Качество холодной воды в многоквартирном доме. Обзор судебной практики по жалобам на качество воды, поступающей в мкд. Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный ко

1. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Разве можно употреблять такую воду для приготовления пищи или умываться ей? Конечно, нет. А раз так, то и платить за неё нет никакого резона. Мало кто знает, но в законе РФ существуют нормы и правила, регулирующие качество поступающей в дома воды; и, если ими умело пользоваться, можно реально «очистить» свой водопровод.

Закон всё-таки писан

С принятием действующего Жилищного кодекса РФ Правительство Москвы утвердило и новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - КУ) гражданам, где четко указано, каким образом должны предоставляться КУ и как должна изменяться плата, если услуга оказывается некачественно (Постановление Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

Вот, например, выдержки из Постановления, которые касаются проблемы некачественной воды:

«Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение».

Как видно из п.6 Правил, вода все же ДОЛЖНА БЫТЬ надлежащего качества. А п.7. тех же Правил указывает на тех, кто несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды. Это ресурсоснабжающие организации (Исполнитель).

Одновременно с этим у нас, как у Потребителей, есть права, четко прописанные в п. 51:

Получать в необходимых объемах КУ надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;

Получать от Исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

Требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя вследствие непредоставления и предоставления КУ ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ.

За воду - в бой!

А раз у нас есть права, нужно научиться их отстаивать. И первое , что должен для этого уяснить каждый потребитель, - это то, что вода по составу и свойствам ВСЕГДА должна соответствовать санитарным нормам. Отклонение от санитарных норм не допускается. При несоотвествии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата НЕ ВНОСИТСЯ за каждый день предоставления КУ ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Второе . В случае непредоставления КУ или предоставления ненадлежащего качества, ВЫ уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу (далее - АДС) исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Третье . Уведомить АДС можно как письменно, так и устно (в т.ч. по телефону), все заявки подлежат регистрации. При этом вы обязаны сообщить свои ФИО, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной или предоставленной ненадлежащего качества КУ. Сотрудник АДС обязан принять заявку, сообщить свои ФИО, номер заявки и время ее приема.

Четвёртое . Если сотруднику АДС известны причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества, он обязан сообщить об этом вам и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Пятое . Если же причины непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества неизвестны, сотрудник АДС обязан согласовать с вами точное время и дату установления факта непредоставления или проверки качества предоставления КУ. По результатам проверки составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

Шестое . Если вы и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению по качеству предоставления КУ, то определяются новое время и дата оценки качества предоставления КУ. Для оценки приглашается представитель госжилинспекции и представитель Роспотребнадзора. По результатам повторной оценки качества предоставления КУ составляется акт, который подписывается вами и исполнителем (или его представителем).

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставления или предоставления КУ ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в АДС заявки;

б) время, указанное в первичном акте, составленном исполнителем, - в случае выявления исполнителем факта предоставления КУ ненадлежащего качества.

А теперь, внимание

Составленный и подписанный обеими сторонами акт - это основание для перерасчета платы за КУ, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

Акт о непредоставлении или предоставлении КУ ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и ВАШЕМУ имуществу или совместно проживающих с вами лиц, составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у вас, второй - у исполнителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

а) со дня подписания ВАМИ акта об устранении недостатков предоставления КУ;

б) с момента возобновления предоставления КУ надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

При этом исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления КУ, а это значит, что ВЫ вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

* Анна Николаева - юрист, специалист в области гражданского права.

ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

Кто отвечает за состояние первого от стояка крана горячей и холодной воды? Собственник квартиры или управляющая компания (ТСЖ )? Так или иначе, с этими вопросами сталкивался, считай, каждый собственник квартиры. Кран - потек, за чей счет замена? Кран сорвало - кто будет оплачивать ущерб? Так вот, Верховный суд РФ в своем решении утверждает: за состояние первого от стояка крана отвечает управляющая компания.

Кто отвечает за первый от стояка кран воды в квартире?

Горячая и холодная вода в квартирах многоквартирных домов подается по так называемым «стоякам ». От них, через «отводы », осуществляется внутриквартирная разводка по точкам потребления (раковины , ванны, унитазы и т.д.)

При этом стояки входят в состав общедомового имущества и за них отвечает управляющая организация (ТСЖ , управляющая компания и т.п.). А за «отводы » отвечают собственник квартиры. Граница ответственности проходит по первому после «стояка » крану. Но кто отвечает за сам кран?

Действующее законодательство этот момент трактует следующим образом:

В частности, п.5 Правил Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме говорит:

… В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых ) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков , а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях…

(Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Пункт 5)

Вроде бы все ясно - первые от стояка краны входят в состав общедомового имущества. Однако в реальной жизни коммунальщики действуют по своей логике. Вот одна из историй.

В квартире жительницы Магадана произошла авария - сорвало кран на «гребенке » холодной воды, расположенной на отводе от стояка. Вода затопила квартиру и пролилась в квартиру этажом ниже. Общая сумма ущерба оказалась больше 10 000 рублей.

Управляющая компания добровольно компенсировать ущерб отказалась. Хозяйке квартиры пришлось подавать в суд. Городской суд Магадана требования истицы были удовлетворены. Однако коммунальщики оспорили решение в областном суде. Свою позицию они мотивировали тем, что злополучную «гребенку » хозяева квартиры поставили самостоятельно, не соблюдая технические требования к этим вида работ. Соответственно, за состояние самостоятельно установленного крана ответственности они не несут, и компенсировать ущерб не обязаны.

Точку в разбирательстве поставил Верховный суд РФ, куда обратилась хозяйка квартиры. В решение Суда говорится:

… Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома.

Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.

С учётом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему.

Обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу Биленко С. Ю., либо к общему имуществу жильцов многоквартирного дома являлись юридически значимыми и подлежащими доказыванию.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сослался на то, что Биленко СВ. наряду с заменой и переоборудованием внутренних инженерных сетей, являющихся её собственностью, произведена замена запорного вентиля (запорно -регулирующей арматуры) в месте соединения с отводом от общего стояка холодного водоснабжения, послужившего причиной протечки, и являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Истец данные обстоятельства оспаривал, однако суд апелляционной инстанции их не проверил и доподлинно не установил.

Одновременно с этим замена запорного вентиля не освобождает управляющую организацию — ООО «Жилсервис » от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, возложенных на общество заключённым договором…

Полный текст определения коллегии Верховного суда РФ по этому делу .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: