Конфликт. Факторы, влияющие на развитие конфликта. Факторы оказывающие влияние на возникновение и развитие конфликта

Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции. В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет. Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение. Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление - избегание» Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание. Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей. Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет. Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей. К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному. Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение». Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона. Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник. Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет. В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников. Имитация ролей участников конфликта - это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта. Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого. Установка - это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом. На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников. Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния. Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна. Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной. Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели. К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта. Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии. Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений. Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации. Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта. Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта. Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво - эта модель эскалации называется:
а) нападение - защита;
б) нападение - нападение. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.

Методы конфликтологии как науки.

Конфликтология это наука, изучающая причины возникновения, особенности развития и возможности управления различными типами конфликтов.

Конфликтология как молодая наука использует методы многих других дисциплин, в том числе психологии, социологии, математики и т.д.

Все методы можно разделить на 2 группы:

1. Количественный метод сбора и анализа информации (опросы, интервью, наблюдения).

2. Качественный метод обработки и использования информации (моделирование, экспертный опрос, метод конкретной ситуации…)

Сочетание этих методов, а также использование системного и ситуационного анализа позволяют точно анализировать и выбирать методы и приемы воздействия на него.

Основные виды конфликтов по уровням противоречий. Конструктивное и деструктивное развитие конфликта.

1 уровень – физические противоречия – связанные с законами физики, химии и др. наук.

2 уровень – биологические противоречия – в экологических системах между биологическими видами и особями.

3 уровень – физиологические противоречия – внутри живого организма.

4 уровень – психологические или внутренние конфликты – столкновение разнородных явлений в душе одного человека.

5 уровень – социально-психологические конфликты – противоречия между отдельными людьми и малыми группами. Под уровни: 1) межличностные конфликты 2) конфл. малых групп 3) организационные конфл. 4) индустриальные конфл.(переходные от соц.-псих. к соц.)

6 уровень – социальные конфликты больших групп

7 уровень – цивилизационные конфликты и противоречия.

Конфликт является деструктивным, если его участники неудовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными его результатами.

Конфликт является конструктивным, если его участники довольны его исходом и полагают, что в результате него они получили пользу. Нужно также отметить, что в большинстве случаев конфликт, результаты которого удовлетворяют всех участников, будет более конструктивным, чем когда удовлетворены лишь некоторые из участников.

Пять факторов возникновения конфликта.

1 .Информационный.К.возникают из-за искажения,сокрытия,нежелательного обнародования(информация,которая приемлена для одной стороны,неприемлема для другой-сплетни,наговор,слухи,сообщения,свидетельские показания)2 .Структурный или объективный.К.возникает из-за событий или обстоятельств,которые сложно изменить (законы,положения,война,возврат,климат) 3 .Ценностный фактор-принципы,которые человек провозглашает,которым следует,думает,что и другие будут следовать:личностнаясистема ценностей,групповые ценности и семейные,профессиональные,вопросы моральной ценности,религия,идеология).4. Фактор отношений.К.возникают из –за неудовлетворенности min одной из сторон.На К. оказывают влияние основа отношений(добровольные или принудительные),сущность отношений(зависимые-не зависимые-взаимозависимые),баланс сил в отношениях(равные-сильный-слабый),вклад сторон в отношения(материальные,эмоциональные,поддержка),психологическая совестимость,история отношений.5. Поведенческий фактор.К.возникают из-за конкретного симиюминутного поведения min 1 из сторон(агрессивное,угрожающее,дискомфорт,провоцирующее)

6. Информационные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.

В процессе управления межличностными конфликтами важное значение имеет учет факторов их развития. Всего можно выделить шесть «областей конфликта», каждая из которых представляет его потенциальную причину или движущий фактор. Это «ценности», «отношения», «настроения», «информация», «структура» и «интересы». Реальной причиной спора может быть как один фактор, так и два, и более связанных вместе факторов. Факторы конфликта – это движущие силы или побудители конфликтного взаимодействия, определяющие его характер и отдельные черты. Проблемы с информацией могут стать серьезным движущим фактором конфликта. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфлика. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация, преждевременная или запаздалая информация, слухи. Технология регулирования конфликта: Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п.

7. Структурные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.

Факторы возникновения конфликтов (причины):

* информационный, * структурный (объективный), * ценностный, * фактор отношений,

* поведенческий (5 причин-факторов)

Структурный или объективный фактор – конфликты возникают из-за событий, которые невозможно или сложно изменить:

* законы * положения * документы регламентирующие действия * правила * форс-мажорные обстоятельства * болезни, возраст, инвалидность * пол * географическое положение, климат * ресурсы (люди, деньги, время, природные)

8. Ценностные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.

Ценностные факторы - относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:

Личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,приоритеты);

Групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нуждыи нормы;

Способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;

Религиозные, культурные, региональные и политические ценности;

Традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к«статус-кво».

9. Факторы отношений: форма проявления и особенности влияния. Значение.

Отношения – это связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий. Согласно теории Эрика Берна каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими- начальник, с третьими – подчиненный и т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего). Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций. Выделяются три основных группы ролей: ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания; родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует; взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт. Взаимодействие людей осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей. Существует и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Если говорить о причинах конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая.

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет -либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. Рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны. Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента. При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.

Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, является мотив . Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков.

Потребность, или нужда в чем-то, согласно классификации А.Маслоу подразделяются так:

1. физиологические потребности;

2. потребности в защите или безопасности;

3. потребности в любви или причастности;

4. потребности в признании, то есть в результатах и социальной идентификации;

5. потребности в самовыражении.

Существующие многообразные и даже противоречивые потребности человека складываются в определенную иерархию в зависимости от следующих факторов:

Значимости определенной потребности для субъекта;

Достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу;

Количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения.

Многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила. Интерес представляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкретные препятствия.

Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему, в которой выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).

При анализе потребностей и интересов участников конфликта стоит учитывать тот факт, что система потребностей и интересов каждого человека слагается из следующей совокупности:

1. Общие потребности и интересы, присущие всем людям; для их анализа можно воспользоваться приведенной выше классификацией А.Маслоу.

2. Особенные потребности и интересы, присущие конкретному человеку, как члену определенных социальных общностей - религиозных, партийных этнических, корпоративных, культурных, демографических и других (например, юной девушке, мусульманину, жителю Севера, коммунисту, больному сахарным диабетом и так далее ).

3. Специфические потребности и интересы, характерные для конкретного человека, которые раскрывают его индивидуальность и неповторимость (например, потребность в инсулине, интерес к культуре Полинезии, обусловленная привычкой потребность в кубинских сигарах и др .).

Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том, что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившейся ситуации. В этой связи известный российский конфликтолог А.Зайцев выделяет шесть групп интересов:

1. Действительный интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении.

2. Ценностно-ориентированный интерес, связанный с пониманием как должно быть и разногласий по поводу возможных решений.

3. Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов.

4. Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий

5. Гипотетический, надуманный интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте.

6. Транслируемый интерес, который не является реальным интересом субъекта, представляющего чужой интерес. Субъект в данном случае является объектом манипулирования.

Помимо потребностей и интересов влияние на конфликт оказывают убеждения и ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-политические, экономические, правовые, религиозные, эстетические и прочие убеждения и ценности обычно представляют потенциальную, “свернутую” программу возможного поведения. Убеждения и ценности становятся мотивом в случае, если субъекта “загоняют в угол” прямым вопросом, затрагивающим эту деликатную сферу. Субъекту ничего не остается, как на практике демонстрировать свои убеждения и ценности, порой за счет отказа от реализации насущных потребностей и интересов.

На развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влияние цели участников. В идеале цель должна быть

Реальной;

Мотивированной;

Логически построенной.

Каждый субъект имеет

стратегические, или долгосрочные, цели

тактические, или краткосрочные цели

Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации, но выходят далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противоречат его долгосрочным целям. Однако, краткосрочные цели более способствуют мобилизации усилий субъектов, поскольку ожидаемый результат выглядит вполне осязаемо и довольно легко достижимым.

Особенность конфликтной ситуации отражается на существовании у участников декларируемых и “теневых” целе й, между которыми имеется определенное расхождение. Во время конфликта под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить на “второй” план другие.

Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями намерений субъектов безотносительно к ситуации.

Взаимодействие, даже конфликтное, всегда предполагает определенное представление о допустимых и возможных интересах и целях других участников взаимодействия. Даже отчаянное желание с помощью конфликта реализовать свои планы не будет воплощено в жизнь, если потенциальный противник воспринимается как очень сильный и способный не только постоять за себя, но и выиграть противостояние.

Таким образом, для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации, при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения сложившейся ситуации – установки.

Установки участников взаимодействия оказывают сильное влияние на развитие ситуации и содержание взаимодействия. Поэтому следует иметь в виду следующие характеристики установок:

1. Компоненты установок: - эмоционально-образные; - логико-нормативные; - принципиально-волевые.

2. Характеристики установок по его генезису: - фанатичные (без учета ситуации); - ситуационные (конформные); - рефлексивные (сбалансированные).

3. Характеристики установок с точки зрения морали: -безнравственные; - нравственные; - морально-нейтральные.

4. Характеристики установок с точки зрения права: - правовые; - противоправные; - юридически-нейтральные.

Ролевое поведение участников конфликта достаточно определенно и детерминировано следующими факторами:

Собственными потребностями и интересами;

Целями и задачами, стоящими перед ними;

Своими социальными функциями и ролью в конфликте;

Конкретной ситуацией;

Личностными особенностями;

Планами соперников, понуждающих к определенным действиям;

Опытом предыдущих конфликтов.

Конфликт приводит к стремлению захватить, отвоевать некую “зону”, соответствующую своему самоопределению, ущемить,

ограничив интересы другой стороны, или изменить соотношение сил и позицию противника.

Позиция – это способ выражения своего интереса и способ поведения в конкретной ситуации. Очень часто конфликт происходит не столько из-за несовместимых интересов, сколько из-за неприемлемого для противоположной стороны способа выражения своих интересов.

Бывают ситуации, при которой один или несколько субъектов имитируют активность и агрессивность во взаимоотношениях, при этом субъекты как бы входят в роль непримиримой стороны, когда конфликта еще нет, либо он уже угас. Чаще всего подобное состояние обусловлено личностными амбициями, эмоциональными или характерологическими особенностями субъекта, какими-либо интересами. Следует отметить, что подобное поведение не безвредно, поскольку само по себе является конфликтогенным.


Как видно из таблицы, конфликт закономерно возникает лишь в том случае, если интересы сильных субъектов противоположны, в других случаях возможны стабильные отношения.

Наиболее типичные программы поведения в конфликте:

1. Достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до более высокой стадии.

2. Подчинение другой стороне, несколько снизив уровень напряженности, но сохранив сам конфликт, переведя его в латентную стадию.

3. Мирное завершение конфликта, по возможности, покинув опасную зону агрессивных взаимодействий.

4. Активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.

Восприятие конфликта

Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:

Индивидуальные особенности,

Жизненный опыт;

Уровень образования;

Направленность личности и присущие ей интересы;

Коммуникативные барьеры и другие факторы.

Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:

Интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов;

Влияние негативных эмоций на восприятие;

Качественные и количественные характеристики опыта и кругозора субъектов;

Доступность объективной информации о ситуации;

Значимость целей субъектов в контексте ситуации;

Психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);

Психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие);

Степень недопонимания людьми друг друга;

Психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.

Отражая реальную ситуацию, восприятие создает несколько отличные от нее субъективные образы. Эти образы восприятия, как правило, представляют собой стереотип сознания.

Стереотип характеризуют следующие черты:

1. схематичность и упрощенность образа;

2. несамостоятельность производства, то есть оно скорее было воспринято от других людей, чем получено в непосредственном опыте с действительностью, устойчивость к воздействию нового опыта;

3. избирательность восприятия, которое выражается в активном поиске фактов, подтверждающих сформированный образ и игнорирование или вольную интерпретацию фактов, ему не соответствующих.

Как правило, степень стереотипности исследуется по четырем пунктам:

Схематичность;

Истинность;

Автономность производства;

Фиксированность. Стереотипность восприятия сужает источники получения необходимой информации о ситуации, ограничивает поиск вариантов ее решения, повышает вероятность конфронтации и закономерно ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и потенциала противника.

Субъективные образы оказывают сильное воздействие на эмоции и чувства участников, вызывая недоверие, страх, подозрительность и враждебность; или напротив, успокоенность и умиротворенность. Эти образы обязательно усиливают или ослабляют желания добиться своей цели в конкретной ситуации.

Американский конфликтолог К.Боулдинг отмечал, что искаженные образы развиваются по присущим им закономерностям, так, под давлением обстоятельств они могут меняться и исчезать.

В целом, искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность иррационального выбора модели поведения в конфликте.

Рациональный выбор является более продуктивным и предполагает трезвый анализ и оценку всех возможных альтернатив, а также прогнозирование результатов.

На выбор модели поведения влияет фактор времени: не во всем можно сразу разобраться объективно.

Общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным делать выбор :

1. “Стремление - стремления” - нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Не типична для конфликта.

2. “Избегание - избегания” - выбор из двух “зол”, ничего не приобретая. Цель - понести наименьшие потери, с большей вероятностью сохранить имеющийся потенциал.

3. “Стремление - избегание” - одно и тоже одновременно притягивает и отталкивает. Например, применение насилия, с одной стороны, эффективно, а, с другой, может вызвать ответную реакцию.

4. Двойные “Стремление - избегание” - связано с комплексом противоречивых оценок ситуации, когда не в одной, а в двух или более альтернативах усматриваются и положительные и отрицательные стороны. Более типично для конфликта.

Закономерности разрешения внутренних противоречий

в рассматриваемых случаях:

1. Тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления).

2. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасения объект (градиент избегания).

3. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления (т.е. опасность воспринимается сильнее, чем выгода от возможного противостояния).

4. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений (т.е. повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников).

Перечисленные тенденции в определенной степени позволяют объяснить выбор поведения участников конфликта. Но этот выбор зависит от многих других психологических факторов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) и совокупных внешних условий, включающих совершенно случайные, непредсказуемые.

Развиваясь во времени, конфликт проходит несколько стадий:

1. Латентную стадию.

2. Открытую стадию.

3. Стадию завершения.

Латентная стадия

Латентная стадия конфликта - т.е. скрытая, когда присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта), за исключением внешних действий.

Формально латентная стадия состоит из пяти последовательных этапов:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация - это такое совпадение обстоятельств и человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между субъектами.

Характеристика конфликтной ситуации:

Она имеет объективное содержание, которое определяется происходящими в действительности событиями.

Она имеет субъективное значение, которое зависит от интерпретации сторонами событий.

Этапы вызревания конфликтной ситуации:

1. Осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации.

2. Осознание обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов. Препятствия могут:

а) вытекать из объективной ситуации, безотносительно к позиции

других субъектов - потенциальных участников конфликта;

б) быть собственными личностными качествами (только внутренние, субъективные);

в) быть объективными, персонифицированными, т.е. исходить от

конкретного субъекта.

3. Осознание своих интересов и соответствующих препятствий другой стороной.

4. Начало действий, предпринятых одной из сторон для отстаивания своих интересов, которые ущемляют интересы другой стороны.

Эти этапы не обязательно чередуются в указанной последовательности. Некоторые из них могут выпадать, другие повторяться.

Латентная стадия - это предтеча конфликта. Его еще нет, если действует только одна сторона, или участниками проводятся лишь мысленные операции (планирование поведения, обдумывание, прогнозирование развития конфликта). Конфликт представляет собой форму взаимодействия и обязательно выражается в поведенческих действиях, а не намерениях и замыслах.Нередко на этой стадии развития конфликта стороны (или одна из сторон) предпринимают действия неконфликтного характера для разрешения противоречивой ситуации.

На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации:

Переход конфликтной ситуации в открытый конфликт,

Неконфликтное решение противоречия асимметричным способом,

Неконфликтное решение противоречия симметричным способом,

Игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий.

В конфликтной ситуации всегда содержится угроза безопасности одной из сторон (или всех), по крайней мере, именно так она воспринимается. Восприятие ситуации как угрожающей своему положению и интересам может быть:

Потенциальная угроза.

Непосредственная угроза.

В зависимости от степени воспринимаемой угрозы, субъекты оценивают свои стимулы для начала противоборства. То есть, восприятие ситуации как непосредственно угрожающей является важным фактором развития конфликта.

Необходимым условием развития конфликтной ситуации можно назвать инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала противостояния. Этот повод - подходящее по случаю основание, позволяющее без ущерба для собственной репутации или соотношения сил, предпринять первый опыт реализации своего интереса в сложившейся ситуации.

Повод для развязывания конфликта может вытекать из ситуации, может также быть сознательно или неосознанно создан одним из участников.

Ответные действия другой стороны являются началом конфликта, так как позиции сторон четко определились и началось противостояние.


Открытая стадия

Взаимные действия сторон приводят к изменению ситуации. Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников “нажмет пусковой крючок” и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг друга.

Для открытой стадии характерно:

1. Конфликт очевиден для всех участников. Действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму (включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д.).

2. О конфликте осведомлены третьи стороны, которые в разной степени влияют на его ход.

В этот момент конфликт приобретает устойчивость, которая выражается в том, что все субъекты, втянутые в его орбиту, вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям, постепенно теряя личный контроль за развитием ситуации и свободу выбора лучшей альтернативы собственной модели поведения.

Таким образом, внутренняя логика социального конфликта заставляет субъектов следовать определенному сценарию. Это не значит, что финал предопределен и любые позитивные усилия бесполезны. Каждый момент развития конфликта имеет свои точки бифуркации, предусматривающие несколько вариантов дальнейшего развития. Выбор варианта всегда остается за участниками противоборства, поэтому все социальные конфликты имеют свои особенности и отличительные черты.

Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Сложность его анализа определяется тем, что внешне наблюдаемое противоборство часто не дает адекватных представлений о его подлинных причинах. В реальности конфликт может основываться на более глубоких противоречиях, чем те, которые служат предметом противоборства.

Возможна ситуация, когда стороны не осознают истинные причины противоборства, подлинный предмет конфликта скрыт от них.

Так же возможно иное развитие противоборства сторон, когда они осознают два и более “плана” конфликта: осознают истинный предмет конфликта, но сознательно переводят свое противоборство в иную плоскость (например, начиная полемику в печати), учитывая общественное мнение (требования соблюдения приличий, попытки избавить себя от обвинений в “личных” пристрастиях, корыстных мотивах и прочие).

Однако сущностью конфликта остается чередование внешних реакций, направленных на утверждение своих интересов и ограничение интересов противника.

Разновидности действий, характеризующие

разные типы противоборства:

1. Действия, направленные на захват, удержание спорного объекта, зависят от характера, типа, уровня объекта и участников конфликта.

2. Создание помех и причинение ущерба для того, чтобы блокировать деятельность противника, снизить ее эффективность.

3. Задевающие и оскорбительные слова - вызвать обиду, задеть самолюбие, честь, достоинство, лишить самообладания (психологически ослабить противника).

4. Подчинение и захват субъекта - преследуют цель проявить власть, ограничить свободу другой стороны.

5. Нанесение прямого физического ущерба (насилие) - причинить боль, нанести повреждения, увечья и т.д.

Если участники конфликта не предпринимают адекватных усилий по прекращению противоборства, социальный конфликт стремительно «набирает обороты».

Усиление социального конфликта выражается в разрастании его по “горизонтали” и по “вертикали”. Горизонтальное разрастание конфликта характеризуется увеличением количества участвующих в нем людей . Расширение круга участников происходит в результате усилий противоборствующих сторон по формированию лагеря своих сторонников, которые в процессе взаимодействия постепенно проходят путь от постороннего наблюдателя и сочувствующего к активному пособнику, или даже становятся одной из противоборствующих сторон

Как правило, эти события сопровождаются изменением предмета конфликта, заключающемся в переходе к новым, более глубоким противоречиям и дифференциации уже имеющихся проблем.

Вертикальное развитие конфликта определяется закономерным обострением отношений, которое выражается в увеличении враждебных действий сторон, то есть в эскалации противоборства.

Механизм эскалации действует следующим образом: действия одной стороны приводят к многократно усиленным ответным действиям другой, на что следует опять многократно усиленный ответ первой стороны и т.д. В подобной ситуации найти “правых” и “виноватых” уже невозможно.

Формы эскалации конфликта

Интенсификацию,

Таким образом, задача контроля над конфликтом на открытой стадии сводится к недопущению втягивания в него новых участников и использованию новых ресурсов.

Внутренние изменения конфликта также очень важны. В основном они заключаются в смене предмета конфликта и, соответственно, формы взаимодействия (от дела - к личностям; от аргументов - к претензиям, оскорблениям или физическим воздействиям).

Специалисты объясняют его следующим образом: человек придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Критика результатов его деятельности воспринимается как негативная оценка его способностей, самого человека как личности. То есть, критика представляет собой угрозу самооценке личности, что приводит к попыткам ее защиты. Подобные усилия закономерно ведут к смещению предмета конфликта в “личностный” план (например “сам дурак”).

Формы эскалации конфликта

Исследователи выделяют две формы эскалации:

Интенсификацию,

Усиление агрессивности поведения сторон.

Интенсификация характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвинениями.

Усиление агрессивного характера действий выражается в переходе от претензий к обвинениям, затем к угрозам и блефу и так далее, вплоть до насильственных действий.

Обычно две формы эскалации дополняют друг друга и закономерно приводят к отчуждению и поляризации сторон.

Западная конфликтология выделяет несколько моделей эскалации конфликта .

Модель “нападение - защита” . Ее сущность выражается в предъявлении требований одной из сторон, на которые другая сторона отвечает действиями по сохранению существующего положения. Невыполнение требований и фактический отказ признавать их законность настраивают субъекта на выдвижение новых, более жестких требований. Ужесточение первоначальных требований свидетельствует о переходе к преимущественно нерациональному поведению и сопровождается возрастанием негативных эмоций (злость, ярость, гнев, отчаяние и т.д.)

Модель “нападение - нападение” более типична для социального конфликта и приходит на смену вышеизложенной модели, если конфликт пускают “на самотек”. Ее суть заключается в обоюдном поочередном усилении агрессивности поведения сторон. В ответ на требования или обвинения выдвигаются свои более жесткие обвинения и требования. Находясь в “плену” отрицательных эмоций и потеряв способность логически мыслить, стороны демонстративно игнорируют даже вполне “безобидные” и законные требования. Ими руководит навязчивое желание “наказать” друг друга за совершенные проступки или крамольные мысли.

Обе модели объединяет зависимость эскалации от взаимодействия участников конфликта. Как правило, игнорирование требований или выдвижение контрпретензий является реакцией не столько на их содержание, сколько на форму подачи. Обычно, таким образом индивид защищает собственное достоинство и личностную состоятельность от неправомерных нападок другой стороны. Так происходит переход от “дела” к “личностям”.

Эскалация напряженности также обусловлена внутриличностными процессами, происходящими со всеми участниками конфликта и прежде всего с противоборствующими сторонами. Этот вариант эскалации называют “структурными изменениями” Участники конфликта попадают в зависимость от принятых ими решений.

Механизм действия этой психологической “ловушки” известен: субъект боится, что отказавшись от своих первоначальных непродуманных намерений и действий относительно оппонента, он самодискредитирует себя во мнении общественности и потеряет свой авторитет и влияние. Также каждый участник конфликта затрачивает значительные ресурсы в ходе противоборства и ждет определенной отдачи от такого рода “вложений”. Чем больше сил и других ресурсов вложил субъект в конфликт, тем более он готов идти до конца в своем противоборстве и добиться победы любой ценой.

Итак, в процессе эскалации происходят следующие изменения:

От легкого к сложному;

От малого к большому;

От конкретного к общему;

От рационального и конструктивного к иррациональному и деструктивному.

Внутренние изменения, происходящие с участниками, оказывают заметное влияние на их взаимоотношения.

Психологи (например: Г. Вольмер., К. Лоренц, А. Анцупов, А. Шипилов) установили, что в процессе развития конфликта происходит лавинообразная регрессия сознательной сферы психики человека. Этот процесс основывается на бессознательном и подсознательном уровнях психики, воспроизводя в обратном порядке процесс ее развития. Психологи выделяют следующие этапы в регрессии сознательной сферы психики человека, участвующего в конфликте:

1. В период вызревания и осознания конфликтной ситуации

Возрастает значимость собственных желаний и аргументов,

Возникает страх потери возможностей совместного решения общей проблемы,

Растет психическая напряженность и тревожность,

Все действия другой стороны воспринимаются как сигналы к эскалации.

2. Начало эскалации сопровождается следующим:

Надежды на успешное разрешение ситуации связываются не с дискуссиями, а действиями,

Взвешенный подход к анализу реальности уступает место упрощенному, в основе которого попытки запугать противника и вынудить его изменить позицию,

Действительные проблема и объективное противоречие уступают пальму первенства личности оппонента.

3. Функционирование психики регрессирует до уровня, приблизительно соответствующего возрасту 6-8 лет:

Восприятие мира черно-белое, все, что не «Я» - плохое,

Все, противоречащее своему мнению отвергается.

4. Дальнейшее развитие регрессии проявляется в следующем:

Абсолютизация негативной оценки противоположной стороны и позитивной в отношении себя,

На карту ставятся «священные ценности», нравственные обязательства и убеждения,

Сила и насилие принимают обезличенные формы,

Противоположная сторона однозначно воспринимается как враг и обесценивается до состояния «вещи».

В отношении других людей (внутри своей группы или не связанных с конфликтом) те же субъекты, как правило, ведут себя нормальным и достойным образом. Поэтому далеко не каждый наблюдатель может адекватно оценивать состояния участников конфликта и принимать необходимые меры по его разрешению.

Также следует отметить, что регрессия сознательной сферы психики не является неизбежной и присуща не всем без исключения людям. Опыт конструктивного взаимодействия, нравственные принципы личности и определенные особенности характера в сложных жизненных ситуациях являются «спасательными поясами», позволяющими человеку сохранить себя и достойным образом разрешить проблему.

Исследователи выделяют пороги эскалации , прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.

В этот период для конфликта характерна следующая последовательность, динамика событий и поведения участников:

1. Несмотря на разногласия, стороны сохраняют способность признавать существование общей проблемы и собственную ответственность за ее решение. Для участников характерно:

Уважение друг к другу;

Способность слышать друг друга;

Обмен мнениями.

Попытки кооперироваться и случайные срывы ведут к нарастанию напряжения и трениям.

2. С развитием конфликта расхождения во мнениях по конкретным вопросам переводятся в обвинения против личности оппонента, который стал противником - носителем причины конфликта. Стороны провоцируют друг друга на занятие оборонительной позиции.

Взаимодействие преимущественно происходит в виде споров и ссор - то есть интеллектуального насилия.

3. Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог.

Стороны переходят от слов к практическим действиям и тем самым преодолевают первый порог эскалации.

Предпринимаются действия по защите своей репутации, активно формируется лагерь сторонников.

Коллектив, где происходит конфликт разбивается на коалиции, происходит изменение его психологической атмосферы Не участвующие члены коллектива чувствуют обязанность примкнуть к какой-либо стороне, так как соблюдение нейтралитета ведет к потери влияния в коллективе.

4. Вслед за этим наступает отчуждение и поляризация сторон, которые проявляются в следующих закономерностях:

Переговоры возможны не с оппонентом, а с посредником, третьими лицами;

Негативное обсуждение деловых и личностных качеств противника;

В коммуникациях возрастает количество ложной информации, которая дополняется слухами, домыслами относительно друг друга;

Сознательно ограничиваются контакты между сторонами;

Формируется лагерь своих сторонников.

Участники растрачивают свой нравственный потенциал.

Таким образом, стороны проходят второй порог эскалации напряженности.

5. Теперь конфронтация становится очень жесткой, доминирует стратегия угроз. Происходит обострение конфликта, для которого характерно:

Стороны совершают систематические деструктивные действия против потенциальных санкций другой стороны;

В перерывах между активными действиями стороны “подхлестывают” себя воспоминаниями о недавних действиях противника, более остро реагируя на них и повторно переживая происшедшие события;

Действия разворачиваются по схеме: “око за око, зуб за зуб”;

Недоверие друг к другу, которое охватывает все связи, и в отношениях доминирует обман.

6. Конфликт перерастает в открытую вражду. Создаются благоприятные условия для применения насилия, подавления сопротивления любой ценой. Стороны балансируют на грани полного разрушения и самоуничтожения.

Подобное развитие событий не проходит бесследно для окружающих - происходит изменение психологической структуры внутри группы, где возник конфликт:

Нарастает отчуждение;

Не участвующие в конфликте члены группы чувствуют обязанность примкнуть к одной из сторон;

Умеренно настроенные члены группы теряют влияние.

Межгрупповой конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает и соответствует его масштабам.

Социальная напряженность - особое эмоционально-психологическое состояние общественного сознания, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это отражение конфликтной ситуации в психологии людей.

Социальная напряженность характеризуется:

1. Распространением настроений неудовлетворенности существующей ситуацией.

2. Потерей доверия к власти, когда падает ее авторитет и власть авторитета; появляется ощущение опасности.

3. Доминированием в общественном сознании пессимистических оценок будущего, распространением слухов и домыслов, которые усиливают эмоциональное возбуждение и массовое беспокойство.

4. Проявлением на поведенческом уровне в стихийных действиях (ажиотажный спрос на товары и т.д.), демонстрациях, митингах и других формах гражданского неповиновения.

Поскольку невозможно полностью удовлетворить все потребности всех категорий общества, то существует “фоновая” напряженность. Она является неотъемлемым элементом общественных отношений.

Также существует порог социальной напряженности, когда она становится взрывоопасной (при наличии соответствующих социальных детонаторов).


Последняя стадия - завершение конфликта

Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может быть:

1. Исчерпан и разрешен примирением сторон.

2. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.

3. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Завершение конфликта - это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта.

Разрешение конфликта - то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

В целом для этой ситуации характерны следующие события:

1. Намечают тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).

2. Эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

Хотя конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, не следует пускать его на “самотек”. Поскольку существует реальная опасность его срастания с другими конфликтами, что способно полностью разрушить социальную систему.

Пример: Типология восприятия коммерсанта и потребителя

в развитии конфликта “Богатые-бедные” в России


Большое влияние на развитие социального конфликта оказывают мировоззрение, ментальность, психология его участников.
Мировоззрение
В научной и учебной литературе термин «мировоззрение» определяется по-разному. Оно представляет собой часть сознания людей и включает в себя 1) определенный метод духовного освоения (познания) действительности; совокупность (или систему) обобщенных представлений о мире, обществе, человеке; 3) понимание смысла человеческой жизни, общества, мира, зафиксированное в системе духовных ценностей. Формами и уровнями мировоззрения являются мифология, религия, философия. Они отличаются друг от друга своими принципами познания, обобщенными представлениями о мире, пониманием смысла существования человека, общества, мира. Мировоззрение субъектов оказывает серьезное влияние на развитие конфликта.
Принципами познания являются утверждения: «Все от Бога», «Все от объективного мира», «Все от сознательной деятельности людей» и т.п. Не все представления (знания) людей являются мировоззренческими, например, утверждение «Заокном хорошая погода». Суждение «Векживи, адураком помрешь» является мировоззренческим, так как относится к смыслу жизни человека. Отношение к развитию мира, общества, человека как к линейному процессу - и это тоже мировоззренческое положение.
Мировоззрение в той или иной форме есть у каждого социалъного субъекта. Носителем мировоззрения социальной общности, социального института, общества выступает его элита. Исходя из своего мировоззрения, она осуществляет действия от имени своего социального субъекта (класса, области, народа и т.п.), ведущие к социальному конфликту или общественному согласию. Есть мировоззрения насильственные и революционные, а есть - мирные и эволюционные. К первым можно отнести большевизм, национал-социализм, а ко вторым - христианство, социал-демократизм и т.п.
Менталыюсть
Ментальность субъекта представляет собой совокупность (или систему) ценностей и способов (логического и психологического) познания, которые проявляются в его мировоззрении. Выделяют национальную, классовую, профессиональную, политическую ментальность. Например, большевистская ментальность характеризуется социальным равенством, ненавистью к капитализму, коллективизмом, пролетарским интернационализмом, принципом отражения, догматичностью, утопичностью познания и т.п. Либеральная ментальность отличается индивидуализмом, неравенством, космополитизмом, творчеством, диалекгичностью, прагматизмом и т.п.
Психология участников конфликта
Психологическая сторона субъекта включает в себя эмоции, память, установки, мышление, интуицию, прогнозирование и т.п. Его участники редко остаются хладнокровными (их поведением чаще всего руководят страх, ненависть, гнев и т.п.). Они максимально используют свои знания, волю, память, умения и постоянно находятся в состоянии выбора при принятии многочисленных решений и их реализации. В результате, выбор альтернатив сужается, что приводит к неадекватным действиям.
Наиболее типичные дилеммы участников конфликта: «стремление - стремление» - нужно произвести выбор между двумя привлекательными альтернативами (например, оба претендента на руку девушки одинаково достойны, и она не знает, кого выбрать); «избегание - избегание» - выбор между двумя неприятностями (например, жизнь или кошелек); «стремление - избегание» - одно и то же решение одновременно и притягивает и отталкивает (например, военные действия в Чечне); «двойное стремление - избегание» - в двух возможных альтернативах усматриваются и позитивные, и негативные стороны примерно в равных отношениях (например, у правительства - между повышением цен и обменом денег).
Выбор зависит от притягательности (ценности) цели и расстояния от нее. Стремление к какой-то цели тем сильнее (эмоционально), чем она ближе, а избегание ее тем сильнее, чем сильнее опасность от нее. Избегание цели растет быстрее стремления к ней, когда опасность воспринимается сильнее, чем выгода. При конфликте между двумя реакциями и целями побеждает более сильная и привлекательная. Например, во второй Чеченской войне

ориентация на военную победу над сепаратистами.
Во время социального конфликта его участники взаимосвязаны. Нужно предвидеть, как в шахматной игре, образ мыслей и действия другого. Учитывать неопределенность (ошибочность) предполагаемого решения противника. Существуют три причины неопределенности решения противника: 1) большое разнообразие возможных вариантов решения и действий; 2) влияние непредвиденных случайностей; 3) скрытость решений и поведения. Например, первая Чеченская война перечеркнула все прогнозы российской стороны.
При использовании в социальной конфликтологии теории игр предполагается, что каждый из участников знает цель, к которой стремится и он и его противник, отдает себе отчет в последствиях, к которым приведет выбор той или иной стратегии конфликта. На деле это не получается, так как: 1) интересы и цели противоборствующих зачастую смутны, многозначны, переменчивы; 2) предвидение и прогноз затруднены массой Привходящих обстоятельств (неполнотой информации, дезинформацией, множеством ненужной информации и т.п.).
При учете психологии участников социального конфликта нужно всегда иметь в виду: 1) четкое понимание их интересов и целей; 2) оценку своего положения, возможностей и шансов на успех; реалистичное представление о средствах и способах действия противника и его шансах на успех.


Тест № 1
Тема: Общие вопросы теории социального конфликта
Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую воз-можность, получает этот ритм себе в противники»:
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового
ряда:
а) да;
б) нет.
Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтно
сти:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и
сближения:
а) да;
б) нет.
Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется.
Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт - форма социальной патологии.
Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.
Тест № 2
Тема: Участники и динамика конфликта
Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление - избегание»
Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение».
Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона.
Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник.
Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет.
В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников.
Имитация ролей участников конфликта - это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта.
Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого.
Установка - это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом.
На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников.
Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния.
Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна.
Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.
Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели.
К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта.
Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии.
Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений.
Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации.
Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта.
Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта.
Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво - эта модель эскалации называется:
а) нападение - защита;
б) нападение - нападение.
30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.
Тест № 3
Тема: Предупреждение и прогнозирование конфликтов
Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта.
Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:
а) да;
б) нет.
Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного противника (соперника) в свое дело:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над дру-гим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.
От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания за нарушение норм.
Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:
а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;
б) управления и анализа.
Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:
а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;
б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.
Результативность прогнозирования определяется:
а) наличием многоплановой информации о ситуации;
б) возможностью отбора необходимой информации.
Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:
а) выявление симптомов;
б) анализ информации;
в) моделирование.
Метод анализа «от простого к сложному» называется:
а) дедуктивным;
б) индуктивным.
Более ресурсоемкой является деятельность по:
а) предупреждению конфликтов;
б) разрешению конфликтов.
Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:
а) организатор;
б) посредник.
Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:
а) наличие свободного времени;
б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;
в) опыт участия в конфликте.
Качества, способствующие предупреждению конфликтов:
а) стремление к превосходству;
б) властолюбие;
в) терпимость.
На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по преду-преждению конфликтов:
а) макроуровне;
б) микроуровне;
в) межличностных отношений.
Предупреждение конфликтов на макроуровне:
а) невозможно;
б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий.
Субкультура насилия характеризуется:
а) склонностью и оправданием насилия над личностью;
б) нетерпимостью к инакомыслию;
в) атмосферой взаимопонимания и доверия.
Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:
а) не связано с ней напрямую;
б) приводит к возникновению конфликтов;
в) препятствует возникновению конфликтов.
Причины социальных конфликтов:
а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;
б) баланс прав и обязанностей;
в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.
Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:
а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам совре-менного менеджмента;
б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;
в) полностью ненормальная ситуация.
Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», - это является характеристиками какого типа управления?
а) авторитарного;
б) хаотичного;
в) либерального.
Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, - это сви-детельство:
а) наличия совместной ответственности;
б) невозможности совместной ответственности.
Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:
а) позволяет ему более гибко решать проблемы;
б) ведет к возникновению конфликтов.
Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов - понятие:
а) объективное;
б) субъективное.
Конфликтоустойчивость личности определяется:
а) эмоционально-волевыми качествами;
б) нравственными принципами;
в) мотивацией;
г) стереотипами поведения.
Тест №4
Тема: Методы разрешения конфликтов
1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
в) молчание.
Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации.
Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
а) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели дей-ствия сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод «скрытых действий»;
б) метод «быстрого решения»;
в) метод сглаживания;
г) метод «силы».
Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребности другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть - выиграть»;
б) «выиграть - проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
«Метод силы» применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) для выработки интегративного решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) при наличии времени для поиска альтернативы.
Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:
а) напряжение;
б) недоразумение;
в) дискомфорт;
г) кризис;
д) инциденты.
Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:
а) молчание;
б) демонстративное удаление;
в) затаенный гнев;
г) депрессия;
д) игнорирование обидчика;
е) едкие замечания по «их» поводу;
ж) переход на «чисто деловые отношения».
В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:
а) «минимальный выигрыш от его разрешения;
б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.
По отношению к конфликту можно занимать позицию:
а) игнорирования;
б) силового решения;
в) компромисса.
Какие из них ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликта?
Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживания»;
б) «быстрого решения»;
в) «скрытых действий».
К базовым тактикам управления конфликтом относятся:
а) сотрудничество;
б) соперничество;
в) приспособление.
Метод компромисса применяется в случаях:
а) важности цели конфликта для обеих сторон;
б) ограниченности ресурсов;
в) нежелательности исхода «выигрыш - проигрыш».
Сотрудничество неприменимо в случаях:
а) полной неопределенности ситуации;
б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.
Юридическим конфликтом признается любой конфликт, в котором:
а) спор не связан с правоотношениями сторон;
б) субъекты, мотивы их поведения либо объект конфликта обладают правовыми признаками;
в) спор влечет юридические последствия.
К признакам юридического конфликта относится:
а) конфликт, который разрешается органом, уполномоченным на это государством;
б) решение, принятое по конфликту, обязательное для сторон.
К парламентским формам разрешения конфликтов относятся:
а) согласование правовых актов;
б) парламентские дебаты;
в) конфликты в законотворческом процессе;
г) судопроизводство.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
а) навязывание своей воли другим участникам;
б) компромисс;
в) консенсус.
К юридическим средствам разрешения конфликта относятся:
а) бездействие;
б) судебное и арбитражное рассмотрение дел;
в) конституционные процедуры.
Конституционный суд разрешает конфликты:
а) между депутатами парламента;
б) по поводу незаконного голосования за отсутствующих депутатов;
в) между государственными органами Федерации и ее субъектов.
Согласование правовых актов возможно в следующих формах:
а) признание акта недействительным;
б) внесение в него поправок или дополнений;
в) издание нового акта.
В гражданском праве существует:
а) презумпция вины нарушителя;
б) презумпция невиновности;
в) другие подходы к определению вины.
Наиболее результативный путь разрешения конфликта:
а) сглаживание противоречий;
б) устранение противоречий между интересами субъектов.
Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, являются:
а) силовое, в том числе военное, решение конфликта;
б) устранение объекта конфликта;
в) раздел объекта конфликта между сторонами;
г) компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
д) перенос отношений сторон в другую плоскость и выявление у них общего интереса.
Арбитражный суд рассматривает:
а) трудовые споры;
б) наследственные дела;
в) экономические споры между предпринимателями.
Формами завершения юридического конфликта являются:
а) меры государственного принуждения;
б) примирение сторон;
Силовые приемы как способ разрешения конфликта:
а) недопустимы ни при каких условиях;
б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;
Формами применения силы являются:
а) физическое поражение людей;
б) оттеснение толпы;
в) задержание зачинщиков;
г) установление санитарных зон.
Тест №5
Тема: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа? .
Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) имеет административную власть в выработке решений;
д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;
е) он отвечает за конкретное соглашение.
К особенностям арбитража относятся:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как доброволь-ное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:
а) да;
б) нет.
Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:
а) согласиться обсудить это позднее;
б) попросить перерыва;
в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;
г) использовать враждебные замечания в положительных целях;
д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;
е) прибегнуть к юмору.
Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:
а) достижение реальных результатов;
б) требование подчинения;
в) поддержание конструктивного климата;
г) использование авторитета власти;
д) процедурная гибкость.
Успешные переговоры предполагают исход:
а) «выиграть/проиграть»;
б) «выиграть/выиграть»;
в) другой исход.
Посредничество предполагает, что третья сторона:
а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;
б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;
в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.
Механизмами разрешения конфликта являются:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны.
В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:
а) государство;
б) правительственная организация;
в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.
Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:
а) посредник;
б) консультант;
в) третейский судья.
Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:
а) консультанта;
б) посредника;
в) арбитра.
При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:
а) наблюдателя;
б) помощника;
в) арбитра.
Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:
а) конфликта по горизонтали;
б) резкого обострения взаимоотношений;
в) конфликта по вертикали.
Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:
а) коммуникативную;
б) информационную;
в) отвлечения внимания.
В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:
а) компромиссного;
б) асимметричного.
Главными показателями успешности переговоров являются:
а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;
б) подписание сторонами договора;
в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.
Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:
а) протокол о намерениях;
б) соглашение;
в) джентльменское соглашение.
Прекращение действия договора обозначается термином:
а) пролонгация;
б) пакт;
в) денонсация.
Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:
а) да;
б) нет.
Переговоры могут быть:
а) индивидуальными (между двумя участниками);
б) требующими обращения к третьему лицу;
в) групповыми (командными).
В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:
а) договор;
б) спор;
в) пакт;
г) конвенция.
Возможностями оправдания расторжения договоров являются:
а) непосильные обязательства;
б) заключение договора под давлением или угрозой;
в) заключение договора в результате обмана.
Предметом переговоров является:
а) сам конфликт;
б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.
30. Переговоры представляют собой:
а) перетягивание каната каждой стороной;
б) стремление к торжеству собственной позиции;
в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: