Кто имеет право подписи госконтрактов. Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте? Ограничения по совершению сделки

Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

Порядок подписания контракта с победителем регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ).

Какие ошибки может допустить поставщик (подрядчик, исполнитель) на этапе заключения контракта?

Несоблюдение сроков заключения государственного контракта

Нарушение сроков, в которые государственный контракт должен быть подписан и передан государственному или муниципальному заказчику со всеми сопутствующими документами, может стать причиной отказа заказчика подписать контракт. Такой отказ будет законодательно обоснован и оспорить его в надзорных и судебных органах невозможно. Кроме того, компания-победитель, которая нарушила сроки подписания государственного контракта, будет признана уклонившейся от его заключения и с высокой долей вероятности попадет Реестр недобросовестных поставщиков. Компании, включенные в Реестр недобросовестных поставщиков, лишаются возможности участвовать в системе государственных закупок.

В какой срок контракт должен быть подписан со стороны поставщика и передан заказчику?

Сроки подписания контракта устанавливаются положениями Закона 44-ФЗ и зависят от способа, посредством которого был выбран подрядчик по государственному контракту.

При выборе исполнителя посредством проведения открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Если был проведен закрытый конкурс, то срок заключения контракта отсчитывается с даты подписания протокола. При этом поставщик обязан подписать и передать заказчику все экземпляры контракта в течение десяти дней . Кроме того, одновременно с подписанным контрактом победитель конкурса должен предоставить документы, которые подтверждают оформление обеспечения исполнения контракта.

Если в течение предусмотренного Законом 44-ФЗ срока заказчик не получил подписанный победителем государственный контракт - участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик вправе не возвращать такому поставщику обеспечение заявки на участие в конкурсе, обратиться в суд для возмещения издержек, связанных с уклонением участника от подписания контракта которые не покрыты обеспечением заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником, заявке которого по результатам проведенного конкурса присвоен второй номер (при наличии). Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в течение десяти дней или отказаться от заключения контракта. Если участник конкурса, заявке которого было присвоен второй номер, не предоставит заказчику подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта в срок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, такой участник не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Конкурс будет признан несостоявшимся.

При проведении электронного аукциона срок, в который победитель обязан подписать контракт - пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе. В течение данного периода уполномоченное лицо победителя электронного аукциона обязано подписать государственный контракт и разместить его в единой информационной системе с одновременным размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

При наличии разногласий к проекту государственного контракта победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий. Протокол разногласий является отличным инструментом, позволяющим поставщику урегулировать возможные неточности в формулировках государственного контракта на этапе его согласования и подписания. В протоколе необходимо указать замечания к проекту контракта, связанные с несоответствием условий извещению о проведении аукциона, документации о нем или направленной заявке на участие. Протокол подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего полномочия действовать от имени победителя электронного аукциона. В соответствие с Законом 44-ФЗ протокол должен быть направлен исполнителем не позднее, чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты его размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе. По результатам рассмотрения заказчик должен либо разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо проект контракта без изменений, но с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

При проведении закрытого аукциона срок подписания контракта устанавливается в документации о закрытом аукционе, но не может быть менее 10 дней с даты подписания протокола закрытого аукциона.

Нарушение участником сроков подписания контракта по итогам электронного аукциона, либо сроков размещения протокола разногласия - повод для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта.

При проведении запроса котировок победивший участник должен предоставить подписанные экземпляры государственного контракта в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. При этом в соответствии с Законом 44-ФЗ такой контракт должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее, чем через 20 дней.

Государственный контракт при проведении запроса предложений должен быть заключен не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания.

Сроки подписания контракта при различных способах определения поставщика:

Способы определения поставщика Срок подписания контракта
Конкурс
открытый конкурс
конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс 10 дней с даты размещения протокола
закрытый конкурс с ограниченным участием 10 дней с даты размещения протокола
закрытый двухэтапный конкурс 10 дней с даты размещения протокола
Аукцион
аукцион в электронной форме 5 дней с даты размещения проекта контракта
закрытый аукцион 10 дней с даты размещения протокола
Запрос котировок определяется в извещении на проведение запроса котировок, но не ранее 7 дней и позже 20 дней
Запрос предложений не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания

Ошибки при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта

Закон N 44-ФЗ регламентирует обязательность предоставления обеспечения исполнения контракта, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком. Параметры обеспечения, которое должен предоставить участник, победивший в конкурсе или аукционе, содержатся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в конкурсе на выбор поставщика, закупочной документации.

Законом №44-ФЗ предусмотрено только два вида обеспечения исполнения контракта, из которых участник закупки может самостоятельно выбрать наиболее удобный и приемлемый для него вариант: предоставление банковской гарантии или перечисление денежных средств на счет заказчика.

Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому исполнитель вправе определить, при выборе какого способа он гарантировано сможет предоставить требуемое обеспечение исполнения контракта. Еще до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе на заключение государственного контракта, организации стоит убедиться в возможности предоставить обеспечение исполнения. Компания либо должна иметь свободные денежные средства, которые способна перечислить в счет обеспечения на счет заказчика, либо иметь возможность оперативно договориться с банком о выпуске банковской гарантии.

Несвоевременное предоставление обеспечение либо его отсутствие влечет за собой признание участника-победителя уклонившимся от заключения контракта. Следствием такого уклонения является внесение подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. На оформление обеспечения участнику-победителю дается совсем немного времени - подтверждение предоставления обеспечения необходимо предоставить заказчику при передаче подписанных экземпляров государственного или муниципального контракта.

Предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии является наиболее распространенным способом, так как позволяет не использовать собственные оборотные средства, дефицит которых характерен для большинства компаний. Вместе с тем, предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика - одна из основных причин отказа государственного заказчика заключить контракт с участником-победителем.

Требования к банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона 44-ФЗ. Гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом обязательств по контракту;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых она обеспечивает, а также срок действия банковской гарантии;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки перечисления денежных средств;
  • условие, в соответствии с которым гарант может считаться исполнившим свои обязательства по банковской гарантии со дня фактического поступления денежных средств на счет заказчика;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • перечень документов, которые должен будет предоставить заказчик в банк в случае предъявления требований по банковской гарантии. Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 и предусматривает следующие документы:
    • расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
    • платежное поручение о перечислении аванса принципалу с отметкой об исполнении;
    • документ о наступлении гарантийного случая (если требование предъявлено в период гарантийного срока);
    • документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии. Не допускается указание документов, за предоставлением которых заказчик должен будет обращаться в судебные органы;
  • гарантия должна быть выдана банком, который включен в перечень кредитных организаций, сформированный Министерством финансов;
  • сведения о гарантии должны содержаться в едином реестре банковских гарантий, который формируется Федеральным Казначейством на основании информации, предоставляемой банками, выпустившими такие гарантии. Такой перечень находится в свободном доступе (на сайте www.zakupki.gov.ru) и еще до передачи оригинала банковской гарантии заказчику, исполнитель сам может узнать о наличии гарантии в этом перечне.

Гарантия, выпущенная с нарушением требований Закона 44-ФЗ, может стать обоснованным поводом для отказа заказчиком заключить контракт с компанией - победителем.

При использовании в качестве обеспечения исполнения контракта способ, предусматривающий перечисление денежных средств на счет заказчика, необходимо учесть, что датой, с которой обязательство по предоставлению обеспечения считается выполненным, является дата зачисления средств на банковский счет заказчика. Для расчетов по государственным контрактам лучше использовать счета в надежных банках, которые не допускают задержки перевода платежей, так как отсутствие поступления денежных средств на счет заказчика в положенный срок - причина признания участника уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

Порядок заключения контракта со вторым участником аукциона 44-ФЗ - это процедура подписания договора с поставщиком, который занял в торгах второе место. Это происходит, если победитель закупки отказался от заключения госконтракта или сделку с ним разорвали на этапе исполнения. Казначейство опубликовало разъяснение, которое меняет подход к этой процедуре.

Как совершить сделку со вторым поставщиком на этапе исполнения: обзор разъяснения Казначейства

Казначейство в Письме № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 опубликовало разъяснения по заключению контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ. В Письме указано, что по контракт со вторым поставщиком, если с победителем электронной процедуры расторгли контракт, заключается с соблюдением условий, которые предусмотрены в , учитывая положения ч. 18 ст. 95 44-ФЗ.

А в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не утвердили форму заключения такого контракта и нет отсылки к порядку заключения контракта в рамках ст. 83.2 закона о контрактной системе. Эта статья не регулирует порядок заключения такого контракта. Получается, если возникла необходимость совершить сделку по основанию, которое прописано в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, это делают без ЕИС, в т. ч. и в бумажной форме.

Казначеи сообщили, что готовят изменения в контрактное законодательство, чтобы урегулировать порядок совершения таких сделок.

Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2

Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Сделали таблицу с основаниями заключения контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ после расторжения контракта на этапе исполнения и если сделка еще не совершена, а победитель отказался от нее.

На этапе подписания На этапе выполнения обязательств

Если победитель отказался от сделки, его признают уклонившимся, а у заказчика появляется право заключить госконтракт с поставщиком, который занял второе место на торгах. Поводы для признания уклонившимся победителя такие, он:

  • не отправил в утвержденные ст. 83.2 сроки проект госконтракта со своей подписью;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, в т. ч. и увеличенное в 1,5 раза по факту применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ;
  • не соответствует требованиям к исполнителям или предоставил недостоверную информацию о таком соответствии;
  • предложил цену ЖНВЛП, которая не имеет регистрации в госреестре предельных отпускных цен;
  • не уменьшает цену на ЖНВЛП до предельной отпускной. Это касается госзакупок федерального уровня с НМЦК выше 10 млн руб., а для регионального и местного уровней такая НМЦК утверждается локальными актами.

Если победитель сам производит лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.

С 01.07.2019 заработала ч. 17.1 ст. 95 закона о контрактной системе. В ней зафиксировано, можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым, — да, по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.

А если заказчик в одностороннем порядке расторгает сделку, то со вторым поставщиком подписывают госконтракт только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.

Как заключить госконтракт с поставщиком № 2: инструкция для заказчика

В ст. 83.2 прописана инструкция, как заключить контракт со вторым участником аукциона по 44-ФЗ:

  1. Направьте проект контракта потенциальному исполнителю в течение 5 дней от даты признания уклонившимся победителя аукциона.
  2. Дождитесь решения. Поставщик вправе 5 дней рассматривать проект. По итогам рассмотрения он подписывает, отказывается от заключения или отправляет протокол разногласий.
  3. Рассмотрите протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и отправьте согласованный проект соглашения.
  4. Второй участник в течение 3 рабочих дней обязан подписать.
  5. Подпишите в течение 3 рабочих дней со своей стороны. После этого сделка совершена.

В ст. 83.2 закона о контрактной системе указано, по какой цене заключается контракт со вторым участником по 44 ФЗ, — по той, которую он предложил на торгах.

Как действовать участнику № 2

С 01.01.2019 действует единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах. Он прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как может поступить участник № 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:

  • не подписывать (в отличие от победителя, его не признают уклонившимся);
  • согласиться на исполнение;
  • направить протокол разногласий для уточнения условий.

Такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. Это указано в ч. 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе. А у победителя закупочной процедуры такой возможности нет.

Как заключить договор с участником № 2 по 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.

Что делать после заключения госконтракта с участником № 2

Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в Определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.

В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующие. Признают, что аукцион не состоялся, вносят и организуют тендер заново.

Государственный контракт - это разновидность договора, которая оформляется в госзакупках. О том, что собой представляет этот документ, в чем его отличия от других видов договоров, каковы правила его подписания, читайте далее в нашем материале.

Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком для обеспечения госнужд в продукции, работах, услугах. Существуют государственные и муниципальные контракты. Госконтракт заключается от имени РФ или ее региона, муниципальный от имени муниципалитета.

Государственный контракт, муниципальный контракт – это контракты, которые оформляют соответственно:

  • госорганы, казенные учреждения, действующие от имени региона или РФ за счет бюджетных средств;
  • местные органы или казенные учреждения, действующие от имени муниципалитета за счет местного бюджета.

Исполнителем госконтракта может быть любое юрлицо (кроме оффшорных компаний) или физическое лицо. Однако существуют случаи, когда в тендере могут принять участие, а, следовательно, и заключить контракт могут компании или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию за занятие определенным видом деятельности или какое-либо другое разрешение.

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Чем отличается договор от государственного контракта

Приведем таблицу, показывающую, в чем разница между государственным контрактом и договором:

Критерий сравнения

Госконтракт

Процедура заключения

Заключается по итогам тендера, без такового его можно оформить в ограниченных случаях

Заключается, как правило, без проведения тендера. Одна сторона делает оферту, вторая сторона ее акцептует

Сроки подписания документа

Четко регламентированы 44-ФЗ

Определяются соглашением сторон

Существенные условия, установленные ГК РФ дополнены другими положениями

Установлены ГК РФ

Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения

Установлена ст. 34, она не подлежит изменению

Установлена ГК РФ, может корректироваться по соглашению сторон

Внесение изменений

Запрещено менять существенные условия, исключения содержатся в ст. 95 44-ФЗ

Производится, если стороны пришли к согласию по этому вопросу

Договор во исполнение государственного контракта заключается исполнителем госконтракта, его положения должны соответствовать госконтракту.

5 завершающих штрихов, которые сделают проект контракта идеальным

На примерах покажем, какие условия стоит включить в проект на подряд или услуги, чтобы при исполнении ни один его пункт не удалось оспорить подрядчику. Именно такие формулировки помогли заказчикам доказать свою правоту в судах. Включите их в свои контракты и поставщики уже вряд ли осмелятся вам перечить.

Существенные условия

Его обязательные условия:

  • предмет (Продукция, работа или услуга, которую госзаказчик приобретает). Например, государственный контракт на оказание услуг по 44-Ф должен содержать указание на конкретную услугу.
  • цена госконтракта.
  • сроки и способы оплаты.
  • сроки поставки, предоставления услуг или выполнения работ.
  • ответственность за нарушение невыполнение или ненадлежащее выполнение госконтракта.

Государственные и муниципальные контракты размещаются в ЕИС.

Порядок заключения

Государственный контракт - это договор, оформленный:

  • с победителем конкурентной процедуры,
  • с единственным поставщиков (ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Рассмотрим, как оформляют госконтракты по 44-ФЗ по итогам проведения электронных торгов. Регулирует этот процесс ст. 83.2 44-ФЗ. Условно его можно разделить на 2 ситуации:

  • возражения исполнителя по тексту документа отсутствуют;
  • возражения присутствуют.

Итак, государственный контракт - это договор, подписываемый в следующем порядке:

  1. определяется победитель электронного тендера. Публикуется итоговый протокол госзакупки;
  2. заказчик публикует в ЕИС проект (5 дней с момента публикации протокола);
  3. исполнитель подписывает документ (тоже 5 дней, но уже с момента публикации проекта);
  4. госзаказчик ставит свою подпись.(3 рабочих дня).

Государственные и муниципальные контракты – это договоры, к которым протоколы разногласий составляются только в двух строго определенных случаях:

  • положения проекта не соответствуют тендерной документации;
  • положения противоречат информации, представленной победителем торгов в своей заявке.

Вложенные файлы

  • Государственный контракт на оказание образовательных услуг.docx
  • Государственный контракт на поставку товаров.docx
  • Государственный контракт на работы по строительству автомобильной дороги.docx

Возможно ли приказом руководителя (либо по доверенности) наделить правом подписи (на календарный год) контрактов (гражданско-правовых договоров) заместителя руководителя? Не будет ли данный факт являться нарушением Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Как будет проходить электронная приемка в ЕИС

В 2020 году заказчики обязаны поэтапно перейти на электронную приемку и в январе начался переходный период. Мы побывали на дне открытых дверей, где Казначейство впервые показало, как функционируют настройки в ЕИС по электронной приемке. Делимся с вами эксклюзивной информацией, как проходит обмен электронными документами, если принимаете товар полностью или частично. А к июлю станет ясно, какие категории заказчиков первыми перейдут из тестовой версии приемки в боевую.

Подписывать контракт от имени заказчика имеет право только орган, определенный учредительным документом заказчика (в Вашем случае руководитель учреждения), либо иное уполномоченное приказом или иным официальным документом лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Т.е., заместитель руководителя, будет вправе подписывать контракты, если он наделен правом на подписание контрактов от имени юридического лица, оформленное например, доверенностью или приказом. При этом «электронное » подписание документов должно производиться усиленной электронной подписью заместителя руководителя .

Если же в вопросе речь идет о возможности использовать электронную подпись руководителя другим лицом (например, его заместителем), то, считаем это возможно, только с согласия и под контролем руководителя , как владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: