Европротокол действия. Европротокол: образец заполнения

Оформление ДТП с помощью Европротокола призвано серьёзно облегчить жизнь всем владельцам полиса ОСАГО. Эта практика пришла к нам из Европы, где её применяют уже не первый год. Сам Европротокол представляет собой бланк Извещения о дорожно-транспортном происшествии, который предусматривает самостоятельное его заполнение участниками аварии. Если Вы не знаете, где взять бланк Европротокола , обратитесь в свою страховую компанию или же внимательно проверьте документы, которые Вам выдали при оформлении полиса ОСАГО. Как правило, он входит в их комплект.

Порядок оформления

Бланк и образец заполнения Европротокола можно скачать с нашего сайта.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу не предусматривает привлечения сотрудников ГИБДД. Однако, он предусматривает обязательное выполнение следующих условий:

  • отсутствие пострадавших лиц: водителя, пассажиров, пешеходов;
  • участие в аварии двух автомобилей;
  • отсутствие разногласий у водителей по поводу обстоятельств аварии и ущерба ТС;
  • оба водителя являются владельцами полисов ОСАГО .

Правила оформления ДТП по Европротоколу также предусматривают ограничения в сумме компенсации. Если она выше 50 тысяч рублей, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Более того, осенью прошлого года сумма компенсации была увеличена до 400 тысяч рублей. Впрочем, эта возможность доступна лишь владельцам ОСАГО столицы, СПб и областей в том случае, если их автотранспортные средства оборудованы системой спутникового слежения. Благодаря ей можно провести фото- и видеосъёмку, а также получить информацию о точном положении ТС на месте происшествия. В случае, если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, необходимо вызывать ГИБДД.

Правила заполнения

Основные правила оформления Европротокола при ДТП в 2017 году предусматривают следующее:

  • заполнение бланка только шариковой ручкой из-за наличия самокопирующейся части;
  • заполнение бланка обоими водителями (каждый - свою колонку);
  • разъединение обоих экземпляров бланка, заполненных с лицевой стороны;
  • заполнение оборотной стороны каждым из водителей самостоятельно;
  • наличие двух пар подписей обоих водителей на лицевой стороне бланка;
  • возможность внесения правок в бланк после разъединения с обязательным их заверением обоими водителями.

Особое внимание необходимо уделить заполнению п. 14, в котором необходимо перечислить и указать характер всех видимых повреждений, полученных ТС в результате дорожно-транспортного происшествия. Они должны быть представлены кратко и точно, с применением следующих терминов: «царапина», «вмятина», «трещина». Не допускается внесение в графу повреждений, полученных до аварии. В случае, если автомобиль имеет невидимые повреждения, они будут определены и внесены в список представителями СК при проведении осмотра. В процессе заполнения не оставляйте пустых граф - их рекомендуется заполнить прочерками или буквой «Z». Если бланк был испорчен или порван, если в нём имеется много исправлений и его сложно прочитать, необходимо оформить его на новом бланке. В случае, если второй водитель не желает заполнять бланк и отказывается его подписывать, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Купить полис ОСАГО, получить бланк Европротокола и исчерпывающую информацию о его заполнении можно в

Понятие пришло к нам из Европы и дословно означает «Европейский протокол». Он подразумевает упрощенную процедуру оформления возникшего ДТП, не требующую присутствия сотрудника полиции.

В российскую практику использование вошло с 2009 года. В 2014 году сделаны некоторые изменения, регулирующие размер выплат.

По закону участники аварии по обоюдному согласию могут самостоятельно оформить Европротокол ДТП в документальном виде (страховой случай). Представить документальные и электронные сведения в компанию страховщика и получить возмещение.

Оформление Европротокола экономит время. Участники аварии могут спокойно разъехаться, не создавая заторы на дорогах в ожидании сотрудников полиции.


Текущий Европротокол при ДТП 2019, правила оформления, бланки и прочие аспекты — обо всем подробно в этой статье.

Если участники регистрируют аварию самостоятельно путём оформления Европротокола, то учитываются возможные обстоятельства причинения ущерба третьему лицу.

Следует убедиться в том, что:

  • Нет повреждений сооружений придорожного использования.
  • Нет повреждения соседних транспортных средств.
  • Нет людей, получивших ранения.

В случае присутствия третьей стороны виновник ДТП обязан оплатить расходы. Если не достигнуто обоюдное соглашение, то оформление ДТП невозможно. Европротокол представляет собой бланк извещения, оформив который вы получаете страховые выплаты. Применяется если полис страхования ОСАГО, присутствует у обоих участников.

Процедура Европротокола для страховых случаев КАСКО не применяется, так как выплаты сопряжены с рядом затруднений.

Суммы возмещения

До 2016 года размер возмещения ущерба составлял 25 000 в рублевом эквиваленте. На данный момент оформить европротокол при ДТП пожелала десятая часть людей, попавших в аварию.
Причин несколько:

  • маленькая сумма возмещения;
  • отсутствие полученной выплаты из страховой компании из-за недочетов в документации.

По данным исследования граждане предпочитают подождать приезда сотрудников полиции и получить компенсацию у страховщика без проблем.

После внесения поправок в законодательство о страховании ОСАГО, сумму компенсации по страховому случаю подняли до 50 000 рублей. На территории Москвы, Санкт-Петербурга и окружающих областей до 400 000 в рублевом эквиваленте.

Единственным условием для получения полной суммы выплаты становится запись последствий аварии и места происшествия на специальную фото и видеотехнику. Пока нормативных актов для урегулирования процесса не создали.

В идеале, это устройство, относящееся к ГЛОНАСС. Установка ГЛОНАСС в новых ТС приобрела обязательный порядок на территории России только в 2016 году.

Что снимать и какой использовать ракурс

Съемку делают на протяжении часа после совершения ДТП.

В кадр должны отчетливо попасть знаки регистрации ТС участников, VIN-номера.

Подробно снять повреждения, используя 3–4 ракурса, для определения величины повреждения и степени потребности новых запчастей.

Следом снять расположение ТС относительно друг друга, привязывая расположение к нескольким ориентирам.

Если обнаружены свидетели, снимите номера принадлежащих им машин для подтверждения сведений.

Обязательные условия

В случае самостоятельного заполнения извещения по Европротоколу каждый участник описывает обстоятельства аварии.

Сумма ущерба, превышающая 50 000 для регионов России и 400 000 тысяч для Москвы, Санкт-Петербурга и областей, регистрации по Европротоколу не подлежит.

Если не достигнуто соглашения о степени виновности в аварии пригласите сотрудников ГИБДД для решения вопроса. Присутствие сотрудника обязательно если второй участник в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если второй участник ДТП регистрировал ТС на территории иного государства, то без выданной Грин-карты оформление ДТП по Европротоколу невозможно.

Порядок действий перед заполнением Европротокола

Если случившееся ДТП не отягощено последствиями и пострадавшими, произошло в результате совершения маневра, а не падения дерева на крышу.

А также если сумма ущерба не превышает компенсацию, установленную протоколом, то можно прибегнуть к оформлению Европротокола.

Порядок действий:

  • устанавливаются знаки аварийной остановки;
  • место аварии фиксируется на съемочный аппарат;
  • автомобили снимаются с 3–4 ракурсов с обозначением точки привязки;
  • собираются и фиксируются показания свидетелей;
  • после снятия тормозного пути и образовавшихся осколков ТС убирают с проезжей части;
  • заполняется извещение о ДТП обоими участниками, под копирку;
  • составляется схема — расположение ТС, направление движения, вид разметки дороги, наличие знаков движения, улицы, номера домов, положение окружающих объектов.

Как правильно заполнить бланк

Бланки двухсторонние и разделены на две колонки для обязательного заполнения. В заполнении участвуют оба водителя.

На первой стороне вносят информацию об участниках, свидетелях, месте совершения, причине, повлекшей аварию, характере повреждений и иную подобную информацию.

После внесения данных на первой стороне бланк раскрепляют и заполняют обратную сторону.

Заполнение каждого поля обязательно. Если данных нет, то пустые графы заполняются (-) или (Z). Если места на бланке недостаточно для внесения описания, добавляется приложение, которое подписывает второй участник ДТП.

Пункты, в которых чаще допускаются ошибки:

  • 14 - указываются внешние повреждения, которые определяются визуально — трещины, деформации, царапины, разрывы, сколы и иные, внутренние определяет экспертиза;
  • 15 – вносятся дополнительные замечания, описывающие характер случившейся аварии;
  • 16 – внимательно отнестись к понятиям правил ПДД — остановка и стоянка различаются по значению;
  • 17 – вносятся полные схематические изображения — если нет привязки схемы к нескольким объектам, она считается недействительной и будет оспорена страховой компанией;
  • 18 – содержит подписи обоих водителей, если нет одной подписи участника, протокол признается недействительным, подпись должна присутствовать в п. 15.

Бланк не будет принят страховой компанией ОСАГО если: он заполнен неразборчиво, поврежден, содержит исправления, не поставлены подписи участников, отсутствует заполнение некоторых пунктов без информации знаками (-; Z).

В чем могут быть проблемы

  1. При регистрации машины виновника в ином государстве и присутствии у него грин-карты, возможна регистрация аварии без участия полиции. Извещение о ДТП должно регистрироваться на бланке, выданном в российской страховой компании.
  2. Если в бланке указаны разногласия описывающие происшествие, он считается недействительным и будет оспариваться страховщиком.
  3. Если мнения по некоторым моментам аварии расходятся, то необходимо пригласить для регистрации сотрудника полиции.
  4. Если данные в протоколе не определяют виновности лиц, страховая организация вынуждена будет отказать в выплате компенсации. Этого не произойдет, если к бланку прикладывается фото и видеосъемка места происшествия с участием ТС.
  5. Если автомобиль, возвращающийся с места аварии, останавливает сотрудник полиции, то водитель показывает копию извещения, заверенную сотрудником страховой компании.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

После оформления ДТП, у каждого участника на руках остается своя часть.

Потерпевший должен на протяжении пяти рабочих дней посетить отделение страховой компании и передать в нее следующие данные:

  1. Часть бланка извещения о ДТП. При этом получить копию, заверенную агентом, для предоставления полиции, в случае остановки поврежденного ТС.
  2. Заявление на возмещение.
  3. Электронный накопитель информации, на который внесена запись о месте происшествия. Переписывать данные и предоставлять на ином носителе нельзя. Если вы неуверенные в признании подлинности данных страховщиком, сделайте независимую экспертизу записи.

Участник, виновный в создании аварийной ситуации, отправляет полученную часть бланка в страховую компанию. Он не имеет права в течение 15 дней заниматься ремонтом своего поврежденного транспорта. Если требуется начало ремонта до этого срока, то нужно разрешение страховой компании потерпевшей стороны.

Европротокол - отличная альтернатива вызову сотрудников ДПС на место аварии. Для его оформления должны быть соблюдены 3 важных законодательных условия. Но тонкостей , которые помогут решить, оформлять ДТП без инспекторов ГИБДД или нет, гораздо больше. Итак, правила европротокола при ДТП на 2019 год в удобном формате вопросов и ответов.

Что такое европротокол?

Это упрощённая схема самооформления аварии и непосредственно бланк оповещения страховой компании. На 2019 год существует 2 основных правовых документа, регулирующих правила оформления европротокола. И, по правде говоря, ни в одном из них Вы вообще не найдёте ни слова о нём. Там речь идёт только об упрощённой схеме оформления ДТП. А самим термином "европротокол" обычно именуют бланк извещения об аварии, просто он заполняется без вызова сотрудников ГИБДД.

Европротокол заполняется в двух экземплярах - каждой стороной ДТП заполняется свой. А затем оба участника ставят подписи в обоих экземплярах, перепроверив все записи и отмеченные пункты.

Когда можно оформить?

Есть 2 группы критериев для оформления ДТП по европротоколу: законодательно обязательные и обязательные по другим критериям. Первые регулирует ФЗ "Об ОСАГО" в своей статье 11.1 . Вторые описаны в Правилах страхования по всему регламенту и исходят из здравого смысла.

Законодательно европротокол можно оформлять, если:

  1. в ДТП пострадало только имущество (нет вреда здоровью или погибших),
  2. участников ДТП только двое (даже если пострадало имущество этих владельцев),
  3. у обоих участников ДТП нет споров по поводу виновности в аварии и по повреждениям имуществу.

А вот другие обязательные условия, которые помогут Вам решить, звонить ли в ГИБДД или оформиться по европротоколу:

  • обе стороны имеют возможность в первые 5 дней после аварии отвезти каждый свой бланк европротокола к своему страховщику и отложить ремонт автомобиля на срок 15 дней после дорожно-транспортного происшествия,
  • сумма ущерба точно не превышает 50 тысяч рублей,
  • у Вас есть возможность сфотографировать или записать на видео (можно на телефон) все обстоятельства ДТП.

В том случае, если виновная сторона не отдаст свой бланк европротокола своему страховщику в течение 5 дней или не представит/отремонтирует свой автомобиль в срок ранее 15 дней, то страховая вправе выставить регресс (ст. 14 , пп. "ж" и "з" ФЗ "Об ОСАГО").

Как оформляется ДТП с европротоколом?

Достаточно просто! Порядок оформления приводим по пунктам:

  1. сначала в соответствии с пунктами 2.5 и 2.6.1 ПДД Вы обязаны выставить знак аварийной остановки и включить "аварийку",
  2. далее, не трогая автомобили договариваетесь с вторым участником о виновности, оцениваете сумму ущерба и решаете оформляться по европротоколу или вызывать ГИБДД,
  3. обязательно фотографируете или снимаете на видео место ДТП, сами автомобили, повреждения, дорожные знаки, если они имеют значение,
  4. если автомобили мешают движению, убираете их в безопасное место (но только после фотографирования/видеозаписи места и обстоятельств аварии)
  5. приступаете к заполнению извещения - каждый водитель сначала заполняет свой бланк, а затем столбец 1 или 3 (см. бланк ниже) второго экземпляра, ставите подписи и текущую дату и время,
  6. далее обе стороны ДТП должны предоставить свой оформленный бланк "еврика" каждый своему страховщику, а ещё не чинить свою машину первые 15 дней после аварии.

Обязательно при передаче европротокола зафиксируйте это на видео или отправьте заполненный бланк почтой с описью вложений. Были реальные случаи, когда виновник выполнил это условие, но страховая компания затем направила ему регресс, якобы тот не представил свой бланк, а виновник просто не смог доказать обратное.

Европротокол - бланк 2019

Бланк европротокола утверждён Положением Банка России №431-П и имеет строгую форму заполнения. Фактически, это один лист бумаги формата A4, с обеих сторон которого необходимо заполнить соответствующие поля.

Вот сам бланк европротокола (обе страницы представлены друг за другом):

Бланк европротокола для распечатки

Изображение бланка выше можно скачать и распечатать. Но для удобства приводим бланки для распечатки в более удобном виде:

  • отдельные изображения: скачать страницу 1 и страницу 2 бланка;
  • скачать бланк европротокола в формате DOC (MS Word).

В случае картинок распечатайте сначала первую страницу европротокола, затем положите тот же лист бумаги в принтер другой стороной и распечатайте, таким образом, на второй стороне листа оборотную страницу.

В случае документа Word просто нажмите "печать" или Ctrl+P на компьютере под Windows и выберите опции печати всех листов и двустороннюю печать.

Вопреки возможным вопросам - бланк европротокола можно распечатать чёрно-белым. Цветной вариант не утверждён в качестве обязательного. Обязательны только наличие всех граф и записей в нём.

Ниже приводим образец заполненного европротокола. Тонкости его заполнения не очень сложные, но необходимо учесть небольшой ряд факторов:

  • в примечании (п. 2 второй страницы) крайне желательно, чтобы виновник прямо написал о признании своей вины (в образце европротокола эта запись отмечена красным цветом),
  • по схеме ДТП, списку повреждений и примечанию не должно быть противоречий.

В остальном ничего не должно вызывать вопросов и разногласий между участниками ДТП.

Европротокол можно заполнять от руки (по-другому у Вас вряд ли получится, ведь он заполняется на месте ДТП). В среднем столбце отмеченные пункты должны быть одинаковыми на обоих экземплярах. А остальные - не вызывать разногласия и не противоречить друг другу.

При этом, каждый водитель заполняет соответствующую себе графу (первую или третью) не на своём бланке. То есть оба экземпляра бланков европротокола должны быть заполнены во всех 3 столбцах.

Какие документы подавать в страховую?

Поэтому, если Вы законопослушный потерпевший, а у виновника не оказалось страховки, то единственный вариант здесь получить выплату или ремонт от страховщика - это наличие у Вас страховки Каско, так как по ОСАГО страхуется ответственность виновника. Увы, но это так.

Можно оформить европротокол, если водитель - иностранец?

Можно, но только если у него есть российский полис ОСАГО. В случаях, когда у него страховка также иностранная, и он въехал на территорию РФ временно, либо у него только Гринкарта, то оформляться по европротоколу нельзя.

Моя страховая - банкрот, что делать?

Если страховая компания потерпевшего, куда он должен обращаться с заполненным бланком европротокола, оказалась банкротом, то обращаться нужно в страховую виновника. При этом, не важно, до или после ДТП страховая компания была признана банкротом.

У потерпевшего тоже 5 дней для оповещения?

По закону да. Фактически, бланк заполненного европротокола подаётся в компанию вместе с заявлением, и пропуск этого срока ни на что не влияет - нет ни штрафа, ни отказа в выплате по закону на 2019 год за это. Есть только срок исковой давности, который, согласно Гражданскому кодексу, составляет 3 года.

У меня нет банковской карты - что делать?

Начать следует в того, что в 2019 году страховые всё же чаще дают направление на ремонт автомобиля, а не производят выплату деньгами. Но по взаимной договорённости может быть и денежная компенсация.

Были случаи, когда страховые компании требовали завести карту специально для осуществления выплаты. Это незаконно, потому как ничего не обязывает выгодоприобретателя получать компенсацию только безналичным расчётом. Для получения наличными просто укажите об этом в заявлении на выплату.

Европротокол или извещение о дорожно-транспортном происшествии – это документ, который позволяет водителям автомобилей, попавшим в ДТП, оформить его быстро, самостоятельно, не привлекая сотрудников ГИБДД и не создавая многочасовые пробки на дорогах. А в итоге ещё и получить денежную компенсацию по страховому полису в своей страховой компании.

Оформление Европротокола в зависимости от типа страхового полиса:

По действующему законодательству Российской Федерации вы имеете право получить выплаты или ремонт автомобиля по любому страховому полису, будь то ОСАГО или КАСКО.

В каких случаях можно оформить Европротокол в 2019 году?

Европротокол можно оформить на месте происшествия если:

  1. Столкновение произошло между двумя автомобилями. Но необходимо знать, что машина с прицепом будет числиться, как две машины. Следовательно, если в аварии участвует более двух автомобилей либо один из них был с прицепом, то заключение Европротокола невозможно. Если в ДТП попали три и более машины, то вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД. В противном случае, когда вы придете в страховую компанию с Европротоколом, где будет указано, что в аварии участвовало более двух машин, вам будет отказано в его принятии.
  2. В результате аварии урон понесли, только транспортные средства и нет пострадавших (пассажиры, водители, пешеходы).
  3. Между участниками происшествия нет разногласий об обстоятельствах столкновение. Заключение Европротокола было обоюдным и добровольным решением.
  4. Ущерб пострадавшей стороне не должен превышать 100 тысяч рублей .

Если хотя бы одно из условий заключения Европротокола было нарушено, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Если вы этого не сделали и оформили ДТП Европротоколом, то ваша страховая компания откажет вам в выплатах.

Где взять бланк Европротокола?

Если же вы всё-таки попали в ДТП и решили оформить его самостоятельно, то возникает вопрос: А где взять бланк Европротокола? Данный бланк вы можете совершенно бесплатно получить в своей страховой компании. Также возможно, что бланк Европротокола у вас уже имеется. Чаще всего страховые компании при продаже страхового полиса вкладывают в него один экземпляр бланка.

Можно ли самостоятельно распечатать Европротокол?

Если же вы не хотите идти в страховую компанию Вы можете скачать шаблон Европротокола в Интернете. Но учтите, что к бланку, скаченному из Интернета, страховая компания может выдвинуть ряд претензий или вовсе отказать в его принятии.

Европротокол, который будет написан рукой на чистом листе бумаге, не является официальным доказательством случившегося ДТП.

Правила оформления Европротокола при ДТП в 2019 году

Европротокол, как и любой другой документ, должен быть заполнен грамотно и в соответствии со строгой инструкцией.

Читайте также подробную инструкцию о том, как вести себя водителю и какие действия предпринять, чтобы не получить отказ в страховой выплате.

Последовательность действий водителей после ДТП

  • во-первых, нужно удостовериться, что никто из водителей, пассажиров или пешеходов не пострадал при ДТП;
  • во-вторых, необходимо убедиться, что в результате столкновения пострадали только две машины, и другое окружающее имущество не было задето;
  • в-третьих, не отгонять машины с места происшествия до окончания оформления ДТП, при этом выставив аварийный знак;
  • в-четвертых, необходимо осмотреть повреждения каждого автомобиля и примерно оценить ущерб;
  • в-пятых, убедиться, что у обоих водителей есть страховой полис КАСКО или ОСАГО;
  • в-шестых, сделать чёткие и качественные фотографии местоположения аварии так, чтобы была видна окружающая местность, сфотографировать общим и крупным планам места повреждения автомобилей с номерами, следы торможения, обломки деталей и снять показания со свидетелей.

Как правильно заполнить Европротокол при ДТП?

Заполнять бланк необходимо:

  • синей шариковой ручкой, крупными печатными буквами и разборчивым почерком;
  • грамотно, лаконично, избегая употребления жаргона заполнить каждый пункт бланка;
  • стараться избегать помарок и исправлений. Если исправления были допущены, то они заверяются подписями каждой сторон.

Если после подписания извещения о ДТП в них были внесены изменения, они должны быть удостоверены подписями обоих сторон.

На что обратить внимание при заполнении бланка Европротокола?

В бланке Европротокола отведено специальное место, где необходимо нарисовать схему ДТП с наиболее точным указанием всех нюансов происшествия.

В схеме должно быть указано:

  1. Расположение автомобилей после столкновения.
  2. Направление движения каждого автомобиля.
  3. Особенности географической местности.
  4. Наличие знаков, светофоров и разметки на дороге.
  5. Адрес происшествия.
  6. Наличие повреждения дорожного покрытия, если это стало причиной ДТП.

Не стоит забывать, что Европротокол – это добровольное и обоюдное решение каждого водителя. И если вы видите, что второй водитель не идёт с вами на контакт или отказывается в заполнении извещения о ДТП, или находится в алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении немедленно вызывайте сотрудников ГИБДД.

Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году

На данный момент времени максимальный размер ущерба, который может быть выплачен страховой компанией при ДТП, не может превышать 100 тысяч рублей. В отдельных случаях, если вы проживаете в Москве, Санкт-Петербурге или в прилегающих областях — максимальная выплата может достичь 400 тысяч рублей. НО! Это возможно, только если у обоих водителей установлено спутниковое оборудование, которое позволит отследить точное местоположение ДТП.

Изменения в законодательстве!

Если авария произошла раньше, чем вступили в силу изменения ФЗ «об ОСАГО» об увеличении размера ущерба, то максимальный разрешённый размер ущерба будет считаться 50 тысяч рублей. Если ДТП произошло после 1 июня 2018 года, то максимальный размер ущерба будет увеличен в 2 раза, то есть он будет равен 100 тысячам рублей.

В чем заключается опасность при оформлении ДТП Европротоколом?

При грамотном заполнении бланка, учёте всех условий его заключения опасности при оформлении ДТП Европротоколом не возникнет. Также важно прийти в страховую компанию за денежной компенсацией по протоколу в установленный срок. Если эти условия были нарушены, то страховая компания откажет вам в выплате.

Сроки обращения за страховой выплатой

После того как вы попали в ДТП и оформили его Европротоколом у вас есть пять календарных дней, чтобы обратиться в свою страховую компанию. Если вы не успеете по срокам, ваш Европротокол не примут и откажут в выплате.

Заключение

Подводя итоги, Европротокол можно с уверенностью назвать самым быстрым, простым и удобным способом оформления ДТП. Как и у любой вещи, у Европротокола имеются свои плюсы и минусы.

Плюсы Европротокола

  1. Оформление мелких ДТП самостоятельно.
  2. Не нужно вызывать полицию.
  3. Получение денежной компенсации в страховой компании.
  4. Разрешённый размер ущерба автомобилям до пятидесяти тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года повысится до ста тысяч рублей.

Минусы Европротокола

  1. Оформление ДТП по Европротоколу возможно только в строго определённых случаях.
  2. Необходимо согласие второго водителя. Иногда достичь этого бывает очень трудно и приходится вызывать сотрудников ГИБДД.
  3. Срок обращения в страховую компанию за выплатами составляет всего лишь пять календарных дней.

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.

Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: