжку о нас написали потому, что с нами произошли самые невероятные сказочные приключения.

У нашей соседки феи заболела внучка, и эта фея попросила нас отправиться в волшебную страну, чтобы отыскать Синюю птицу - только она могла помочь выздороветь бедной девочке. Мы обошли всю волшебную страну, побывали в Стране воспоминаний и Царстве будущего, но так и не смогли найти волшебную Синюю птицу.

Мы очень горевали, потому что нам страстно хотелось помочь больной девочке. Дома у нас жила птичка. Мы ее очень любили, но все же решили отдать птичку девочке, потому что подумали: а вдруг эта птичка сумеет помочь больной? Самое удивительное, что когда мы подарили девочке свою птичку, она вдруг изменила цвет и стала синей!

Мы искали Синюю птицу в дальних волшебных странах, а оказалось, она рядом!

Назовите наши имена». (Тильтиль и Митиль.)

Игра в слова

Цель : развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предлагает детям расшифровать слова, составленные из букв данного слова с помощью кода.

Слово «конфета»

Зашифрованные слова:

д) S F Q W S R.

Ответы: а) вага; б) трава; в) шкура; г) шутка; д) куртка.

Слово «платформа»

Зашифрованные слова:

Ответы: а) тара; б) папа; в) лопата; г) трап; д) грата.

Буквы рассыпались

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Детям предлагается из «рассыпанных» букв собрать слова на заданную тему.

Женские имена

РИИАН, ЛЬЯАНАТ, РИЛААС, АГОЛЬ, ТЕЕКАНАРИ, НА- ОКАС, ЕНЕАЛ, ААНН, РИМАЯ, КИВРОТИЯ.

Ответ: Ирина, Наталья, Лариса, Ольга, Екатерина, Оксана, Елена, Анна, Мария, Виктория.

Мужские имена

ДИВАМ, НАНОТ, ДАНРЕЙ, ТОЙЛИНАА, ИРЬГО, ИРЮЙ, ИМАХИЛ, ЛЕВАЙИР, СОБИР, ГИГИРРОЙ.

Ответ: Вадим, Антон, Андрей, Анатолий, Игорь, Юрий, Михаил, Валерий, Борис, Григорий.

Учебные дисциплины

ТУРАЛИРАТЕ, ТЕМАМАКАТИ, ВЕДЕПРИДОРОЕНИ, ЗИФ- ТУРАЛЬКУ, ЛОГЯИНОХЕТ, СОИРВАЕНИ, ООЗЯЛОГИ, ЕОГ- ФИЯРАГ, КАФИИЗ, ЗУМЫАК.

Ответ: литература, математика, природоведение, физкультура, технология, рисование, зоология, география, физика, музыка.

Животные

РЕЗАБ, РЫСАК, ДВЕДЕМЬ, РИЛКОК, ВОКОРА, ЯНИВСЬ, ФИЖАР, ГОБЕТЕМ, КРОДОЛИК.

Ответ: зебра, крыса, медведь, кролик, корова, свинья, жираф, бегемот, крокодил.

Постельные принадлежности

УШПОДАК, ВОЛОНАЧКА, ТЫНЯРОПС, ПОДОЛЬНИКДЕЯ, ОЛОЯДЕ, МАРСТА, ПЕЛД, ВИКПЕРЬЕ, ФЯТЮК, НИРАПЕ.

Ответ: подушка, наволочка, простыня, пододеяльник, одеяло, матрас, плед, перьевик, тюфяк, перина.

Орудия труда

ЛАИП, ПОЛАТА, ОКСА, ОТПОР, ГРИЛАБ, ГЛУП, ЩЕЛИК, БАНРУОК, КАЛЕЙ, ОМЛОКОТ, ЛИВЫ.

Ответ: пила, лопата, коса, топор, грабли, плуг, клещи, рубанок, лейка, молоток, вилы.

Спортивный инвентарь

КИНСА, КИКОНЬ, ИЖЛЫ, ХАМАТЫШ, ЯЧМ, ШЛЮКАК, ЛОВЕСДЕИП, ТЕНГАЛИ, КАКАСЛАК.

Ответ: санки, коньки, лыжи, шахматы, мяч, клюшка, велосипед, гантели, скакалка.

Мебель

ЛОКЕРС, НАДИВ, ОВКРАТЬ, БУТАРЕТ, ОЛСТ, ТУСЛ, КАФШ, БОКАЧМУТ, ФЕТУБ, МОКОД.

Ответ: кресло, диван, кровать, табурет, стол, стул, шкаф, тумбочка, буфет, комод.

Путаница

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Описание. На доске в произвольном порядке записаны слова, которые говорят герои произведения. Педагог читает текст, делая остановку в тех местах, где должна звучать речь героев. После повторного чтения дети подставляют подходящие по смыслу слова.

Слова главных героев

. «Скажи мне: что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?»

. «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне: разве это было бы разумно при моём тощем кошельке?»

. «Если мне немедленно не приведут осла, произойдёт нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать».

Текст

У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: _______

Толпа любопытных заметно испугана этими словами, и вдруг неожиданно осёл оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привёл. Тем не менее все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: _________

Тогда мулла ответил: ________

(Восточная история.)

Ошибочка!

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Детям предлагается найти ошибку в русской пословице (если она есть) и исправить её.

Делу - время, потехе - минута. (Час.)

Поговорка - цветочек, пословица - семечко. (Ягодка.)

Глупа та птица, которой гнездо своё не нравится. (Не мило.)

Долог день до вечера, когда кушать нечего. (Делать.)

Один ум хорошо, а два - некрасиво. (Лучше.)

Кашу маслом не измажешь. (Испортишь.)

Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (Рыбу.)

И Санкт-Петербург не сразу строился. (Москва.)

Не говори «ура», пока не перепрыгнешь. («Гоп».)

В тесноте, да не в засаде. (Обиде.)

Цыплят по весне считают. (По осени.)

Кончил дело - отдыхай смело. (Гуляй.)

Семь раз отмерь - семь раз отрежь. (Один.)

Ученье - свет, а неученье - мрак. (Тьма.)

Мал золотник, да всё равно пригодится. (Дорог.)

Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (Всё правильно.)

Чай пить - не дрова палить. (Рубить.)

Будет и на нашей улице весна. (Праздник.)

Сам кашу пересолил, сам и расхлебывай. (Заварил.)

На вкус и цвет товарища нет. (Всё правильно.)

Любишь кататься - люби и саночки таскать. (Возить.)

Труд кормит, а лень нет. (Портит.)

Москва - всем городам столица. (Мать.)

У страха глаза большие. (Велики.)

В гостях хорошо, а дома плохо. (Лучше.)

Не спеши ногами, торопись делом. (Языком.)

Один раз солгал, другой раз тоже солжёшь. (Не поверят.)

Трусливому зайке и пенёк волк. (Всё правильно.)

Кто за всё берётся, тому всё удаётся. (Ничего не удаётся.)

Груша от яблони недалеко падает. (Яблоко.)

Деньгами горю не поможешь. (Слезами.)

Дареному коню в зубы не смотрят. (Всё правильно.)

Что посеешь, то и съешь. (Пожнёшь.)

На чужой роток не накинешь платок. (Всё правильно.)

Знает Мурка, чьё мясо съела. (Кошка.)

Жизнь дана на экстремальные дела. (Добрые.)

От скуки бери топор в руки. (Дело.)

Собирай по ягодке, наберёшь кувшинчик. (Кузовок.)

Двое пашут, а остальные руками машут. (Семеро.)

За тремя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Двумя.)

Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня. (Можно.)

Грамоте учиться - всегда пригодится. (Всё правильно.)

Старый друг лучше двух подруг. (Новых двух.)

Слово заблудилось!

Цель : развитие внимания, памяти, мышления.

Описание. Среди слов каждой строки есть одно, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей: узнать это слово, а также назвать сказку.

Герда, Кай, розы, санки, поцелуй, вечность, ключик. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)

Мука, тесто, окошко, волк, заяц, лиса, петух, дед, баба. («Колобок».)

Король, королева, тыква, феи, пир, подарки, шестнадцатилетие, веретено, сон. («Спящая красавица», Ш. Перро.)

Кум Тыква, профессор Груша, графини Вишни, маленький Вишенка, царь Горох, мастер Виноградинка, служанка Земляничка, принц Лимон, синьор Помидор. («Чиполлино», Д. Родари.)

Принцесса, королевство, дождь, перины, горошина, сапоги- скороходы, принц. («Принцесса на горошине», Х.-К. Андерсен.)

Пирожки, яблоки, река, сестра, браг, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси-лебеди».)

Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. («Три медведя».)

Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь».)

Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка», Ш. Перро.)

Алёнушка, Иванушка, сокол, след от копытца, козлёнок, купец, ведьма. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка».)

Синьор Помидор, Карабас Барабас, Тортила, Мальвина, Пьеро, Артемон, Дуремар. («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)

Хвостик, воздушный шарик, пчёлы, мёд, сгущёнка, зеркальце, ружьё. («Винни-Пух и все-все-все», А. Милн.)

Крот, ласточка, привидение, эльфы, мышь, майские жуки, жаба. («Дюймовочка», Х.-К. Андерсен.)

Дед, баба, внучка, сани, рыба, лиса, волк, воз, хвост. («Лиса и волк».)

Мачеха, сёстры, принц, звездочёт, король, фея, часы, туфелька. («Золушка», Ш. Перро.)

Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун. («Хаврошечка».)

Плюшки, варенье, мальчик, привидение, домоправительница, моторчик, кикимора. («Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.)

Мельница, волшебная лампа, осёл, король, принцесса, кот, сапоги, людоед. («Кот в сапогах», Ш. Перро.)

Бармалей, Авва, Бумба, джинн, Кика, Чичи, Таня, Ваня. («Приключения доктора Айболита», К. И. Чуковский.)

Фургон, девочка, Гингема, Бастинда, Тотошка, Гудвин, водяной. («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)

Осёл, собака, кот, петух, слон, музыканты, разбойники. («Бременские музыканты», бр. Гримм.)

Деревня, вёдра, щука, печь, царь, Несмеяна, гном. («По щучьему велению».)

Корыто, землянка, невод, море, старуха, старик, внучка. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин.)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: