Можно ли отпевать умершего. Чинопоследование погребения

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

В тот момент, когда душа покойника уходит в параллельный мир, живые должны позаботиться о том, как ее спасти. Важно строго соблюдать православную христианскую традицию отпевания.

Что представляет собой отпевание? Это один из важнейших ритуалов, который проводится в храме, в ритуальных залах, расположенных около морга. Отпеванием называют напутствие души усопшего в загробную жизнь. В этот обряд вошли:

  • церковные стихотворения;
  • библейский канон;
  • прочтение Апостола, Евангелия.

Когда отпевают умершего, все присутствующие (родственники, коллеги, знакомые) обязательно должны читать молитву вместе с батюшкой, прося Бога помочь упокоенной душе.

Очень важно знать, что данный ритуал – не обряд для того, чтобы простить грехи. Зачем он? Это необходимо для того, чтобы молитвами освободить скончавшегося от согрешений, за которые принеслось покаяние во время жизни или за те грехи, о которых он не вспомнил или не думал, что это согрешение. В церкви или дома родственники погребенного должны в течение сорока дней после смерти читать псалтырь, в идеале не менее трех раз полностью.

Каждый священник советует купить молитвословы с написанной молитвой в специализированных церковных лавках. По правилам, каждый православный верующий должен иметь такую книгу у себя дома.

Следует строго соблюдать правила проведения обряда. После того, как родственник скончался, все его близкие обязаны помимо псалтыря, читать молитвы за упокой. Обряд проводят спустя три дня после кончины. Так говорится в православных обычаях. Это обуславливается тем, что душа умершего три дня бродит по земле, около дома, близких или же отправляется в путешествие, после этого она поднимается на небеса. С третьего по девятый день – новопреставленная душа посещает райскую обитель, а с десятого по сороковое – адскую.

В последний день новопреставленный должен предстать перед Господом, он решит судьбу дальнейшего существования – ад или рай. Задавая вопрос, зачем нужно молиться, нужно знать то, что усиленная молитва церковных священников, близких играет достаточно серьезную роли в помощи упокоенной души пройти сквозь небесные врата.

Традиция гласит, что после того, как отпевание закончено, гроб с телом покойного к месту захоронения должны сопровождать священник (во главе) и родные скончавшегося.

В прошлом было принято останавливаться на всех перекрестках следовавшего пути и читать заупокойные молитвы. Также это надо было делать после похорон. Сегодня это происходит в любых удобных местах. Число остановки нигде не указывается.

Что нужно для того, чтобы совершить отпевание в церковном храме:

  • быть уверенным в правильном волеизъявлении умершего – часто случается так, что человек перед смертью просит о том, чтобы его отпевал конкретный батюшка в определенной церкви;
  • точно знать, что скончавшийся крещенный православным вероисповеданием;
  • иметь заключение о кончине, выданное ЗАГСом;
  • прибыв в нужный патриархат, обязательно предъявляется весь необходимый пакет документации, который удостоверяет кончину; после этого назначается дата, время, место проведения обрядов;
  • приобрести в церковном ларьке требуемую атрибутику для покойника. Сюда входит крестик на тело и побольше в руки, лампадки для гроба, нужные принадлежности по типу покрывала, подушки, пеленки, венчика;
  • касаемо поведения, во время совершения таинственной процессии требуется петь молитву вместе со священником, держа в руках свяченую свечу;
  • очень важно внесение пожертвования за проведение.

Землю, которую батюшка сыпет на умершего, не нужно покупать – она выдается в церкви. Что делать, если после погребения назначен поминальный обед? Необходим правильный расчет времени. Процессия занимает около сорока минут, поэтому нужно учесть время обряда, сколько продлится погребение и на сколько назначать поминальную трапезу.

Заочное отпевание в церкви

Что такое заочное таинство? Такой вариант проведения может быть выполнен после похорон. Проведение отпевания без тела усопшего – большая редкость. Его проводят в следующих вариантах:

  • захоронение усопшего произвелось несколько лет назад, однако отпеть не получилось из-за ряда причин;
  • в том случае, если умерший был убит вследствие военных действий, погиб в авиакатастрофе, при кораблекрушении;
  • человек объявлен пропавшим без вести.

Батюшка должен освятить и благословить подготовленную земельку, прочитать молитвенный стих. После того, как все подошло к концу, земля передается родственникам скончавшегося. Она должна быть расположена крестообразным способом на могиле. Если тело кремировано, то земля всыпается в емкость, в которой находится прах покойного.

Когда еще заказывают такой процесс? Когда человек похоронен вдалеке от родственников, на чужой родине. Но в таком случае отпевание проводится без земли, так как не получится придать ее могиле.

Сколько длится отпевание в церкви?

Церковь не имеет определенного правила, которое регламентирует временные пределы церковного ритуала. Тяжело сказать сколько по времени проходит подобный процесс. Для того, чтобы узнать о продолжительности действия, поговорите с вашими батюшкой и матушкой. Они смогут с предельной точностью рассказать вам, сколько времени уйдет.

Средний промежуток времени, по которому идет отпевание длится около 45 минут (не более), можно сократить до получаса. Часы никак не повлияют на качество проведенных действий. Это обуславливается тем, что ключевой момент – чтение молитв около покойника.

Как проходит отпевание в церкви?

Принято доставлять гроб с усопшим абсолютно подготовленный:

  • венчик, который кладется на лоб умершего;
  • в руку и на грудь положен крестик;
  • тело накрывается саваном.

Как происходит таинство? Клириком должны быть установлены свечки на крышке гроба, он обязан зажечь их, а родственники раздают пришедшим провести скончавшегося в загробный мир специальные свяченые свечи (зажженная свечка у живого человека – символ победы живых над мертвыми). Далее гроб надо установить перед алтарем, после чего священный прочитывает молитву, псалму, Священное Предписание.

Как отпевают новопреставленную душу? Молитвами, псалмом каждый присутствующий просит у Бога прощения за согрешение усопшего и желают дарение Царствия Небесного. После того, как прочитан разрешительный молебен, лист с ним нужно вложить в руки умершего и в этот момент пришедшие могут последний раз проститься с покойным.

Многих интересует вопрос, как себя вести в данном случае? По возможности нужно сдерживать себя от плача, как можно сильнее молиться за упокоение души, читать молитву вместе с клириком.

Также немаловажно быть осведомленным в вопросе, как одеться в храм? Одежда должна быть строгой, темных цветов, которые разрешает православная вера. У женщин, девушек на голове нужно повязать темную повязку или надеть платок. Ноги должны быть закрыты (штаны, длинные юбки). Мужчина должен быть одет в строгий черный костюм (без джинсов, ярких футболок и прочего).

Как организовать и заказать обряд? Нужно выбрать определенную церковь (по вероисповеданию усопшего, месту жительства), собрать необходимый пакет документов (справки, свидетельство о смерти), договориться о времени и месте проведения.

Одним из важных моментов процессии, это икона, которая возложена на грудь скончавшегося, должна быть забрана домой. Дома она устанавливается в специальном месте, и каждый домочадец должен читать псалтырь возле нее.

Цветы на отпевание в церкви

Можно приносить цветочные букеты на традиционное таинство и нужны ли они? В качестве дани памяти, уважения к покойному родственнику, другу, знакомому, принято возлагать цветы на гроб. В церковь разрешено приносить как живые, так и искусственные цветы. Также приносят траурные венки, букеты.

Какие цветы разрешены? Это могут быть :

  • лилии;
  • гвоздики;
  • розы;
  • астры;
  • хризантемы;
  • классический вариант – каллы.

Правила, по которым происходит возложение венков и прочего. В то время, как все начинают сходится, чтобы присутствовать на отпевании, они первым делом подходят к гробу с телом. Рядом с ним укладывают принесенные букеты, одиночные цветочки. Когда начинается процессия таинственной традиции, все обязательно нужно убрать.

Кого запрещено отпевать в церковном храме

Существует очень много запретов. Ушедший в загробную жизнь должен быть оплакан согласно христианским поверьям. Но нельзя совершать традицию прощания в православном патриархате над такими людьми, как:

  • богоборцы;
  • люди с иной верой;
  • младенцы, которых не успели окрестить;
  • мертворожденный ребенок или убитый в утробе матери.

Можно ли отпеть некрещеного человека? Нет, за такого умершего нужна келейная молитва. Их душа подчиняется святому Уару. Также нельзя оплакивать умерших не своей смертью по типу самоубийц. Так как суицидники сами лишили себя жизни, то их душа никогда не сможет обрести покой.

Староверы отпеваются по отдельным традициям. Обряд имеет закрытый характер и прежде чем совершить его, проводится множество дополнительных процедур.

Панихида у евреев и католиков проходит практически идентично православной. Но имеется несколько отличий.

Почему нельзя отпевать утопленников? Есть много мнений на этот счет. Но каждый священник с уверенностью может сказать, что если утопление наступило вследствие несчастного случая, то проводить процессию можно. Если это было самоубийство – нельзя.

Все мы знаем, что умершего человека, бывшего при жизни православным христианином, отпевают в церкви. Для чего это необходимо, что дает факт отпевания душе умершего, и тем, кто продолжает жить?

Что есть отпевание для Церкви?

Отпевание, это богослужебный, заупокойный молебен, который Церковь совершает на третий день после смерти человека. Отпеванием священнослужители ходатайствуют о душе покойного перед Богом, просят избавить его от ответственности за вольные и невольные прегрешения, и даровать Царствие Небесное «идеже присещают свет лица твоего» — где находятся в свете, исходящем от божьего лика.

Молитвы о душе новопреставленного в Требнике называют «последованием мертвенным», а в народе их называют отпеванием. Русская Православная Церковь совершает шесть видов мертвенного последования для разных категорий умерших:

  • маленьких детей, не достигших 7 лет;
  • мирян;
  • монахов и иеромонахов;
  • иереев и епископов;
  • архиереев;
  • отпевание на первой седьмице после Пасхи.

Для чего оно нужно?

После смерти душа человека оказывается как бы вырванной из привычного состояния, ей легко и свободно вне плотного тела. Но в то же время, она ощущает некоторую растерянность, и пока не знает, что с ней будет дальше, куда идти, что делать, и кто ей в этом поможет. Особенно важны молитвы для душ людей, умерших внезапной смертью. Еще совсем недавно человек жил, строил планы на будущее, и совсем не готовился к такому повороту событий, которые поставили его перед фактом нового существования.


Скорее всего, то, что мы называем случайной смертью, таковой вовсе не является. Ангел смерти, посланный свыше, сделал свое дело точно, и в срок, но для души это событие стало неожиданным и шокирующим.

Смерть даже для тяжелобольного человека является необычным опытом, поэтому оставлять душу без молитвенного попечения в это время нельзя. Отпевание в церкви и становится для нее той помощью и путеводной звездой, которая помогает ей перейти в другой мир, привыкнуть к новому состоянию.

Если нет возможности пригласить священника для отпевания, и нет возможности, привезти покойного в церковь, родственники сами должны читать соответствующие молитвы.

Отпевание важно и для тех, кто продолжает жизнь. Таким образом, живые приносят умершему свои последние извинения, последнюю помощь, и успокаивают себя тем, что сделали все так как положено. К тому же, молитвы дают надежду на то, что душа близкого нам человека будет помилована всевышним, ему будет хорошо «там», и настанет время, когда мы встретимся где-то, на просторах потустороннего мира.

Молиться за умершего можем мы сами. Но лучше всего провести отпевание по церковным обрядам, пусть его совершит человек, у которого есть для этого особые «полномочия», ведь сказано в Евангелии: «Много может усиленная молитва праведного»

Какие гарантии у отпевания?

Дает ли отпевание гарантию того, что душа обязательно попадет в рай? Скорее всего – нет. Ведь священники в церкви – по сути, простые смертные люди, и не могут оказывать влияние на «вышестоящие инстанции». Они вместе с родственниками лишь просят Бога о милости, душой умершего он распорядится по своему смотрению, и в соответствии с тем, как человек жил.

Эзотерики утверждают, что приговор Бога невозможно изменить молитвами, панихидами, отпеванием, поминовением. Но можно надеяться на то, что страдания и новые испытания будут облегчены. Даже грешная душа в любом случае, и в приемлемом для себя виде, получит «подарки», посланные родственниками из этого мира под видом молитв и заупокойных панихид.

Например, если душа после Суда окажется в условиях, сходных с жаркой пустыней, молитвы родственников могут превратиться для нее в «случайно» обнаруженный на пути источник прохладной воды. Душа сможет напиться из этого источника, но покинуть пустыню ей не позволят, несмотря на молитвы и отпевания.

Если же человек жил праведно, и в соответствии с Законом Божьим, его так же будут судить по делам, а не по молитвам родственников и Церкви. Молитвы станут для него лишь дополнительным «бонусом», напоминанием о совершенных добрых делах. Свое место в раю он заслужил еще при жизни.

Основные сроки и правила

Отпевание проводят на третий день после смерти, непосредственно перед похоронами. Так, если человек умер в понедельник, отпевание и похороны должны состояться в среду. По разным причинам, а так же, в том случае, если человек какое-то время находился при смерти, и родственники были готовы, эти действия могут быть совершены на второй день.

Во время Светлой седьмицы – недели после Пасхи, поют не скорбные заупокойные молитвы, а торжественные и радостные песнопения. У христиан считается, что человек, умерший в этот период, попадает в рай без Суда.

Но в саму Пасху, а так же в Рождество, отпевания не проводят, и покойных в храм не вносят. Отпевание и похороны откладывают на следующий день.

Как правило, отпевание проводят один раз, а в случае перезахоронения просто совершают заупокойную панихиду. Допускается заочное отпевание, если нет уверенности, что человек был похоронен по церковным канонам. Это необходимо в том случае, если христианин жил и умер в стране или в местности, где нет православного храма, нет священников, и нет возможности отпеть его как положено.

Чтобы не просто стоять в церкви во время отпевания, а соучаствовать в молитве о его душе, можно заранее выучить или переписать для себя текст молитв, и читать их вместе со священником.

В руках родственников, стоящих на молитве, должны быть зажженные свечи, покойник находится в открытом гробу (если нет особых причин закрыть его). Он накрыт специальным покрывалом (продаются в храмах), в руках у него должен быть крест, на груди – иконка, на голове – бумажная лента, венец с молитвой.

Священники проводят обряд отпевания и крещения в белой одежде. Оба эти события важны для человека, поскольку являются важными вехами на его бесконечном пути.

Родственники умершего облачаются в траур, хотя это не соответствует христианской традиции. Скорее, это дань светским правилам, утвержденным в современном мире. Смерть близкого человека для них стала трагедией, и это вполне понятно, но самому умершему она позволила встретиться с Богом-отцом, по сути, он возвращается домой, чтобы отдохнуть, и вновь отправится в бесконечное путешествие.

Допустимо проведение отпевания в морге, тем более, если он находится рядом с крематорием, и имеется специальный зал для прощаний. Хотя лучше всего провести его в храме.

Не отпевают в церкви

Кого Церковь отказывается отпевать? Когда родственники умершего приходят в храм с просьбой об отпевании, в первую очередь священники спрашивают о причине смерти. И не просто спрашивает, а просят представить заключение, выданное в морге судмедэкспертом. Так они убеждаются в том, что человек не окончил жизнь самоубийством.

Самоубийц в церкви не отпевают, поскольку это считается смертным грехом, не заслуживающим прощения. И сам человек, добровольно ушедший из жизни уже не в состоянии раскаяться в этом грехе.

Если человек совершил самоубийство под влиянием различных жизненных ситуаций, а так же, в состоянии психического расстройства, отпевание могут провести по разрешению архиерея, к которому обращаются родственники умершего с заявлением.

Лица, убитые в то время, когда они совершали преступление, так же считаются самоубийцами, и в церкви не отпеваются.

Не отпевают в церкви не крещенных людей, людей другой веры, а так же оккультистов и атеистов. Церковь считает, что они строили свои отношения с Богом без ее участия, значит, и после смерти ее посредничество будет лишним.

За души таких людей молиться должны сами родственники, возможно, Бог найдет для них смягчающие обстоятельства, и примет решение не по их грехам, а по своей милости.

Людей, умерших от алкоголя или наркотиков иногда тоже приравнивают к самоубийцам, ведь когда-то они добровольно и сознательно приняли решение встать на гибельный путь. Но в то же время, Церковь может молиться за них, надеясь на милость Всевышнего.

19.11.2013

В рамках обсуждения проекта документа «О христианском погребении усопших» возникли вопросы об отпевании на дому. Насколько эта практика распространена сейчас? В чем разница − отпеть покойного в храме или дома? В каких случаях допустимо домашнее отпевание? В нашем опросе - мнения священников из Москвы, Благовещенска, Ставрополя, Саранска и Губкина.

Игумен Силуан (Туманов), клирик Феодоровского кафедрального собора (г. Саранск):

− В этом вопросе, как и во многих других, теория вступает в противоречие со сложившейся практикой. Допустима она или нет, но во многих регионах, например в Мордовии и Нижегородской области, подавляющее большинство отпеваний сегодня совершается на дому. Эта практика укрепилась в советские годы, когда храмов было мало и светские власти препятствовали отпеванию.

С одной стороны, тексты отпевания не говорят об обязательности пребывания усопшего в храме. Они напоминают собравшимся у гроба родственникам о достойной жизни усопшего, обетованиях Христовых и всеобщем воскресении, с другой − погребение как таинство перехода человека в жизнь вечную уместнее совершать в присутствии всей общины, в том храме, который регулярно посещал для молитвы усопший.

Лично я сторонник отпевания в храме − разумнее и естественнее для христианина быть отпетым в храме, в котором он молился при жизни.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова:

− За всю историю служения в храме мученицы Татианы у меня не было случая, что б я отпевал на дому. Были случаи, когда отпевания приходилось совершать в «ритуальных залах» при больничных моргах, несколько раз − в кладбищенских часовнях. Чаще всего это происходило из-за организационных и материальных трудностей, с которыми сталкивались родственники (например, из-за пробок в Москве, а также из-за того, что нет рядом с храмом парковок для катафалка). Приходилось вникать в эти подробности нашего быта и идти навстречу просьбам прихожан.

Формально, к сожалению, нет никаких запретов отпевания ни в этих залах, ни в часовне, ни даже на дому. Однако лучше совершать это богослужение в храме Божием − в Москве, например, есть много храмов с парковками и недалеко от кладбищ. Этот вопрос, конечно же, надо прояснить в обсуждаемом проекте документа об отпевании.

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма святого апостола Иакова, брата Божия (г. Губкин):

− Отпевания на дому случаются достаточно часто, и для этого есть ряд причин. Одна из них – то, что у людей банально не хватает средств, чтобы привезти тело усопшего в храм, или нет такой возможности, например, если человек умер в селении, где нет храма, а везти его куда-то далеко по тем или иным причинам затруднительно.С этим священники сталкиваются часто, хотя, конечно, в более или менее крупных населенных пунктах на городских кладбищах есть храмы или часовни, где обычно и совершаются отпевания большинства умерших.

Конечно, в идеале отпевание должно совершаться в храме и, желательно, именно в том, прихожанином которого был умерший человек.

Отпевание на дому еще может быть связано с тем, что люди специально не хотят тратить время (хотя и средства есть). Это происходит от недостатка церковности. Когда умирают постоянные прихожане, никогда не возникает вопроса, где именно отпевать человека: только в храме.

Так как у нас нет критериев, по которым мы могли бы отказывать людям в церковном погребении (допустим, умерший человек никогда в храм не ходил, не исповедовался, не причащался, но по факту крещения является формально членом Церкви), мы не можем отказывать людям и в домашнем отпевании. Тем более, что для родственников умершего подчас служба погребения становится первой церковной службой, на которой они присутствуют.

Повторюсь, отпевание лучше совершать в храме, но тут уж как придется, а мы не можем упускать и такой возможности: священнику очень важно чувствовать ситуацию, найти правильные слова при общении с родственниками усопшего, чтобы вместе со словами соболезнованиями постараться расположить людей к необходимости для них самих церковной жизни.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора (г. Благовещенск):

− За все время, что я был городским священником, отпевать на дому пришлось лишь дважды: один раз − по приглашению армянской диаспоры, а второй – в большой цыганской семье. То есть сегодня в крупных городах практически не провожают усопших на дому. На мой взгляд, это актуально лишь для сельской местности, где домашнее отпевание – либо часть деревенских традиций, либо просто нет поблизости церкви.

В городе же этот обряд совершается, в основном, в ритуальных залах при моргах или в храмах. Зачастую ритуальные залы становятся последним пристанищем покойных по причине невоцерковленности родственников. И это своего рода акт снисхождения Церкви к немощи соотечественников, которые испытывают влияние секулярного мира. А священники, по примеру древних апостолов, идут за церковную ограду, чтобы проповедовать слово Божие у тела усопшего.

Мне трудно понять священнослужителей, которые отказывают в христианском погребении крещеным православным христианам, которые были редкими гостями в храме. Уверен, в этом есть большая доля нашей священнической вины, что после Таинства крещения мы не смогли ни словом, ни личным примером убедить людей полюбить Бога и Его Церковь.

Священник Евгений Шишкин, клирик Андреевского архиерейского подворья (г. Ставрополь):

− Практика отпевания на дому допустима и оправданна, когда в населенном пункте нет храма или принесение тела усопшего в храм связано со значительными неудобствами. Классическим примером подобной ситуации является период гонений на Церковь. Собственно, отпевание на дому и закрепилось в русской приходской практике как раз в советский период, когда многие верующие стремились не привлекать внимание посторонних к своему участию в жизни Церкви.

В настоящее время обычай совершать отпевание на дому, как правило, сохраняется по инерции, причем по большей части в городах. Однако если приезд священника на погребение в отдаленный хутор, где все богослужения и так совершаются «на дому», выглядит вполне уместно, то в крупном городе необходимость такой практики вовсе не очевидна. Она диктуется, скорее, соображениями комфорта и потребительской психологией: отпевание воспринимается как своего рода «церковная услуга», получить которую «с доставкой на дом» будет значительно удобнее. Однако отпевание − не услуга, предоставляемая священником, а совместная молитва тех, кто провожает в последний путь близкого человека. Именно поэтому оно должно происходить в храме.

Заметьте, какое удивительное единение в молитве наступает, когда вся община собирается у гроба людей церковных, глубоко верующих прихожан, которых все знали и любили при жизни. Если почивший был постоянным прихожанином какого-то храма, лучше его отпевать в той церкви, где он сам всегда молился; для остальных случаев в большинстве крупных городов есть кладбищенские храмы. Отпевание на дому должно совершаться при наличии каких-либо особых обстоятельств, в виде исключения.

Подготовила Ольга Богданова
специально для портала «Приходы»

Отпевание - это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Панихида и отпевание - разные вещи, почему-то их часто путают.

Панихида - это просто заупокойная молитва об умершем . Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца , символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание - это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена.

Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу - нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

В отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание. Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть - это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**. 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: