Огэ по биологии варианты 93 регион. Онлайн тесты гиа по биологии. Изменения в демонстрационных вариантах по биологии

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Приветствую всех читателей блога!

В этом посте мы раскроем очередную тему — «Наука». Чтобы не пропустить другие посты по обществознанию, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи и добавить данный сайт в закладки!

Итак, что же такое наука? Наука — форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Основная задача науки это выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель — объективная истина.

Науки делятся на:

1) Естественные — изучают мир природы;

2) Технические — изучают мир техники;

3) Гуманитарные — изучают мир человека;

4) Социальные — изучают мир общества;

Наука понимается как: форма деятельности, система знаний и социальный институт . Разберем каждую из этих форм по отдельности.

1. Наука как форма деятельности направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2. Наука как система знаний выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности.

3. А, наука как социальный институт представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт определяет определенные функции.

Функции науки:

1) Культурно-мировоззренческая — поскольку наука создает определенные ценности и нормы. Она выполняет функцию передачи знаний из поколения в поколение;

2) Выступает как производительная сила, потому что знания полученные наукой позже применяются в производстве;

3) Функция социальной силы, например научно техническая революция XX века изменила множество сторон общественной жизни;

Таким образом мы можем видеть что наука играет огромную роль в жизни общества и требует применения таких признаков как объективность, внутренняя системность, доказательность и достоверность выводов.

Вот такой небольшой и крайне содержательный пост получился. Рекомендую изучать его с каким-нибудь учебником по обществознанию и тематическим тестом ЕГЭ по теме «Наука». Кстати скоро на моем сайте будут запущены онлайн-консультации по истории и обществу, страница в группе ВК с практическим прорешиванием тестов и многое другое, так что оформи подписку на новые статьи и добавь данный сайт в закладки! До встречи в следующих постах!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

  1. 1. Обществознание Раздел 4.Тема 4.1. Наука. Виды наук. Научное познание – это рациональное познание
  2. 2. Истоки науки Истоки науки уходят в глубокую древность. Наука возникла в VI в.до н. э. в Древней Греции. Наука разрушила мифологическое мировоззрение Процесс формирования науки в социальный институт начался в XVII-XVIII вв. – возникли первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов. В к. XIX – XXвв. возникают новые формы организации науки: крупные научные лаборатории, институты, исследовательские центры
  3. 3. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. его теоретическое отражение Наука – сложное Тенденции общественное явление, современной науки: специальная сфера человеческой Дифференциация наук* деятельности, в ходе которой создаются знания об окружающем мире, его закономерностях. Интеграция наук* Наука – специализированное познание действительности
  4. 4. Виды наук гуманитарные общественные естественные технические прикладные
  5. 5. Два уровня научного знания 1. Эмпирическое знание – знание фактов 2. Теоретическое знание – объяснение эмпирических фактов Теория – это логически стройная система понятий и утверждений, которая имеет значимость лишь в ее соотнесении с эмпирическими фактами Эмпирические факты имеют ценность только вместе с объясняющей их теорией
  6. 6. Особенности научного познания: Системность, логическая выводимость одних знаний из других.. Объектом научного познания выступают не только предметы и явления, но и объекты микромира, мегамира, прошлое и будущее Стремление к объективности…. Направленность на получение знаний необходимых в будущем…. Имеет определенные методы и формы познания. Цель научного познания – получение новых более глубоких знаний.
  7. Наука как социальный институт Социальный институт – система социальных отношений, которая упорядочивает отношения между людьми. Этот признак существенен для науки. В научную деятельность вовлечено большое количество людей, которые разрешают определенные проблемы
  8. Что необходимо знать о науке как социальном институте? Между людьми занимающимися наукой, существует иерархия: кандидат наук, доктор, академик – научные звания, чем выше, тем больше авторитета имеет ученый; Каждый специалист работает в определенной области, в которой он является экспертом; Ученый работает не на себя а на науку; Ученый выступает в качестве эксперта в разрешении вопросов, который не может разрешить человек не обладающий специальными знаниями.
  9. 9. Этапы научного познания… Теория – построенная система Гипотеза – предположение, взаимосвязанных утверждений, догадка законов науки Методы, которые обуславливаются особенностями объекта исследования, зависят от целей, характера проблемы.Общенаучные: анализ- Всеобщие: наблюдение Специальные: для синтез, эксперимент описание, измерение каждой науки
  10. 10. Методы познания Наблюдение* : прямое и косвенное Измерение дает количественную характеристику изучаемого объекта Эксперимент –изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях.
  11. 11. Роль научного познания. Наука Жизнь(идеи, теории, аксиомы) (техника, книги, учебники..) Наука оказывает влияние на все основные сферы жизни общества Роль науки возрастает в ходе исторического развития человечества
  12. 12. Социальные функции науки 1. культурно-мировоззренческая..(наука объясняет аспекты действительности, формирует мировоззрение) 2. Наука тесно связана с техническим прогрессом (Наука становиться производительной силой, формируется устойчивая связь с производством) 3. Помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы. 4. Наука становиться все более дробной появляется все больше научных дисциплин (около 10 000 дисциплин), но в то же время возникают и междисциплинарные исследования (интеграция наук)
  13. 13. Этические нормы в науке 1. Общечеловеческие требования и запреты (плагиат – воровство научных идей, результатов, полученных кем-либо) 2. Этические нормы (бескорыстный поиск истины) 3. Нравственные правила, «Платон мне друг, но касающиеся истина дороже» взаимоотношений науки и Аристотель ученого с обществом
  14. 14. Ненаучное знание Искусство*- Есть люди художественное познание, ориентированные эстетическое отношение на науку, им человека к свойственна действительности активность, Миф* - своеобразное внутренняя независимость, моделирование открытость, человеческого поведения. воспринимают Главная особенность мифа новый опыт – может объяснить все Народная мудрость – свод Другие «рецептов» поведения для ориентированы на разных случаев ненаучные картины Паранаука* (лат. пара -около) мира, интерес к объясняет загадочные таинственному… явления, сведения…
  15. 15. Дома Подготовить сообщения Какую роль играет наука в современном обществе? Как наука и общество влияют друг на друга. Примеры практической деятельности, которые породили различные поговорки и пословицы (Народна мудрость) Роль паранауки в жизни человека. (примеры паранауки: астрология, хиромантия ….)

Обществознание - это наука, изучающая социум и процессы, происходящие в нем. В своем арсенале обществознание имеет множество инструментов, относящихся к разным отраслям знаний. Все, что касается взаимодействия в обществе, тенденций развития человеческого коллектива, является объектом исследования данной учебной дисциплины.

Место обществознания в системе наук

«Обществознание - это наука, изучающая общество» - именно такое определение сформировалось в обывательском сознании, и отчасти оно верно, но все же не полностью отражает суть данной научной дисциплины. Чтобы разобраться, что же собой представляет данная отрасль знаний, для начала поговорим о науках вообще. Итак, наука как термин обозначает систему изучения окружающего мира.

Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:

  1. Фундаментальные. Науки, являющиеся подспорьем и инструментом, основой для всех остальных. В эту группу входят не только непосредственно науки, как, например, математика, но и те их ответвления, которые являются базой - например, ядерная химия.
  2. Технические. Дисциплины, изучающие техносферу, а также вспомогательные для этого. К этой группе можно отнести архитектуру, кибернетику, информатику, системотехнику, механику и так далее.
  3. Гуманитарные. Науки, изучающие деятельность человека в тех или иных сферах. Литературоведение, искусствоведение, психология.
  4. Прикладные. Те из дисциплин, которые могут иметь непосредственное практическое применение в жизни человека.
  5. Общественные. Пласт наук, которые занимаются исследованием социальных процессов. К этой группе относятся науки, изучающие человека - обществознание, социология, а также дисциплины, изучающие деятельность общности людей: история, политология, экономика, юриспруденция.

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Смежные с обществознанием дисциплины

Название дисциплины

Объект изучения

Экономика

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Социология

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Культурология

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политология

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

Как уже было сказано, обществознание - это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен - все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Социология - центральный элемент обществознания

Социология занимает чуть ли не центральное место в совокупности наук о человеческом коллективе. Дисциплина подробно рассматривает структуру общества, особенности взаимоотношений между людьми, тенденции социума.

Соединяя в себе качества фундаментальной и прикладной науки, социология, с одной стороны, изучает социальные явления, а с другой стороны, может их прогнозировать и таким образом на них влиять.

Научная дисциплина имеет несколько сложных дилемм, связанных с разнородностью подходов ученых к тем или иным вопросам. Так, например, неодинаково отношение ученых из разных школ социологии к вопросу о первоначальной среде общества: является ли она изначально конфликтной либо благоприятной. Именно в решении этого вопроса помогают другие общественные дисциплины. Обществознание - это наука, изучающая возможность применения прикладных знаний из одних отраслей знаний в иные.

Культурология

Со времен, когда первые люди начали объединяться в племена и жить общиной, они начали заниматься и первым творчеством. Удивительно, но наскальная живопись, находимая в наши дни в некоторых местах планеты, может многое сказать о людях того времени. Изобразительное искусство, устное народное творчество, вокал - все это было развито даже тысячи лет назад.

Каково оно - духовное достояние человечества, что оно в себе несет и что может подарить поколениям, которые будут после - вот что изучает культурология.

Обществознание - это наука, изучающая общество со всеми его гранями, и в западной систематике культурология является не самостоятельной дисциплиной, а лишь разделом обществознания. В отечественной же классификации принято выделять эту науку как самостоятельную, со своим предметом и методом изучения.

Политология в системе общественных наук

Политология представляет собой науку об отношениях власти и человека, о функционировании государственного института, о месте человека в этой структуре. Со времен образования первого аппарата управления необходимость в этой дисциплине стала понятна. Ее связь с обществознанием очевидна: государство есть лишь там, где существует общество, и вместе с тем сейчас не существует цивилизованного общества, в котором не было бы государства.

История

Важнейшая роль в системе наук, изучающих общество, отведена такой дисциплине, как история. Охватывая тысячи лет, ведя жизнеописание всех предшествующих поколений, она способна дать ответы на многие вопросы современности. Как развивались отдельные цивилизации, что было апогеем их эволюции и почему они пали - все это дает современному человеку возможность избежать тех же ошибок в будущем.

История показывает, как в те или иные времена взаимодействовали между собой человек и государство, государство и государство.

Обществознание как учебная дисциплина использует для изучения общества различные инструменты и методы. Будучи объединенной с другими общественными науками, данная отрасль знаний позволяет человеку стать на шаг ближе к познанию тайн социума.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: