История России XIX–XX вв. Кодекс. Что такое кодифицированный закон

Кодификация законодательства - это вид систематизации, осуществляется путем переработки и сведения в процессе нормотворчества норм права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, в логически согласованную, построенную на научных принципах систему и создание на этой основе нового единого нормативно-правового акта.

Признаками кодификации являются:

1) по консолидация, она всегда является официальной классификацией, что осуществляется в пределах нормотворческой деятельности;

2) результатом кодификации является издание нового (кодифицированного) нормативно-правового акта;

3) в процессе кодификации появляются новые элементы системы права - нормы и институты права, принципиально отличает кодификацию от других видов систематизации;

4) с вступлением в силу кодифицированным актом предыдущие акты, регулирующие аналогичные общественные отношения, теряют силу полностью или в части, противоречащей этому акту.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта - нового сводного нормативно-правового акта, системно и исчерпывающе регулирует определенную сферу общественных отношений - на уровне отрасли или подотрасли права.

Кодифицированные акты составляют тот фундамент, на котором строится новое законодательство. Они упорядочивают нормативно-правовой массив, устраняют имеющиеся противоречия, унифицируют правовой категорийный аппарат, обеспечивают терминологически-языковое единство нормативно-правовых актов.

В отличие от результатов других видов систематизации кодифицированный акт не только упорядочивает действующее законодательство, но и качественно, методологически совершенствует его. Кодекс является свидетельством высокого уровня развития юридической науки и законодательной техники и одновременно мощным толчком к дальнейшим научных исследований соответствующей отрасли, разработка и издание новых нормативно-правовых актов во исполнение его норм. Подготовка к его изданию, как правило, занимает годы и даже десятилетия (так, накопления необходимого научного потенциала, подготовки и непосредственное обработки Германского гражданского уложения заняло почти весь XIX в.).

По уровню переработки и обновления правовых норм исторически сложились два основных метода кодификации: кодификация-компиляция и кодификация-реформа.

Кодификация-компиляция - это метод кодификации законодательства, что предполагает собрание действующих норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму без существенных изменений.

Этот метод используется в случае, если целью кодификации является упрощение и унификация законодательства. Многие известные истории кодификаций осуществлено именно по этому методу. Среди них - Русская правда, Соборного уложения 1649 г.., Хозяйственный кодекс Украины.

Кодификация-реформа - это метод кодификации законодательства, предусматривающего собрание норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму с существенными изменениями, в частности созданием принципиально новых норм и институтов.

Этот метод является более сложным, более длительным, предусматривает более высокий уровень юридической науки и нормотворческой мастерства. Как правило, он используется на тех этапах реформирования общества, предусматривающие одновременное реформирование правовой системы и достижения не только чисто юридических, но и других целей - утверждение и закрепление новых цивилизационных стандартов, нового типа государственного режима, принципиально новых отношений собственности и тому подобное. Такими кодификациями является Французский гражданский кодекс 1804, известный как Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение 1896 Среди примеров современных отечественных кодификаций-реформ - Гражданский кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Главными видами кодифицированных актов с Основы законодательства и кодексы.

Основы законодательства содержат наиболее общие нормы права и определяют цели и принципы правового регулирования определенной группы общественных отношений. Они выдаются обычно в странах с федеративной формой государственного устройства и имеют целью унификации будущих однотипных законодательных актов субъектов федерации. Такие кодификации выдавались, например, в Российской Федерации в 1993

В национальной правовой системе Украины специфической целью Основ законодательства является закрепление наиболее общих, принципиальных положений, в дальнейшем должны стать стержневыми для новых законов. В настоящее время в Украине действуют основы законодательства о здравоохранении, об общеобязательном государственном социальном страховании. Эти нормативно-правовые акты утверждены законами Украины, содержат нормы прямого действия и является фундаментом для создания соответствующих законов и подзаконных актов.

Кодекс является единственным, возведенным, юридически и логически целостным, внутренне согласованным нормативно-правовым актом. Он обеспечивает на научной основе полное, обобщенное и системное регулирование соответствующей отрасли или подотрасли права.

В настоящее время действующими являются 22 кодексы Украины: Гражданский, Семейный, Земельный, Жилищный, законов о труде, Хозяйственный, Уголовный, об административных правонарушениях, Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Гражданский процессуальный, административного судопроизводства, Хозяйственный процессуальный, Уголовный процессуальный, Уголовно-исполнительный, Воздушный, Лесной, о недрах, Водный, торгового мореплавания, защиты. Законодательная деятельность по кодификации законодательства является непрерывной. Так, на стадии проработки находятся проекты Трудового, Избирательного кодексов Украины, а также изменений в действующие кодексы.

Кодексы является важным фактором стабильности системы законодательства, национальной правовой системы в целом. Они действуют, как правило, в течение многих лет. Нормы других нормативно-правовых актов, даже законов не должны противоречить соответствующим кодексам. Так, согласно ч. 2 ст. С ЗК Украины земельные отношения регулируются этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, если они не противоречат настоящему Кодексу. Согласно ч. 2 ст. 4 ГК Украины, если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в настоящий Кодекс, причем оба проекта рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно. Указанными нормами законодатель определяет особое место кодексов в системе законодательства, обеспечивающего стабильность правового регулирования.

Основными видами кодификаций является отраслевая и специальная.

Отраслевая кодификация осуществляется на уровне определенной отрасли законодательства. ее результатам в Украине издания, например, ЦК, УК, ГПК, УПК.

Специальная кодификация осуществляется в пределах определенной подотрасли законодательства. В результате проведения этого вида кодификации в Украине выдано, например, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы.

Особым видом систематизации законодательства является создание свода законов - собрание в одном нормативно-правовом акте всего действующего законодательства государства, расположенного в хронологическом порядке или по отраслям права.

Этот систематизированный акт отличается такими главными признаками:

1) он всегда является официальным источником нормативно-правовых актов, поскольку выдается от имени и по поручению органа законодательной власти;

2) свод законов имеет приоритет перед всеми предыдущими официальными публикациями законов, содержит их действующую редакцию;

3) он является собранием всех действующих законов без исключения (а не кодификацией по отраслевому принципу)

4) этот вид систематизации предполагает большую предварительную законотворческую работу по согласованию норм права, устранения коллизий и пробелов в законодательстве, отмены устаревших норм, объединения законов, регулирующих одинаковые вопросы, в единые законодательные акты и тому подобное.

Деятельность по разработке свода законов имеет свойства консолидации и кодификации, он занимает отдельное, особое место среди других результатов систематизации. Работа по подготовке и изданию свода законов является длительной, тяжелой, предусматривает чрезвычайно высокий уровень юридической науки и законодательной техники.

Истории юриспруденции известны реальные примеры создания таких универсальных актов. Первым из них считается древнеримский Свод законов Юстиниана, в XVI в. получил название Corpus juris civilis - Свод гражданских законов. В истории русского права первым и самым известным полноценным актом такого типа был Свод законов Российской империи 1833 Он состоял из 16 больших томов, содержал в хронологическом порядке все законы Российской империи, начиная с Соборного уложения 1649, и был признан единственным действующим законодательным актом страны.

Следует отметить, что кодификации является важным показателем уровня прогресса человечества, образцом юридической мысли. Почетное место в сокровищнице мировой культуры занимают первый из выдающихся кодексов - вавилонский кодекс Хаммурапи, оригинал которого в виде базальтовой стелы сохраняется в Дувре (Париж), римские Законы XII таблиц и Corpus juris civilis, Русская правда - памятник средневековой отечественной юридической мысли, знаменитые кодификации XIX в. - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, Свод законов Российской империи и др. Эти образцы систематизации законодательства являются выдающимися памятниками не только юридической мысли, но и мировой цивилизации в целом.

Вопрос о систематизации российского законодательства не сходил с повестки дня на протяжении всего XVIII в. и начала XIX в При императоре Николае I систематизация, наконец, была осуществлена и оформлена система российского права, в своей основе сохранившаяся до 1917 г Речь идет, прежде всего, о Своде законов (1832 г.) и Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.).

Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Для этого было учреждено II отделение императорской канцелярии во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским, но практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в «помощники».

По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором -- издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства».

Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было доставлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных фолиантов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, постановления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении работала собственная типография, в которой печаталось многотомное «Полное собрание, законов Российской империи». В течение 1828 -- 1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошла 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того, были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 г., -- этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

Однако в строгом смысле слова его нельзя назвать «полным». Как установлено историками российского законодательства, в него за первую четверть XVIII в. вошла лишь треть законодательных актов, а за вторую четверть XVIII в. - не более пятой их части. Полнее представлено законодательство Екатерины II и Павла I. Почти полностью включены законы, изданные во время царствования Александра I. О включении в «Полное собрание» ранее не публиковавшихся законов принимал решение сам Николай I, который предварительно знакомился с их содержанием.

Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. В 1832 г. «Свод» был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Государственный совет 19 января 1833 г. одобрил «Свод», а Николай I наложил резолюцию: «Свод рассматривать как исключительно положительный закон». В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений», «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

Во второй четверти XIX в. велись и другие кодификационные работы, которые начались сразу после издания Свода законов. Параллельно с подготовкой Уложения о наказаниях с 1839г. велись работы по составлению Устава уголовного судопроизводства. К числу материалов по его подготовке относится записка Блудова 1844г об улучшении следствий процессуального законодательства. Цель предложений Блудова состояла в том, чтобы обеспечить более или менее правильное применение Уложения о наказаниях судебными чиновниками, а также ограничить произвол последних.

В 1845 г. Блудов докладывал императору, что в текущем году «главнейшею и первою работой» II Отделения являлось «окончательное приготовление материалов для устава о производстве дел по преступлениям и проступкам и потом самое начертание сего устава».

В 1850 г. были готовы первые четыре части уголовно-процессуального кодекса. В 1852 г. работа над проектом «Устава судопроизводства по преступлениям и проступкам в Империи» была завершена. Процесс по существу изменен не был: он сохранил инквизиционный характер, о суде присяжных даже не упоминалось. К числу улучшений относились предоставление подсудимому возможности знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор, приглашать в судебное заседание родственников и друзей. Из 15-ти особых судопроизводств оставлялось 3: о преступлениях по должности, государственных и религиозных. Был учрежден особый Комитет для рассмотрения проекта, обсуждение затянулось и к началу нового царствования закончено не было. Летом 1855 г. оно продолжалось. Блудов предложил использовать проект для составления процессуального кодекса Царства Польского. Этот же проект фигурирует в деле подготовки судебной реформы.

Как совершенно верно отметила И.В. Ружицкая «заслуга данных проектов в том, что именно они подготовили законодательную основу дальнейшего судебного реформирования: они стали «базой для коренной переработки законодательства в сфере уголовного процесса при подготовке актов судебной реформы 1864 г., прежде всего, Устава уголовного производства»».

При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 г.» и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

Таким образом, кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Издание Свода законов имело огромное значение не только для дальнейшего развития русского права и судопроизводства. Свод стал шагом к правовому государству, а также базой для реформ 1860-х гг.

– систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс). Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Коллективная материальная ответственность – это юридическая обязанность коллектива работников возместить в пределах и в порядке, установленных трудовым законодательством прямой действительный ущерб, причиненный виновным противоправным поведением организации, с которой он состоит в конкретных трудовых правоотношениях.

Комиссия по трудовым спорам – орган при предприятии, создаваемый по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей, т.е. на паритетных (равных) началах. При этом представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников (профкомом) с последующим их утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Конвенция МОТ международный договор, издаваемый МОТ. Как правило, заключается на уровне правительств по вопросам в области труда

Компенсационные выплаты денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Контракт - соглашение между двумя или более сторонами, имеющее юридическую силу. Контракт включает в себя обязательства сторон, выраженные в устной или письменной форме. Заключение контракта представляет собой предложение, делаемое одной из сторон другой стороне и принятое последней.

Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Квалификация – в трудовом праве различают К. работы и К. отдельных работников. К. работы - характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. К. работы имеет важное значение для установления тарифных ставок и должностных окладов. К. работника - это степень и вид профессионального обучения, необходимый для выполнения конкретного вида работы.

Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, локаут запрещается.

Материальная ответственность – это юридическая обязанность работника возместить в пределах и в порядке, установленных трудовым законодательством прямой действительный ущерб, причиненный виновным противоправным поведением организации, с которой он состоит в конкретных трудовых правоотношениях.

Материальный ущерб – это прямой действительный ущерб наличному, реально-существующему имуществу путем его утраты, присвоение, порча, понижение ценности и соответствующей необходимости собственника произвести затраты на приобретение или восстановление имущества, либо произвести лишние выплаты по вине работника другому лицу.

Международное бюро труда – это орган, занимающий третье место в структуре органов МОТ. Во главе МБТ стоит генеральный директор, который назначается Административным советом и в соответствии с его инструкциями отвечает перед ним за эффективную работу Бюро и за выполнение любых других задач, которые могут быть ему поручены.

Международная организация труда – это специализированное учреждение ООН. Цель МОТ - улучшение условий труда и социального обеспечения населения. Особенностью МОТ, отличающей ее от других международных организаций, является трехсторонний принцип представительства в ее органах, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран, при этом каждая из трех сторон является независимой от двух других. Главные органы МОТ: ежегодная Генеральная конференция; Административный совет; секретариат (Международное бюро труда). Важное место в работе занимают отраслевые комитеты. Штаб-квартира расположена в Женеве.

Межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

Межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Момент начала коллективного трудового спора – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Надомники – лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему выплачивается компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором. Порядок и сроки обеспечения надомников сырьем, материалами и полуфабрикатами, расчетов за изготовленную продукцию, возмещения стоимости материалов, принадлежащих надомникам, порядок и сроки вывоза готовой продукции определяются трудовым договором.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;


2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Все мы обязаны жить по законам. Какие-то из них созданы для защиты интересов государства и общества, а какие-то просто устанавливают определенный порядок действий, дабы мы знали, что и каким образом совершать. Большинство законов существуют в свободной форме, но есть и кодифицированные, наиболее значимые и известные для общества.

«Закон суров, но закон»

Конечно, когда появился первый кодекс, уже никто с точностью не скажет. Корни их восходят еще к античной Греции и Риму, но вот активная кодификация законодательства началась ближе к Советской эпохе (XX век). Стоит отметить, что именно благодаря появился кодекс. Что такое систематизация? Это урегулированный, интеллектуальный процесс по приведению в структурированный, системный вид. Началась она достаточно давно, но активно начала применяться лишь с XVII-XVIII вв., как пример, знаменитый В дальнейшем систематизация законодательства станет одной из важнейший задач государственных органов. Стоит понимать, что закон призван регулировать и контролировать, наказывать и пресекать, так что, как правило, выполняет защитную и карательную функции, а потому его соблюдение просто обязательно для всех, на кого он рассчитан.

Каким образом систематизируются законы

Вообще, видов систематизации 3 - кодификация, консолидация, инкорпорация. В нашей (романо-германской) наиболее развита кодификация, результатом которой и является кодекс. Это вид при котором все нормативно-правовые акты уровня «закон», регулирующие одну сферу жизни общества, объединяются в один. Проще говоря, кодекс - это набор федеральных законов, да и сам он является таким законом, поэтому нередко его называются Федеральный Кодекс. В настоящее время в Российской Федерации существует огромное множество кодексов - от известного нам Гражданского до Уголовно-исполнительного, и все созданы посредством кодификации законов. Они могут дополняться, изменяться и прекращать свое существование лишь на основании отдельных федеральных законов, с указанием в таковых об этом. Федеральный закон, по общему правилу, действует на всей территории нашего государства и обязателен к исполнению всеми его резидентами (начиная от физических лиц и заканчивая государственными органами) и даже лицами без гражданства, лицами-гражданами другого государства и т.п.

Цели и задачи

В первую очередь кодексы призваны регулировать сферы общественной жизни, причем достаточно четко. В зависимости от того, какую сферу регулирует кодекс, у него имеются свои задачи и цели, хотя есть и единые для всего законодательства - поддержание интересов общества и государства, их защита. Каждый из нормативно-правовых актов должен иметь предмет регулирования, в том числе, и кодекс. Что такое все это значит? Общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности. Они могут быть как в рамках закона, так и нарушать его. Помимо этого, если говорить именно о кодификации, стоит отметить, что ее целью также является создание такого акта, который был бы наиболее удобен для граждан. То есть, государство заботится о воспитании правовой культуры посредством создания доступных и понятных актов. Конечно, далеко не все статьи кодексов вам будут понятны, если вы не юрист, но для этого создаются дополнительные интерпретационные акты, пишутся комментарии к кодексам - это работа высших органов судебной и законодательной власти.

Восприятие

Каждый кодекс воспринимается обществом и даже государством по-своему: многое зависит от целей и задач, которые он ставит перед собой, от круга общественных и государственных интересов, которые он защищает. Знаменитая, закрепленная в законе фраза - «незнание закона не освобождает от ответственности» - является предметом постоянных дискуссий, ведь, одно дело - знать уголовный закон, совсем другое - знать весь перечень административных правонарушений, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тем не менее, принцип знания закона закрепляет презумпцией любой кодекс. Что такое презумпция и зачем она закрепляется? Это положение, не требующее обоснования (как аксиома в геометрии), а закрепление ее необходимо для придания юридической силы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: