Источники права: понятие, виды. Источники права в российской федерации Что понимается под источником права

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

1. Понятие источника права. Виды источников права

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются:

конституция - основной закон государства;

конституционные законы;

обыкновенные законы;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Будучи основным законом государства, Конституция определяет и закрепляет:

организацию государственной власти;

закрепляет основы конституционного строя;

основные права и обязанности граждан;

федеративное устройство;

систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования;

основы правосудия;

избирательную систему.

Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным "продолжением" Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь делятся, на кодификационные и текущие.

Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации.

Самого права, виды его источников и способы применения имеют первостепенное значение. Возможности и обязанности полностью определяются этими категориями, игнорирование которых наказывается со всей строгостью закона. Однако в теоретическом смысле понятие и виды форм источников права сложились не сразу, для этого потребовался опыт нескольких поколений людей.

Понятие источника права

Прежде чем перейти к непосредственному описанию источников правовых норм, нужно определиться с тем, что же понимается под самим источником в этом случае. Существует большое количество мнений на этот счет: одни полагают, что это юридическая норма, фиксирующая принятые правила поведения, другие определяют источник права как задокументированный нормативный акт, а третьи постулируют в этом термине процесс отбора культурой общества наиболее соответствующих ему норм поведения из всего опыта, накопленного человечеством.

Философские дебаты часто остаются в стороне, когда термину "источник права" пытаются придать чисто юридическое значение. В этом смысле понятие определяется как конкретный опыт, закрепленный в законодательстве, применяемый при решении юридических проблем.

В науке к числу спорных проблем относится и то, кто устанавливает правовые нормы, и наиболее сложным местом является роль в этом государства. В качестве примера часто приводится ситуация в странах, где подавляющее большинство населения исповедует ислам. При вынесении решений на протяжении столетий судьи пользовались нормами шариата и подтверждали правильность своих выводов прецедентами, описанными в старинных книгах. Государство восприняло некоторые нормы обычного права и закрепило их законодательно, однако интерпретировало уже по-своему, другие его статьи отвергло и заменило своими, при этом нормы закона явно превалируют над нормами шариата, и установить подлинный источник права в этом случае затруднительно, хотя в качестве одного из постулатов юридической науки приводится мнение, что обычай подпадает под понятие и вид источника права только после одобрения его государством.

Классификация источников права

Правовые нормы, с точки зрения их происхождения, можно рассматривать с трех сторон:

  1. Материальная. Источники права, таким образом, обуславливаются условиями жизни людей, их потребностями и имеющимися формами собственности.
  2. Идеологическая. Руководствуясь этим аспектом, к источникам права причисляют правосознание, доктрины и правовые учения.
  3. Формально-юридическая, то есть формы выражения государственной воли и зафиксированные документально нормы поведения.

Последний аспект выражается в четырех разновидностях: это нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры. В последнее время к числу основных видов источников права причисляются предписания международных правовых кодексов и положения договоров между различными государствами.

Этот вид источников права на данный момент является самым главным, а принимать их может только государство. В совокупности они образуют иерархическую систему, во главе которой находится Конституция, а на нижних уровнях располагаются уставы местных органов самоуправления. Между ними по области охвата и значимости находятся указы президента, постановления правительства и акты различных министерств и правительственных ведомств.

Любой вид нормативного источника права должен обладать следующими признаками:

  • фиксация текста в письменной форме;
  • текст описывает требуемые нормы поведения;
  • документ исходит от правительственных органов или должностных лиц;
  • документ принимается по установленному законом порядку;
  • все такие акты находятся в иерархическом соподчинении и не противоречат друг другу.

Органы государственного управления и высшие должностные лица выпускают также ненормативные или индивидуальные акты, касающиеся отдельных лиц или организаций. Они используются при назначении министров или награждении кого-либо. Кроме того, ненормативные акты могут издаваться в ходе судебных процессов в виде приговоров и решений. Особенность таких документов состоит в том, что они утрачивают юридическую силу сразу по выполнении содержащихся в них предписаний и решают текущие вопросы.

Правовые обычаи

Известные из истории сборники, такие как Русская или Рипуарская правда, представляют собой своды обычного права. Исторически именно эта форма регулирования жизни общества представляет собой наиболее ранний вид источника права. На их основании государством складывались кодексы норм поведения (например, законы Хаммурапи или Ашоки). При этом первые законодатели проводили селекционную работу: из всех существующих обычаев они санкционировали лишь те, которые отвечали потребностям государственного устройства.

На данный момент такой процесс представляется невозможным, хотя в отдельных сферах жизни общества обычаи продолжают пополнять законодательную базу. Это можно наблюдать в гражданском праве: видом его источника, наряду со многими другими, становятся договоренности об осуществлении делового сотрудничества (например, соглашение о поставках: его вариантов существует так много, что выбирать из них одни и фиксировать в качестве обязательных лишено смысла).

Юридические прецеденты

Прецедент как понятие и вид источника права особенно значим для юридической практики таких стран, как Великобритания (и в отдельных субъектах британского Содружества: Канаде, Новой Зеландии, Австралии) и Соединенные Штаты Америки. Особенность законодательства этих государств в том, что прецедент может восприниматься важнее нормативных актов, но не превосходить их по области действия.

Под судебным прецедентом понимается соответствующее оформленное положение, сложившееся в результате рассмотрения судом фактов конкретного процесса и надлежащее для исполнения впоследствии при возникновении аналогичного дела. Исходя из определения, юридический прецедент должен обладать рядом признаков:

  • его юридическая сила является общеобязательной;
  • он должен возникнуть непосредственно из судебной практики;
  • он должен соответствовать нормативным актам и находиться в подчиненном положении в отношении к ним (то есть действие прецедента может быть отменено законодательно, а его создание должно производиться с учетом действующих правовых норм).

Решение, принятое судьей, обычно содержит в себе мотивировочную часть и конкретные санкции, возникающие на ее основе. Последующие суды могут игнорировать второй элемент судебного постановления и при разрешении дела на основании судебного прецедента пользоваться только его мотивировочной частью.

Пользоваться прецедентом как видом источника права можно по-разному. Например, при изучении деталей рассматриваемого дела судья может прийти к выводу, что в данном случае прецедент не может быть применен. В случае если существует несколько прецедентов, судья, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, может при вынесении решения выбрать один из них. И наконец, в случае отсутствия соответствий судья может сформулировать новый прецедент.

На данный момент трудно говорить о прецедентном праве в отношении Российской Федерации. Однако в последнее время специалисты все чаще говорят о необходимости его введения. Такая точка зрения основывается на нескольких соображениях. Так, нельзя не согласиться с тем, что прецедент толкует существующие правовые нормы применимо к конкретному случаю, то есть уточняет их в частностях. Форма принятия прецедента является разработанной юридической процедурой, и нет оснований возражать против такого правового акта. Наконец, принятие прецедентного права способствовало бы успешному вхождению России в европейскую правовую зону.

Нормативные договоры

В системе видов и форм источников права понятие нормативного договора занимает особое место, поскольку возникает на пересечении интересов двух субъектов права и определяется сложившимся между ними соглашением. Обычно нормативные договоры действуют в сфере публичного права и служат основой для принятия новых правовых актов. Очень часто они образуют один из видов источников трудового права.

Нормативные договоры характеризуются некоторыми особенностями:

  • в них реализуется некий общественный интерес;
  • по своей сути они представляют основанное на волеизъявлении двух субъектов права соглашение;
  • содержащиеся в них положения регулируют действия не только участников соглашения, но и прочих субъектов;
  • основой заключения нормативных договоров являются публичные правовые акты (конституционные, административные, гражданские);
  • реализация их положений возможна только при публикации текста договора;
  • текст должен быть оформлен и принят согласно действующему законодательству.

Особенности международного права

Статья 38 Статута международного суда ООН вводит некоторое понятие вида предписывая судам, рассматривающим конфликты между двумя или несколькими государствами, руководствоваться общими и специальными международными конвенциями, официально признанными вступившими в тяжбу сторонами, доказывающими принятую практику обычаями и общими правовыми принципами. В качестве вспомогательного инструмента при вынесении решения суд может руководствоваться мнением крупных юристов. Из этого следует, что твердо определенного перечня видов источников международного права не существует. Из всех позиций, приведенных в упомянутой статье, таковыми могут считаться лишь договоры и обычаи.

Судебный прецедент, например, не может вводиться как понятие и вид источников международного права по той причине, что суды не имеют возможности устанавливать правовые нормы, обязательные для исполнения всеми участниками мирового сообщества. Кроме того, сама интерпретация существующих норм права в мотивировочной части судебного постановления зависит от тех условий, в которых происходит рассмотрение дела, и является для каждого случая индивидуальной.

Система конституционного права Российской Федерации

С учетом того что в России система прецедентов только зарождается, необходимо констатировать, что среди остальных типов источников права преобладающую роль играют нормативные акты. Особенно это касается конституционного права. Видами источников здесь выступают такие документы:

  • основной закон государства, то есть сама Конституция;
  • федеральные конституционные законы, принимаемые по особой схеме в предусмотренных Конституцией случаях (например, при реформировании судебной системы и особенно Конституционного суда, введении чрезвычайного положения или проведении референдума);
  • федеральные законы;
  • поправки к Конституции;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • ведомственные акты.

Указанные источники являются основой системы конституционного права, которая выражается в принципах (то есть фундаментальных положениях, на базе которых формируются правовые нормы), самих норм и институтов, которые их осуществляют.

В принципах выражаются главные общемировые ценности: верховенство закона в рамках правового государства, суверенитет и независимость народа, естественные права человека и разделение властей с особенным статусом судебной ветви.

Особенности формирования системы гражданского права

Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные взаимоотношения между членами социума. О том, насколько важной является эта отрасль для человека, свидетельствует тот факт, что тщательно разработанные кодексы гражданских взаимоотношений появились еще в Древнем Риме. Многие их положения не потеряли своей актуальности и по сей день, а практически все современные нормы цивилизованного взаимодействия между людьми и их объединениями так или иначе возникли на базе древнеримских представлений.

Поскольку именно частная собственность является осью всей системы гражданского права, его задача состоит в обеспечении свободного выполнения различных действий над имуществом. Наиболее главными считаются права владения, распоряжения (то есть продажа, наследование или дарение) и пользования собственностью.

Виды в сути своей повторяют уже упомянутые выше позиции: это нормативные акты, обычаи и прецеденты. Однако существуют свои особенности. Для России наиболее характерной является то, что в этой отрасли не утратили юридической силы некоторые документы, принятые в Советском Союзе. Кроме того, именно в сфере гражданского права особенно значимыми являются нормативные договоры, заключаемые как между отдельными людьми, так и между организациями. Связано это с тем, что существующие нормы Гражданского кодекса зачастую нуждаются в толковании и конкретизации.

Особенность Гражданского кодекса как нормативного документа состоит также в том, что он является одним из видов источников трудового права.

Административное право

Эта отрасль является наименее прописанной среди всех других. Сложность кодификации норм административного права состоит в том, что они постоянно адаптируются к меняющимся условиям, а область их применения чрезвычайно обширна. На данный момент в этой сфере существует лишь один сборник законов: Кодекс об административных правонарушениях.

Особую роль среди видов источников административного права играют нормативные акты, принимаемые руководителями различных государственных корпораций или коллективных органов концернов, товариществ и объединений. Их специфика заключается в том, что область действия такого документа ограничивается внешними рамками корпораций. Такие документы обычно регулируют области вроде правил внутреннего распорядка, должностные инструкции, правила о начислении заработной платы (естественно, с оглядкой на соответствующие нормы трудового законодательства), премировании и так далее. В отдельных случаях область применения таких нормативных актов может быть расширена. Речь идет прежде всего о таких случаях, когда некоторые корпорации объединяются внутри одной крупной системы (например, предприятия топливно-энергетического, агро-промышленного или военно-промышленного комплексов).

Источники права - это формы, при помощи которых в юрисдикции воля государства возводится в ранг общеобязательных норм. Выполнение таковых гражданами обеспечивается государством на законодательном уровне. В настоящее время наиболее известными являются такие виды источников права, как:

Судебный юридический прецедент;

Правовой акт;

Нормативный договор;

Правовая доктрина.

Прежде всего, стоит отметить, что законодательство в РФ - это и есть форма выражения права (или его источник), и именно оно играет важнейшую роль в общественной жизни. Законодательство включает в себя различные виды источников права, представленные выше. Все те или иные формы выражения правовых основ берут свое начало в основном законе государства. Согласно нему и формируются все остальные нормы права. Конституция несет наивысшую силу юридическую в сравнении с другими актами.

Правовой обычай - наиболее древняя, первая сложившаяся форма права. Он собой представляет неписаные правила поведения, которые сложились с течением времени вследствие их многократного применения. Государством правовой обычай признается как общеобязательное правило. Любой обычай формируется и обретает силу постепенно, но так как общество считается динамично развивающейся системой, на смену устаревшим приходят новые, более приспособленные к современности.

Как, впрочем, и другие различные виды источников права (кроме обычая) имеет письменную форму и согласуется с Конституцией. Любой акт может влиять на общественные отношения, действует на территории всей страны, имеет юридическую силу, является частью правовой системы.

Судебный юридический прецедент. Суть его в том, что решение судебных органов по какому-либо делу становится эталоном (образцом) разрешения аналогичных ему дел. Так же, как и обычай, считается древнейшим источником права. Для прецедента характерна множественность, казуистичность, гибкость, противоречивость. Существует несколько условий, по которым прецедент функционирует как источник права в полной мере: признание действующая иерархия нормативность и т.д.

Договор с нормативным содержанием - еще один источник права. Отличие в нем от других подобных документов в том, что в нем содержатся правила общего характера, которые обязательны для исполнения некоторым кругом лиц. Для реализации договора необходимы такие факторы, как согласие всех сторон; познание воли сторонами; возможность ее содержания данными сторонами. Классификация правовых договоров России: административные, конституционные, трудовые.

Виды источников гражданского права

К ним можно отнести все формы, выражающие гражданско-правовые нормы. Их виды: Конституция, а также гражданское законодательство и иные принятые ФЗ; различные нормативные акты, в которых рассматриваются нормы гражданских правоотношений; ведомственные акты; обычаи деловых оборотов; международные договора, и т.д.

Виды источников административного права

Внешние формы, выражающие административные нормы и правила, обладающие юридической силой. К ним можно отнести Конституцию РФ; принципы международных прав; законы, регулирующие вопросы по государственному управлению, деятельности исполнительной власти и пр.; правовые акты администраций Федерации; акты органов регионального управления; публичные договора и т.д.

Стоит отметить, что Конституция является источником всех без исключения отраслей права. Иные же виды источников имеют влияние только в определенных правовых отраслях.

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
нормативные указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные акты министерств и ведомств РФ;
законы субъектов РФ;
подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов .

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:
нормативными (содержать нормы права общего характера);
ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются:
постановления (содержат );
распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:
для регулирования важнейших и государственной жизни;
только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных:
федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:
исключительно ведения субъектов РФ;
совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ . Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

1. Понятие источника (формы) права.

2. Виды источников права.

3. Законы как источник права. Виды законов.

4. Подзаконные акты.

1. В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права.

Под формой права понимается офици­альное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний - основание права; его исходное начало, письменный доку­мент, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, ко­торые предопределяют содержание права и форму его выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов,- характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философ­ские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле оз­начает различные способы внешнего выражения норм права. Фор­мальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозна­чает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Миц­кевич). Или другое, но близкое определение: это официально-доку­ментальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значе­ния (проф. В.И. Червонюк).

2. Различным государствам известны следующие виды источни­ков права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая док­трина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между госу­дарствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государст­вом обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законода­тельные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Зако­ны Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев. Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, на­пример ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о достав­ке товаров поставщиком и др.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по кон­кретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, дан­ное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшест­вующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на кото­ром основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рас­смотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи сле­дующие черты:

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной ча­стью судебного решения; которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются право­вые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом. Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять су­дебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулиро­вать новую норму.

В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источ­ника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, по­становлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации формы пре­цедента.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II -III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента воз­можны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единствен­ным источником права. Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко ис­пользуется в юридической науке, в правотворческом и правоприме­нительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отме­чается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являют­ся лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует лишь выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования об­щественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отража­ют закономерности и тенденции их развития. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых прин­ципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении. Что касается правотворчества, то юридическая доктрина нахо­дит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авто­ритетные представители юридической науки; во-вторых, при про­ведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, влия­нии на правосознание законодателя. В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспе­чить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соот­ветствие норм права объективным реалиям и тенденциям общест­венного развития. Правовая доктрина должна также использоваться в качестве ис­точника при внесении изменений в действующее законодательство. В правоприменительной деятельности правовая доктрина ис­пользуется как источник при обнаружении пробелов в праве, кол-лизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исхо­дя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в ре­зультате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согла­сование интересов субъектов. Нормативные договоры служат осно­вой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической ли­тературе принято относить нормативные договоры к категории до­говоров, действующих в сфере публичного права, так как они пре­следуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между орга­нами государства, обеспечение прав и свобод человека и граждани­на и др.;

2) представляют собой волевое соглашение не менее двух субъ­ектов, один из которых или оба наделены государственно-властны­ми полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конститу­ционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательно­сти договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) являются источником права.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по сво­ему содержанию не могут противоречить действующему законода­тельству, выходить за пределы конкретизации законов и, следова­тельно, играют роль дополнительного источника права. К договорам нормативного характера принято относить различ­ные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как прави­ло, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (националь­ном) праве.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государ­ствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить Религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократи­ческим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, неко­торых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - свя­щенная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относи­тельно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по анало­гии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении ана­логии права необходимо опираться на принципы разумности, спра­ведливости и добросовестности. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что прин­ципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в офи­циальных источниках права или получившие признание в юриди­ческой практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Консти­туции Российской Федерации. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности. Данные принципы закреплены в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия - в Семейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ среди основных принципов деятельности арбит­ражных судов в Российской Федерации названы принципы законно­сти и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, на­пример процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном ко­дексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, со­стязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в ст. 7, 9 ГПК РСФСР, в ст. 4, 16, 18 УПК РСФСР. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной от­расли права. Например, в семейном праве действует принцип рав­ноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государст­вом; в экологическом праве - принципы разумного сочетания эко­номических и экологических интересов, рационального использо­вания ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированное трудовых прав работников и др.

Судебная практика все больше утверждается как источник пра­ва. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государст­венного или иного органа закону, принимает решение в соответст­вии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Те­перь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нор­мам и принципам международного права. И если такого соответст­вия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в су­дебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местно­го самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены ка­кие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полно­мочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д.;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т.е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов, судеб­ный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подле­жащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юриди­ческой силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействительным и не подлежащим примене­нию. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполня­ют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного суда Российской Федера­ции и Высшего арбитражного суда Российской Федерации служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитраж­ными судами.

В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к но­вому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Тол­кования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополня­ют закон.

Особое положение среди актов судебной практики занимают ре­шения Конституционного суда Российской Федерации. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Кон­ституции Российской Федерации, т.е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изме­нения, отмены акта или для принятия нового акта.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различ­ными государствами. Конституции большинства государств закреп­ляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных на­родов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты - главный источник права. При­нятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нор­мы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: госу­дарственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принима­ются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов. Под нормативным правовым актом понимается акт право­творческих органов государства, который содержит нормы пра­ва, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государ­ственных комитетов, федеральных служб. В федеративном госу­дарстве, каким является Россия, выделяют также конституции и ус­тавы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным ли­цам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Пре­зидента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные ак­ты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спо­рам, приказы руководителей управленческих органов. Ненорма­тивные акты: принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое дей­ствие в связи с исполнением данного индивидуального акта. Некоторые государственные органы могут принимать как нор­мативные, так и индивидуальные акты. Например, Федеральное Собрание принимает законы, постановления по отдельным вопро­сам, декларации, обращения.

3. Закон представляет собой нормативный правовой акт, приня­тый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отноше­ния и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обла­дает высшей юридической силой. Другие акты не могут противо­речить закону; во-вторых, первичным образом регулирует обще­ственные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, ба­зовые, фундаментальные общественные отношения, например от­ношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполне­ния. Закон является несущей конструкцией и системо­образующим фактором всей системы законодательства государства. Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в рос­сийской правовой системе существуют следующие виды законов:

1.Основной закон страны - Конституция Российской Федера­ции. Конституции принимают и субъекты Федерации - респуб­лик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занима­ет верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2.Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых ак­тов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются "продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сфе­рой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с те­кущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Прези­дента, квалифицированное большинство голосов в палатах Феде­рального Собрания).

3.К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и при­нимается в порядке, предусмотренном для федерального конститу­ционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы и 3/4 - от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступле­ния поправок в силу необходимость их одобрения органами зако­нодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступив­ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4.Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, прини­мая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или боль­шинство норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить право­вое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

5.Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального го­сударства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6.Законы о ратификации и денонсации международных догово­ров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) осо­бая процедура принятия, так как представляются документы, содер­жащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор... подпи­санный...».

7.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные за­коны носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании оп­ределенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регу­лирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и оказывают последним своего рода право­вую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесооб­разная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: