Определить коэффициент частоты травматизма. Что такое коэффициент частоты травматизма. Понятие ПТ и его анализ

Введение

Производственная травма представляет собой внезапное повреждение организма человека и потерю им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется производственным травматизмом.

По оценкам экспертов, в мире ежегодно происходит 125 млн. несчастных случаев на производстве, в результате которых погибает до 220 тыс. человек. В странах ЕС гибнут до 8 тыс. работающих, почти 10 млн. становятся жертвами несчастных случаев и приобретают профессиональные заболевания.

Россия по уровню производственного травматизма занимает одно из первых мест в мире. При этом ущерб от производственного травматизма превышает почти 1 млрд. долларов.

Это вызвано тем, что система управления охраной труда не соответствует современным экономическим и трудовым отношениям. Многие российские работодатели пытаются таким образом "сэкономить" средства, обеспечивающие безопасные условия труда работников, а в результате подвергают опасности их здоровье и жизнь. По данным профсоюзов на производстве ежегодно гибнет свыше 2 млн. человек, из них около 600 тыс. - в трудоспособном возрасте. К 2016 г., по прогнозу Росстата, коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на тысячу трудоспособных) возрастет по сравнению с 2005 г. на 20%.

Целью данной работы является: оценка риска травматизма на основе анализа произошедших событий.

Основные задачи курсовой работы:

1. Провести ретроспективный анализ риска травматизма на предприятии за 10-летний период, выделить группы риска, определить индивидуальный риск.

риск травматизм профилактика прогнозирование

2. Провести краткосрочное прогнозирование риска травматизма по линиям тренда.

3. Для вновь созданного подразделения "Х" предприятия в составе 10 человек рассчитать прогнозируемый уровень индивидуального риска для каждого сотрудника нового подразделения с применением модифицированного вероятностного метода Байеса и методом экспертных оценок. Данные по персоналу придумать самим (профессия, пол, возраст, стаж).

4. Провести ранжирование персонала вновь созданного подразделения "Х" и выделить группы риска.

5. Предложить комплекс мероприятий по профилактике травматизма для всего персонала подразделения "Х" и выявленных групп риска.

Основные показатели травматизма

Для оценки уровня производственного травматизма используют ряд показателей: коэффициент частоты травматизма К Ч , коэффициент тяжести травматизма К Т , коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом К СМ и коэффициент потерь К П /1,2/:

К Ч = n*1000/N, K T =?D/nК СМ =1000 n См /N, К П = К Ч * К Т , где

К Ч - коэффициент частоты (характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год)); n - количество несчастных случаев, произошедших в организации за рассматриваемый период; N - среднесписочная численность работающих за тот же период времени, чел. К Т - коэффициент тяжести (характеризует среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай, происшедший на производстве); ?D - суммарное количество дней нетрудоспособности по всем травмированным за рассматриваемый период (обычно за год); К см . - коэффициент смертности (количество несчастных случаев со смертельным исходом, приходящихся на 1000 работающих); n см - количество несчастных случаев со смертельным исходом за рассматриваемый период; К П - коэффициент потерь (отражает общее количество дней нетрудоспособности, приходящихся на 1000 человек): К П =1000 ?D / N.

Ключевым понятием является понятие риска травматизма (коэффициент частоты травматизма К Ч ), который равен:

или в расчете на 1000 работников

R * = 1000 n / N,

R - риск травматизма;

R * - риск травматизма на 1000 работников (коэффициент частоты);

n - число случаев травматизма на предприятии;

N - численность персонала предприятия;

Расчет всегда проводится для конкретного временного периода (как правило, года) и для конкретной группы людей (для всего персонала предприятия, для лиц одного пола, возраста, профессии и т.д.).

Количественными показателями производственного травматизма являются: коэффициенты частоты, тяжести и нетрудоспособности.

Травмой (нарушением) – называется нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека. вызванных внешним воздействием.

Коэффициент частоты (Кч) выражает количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих.

Коэффициент тяжести (Кт) выражает число дней нетрудоспособности, приходящихся на одну травму.

Коэффициент частоты рассчитывают по формуле:

Кч =
,

где Т – общее число пострадавших за определенное время, независимо от того, закончилась ли временная нетрудоспособность в этом периоде или нет;

Р – среднесписочная численность работающих за этот же период времени.

Обычно коэффициент частоты определяется за год. Сведения о среднесписочной численности работающих за интересующий период можно получить в плановом или в производственном отделе, в отделе кадров и зарплаты, а также в цехах, как в целом, так и по видам работ.

Коэффициент тяжести определяется по формуле

Кт = ,

где Д – число дней нетрудоспособности, вызванных несчастным случаем, по которым закончилась временная нетрудоспособность (закрыт листок нетрудоспособности).

В приведённой формуле Кт не отражает фактической тяжести несчастных случаев, так как при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых ещё не закончилась в отчетный период, и этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса. Поэтому кроме приведённых коэффициентов, при анализе производственного травматизма подсчитывают коэффициент нетрудоспособности:

Кн = Кч ∙ Кт

При анализе производственного травматизма необходимо также определять существенные различия сравниваемых показателей методами математической статистики.

В ходе анализа производственного травматизма должно быть выявлено также соотношение несчастных случаев, связанные и не связанные с производством.

Материальные последствия (Мт руб) по каждой из основных причин производственного травматизма рассчитываются по такой формуле:

Мп = Пт · Ут,

где Пт – общая сумма материальных последствий от производственного травматизма;

Ут – доля количества дней нетрудоспособности по каждой причине производственного травматизма в общем их числе и определяется

Ут = ,

где Дтв – число дней нетрудоспособности по каждой основной причине производственного травматизма определяется по данным акта формы Н-1;

Дтп – то же число дней в целом по предприятию, организации или производственному объединению (определяется по данным формы 7 статистической отчетности).

Если в отчетном периоде с несчастными случаями, вызвавшими нетрудоспособность, были смертельные случаи и с инвалидами исходом, то долю число дней нетрудоспособности Ут следует определять по формуле:

,

где Дтв 1 - количество дней, недоработанных в отчетном периоде пострадавшим со смертельным и инвалидным исходами по каждой основной причине производственного травматизма (на участке, цехе);

Дтв 2 – то же самое, но в целом по предприятию, организации или производственному объединению.

Дтн и Дтп – определяется по каждому пострадавшему путем суммирования числа рабочих дней со дня смерти или выхода пострадавшего на инвалидность до конца отчетного периода, по которым определяются материальные последствия производственного травматизма.

Основная причина определяется по данным Акта форма Н-1


Содержание
I .Показатели травматизма и оценка ущерба от них ……………………………..2
II. Биологические опасности,связанные с растениями.Способы и средства защиты от них……………………………………………………………………… …13
III.Пути повышения устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Подготовка к безаварийной остановке и быстрому восстановлению нарушения производства……...17
IV.Первая медицинская помощь при поражении опасными химическими веществами…………………………………………………… ………………………………………..24
V.Законодательство по БЖД………………………………………………………………….. 32
Список использованной литературы…………………………………………………… ..37

I .Показатели травматизма и оценка ущерба от них
Травматизм численно выражается в количествах случаев на 1000 человек в год, а также учитывается степень тяжести полученных травм.
Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен различными методами: групповым, типографским, монографическим, статистическим и экономическим.
При групповом методе - несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т. п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.
Типографский метод - заключается в распределении причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.
Монографический метод - состоит в детальном исследовании комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучается технологический процесс, оборудование, особеннос- ти работы и пр. При этом методе выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.
Сведения об абсолютном числе травм не дают возможности оценить и тем более сравнить состояние травматизма на предприятиях с различным числом работающих. Поэтому на практике пользуются статистическими показателями частоты и тяжести травматизма.
В качестве показателя частоты травматизма принимается число травм, приходящихся на каждую 1000 рабочих (или работающих) за определенный календарный период времени (месяц, квартал, год):
Kч= T*1000/P,
где Т - число травм за данный период;
Р - среднесписочное число рабочих (или работающих) за тот же период.
В качестве показателя тяжести травматизма принимается средняя длительность нетрудоспособности, вызванная одной травмой. Этот показатель определяют по формуле Kт = D/T,
где D - суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям, происшедшим в данном периоде.
Различаются следующие виды травматизма: а) промышленный, б) сельскохозяйственный, в) бытовой, г) уличный, д) спортивный, е) военный.
Промышленный производственный травматизм. Под промышленным травматизмом понимается травма, связанная с производством (повреждения ручными инструментами, обрабатываемым материалом, крупные повреждения, вызываемые машинами, транспортом, обвалом пород в угольной промышленности и т. д.) при несоблюдении правил техники безопасности.
Для каждой из ведущих отраслей промышленности, в зависимости от различия технологических процессов, характерен определенный вид травмы. Так, в каменноугольной промышленности преобладали ушибы и ранения мягких тканей вследствие падения кусков породы. В горнорудной промышленности, связанной с бурением и взрывными работами, а также на заводах цветной металлургии, где чистый металл выделяется процессом гидролиза, чаще встречались ожоги.
Особое место занимает железнодорожный травматизм с его разнообразными показателями, в зависимости от причины травмы (служба тяги, движения и др.).
В тесной связи с производственным травматизмом находится профессиональный травматизм, под которым понимается совокупность факторов и условий, вызывающих хроническую травму и связанных с трудовыми процессами (бурситы, тендовагиниты, миозиты и др.).
Профессиональный травматизм неизбежен при капиталистическом способе производства. В капиталистических странах рабочим, получившим увечье на производстве, пособие не выплачивается, так как предприниматели не заинтересованы в охране труда. В СССР, где интересы трудящихся обеспечены государством, где существует охрана труда, техника безопасности, социальное страхование, промышленный травматизм с каждым годом уменьшается. Однако врач должен знать все вредные последствия того или другого вида производства и своевременно обеспечить профилактические мероприятия, вести учет особенностей условий работы на том или ином производстве и изучать состояние здоровья рабочих путем периодических осмотров. Например, у работающих на анилиновом производстве могут иногда наблюдаться кровотечения из мочевого пузыря и даже развитие опухолей мочевого пузыря. Профилактический перевод на другую работу, в другой цех способствует ликвидации последствий, связанных с профессиональными вредностями.
Сельскохозяйственный травматизм. Сюда относится совокупность факторов и условий, при которых возникают повреждения, связанные с сельскохозяйственными работами. Современное социалистическое земледелие, машинизация сельского хозяйства изменили характер сельскохозяйственного травматизма. Повреждения, полученные во время сельскохозяйственных работ, с одной стороны, совпадают с бытовыми травмами (падения, ушибы, раны, нанесенные домашними животными и т. д.), с другой - в связи с механизацией труда в деревне эти повреждения приближаются по своему характеру к промышленным травмам. Однако здесь должны быть учтены особенности быта, метеорологические условия, нередко отражающиеся на количестве повреждений.
Особенностью этого вида травматизма является нередко наблюдаемое загрязнение ран землей, которое иногда осложняется инфекцией, в том числе анаэробной (столбняк).
Приближение врачебной помощи к населению, первичная обработка ран и ранняя госпитализация, несомненно, создают надлежащие условия для лечения пострадавших.
Следует отметить, что после Великой Отечественной войны сельскохозяйственный травматизм снизился по сравнению с довоенным. Это связано с широкой механизацией основных сельскохозяйственных работ и значительным улучшением техники безопасности (оградительные приспособления, соблюдение правил индивидуальной защиты).
Бытовой травматизм. Бытовой травматизм охватывает повреждения, получаемые в различных условиях бытовой обстановки (падение с высоты, во время уборки квартиры, ожоги во время приготовления пищи и т. п.). Многообразие моментов, лежащих в основе бытовой травмы, обусловливает и различную тяжесть повреждений, однако в своей массе этот вид травмы значительно легче уличной.
Уличный травматизм. К уличному травматизму относится совокупность факторов и действий, вызывающих повреждения, снизанные главным образом, с уличным транспортом.
Недостатки организации уличного движения, а также несоблюдение правил его, недостаточный надзор со стороны родителей за детьми, опьянение способствуют тому, что уличный травматизм занимает еще значительное место среди других видов травматизма.
В настоящее время в СССР, благодаря реконструкции трамвайного парка, не допускающей входа и выхода из вагона на ходу, урегулированию автомобильного и пешеходного движения значительно снизился процент уличных травм.
В большой проблеме лечения уличных травм значительное место занимает организация скорой помощи. Широкая сеть станций скорой помощи в большинстве городов Советского Союза позволяет до минимума сократить время от момента травмы до оказания экстренной квалифицированной помощи как на месте, так и в стационаре.
Спортивный травматизм. В нашей стране, где наблюдается мощное развитие физкультуры и спорта, где многочисленными видами спорта охвачена значительная часть населения, особенно молодежь, необходимо очень внимательно относиться к этому виду травматизма. Только тщательное изучение причин спортивного травматизма позволит добиться снижения его, так как он не связан со спортом клк таковым, а зависит от ряда причин, которые могут быть устранены. Эти причины в основном могут быть сведены к двум группам: недостатки методики и неподготовленность спортсменов, неудовлетворительная материальная обстановка занятий. Это дает право утверждать, что правильная организация и подготовка спортсменов могут свести и этот вид повреждений к ничтожному проценту. Клиника спортивных повреждений зависит от характера их.
Травматизм у детей. Своеобразие некоторых повреждений и специфические особенности травматизма у детей заставляют вывести его в особую группу.
Анатомические особенности строения ребенка нередко приводят к таким повреждениям, которые не встречаются у взрослых (эпифизеолизы костей). Эти особенности будут подробно изложены при описании отдельных видов повреждений.
В борьбе с детским травматизмом большое значение имеет профилактика, т. е. правильное воспитание детей, разъяснение опасности игр на улице; создание широкой сети детских площадок, парков, садов; улучшение техники безопасности городского транспорта (автоматические двери, ликвидация подножек и т. д.). Эти мероприятия снизили число уличных травм среди детей. Однако удельный вес уличного травматизма среди детей все еще остается значительным.
Непроизводственные травмы
бытовые,
уличные,
дорожно-транспортные,
спортивные,
школьные,
детские и пр.
Производственный травматизм
Производственная травма - травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда.
Причины производственного травматизма
Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты.
Технические: возникают из-за несовершенства технологических процессов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенство защитных устройств, сигнализаций, блокировок и т. п.
Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе.
Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
Биографические: связаны с полом, возрастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья.
Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
Профилактика производственного травматизма
Различают 2 основных метода:
ретроспективный
прогностический
Ретроспективные методы(статистический, топографический, экономический)требуют накопления данных о несчастных случаях. В этом и кроется один из главных недостатков.
Прогностические методы позволяют изучать опасность на основе логико-вероятностного анализа, правил техники безопасности, мнений экспертов, специальных экспериментов (монографический).
Пути предупреждения производственного травматизма
механизация, автоматизация и дистанционное управление процессами и оборудованием, применением роботов; адаптация человека в производственной среде к условиям труда
профотбор людей, соответствующих условиям подготовки, воспитание положительного отношения к охране труда, система поощрений и стимулирования, дисциплинарные меры воздействия, применение СИЗ и др.;
создание безопасной техники, машин и технологий, средств защиты и приспособлений, оптимизация их параметров производственной среды.
Статистика
В России в 2008 году число пострадавших на рабочих местах составило 58 тыс. (по сравнению со 152 тыс. в 2000 году), погибших - 2548 (в 2000 году - 4400). Российский показатель производственной смертности в 2008 году составил 1,1 на 100 000 работников (во Франции 2,7, в Италии 2,6, в Великобритании - 1,4).
Травматизм бытовой
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытового травматизма
улучшение условий быта;
расширение коммунальных услуг населению;
рациональную организацию досуга;
проведение разнообразных культурно- массовых мероприятий;
широкую антиалкогольную пропаганду;
целенаправленную работу по созданию здорового быта;
организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.
Причины гибели и травматизма людей на дорогах
Специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
превышение скорости;
проезд на красный свет;
вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
не пристегнутый ремень безопасности;
переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
Уличный травматизм
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70 % случаев, ушибы и растяжения в 20-22 %, ранения мягких тканей в 4-6 %. Главным образом повреждаются конечности (83-85 %).
Причины уличного травматизма
плохая организация уличного движения,
узкие улицы с интенсивным движением,
недостаточная освещенность и сигнализация;
нарушение пешеходами правил уличного движения;
неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т. п.
паркур, алакурти и др экстремальные виды спорта.
Детский травматизм
Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом. Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Причины детского бытового травматизма
неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Показатели производственного травматизма позволяют сопоставить состояние травматизма в различных цехах, на предприятиях и в отраслях промышленности; выявить наиболее опасные участки работ, требующие первоочередного выполнения оздоровительных мероприятий; определить изменение состояния охраны труда и эффективность выполнения мероприятий по технике безопасности; в первом приближении оценить затраты на возмещение материального ущерба, связанного с производственным травматизмом.
Актом (форма Н-1) предусмотрено определение наиболее явных потерь материального производства от происшедших несчастных случаев (см. п. 17, б акта). Потери, связанные с производственным травматизмом, могут оказать заметное влияние на технико-экономические показатели производственной деятельности предприятия. Экономические исследования показывают, что затраты на охрану труда значительно меньше потерь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

II. Биологические опасности,связанные с растениями.Способы и средства защиты от них.
Различают два типа ядовитых растений: те, которые опасны в случае прикосновения к ним, и те, что ядовиты и непригодны для еды.
Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека. В мировой флоре известно более 10 тыс. видов таких растений. Многие растительные яды в небольших дозах являются ценными лечебными средствами.
«Обидчиков» наших детей - ядовитых растений-, пусть и невольных, лучше знать в лицо. Давайте рассмотрим часто встречающиеся и наиболее опасные ядовитые растения, которые растут на наших дачных участках, у дорог и в лесу.
Условно ядовитые растения можно разделить на следующие группы – по их воздействию на организм.
Ядовитые растения, содержащие алкалоиды, поражают центральную нервную систему, оказывают возбуждающее или угнетающее действие, отрицательно влияют на работу сердца, желудка, почек и печени. К ним относятся:
Белена черная
Аконит джунгарский (высокий)
Дурман обыкновенный
Красавка обыкновенная, или белладонна
Представляют опасность и растения, принадлежащие к семейству маковых. Наиболее опасны опийные сорта мака, которые могут привести к сильному отравлению.
Ядовитые растения, содержащие сердечные гликозиды вызывают поражение сердечно-сосудистой системы и одновременно действуют на желудочно-кишечный тракт и центральную нервную систему.

Растения с жалящими волосками. В общем они не представляют реальной опасности. Прикосновение к ним болезненно, что объясняется воздействием муравьиной кислоты.
Ядовитые растения, опасные в случае прикосновения к ним. Большинство из них относятся к семействам, известным в ботанике как сумах и молочай. Наиболее важным из них являются ядовитый плющ, ядовитый дуб и ядовитый сумах. Все они имеют сложные листья и маленькие круглые серо- зеленые или белые фрукты. Знание примет этих растений и вызываемого ими эффекта поможет вам в других частях света, где цветут подобные растения. Хорошее средство против их яда - влажная древесная зола, приложенная к соответствующему участку тела.
1) Симптомы от прикосновения к этим ядовитым растениям одинаковы повсюду: покраснение, зуд, опухоль и волдыри. Наилучшее средство после контакта с ними - тщательное промывание с использованием твердого мыла.
2) В тропиках и субтропиках имеется большое разнообразие такого типа растений.
Проявления отравления
Отравление ядовитыми растениями – это отравление, развивающиеся при попадании в организм ребенка химических веществ растительного происхождения в токсической дозе, способных вызвать нарушения жизненно важных функций органов и систем и создавать угрозу для жизни. При отравлении любыми ядовитыми растениями наблюдается скрытый период. Длительность его может сильно колебаться (от нескольких минут до суток) в зависимости от вида опасного химического вещества.
Отравление ядовитыми растениями может быть разной тяжести, это зависит от агрессивности яда, его количества, приходящегося на единицу веса тела ребенка, возраста малыша.
Во всех ситуациях следует назвать предполагаемое ядовитое растение, вызвавшее отравление, и начать оказывать помощь до приезда бригады медиков.

Наиболее часто встречаются следующие виды:
черное ядовитое дерево Центральной Америки;
караско, кустарник в Западной Индии;
дерево “ренгас” в Малайзии, на Филиппинах и на островах южной части Тихого океана;
лакированное дерево в Китае и Японии;
некоторые разновидности азиатской “ магниферы”;
“слепой глаз”, белая “мангрова” (мангровое дерево), распространенные в Австралии, Индии и на островах в южной части Тихого океана;
молочный сок некоторых растений, таких как касторовое масло или бобы касторового растения, сок дерева папайя.
Ядовитые растения, опасные в случае употребления в еде.
и т.д.................

Причины травматизма на производстве изучают статистическим, групповым, монографическим, топографическим методами.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по документам, регистрирующим уже совершившиеся факты несчастных случаев, профессиональных отравлений и заболеваний за определенный период времени. Этот метод позволяет получить сравнительную динамику травматизма по отдельным участкам, цехам, предприятиям. При углубленном статистическом анализе травматизма помимо анализа его причин анализируются несчастные случаи по видам работ, сведения о пострадавших (профессия, стаж, пол, возраст) и данные о периоде времени (месяц, день, неделя, смена, час рабочего дня).

Статистические методы предусматривают следующие этапы исследования: наблюдение, накопление статистического материала и обработка (анализ) полученных данных с последующими выводами и рекомендациями.

Для оценки производственного травматизма применяются показатели: коэффициент частоты травматизма, коэффициент тяжести травматизма, коэффициент травмопотерь, период работы без травм.
Коэффициент частоты травматизма (К ч), определяющий количество несчастных случаев, происходящих на 1000 работающих за отчетный период, рассчитывается по формуле:

К ч = А х 1000/Б,

Где А - число травм за отчетный период; Б - среднесписочное количество работающих в этой организации за тот же отчетный период.

Коэффициент тяжести травматизма (К Т), устанавливающий среднюю длительность временной нетрудоспособности, приходящейся на один несчастный случай на производстве, определяется по формуле:

К т = В/А,

Где В - суммарное количество дней временной нетрудоспособности по всем случаям, подлежащим учету за отчетный период (полугодие, год); А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период.

Для более объективной оценки уровня производственного травматизма применяют показатель общего травматизма (коэффициент травмопотерь К п), представляющий количество дней нетрудоспособности на 1000 работающих:

К п = К Т х К ч,

Где К т - коэффициент тяжести травматизма; К ч - коэффициент частоты травматизма.
При определении указанных коэффициентов травматизма не входят случаи с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом:
Период работы без травм (Т б) рассчитывается по формуле:

Т б = 270 / А,

Где А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период, равный одному календарному году.

Показатель, отражающий количество несчастных случаев с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом:

К си =С - 100/я %,

Где С - количество случаев со смертельным и инвалидным исходом; п- общее количество несчастных случаев.

Для оценки экономических показателей травматизма и профессиональных заболеваний могут определяться затраты (К м) на один несчастный случай:

= М / А,

Где М - материальные затраты, понесенные нанимателем в результате несчастных случаев за отчетный период; А - количество учтенных несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности на один день и более за отчетный период.

Групповой метод изучения травматизма основан на повторяемости несчастных случаев независимо от тяжести повреждения, имеющиеся материалы расследования распределяются по группам с целью выявления несчастных случаев, одинаковых по обстоятельствам, происшедших при одинаковых условиях, а также повторяющихся по характеру повреждений. Это позволяет определить профессии и виды работ, на которые приходится большее число несчастных случаев, выявить дефекты данного вида производственного оборудования, инструмента, машин и т. п., конкретные меры обеспечения безопасности труда.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастного случая по его месту происшествия. Все несчастные случаи систематически наносятся условными знаками на планах производственных участков, в результате чего наглядно видны места, где произошла травма, производственные подразделения, требующие особого внимания, тщательного обследования и принятия профилактических мер.

Монографический метод анализа производственного травматизма включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: трудовой и технологические процессы, рабочее место, основное и вспомогательное оборудование, индивидуальные средства защиты, общие условия производственной обстановки и т. д. Монографический анализ дает возможность наиболее полно установить способы предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Метод научного прогнозирования безопасности труда используется для вероятностной оценки риска травматизма, предсказания неблагоприятных факторов новых производств, технологий и разработки для них требований безопасности.

Данные по травматизму рассмотрим на примере транспортной структуры. Проводимые мероприятия по охране труда способствовали отмечаемому в последние годы снижению производственного травматизма на транспорте. С 1996 по 2000 г. г. число получивших травму на производстве сократилось с 14,05 тыс. чел. до 10,97 тыс. чел. За этот же период число работников транспорта, получивших смертельную травму на производстве сократилось с 617 до 467 человек.

Анализ данных показывает, что в ряде отраслей транспортного комплекса уровень производственного травматизма на протяжении последних лет превышает не только значения по транспорту в целом, но и общероссийские показатели.

На автомобильном транспорте, в 2000 году на производстве пострадало 5869 человек, что составляет 53,5% от всех случаев производственного травматизма на транспорте.

В дорожном хозяйстве произошло 1114 несчастных случаев, при этом уровень смертельного травматизма вырос на 20%.

Вырос уровень смертельного травматизма на морском транспорте. Увеличение количества несчастных случаев имело место на речном транспорте и городском электрическом транспорте.

На метрополитене, в авиационном и на промышленном железнодорожном транспорте сохраняется относительно низкий уровень производственного травматизма.

При этом в отраслях транспортного комплекса отмечается ряд предприятий, имеющих стабильно низкие показатели травматизма, либо работающих длительное время без несчастных случаев на производстве.

На отдельных транспортных предприятиях и объединениях в 2000 году были отмечены значительный по сравнению с 1999 годом рост числа несчастных случаев и превышение отраслевого уровня производственного травматизма.

В дорожном хозяйстве наблюдается рост общего количества несчастных случаев, на 7,5% возросло количество тяжелых несчастных случаев, а травматизм со смертельным исходом вырос на 20%.

В связи с износом подвижного состава и увеличением потребности в ремонтно-восстановительных работах на автотранспорте возросла доля несчастных случаев, полученных при выполнении различных ремонтно-технических операций. Уровень травматизма при их выполнении превышает порой средние данные по предприятию более чем в 4 раза.

Возросло число травм полученных кондукторами, водителями городского пассажирского транспорта при исполнении служебных обязанностей в результате хулиганских действий пассажиров. Доля таких случаев на пассажирском транспорте составляет около 9% от общего количества несчастных случаев.

Основные причины несчастных случаев: неудовлетворительная организация производства работ и рабочего места; нарушение пострадавшим трудовой и производственной дисциплины (в т. ч. пренебрежение опасностью и требованиями охраны труда, нахождение в состоянии алкогольного опьянения); нарушение технологического процесса.

Особо вызывает тревогу неудовлетворительная обстановка с соблюдением законодательных нормативных требований по охране труда, созданием и обеспечением работы системы управления охраной труда в малых частных транспортных организациях, на предприятиях с неустойчивым финансовым положением. Службы (специалисты) и комиссии по охране труда, как правило, или пассивны или вовсе отсутствуют, руководители предприятий не проходят своевременного обучения и проверки знаний по охране труда, не уделяют должного внимания вопросам охраны труда.

Выборочная проверка состояния охраны труда на отдельных (в основном автотранспортных) предприятиях, проведенная в ряде регионов Российской транспортной инспекцией совместно с отделениями Федеральной инспекции труда и органами местного самоуправления, показала, что треть из них в нарушение законодательных и нормативных требований не имеют основы управления охраной труда - службы охраны труда (специалиста по охране труда) и комиссии по охране труда.

Систематические проверки последних лет, проводимые Федеральной инспекцией труда, выявляют на предприятиях и в организациях транспортного комплекса ежегодно в среднем около 94 тыс. нарушений, связанных с охраной труда, более 700 организаций (производственных подразделений) и 6 тыс. единиц оборудования, работа на которых приостанавливается инспекторами из-за нарушений требований безопасности. Около 6,4 тыс. человек ежегодно отстраняется от работы в связи с непрохождением обучения или проверки знаний требований охраны труда.

Помимо недостатка финансовых средств для организации и проведения работы по охране труда на предприятии, это объясняется отсутствием у ряда руководителей необходимого опыта, знаний и слабой требовательностью за обеспечение охраны труда.

Высока смертность и уровень травматизма в дорожно-транспортных происшествиях (таблица 1) Анализ состояния и условий охраны труда в Российской Федерации в 20000 году и разработка мер пои их улучшению. Отчет Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - Москва, 2001. - С.14-19..

Таблица 1

Смертность в результате дорожно-транспортного травматизма (на 100 тыс. населения) в регионах ВОЗ в 2002 г.

Регион ВОЗ

Страны с низким и средним уровнем дохода

Страны с высоким уровнем дохода

Африканский регион

Американский регион

Регион Юго-восточной Азии

Европейский регион

Регион Восточного Средиземноморья

Регион западной части Тихого океана



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: